Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)






№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Общая трудоёмкость (часах) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Учебная работа В.т.ч. активных форм Самостоятельная работа
        всего лекции Практ.
  Предмет, задачи, принципы и методы дефектологии. История развития отечественной дефектологии.   VII             Опрос, подготовка докладов
  Нормативно-правовые основы помощи аномальным детям. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья   VII             Опрос, подготовка докладов
  Общая характеристика аномальных детей   VII             Опрос, подготовка докладов
  Дети с нарушением интеллектуального развития. Дети с задержкой психического развития.   VII             Опрос, подготовка докладов, разбор практических ситуаций, тестовое задание
  Дети с нарушениями сенсорных функций (с патологией зрительного анализатора, с патологией слуха) VII             Опрос, подготовка докладов, тестовое разбор практических ситуаций, задание
  Дети с нарушениями речи   VII             Опрос, подготовка докладов, разбор практических ситуаций, тестовое задание
  Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата   VII             Опрос, подготовка докладов, разбор практических ситуаций, тестовое задание
  Дети с комплексными нарушениями развития VII             Опрос, подготовка докладов, тестовое задание
  Дети с нарушениями поведения VII             Опрос, подготовка докладов, тестовое задание
  Принципы организации системы специальных учреждений и организация их комплектования   VII             Опрос, подготовка докладов, посещение учреждений.
  Подготовка специалистов дефектологов в России   VII             Опрос, подготовка докладов.

