Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
№
п/п
| Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Общая трудоёмкость (часах)
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Учебная работа
| В.т.ч.
активных форм
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
| всего
| лекции
| Практ.
|
| Предмет, задачи, принципы и методы дефектологии. История развития отечественной дефектологии.
| VII
|
|
|
|
|
|
| Опрос, подготовка докладов
|
| Нормативно-правовые основы помощи аномальным детям. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья
| VII
|
|
|
|
|
|
| Опрос, подготовка докладов
|
| Общая характеристика аномальных детей
| VII
|
|
|
|
|
|
| Опрос, подготовка докладов
|
| Дети с нарушением интеллектуального развития. Дети с задержкой психического развития.
| VII
|
|
|
|
|
|
| Опрос, подготовка докладов, разбор практических ситуаций, тестовое задание
|
| Дети с нарушениями сенсорных функций (с патологией зрительного анализатора, с патологией слуха)
| VII
|
|
|
|
|
|
| Опрос, подготовка докладов, тестовое разбор практических ситуаций, задание
|
| Дети с нарушениями речи
| VII
|
|
|
|
|
|
| Опрос, подготовка докладов, разбор практических ситуаций, тестовое задание
|
| Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
| VII
|
|
|
|
|
|
| Опрос, подготовка докладов, разбор практических ситуаций, тестовое задание
|
| Дети с комплексными нарушениями развития
| VII
|
|
|
|
|
|
| Опрос, подготовка докладов, тестовое задание
|
| Дети с нарушениями поведения
| VII
|
|
|
|
|
|
| Опрос, подготовка докладов, тестовое задание
|
| Принципы организации системы специальных учреждений и организация их комплектования
| VII
|
|
|
|
|
|
| Опрос, подготовка докладов, посещение учреждений.
|
| Подготовка специалистов дефектологов в России
| VII
|
|
|
|
|
|
| Опрос, подготовка докладов.
|
Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
| Результат обучения, формируемые компетенции
|
| Предмет, задачи, принципы и методы дефектологии.
История развития отечественной дефектологии.
| · Дефектология как отрасль педагогической науки. Предмет исследования дефектологии. Отрасли дефектологии.
· Особенности обучения, развития и воспитания аномальных детей. Понятие коррекции в дефектологии. Процесс компенсации и явления декомпенсации. Благоприятные условия протекания процесса декомпенсации.
· Социальная реабилитация и социальная адаптация в дефектологии.
· Основные задачи дефектологии.
· Разработка системы профилактических мероприятий по предупреждению аномального детства.
· Основные принципы дефектологии. Методы дефектологии. Связь дефектологии со смежными дисциплинами.
· Дореволюционный этап развития дефектологии в России.
· Советский период в истории развития отечественной дефектологии.
· Современное состояние дефектологии.
· Вклад Кащенко В.П.., Выготского Л.С., Лаговского Т.М., Граборова Н.А., Грибоедова А.С., Соколянского И.А. в теорию и практику дефектологии.
| · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
· Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2);
· Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
· Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7);
· Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13);
· Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).
|
| Нормативно-правовые основы помощи аномальным детям.
Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья
| · Документы ООН по защите лиц с проблемами в развитии принятые в РФ.
· Основные положения Декларации о правах умственно отсталых лиц и Декларации о правах инвалидов.
· Российские нормативные акты, защищающие права лиц с ограниченными возможностями здоровья.
· Программа Президента России «Дети-инвалиды». Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».
· Организации и образовательные учреждения специализированной помощи детям с проблемами в развитии.
| · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
· Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2);
· Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
· Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7);
· Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13);
· Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).
|
| Общая характеристика аномальных детей
| · Понятие аномальный ребенок и аномальное развитие.
· Понятие дизонтогенеза. Клинические и психологические закономерности психического дизонтогенеза.
· Этиология и патогенез дизонтогений. Психологические параметры дизонтогенеза.
· Классификация дизонтогений (Сухаревой Г.Е., Ковалева В.В., Ушакова Г.К., Лебединского В.В., Мастюковой Е.М.).
· Дизонтогенез по дефицитарному типу.
· Причины аномального развития (классификация Мастюковой Е.М., Лебединского В.В.).
| · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
· Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2);
· Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
· Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7);
· Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13);
· Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).
|
| Дети с нарушением интеллектуального развития. Дети с задержкой психического развития
| · Умственно отсталые дети. Отечественная и зарубежная терминология для обозначения умственной отсталости.
· Классификация причин олигофрении.
· Степени умственной отсталости при олигофрении.
· Особенности развития умственно отсталых детей. Развитие перцепции, мышления и речи в дошкольный период.
· Игра и изобразительная деятельность детей с умственной отсталостью.
· Олигофренопедагогика как отрасль специальной психологии и дефектологии, и как социально-педагогическая наука.
· Задачи коррекционной школы VIII вида. Структура коррекционной школы VIII вида. Характеристика учебного плана.
· Контингент учащихся коррекционных школ VIII вида.
· Формы олигофрении в классификации М.С. Певзнер. Виды умственной отсталости неолигофренической этиологии.
· Дети с глубокой умственной отсталостью. Диагностика уровня интеллектуального развития. Понятие «задержки психического развития в отечественной дефектологии. Классификация ЗПР (Певзнер М.С., Власовой ТА., Лебединской К.С.).
