Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.






Организация учебного материала предполагает деление дисциплины на взаимодополняющие учебные элементы. Первый из них направлен на освоение нормативно-правовых и технологических основ дефектологии как науки, второй учебный элемент посвящен анализу видов и причин аномального развития детей, третий учебный элемент включает вопросы, связанные с организацией, проектированием и прогнозированием результатов работы, направленной на обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Четвертый учебный элемент посвящен изучению современных методов помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и членам их семей.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Задание 1. Проанализируйте материалы, подготовленные к парламентским слушаниям «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» (о специальном образовании), состоявшимся 24 апреля 2006 г. в Москве (проект Рекомендаций парламентских слушаний и Справка о состоянии профессионального образования для инвалидов и перспективах его развития в Российской Федерации); выявите актуальные направления политики в области институционально-правового обеспечения социальной поддержки в отношении инвалидов в нашей стране. Задание 2. Ознакомьтесь с региональными нормативными документами, регламентирующими положение молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Проанализируйте в социальном и психологическом аспектах, какие права – на уровне субъекта Федерации закрепляются применительно к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Задание 3. Изучите на сайте Секретариата межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭс (www.ipaeurasec.org) материалы состоявшихся 9 июня 2006 г. в Санкт-Петербурге Межпарламентских слушаний «Основные направления и особенности правового регулирования системы образования в странах – членах ЕврАзЭс» (международный Круглый стол «Нормативно- правовое и информационно-ресурсное обеспечение образования и обучения людей с ограниченными возможностями»); выявите и проанализируйте общие и специфические проблемы нормативно-правового регулирования Социальной поддержки в отношении инвалидов в странах постсоветского пространства.

Задание 4. Изучите особенности и составьте план по одному из направлений воспитательно-образовательного процесса с одной из групп детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (применительно к условиям одного из образовательных учреждений).

Темы для самостоятельной работы студентов (доклад, реферат):

1. Факторы, определяющие содержание, формы и методы работы с различными группами детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Анализ и оценка правовой базы на получение образовательных, медицинских, социальных услуг семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

3. Функциональные и структурные стандарты предоставления образовательных услуг различным категориям детей с особыми образовательными потребностями.

4. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми и подростками с нарушением зрения в образовательных учреждениях различных типов и видов.

5. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми и подростками с нарушением слуха в образовательных учреждениях различных типов и видов.

6. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми и подростками с нарушением речи в образовательных учреждениях различных типов и видов.

7. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми и подростками с нарушением опорно-двигательного аппарата в образовательных учреждениях различных типов и видов.

8. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми и подростками со сложным (сочетанным) дефектом развития в образовательных учреждениях различных типов и видов.

9. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы в образовательных учреждениях I вида.

10. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы в образовательных учреждениях II вида.

11. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы в образовательных учреждениях III вида.

12. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы в образовательных учреждениях IV вида.

13. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы в образовательных учреждениях V вида.

14. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы в образовательных учреждениях VI вида.

15. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы в образовательных учреждениях VII вида.

16. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы в образовательных учреждениях VIII вида.

17. История становления и развития олигофренопедагогики и олигофренопсихологии.

18. Направления работы по обучению и воспитанию дошкольников с нарушением интеллекта.

19. Особенности игровой и изобразительной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта.

20. Особенности обучения игровой и изобразительной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта.

21. Основные направления коррекционно-развивающей работы в классах компенсирующего обучения.

22. Методики исследования слуха у аномальных детей.

23. Логопедическое и психологическое обследование аномальных детей.

24. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка.

25. Восстановительное обучение при локальных нарушениях мозга в детском возрасте.

26. Особенности организации ПМП-консилиумов в образовательных учреждениях различных видов.

27. История становления и развития сурдопедагогики и сурдопсихологии.

28. История становления и развития тифлопедагогики и тифлопсихологии.

29. Особенности отбора детей в коррекционные школы различных видов.

30. Понятия первичного и вторичного дефектов. Формы организации профилактики вторичных отклонений в развитии.

31. Культурное воспитание детей с различными аномалиями развития.

32. Музыкальное воспитание и обучение детей с различными аномалиями развития.

33. Художественное воспитание и обучение детей с различными аномалиями развития.

34. Работа по формированию навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта.

35. Работа по формированию навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения.

36. Работа по формированию навыков самообслуживания у детей с нарушением слуха.

37. Работа по формированию навыков самообслуживания у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

38. Работа по формированию навыков самообслуживания у детей со сложным (сочетанным) дефектом.

39. Особенности организации семейных форм воспитания детей с нарушением интеллекта.

40. Особенности организации семейных форм воспитания детей с нарушением зрения.

41. Особенности организации семейных форм воспитания детей с нарушением слуха.

42. Особенности организации семейных форм воспитания детей с нарушение опорно-двигательного аппарата.

43. Особенности организации семейных форм воспитания детей со сложным дефектом развития.

44. Особенности организации и функционирования ПМП-консилиумов и ПМП-комиссий.

Форма выполнения самостоятельной работы может быть разной: отдоклада на семинарском занятии до написания реферата. Оценкаработы зависит от степени сложности (проблемности) темы, уровня её изложения (репродуктивный, репродуктивно-исследовательский, исследовательский, исследовательско-творческий уровень), от формы ее разработки и презентации, от степенисамостоятельности и активности студента в процессе выполнения и защитыработы. Задания для самостоятельной работы являются обязательными, реферат (доклад) готовится по одной из предложенных тем. Контрольные вопросы для подготовки к зачету:

1. Права на получение образования лицами с ограниченными возможностями, понятие коррекционно-развивающей работы относительно лиц с особыми образовательными потребностями различного возраста.