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
  Предмет, задачи, принципы и методы дефектологии. История развития отечественной дефектологии. · Дефектология как отрасль педагогической науки. Предмет исследования дефектологии. Отрасли дефектологии. · Особенности обучения, развития и воспитания аномальных детей. Понятие коррекции в дефектологии. Процесс компенсации и явления декомпенсации. Благоприятные условия протекания процесса декомпенсации. · Социальная реабилитация и социальная адаптация в дефектологии. · Основные задачи дефектологии. · Разработка системы профилактических мероприятий по предупреждению аномального детства. · Основные принципы дефектологии. Методы дефектологии. Связь дефектологии со смежными дисциплинами. · Дореволюционный этап развития дефектологии в России. · Советский период в истории развития отечественной дефектологии. · Современное состояние дефектологии. · Вклад Кащенко В.П.., Выготского Л.С., Лаговского Т.М., Граборова Н.А., Грибоедова А.С., Соколянского И.А. в теорию и практику дефектологии. · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); · Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2); · Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); · Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7); · Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13); · Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).  
  Нормативно-правовые основы помощи аномальным детям. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья · Документы ООН по защите лиц с проблемами в развитии принятые в РФ. · Основные положения Декларации о правах умственно отсталых лиц и Декларации о правах инвалидов. · Российские нормативные акты, защищающие права лиц с ограниченными возможностями здоровья. · Программа Президента России «Дети-инвалиды». Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». · Организации и образовательные учреждения специализированной помощи детям с проблемами в развитии. · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); · Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2); · Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); · Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7); · Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13); · Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).  
  Общая характеристика аномальных детей · Понятие аномальный ребенок и аномальное развитие. · Понятие дизонтогенеза. Клинические и психологические закономерности психического дизонтогенеза. · Этиология и патогенез дизонтогений. Психологические параметры дизонтогенеза. · Классификация дизонтогений (Сухаревой Г.Е., Ковалева В.В., Ушакова Г.К., Лебединского В.В., Мастюковой Е.М.). · Дизонтогенез по дефицитарному типу. · Причины аномального развития (классификация Мастюковой Е.М., Лебединского В.В.).   · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); · Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2); · Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); · Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7); · Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13); · Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).  
  Дети с нарушением интеллектуального развития. Дети с задержкой психического развития · Умственно отсталые дети. Отечественная и зарубежная терминология для обозначения умственной отсталости. · Классификация причин олигофрении. · Степени умственной отсталости при олигофрении. · Особенности развития умственно отсталых детей. Развитие перцепции, мышления и речи в дошкольный период. · Игра и изобразительная деятельность детей с умственной отсталостью. · Олигофренопедагогика как отрасль специальной психологии и дефектологии, и как социально-педагогическая наука. · Задачи коррекционной школы VIII вида. Структура коррекционной школы VIII вида. Характеристика учебного плана. · Контингент учащихся коррекционных школ VIII вида. · Формы олигофрении в классификации М.С. Певзнер. Виды умственной отсталости неолигофренической этиологии. · Дети с глубокой умственной отсталостью. Диагностика уровня интеллектуального развития. Понятие «задержки психического развития в отечественной дефектологии. Классификация ЗПР (Певзнер М.С., Власовой ТА., Лебединской К.С.). · Дифференциация умственной отсталости и ЗПР. · Дифференциация ЗПР и сходных с ней состояний. · Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Общие и этиологически специфичные особенности детей с ЗПР. · Учебно-воспитательные учреждения для детей с ЗПР. Основные принципы обучения детей с ЗПР.   · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); · Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2); · Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); · Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7); · Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13); · Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).  
  Дети с нарушениями сенсорных функций (с патологией зрительного анализатора, с патологией слуха) · Физиология зрительного анализатора. Классификация видов нарушений зрительного анализатора и их причин. · Различные степени нарушения функций зрительного анализатора. · Психофизическое развитие слепых и слабовидящих детей. Обучение детей с патологией зрительного анализатора. Особенности социальной адаптации детей с нарушениями зрения. · Устройство слухового анализатора и значение слуха в развитии ребенка. Классификация видов нарушений слуха и их причин. Методы исследования слуха. · Категории детей с патологией слуха. Психологические особенности глухих, позднооглохших и слабослышащих детей. Социальная адаптация детей с патологией слухового анализатора.   · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); · Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2); · Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); · Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7); · Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13); · Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).  
  Дети с нарушениями речи · Понятие речевого нарушения. · Логопедия как отрасль специальной психологии и дефектологии. Основные принципы логопедической науки. Уровни речевого недоразвития. · Клинико-психологическая классификация речевых нарушений. · Нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия). · Нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия). · Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. · Нарушение средств общения. Нарушение средств общения. · Основные виды логопедической помощи детям. · Логопедическое обследование аномальных детей.   · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); · Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2); · Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); · Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7); · Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13); · Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).  
  Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата · Психофизиологическая характеристика детей с ДЦП. · Причины нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. · Двигательные нарушения. Речевые нарушения при двигательных нарушениях. · Основные направления коррекционной работы. · Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.   · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); · Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2); · Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); · Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7); · Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13); · Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).  
  Дети с комплексными нарушениями развития · Основные категории детей со сложными дефектами. · Обучение и воспитание слепоглухонемых детей. · Особенности обучения детей с сочетанием сенсорного и интеллектуального дефекта.   · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); · Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2); · Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); · Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7); · Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13); · Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).  
  Дети с нарушениями поведения · Типология нарушений поведения. · Психопатологические варианты нарушений поведения у детей-олигофренов по К.С.Лебединской: психическая декомпенсация невротического типа и психическая декомпенсация психопатоподобного типа. · Патология влечений у детей-олигофренов. · Реактивные состояния и конфликтные переживания, психопатические формы поведения у детей с аномалиями развития.   · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); · Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2); · Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); · Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7); · Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13); · Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).
  Принципы организации системы специальных учреждений и организация их комплектования · Основные принципы организации учреждений для аномальных детей: дифференцированность, учет возрастных особенностей, сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки, обучение по типу массовых школ с учетом специфика дефекта. · Типы учреждений для аномальных детей. · Коррекционные учреждения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8-го видов для аномальных детей. · Учреждения для детей со сложными дефектами. · Типы коррекционных образовательных учреждений в г. Кемерово и Кемеровской области. · Общие принципы комплектования учебно-воспитательных учреждений для аномальных детей. · Структура и организация работы системы ПМП консультаций и консилиумов. · Общая концепция ПМП консультирования: структура, принципы, задачи. · Психопатологическое обследование ребенка. Цель, условия и тактика проведения психологического обследования. · Схема анализа результатов психологического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста. · Особенности нейропсихологического обследования на ПМПК: схема и структура. Комплект рабочей документации для деятельности ПМПК. · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); · Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2); · Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); · Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7); · Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13); · Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18).  
  Подготовка специалистов дефектологов в России · Научно-исследовательская работа в области дефектологии. · Научные достижения отечественной дефектологии. · Система подготовки педагогов дефектологов в России.   · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); · Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2); · Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); · Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7); · Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13); · Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18)

 

Организация и структура модуля Организация модуля опирается на принцип междисциплинарногоподхода, что обеспечивает комплексную реализацию его целевых установок.

Комплексный подход позволяет дать слушателям наиболее полное представление о динамике и статике психических процессов у людей с особыми образовательными потребностями. При изучении курса используются следующие формы организации учебного процесса:

· лекции, на которых преподавателем вводятся основные теоретические понятия дефектологии,

· семинарские занятия, на которых организуется работа студентов по обработке базовых понятий, конкретизации представлений,

· практические занятия, на которых организуются условия для выработки умений практически пользоваться полученными теоретическими знаниями.

Предусмотрено использование в процессе изучения предмета как активных, так и интерактивных образовательных технологий (деловые и ролевые игры, разбор ситуаций, компьютерные стимуляции, групповые формы взаимодействия, посещение учреждений, осуществляющих реабилитацию лиц с ограниченными возможностями, индивидуальное проектирование при организации самостоятельной деятельности студентов). В связи с ограниченным количеством часов и важностью данного курса существенна самостоятельная работа студента, которая выполняется в произвольном временном режиме без непосредственного участия преподавателя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.