· Дифференциация умственной отсталости и ЗПР.
· Дифференциация ЗПР и сходных с ней состояний.
· Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Общие и этиологически специфичные особенности детей с ЗПР.
· Учебно-воспитательные учреждения для детей с ЗПР. Основные принципы обучения детей с ЗПР.
| · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
· Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2);
· Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
· Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7);
· Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13);
· Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).
|
| Дети с нарушениями сенсорных функций (с патологией зрительного анализатора, с патологией слуха)
| · Физиология зрительного анализатора. Классификация видов нарушений зрительного анализатора и их причин.
· Различные степени нарушения функций зрительного анализатора.
· Психофизическое развитие слепых и слабовидящих детей. Обучение детей с патологией зрительного анализатора. Особенности социальной адаптации детей с нарушениями зрения.
· Устройство слухового анализатора и значение слуха в развитии ребенка. Классификация видов нарушений слуха и их причин. Методы исследования слуха.
· Категории детей с патологией слуха. Психологические особенности глухих, позднооглохших и слабослышащих детей. Социальная адаптация детей с патологией слухового анализатора.
| · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
· Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2);
· Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
· Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7);
· Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13);
· Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).
|
| Дети с нарушениями речи
| · Понятие речевого нарушения.
· Логопедия как отрасль специальной психологии и дефектологии. Основные принципы логопедической науки. Уровни речевого недоразвития.
· Клинико-психологическая классификация речевых нарушений.
· Нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия).
· Нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).
· Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.
· Нарушение средств общения. Нарушение средств общения.
· Основные виды логопедической помощи детям.
· Логопедическое обследование аномальных детей.
| · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
· Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2);
· Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
· Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7);
· Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13);
· Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).
|
| Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
| · Психофизиологическая характеристика детей с ДЦП.
· Причины нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
· Двигательные нарушения. Речевые нарушения при двигательных нарушениях.
· Основные направления коррекционной работы.
· Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
| · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
· Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2);
· Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
· Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7);
· Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13);
· Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).
|
| Дети с комплексными нарушениями развития
| · Основные категории детей со сложными дефектами.
· Обучение и воспитание слепоглухонемых детей.
· Особенности обучения детей с сочетанием сенсорного и интеллектуального дефекта.
| · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
· Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2);
· Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
· Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7);
· Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13);
· Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).
|
| Дети с нарушениями поведения
| · Типология нарушений поведения.
· Психопатологические варианты нарушений поведения у детей-олигофренов по К.С.Лебединской: психическая декомпенсация невротического типа и психическая декомпенсация психопатоподобного типа.
· Патология влечений у детей-олигофренов.
· Реактивные состояния и конфликтные переживания, психопатические формы поведения у детей с аномалиями развития.
| · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
· Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2);
· Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
· Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7);
· Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13);
· Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).
|
| Принципы организации системы специальных учреждений и организация их комплектования
| · Основные принципы организации учреждений для аномальных детей: дифференцированность, учет возрастных особенностей, сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки, обучение по типу массовых школ с учетом специфика дефекта.
· Типы учреждений для аномальных детей.
· Коррекционные учреждения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8-го видов для аномальных детей.
· Учреждения для детей со сложными дефектами.
· Типы коррекционных образовательных учреждений в г. Кемерово и Кемеровской области.
· Общие принципы комплектования учебно-воспитательных учреждений для аномальных детей.
· Структура и организация работы системы ПМП консультаций и консилиумов.
· Общая концепция ПМП консультирования: структура, принципы, задачи.
· Психопатологическое обследование ребенка. Цель, условия и тактика проведения психологического обследования.
· Схема анализа результатов психологического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
· Особенности нейропсихологического обследования на ПМПК: схема и структура. Комплект рабочей документации для деятельности ПМПК.
| · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
· Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2);
· Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
· Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7);
· Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13);
· Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).
|
| Подготовка специалистов дефектологов в России
| · Научно-исследовательская работа в области дефектологии.
· Научные достижения отечественной дефектологии.
· Система подготовки педагогов дефектологов в России.
| · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
· Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2);
· Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
· Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7);
· Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13);
· Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18)
|
Организация и структура модуля Организация модуля опирается на принцип междисциплинарногоподхода, что обеспечивает комплексную реализацию его целевых установок.
Комплексный подход позволяет дать слушателям наиболее полное представление о динамике и статике психических процессов у людей с особыми образовательными потребностями. При изучении курса используются следующие формы организации учебного процесса:
· лекции, на которых преподавателем вводятся основные теоретические понятия дефектологии,
· семинарские занятия, на которых организуется работа студентов по обработке базовых понятий, конкретизации представлений,
· практические занятия, на которых организуются условия для выработки умений практически пользоваться полученными теоретическими знаниями.
Предусмотрено использование в процессе изучения предмета как активных, так и интерактивных образовательных технологий (деловые и ролевые игры, разбор ситуаций, компьютерные стимуляции, групповые формы взаимодействия, посещение учреждений, осуществляющих реабилитацию лиц с ограниченными возможностями, индивидуальное проектирование при организации самостоятельной деятельности студентов). В связи с ограниченным количеством часов и важностью данного курса существенна самостоятельная работа студента, которая выполняется в произвольном временном режиме без непосредственного участия преподавателя.
|