2. Особенности и принципы составления плана воспитательно-образовательного процесса в специальном коррекционном учреждении 1 вида.

3. Особенности и принципы составления плана воспитательно-образовательного процесса в специальном коррекционном учреждении 2 вида.

4. Особенности и принципы составления плана воспитательно-образовательного процесса в специальном коррекционном учреждении 3 вида.

5. Особенности и принципы составления плана воспитательно-образовательного процесса в специальном коррекционном учреждении 4 вида.

6. Особенности и принципы составления плана воспитательно-образовательного процесса в специальном коррекционном учреждении 5 вида.

7. Особенности и принципы составления плана воспитательно-образовательного процесса в специальном коррекционном учреждении 6 вида.

8. Особенности и принципы составления плана воспитательно-образовательного процесса в специальном коррекционном учреждении 7 вида.

9. Особенности и принципы составления плана воспитательно-образовательного процесса в специальном коррекционном учреждении 8 вида.

10. Нормативно-правовые основы организации и деятельности образовательных учреждений, осуществляющих работу с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

11. Основы государственной политики в области обучения и воспитания с ограниченными возможностями здоровья.

12. Понятия «аномальное развитие» и «коррекция» и их взаимосвязь.

13. Взаимосвязь понятий «диагностика», «коррекция», «развитие» и «образовательная среда» при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

14. Проектирование и прогнозирование в области обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Целевые проекты.

15. Роль специальных коррекционных образовательных учреждений в социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

16. Влияние СМИ на формирование отношения к «аномальным» детям и членам их семей, специализированным коррекционным образовательным учреждениям.

17. Учет индивидуальных, этнических и общесоциальных ценностей в воспитательно-образовательном процессе специальных коррекционных образовательных учреждений.

18. Воздействие политической атмосферы региона и страны в целом на организацию системы обучения и воспитания «аномальных» детей.

19. Социально-экономические факторы и их роль в системе обучения и воспитания «аномальных» детей.

20. Особенности перцепции, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения.

21. Особенности перцепции, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

22. Особенности перцепции, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями познавательной сферы.

23. Особенности перцепции, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи.

24. Особенности перцепции, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей со сложным (сочетанным) дефектом.

25. Особенности перцепции, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития.

26. Особенности перцепции, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением слуха.

27. Предмет, задачи, методы дефектологии

28. История становления и развития отечественной дефектологии.

29. Государственная система поддержки и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов детства).

30. Понятие «аномальный ребенок», «аномальное развитие», дизонтогенез. Причины аномального развития.

31. Классификации дизонтогений. Дефицитарный дизонтогенез.

32. Теория Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефекте, учение о компенсации.

33. Понятие задержки психического развития и ее классификация.

34. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.

35. Дифференциация ЗПР от сходных с ней состояний.

36. Типы нарушений поведения при синдроме олигофрении.

37. Реактивные состояния, конфликтные переживания, психопатические формы поведения у детей. Понятие речевого нарушения. Уровни недоразвития речи.

38. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи.

39. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи.

40. Структура и организация работы системы ПМПК. Общая концепция ПМК консультирования. Психологическое, логопедическое и нейропсихологическое обследование детей в ПМПК.

41. Характеристика базовых диагностических наборов для психологического обследования детей в ПМПК.

Вопросы для самопроверки:

1.Какое место занимает дефектология среди педагогических наук?

2. Назовите главные задачи дефектологии.

3. Объясните следующие категории и понятия дефектологии — «социальная реабилитация и социальная адаптация аномальных детей», «коррекция аномального развития», «компенсация и декомпенсация».

4. Раскройте содержание понятий «аномальный ребенок», «аномальное развитие».

5. Назовите основные причины детских аномалий.

6. Раскройте сущность теории Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефекте.

7. Что включает в себя понятие «умственная отсталость» в современной отечественной дефектологии?

8. Назовите основные признаки олигофрении и степени умственной отсталости при этом синдроме.

9. Что такое коррекция, компенсация и адаптация применительно к умственно отсталым учащимся?

10. Объясните, почему олигофренопедагогику называют социально-педагогической наукой?

11. Перечислите виды умственной отсталости.

12. Раскройте состояние проблемы ЗПР в современной дефектологии.

13. Приведите клиническую систематику ЗПР.

14. Что позволяет говорить о качественном отличии детей с ЗПР от умственно отсталых и нормально развивающихся сверстников?

16. Назовите основные принципы коррекционно-воспитательной работы

детьми с ЗПР.

17. Охарактеризуйте причины, степень и виды нарушения зрения.

18. Сравните особенности психофизического развития слепых и слабовидящих детей.

19. Каково значения слуха и зрения в психическом и физическом развитии ребенка?

20. Опишите классификацию слуховых нарушений и перечислите их причины.

21. Дайте характеристику категорий детей с нарушениями слуха.

22. Какие методы исследования слуха Вы знаете?

23. Охарактеризуйте понятие речевого нарушения.

24. Назовите уровни речевого недоразвития.

25. Какие критерии лежат в основе клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации речевых нарушений?

26. Назовите виды речевых нарушений по клинико-педагогической классификации.

27. Назовите виды речевых нарушений по психолого-педагогической классификации.

28. Назовите основные двигательные и речевые нарушения у детей с ДЦП.

29. Дайте определение сложного (комбинированного) дефекта.

30. Перечислите категории детей со сложными дефектами.

31. Охарактеризуйте принципы организации системы специальных учреждений для аномальных детей.

32. Назовите типы учреждений для аномальных детей.

33. Обозначьте структуру, принципы и задачи ПМП консультирования, организационные уровни ПМПК.

34. Назовите основные диагностические методики для психологического обследования детей в ПМПК

35. Перечислите основные составляющие схемы нейропсихологического обследования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.