Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сочетания черт характера и темперамента






Демонстративность и Гипертимность. Можно было бы предположить, что демонстративная склонность к притворству окажется особенно выраженной в сочетании с гипертимической активностью. Но это допущение справедливо лишь в отношении детского возраста, когда жажда активности действительно влечет за собой целый ряд нечестных поступков.

У взрослых, наоборот, такая комбинация нередко ослабляет аморальные проявления. Открытые натуры, которыми большей частью являются представители гипертимического темперамента, избирают прямые пути. Хитрость, неискренность, притворство не вяжутся с их жизненной установкой.

Детям, в сравнении со взрослыми людьми, менее свойственно торможение побуждений, в том числе и нечестных, особенно если речь идет об исполнении желаний. Кроме того, у детей иногда наблюдается безудержное стремление хотя бы в чем-то себя проявить – своеобразное детское тщеславие. У взрослых одновременное проявление таких разноплановых свойств почти не встречается.

Данное сочетание часто наблюдается у журналистов, политиков, эстрадных актеров и других публичных деятелей, для которых важны открытость миру, новым впечатлениям, а также богатство воображения и фантазии.

Гипертимность и Педантичность. Поскольку эти черты различны по своей природе, они проявляются не как компенсирующие друг друга, а как взаимодополняющие и вполне совместимые. Так, гипертиму ничто не помешает быть хорошим работником, если он обладает и педантическими чертами. При этом гипертимические черты, совместно с педантическими, способствуют продвижению в жизнь заранее подготовленных и добросовестно спланированных дел.

В целом гипертимный темперамент оберегает педантическую личность от невроза навязчивого страха, но не от фобий, которые появляются временами, хотя серьезно на образе жизни человека не отражаются – навязчивый страх не носит острого характера и не охватывает личность в целом.

Педантичность и Дистимность. Возможно, сами по себе эти акцентуированные черты не были бы столь серьезны, если бы одна не усиливалась за счет другой. Обычно сочетание педантичности и дистимии отражается на всем образе жизни. Дистимический темперамент, которому свойственны недостаток энергии и активности, способствует пессимистическому восприятию жизни, а склонность к навязчивому раздумыванию, характерная для педантов, приводит к депрессиям.

У данной комбинации черт есть и положительная сторона – для педантичных и одновременно дистимных людей характерны такие качества как добросовестность, вдумчивость, серьезное отношение к жизни.

Педантичность и Тревожность. Одним из важнейших признаков каждой из этих акцентуаций является страх. Поэтому если оба вида акцентуации наблюдаются у одного человека, возможен суммирующий эффект, который может привести к неврозу. Например, заики обычно являются либо педантами, либо обладают тревожным темпераментом, но чаще всего у них сочетается и то и другое. Подобные проблемы возникают еще в детстве. У ребенка тревожность часто связана с напряжением, при котором возникают нарушения со стороны артикуляции, но, если ребенок к тому же и педантичен, он начинает усиленно следить за речью, что еще больше усугубляет нарушения.

На наш взгляд, у взрослых людей педантичность может служить одним из способов преодоления проблем, связанных с тревожностью. Стремление контролировать ситуацию помогает справиться с беспомощностью путем конкретных действий. Таких, например, как «дотошное» прояснение ситуации и условий достижения успеха в ней, тщательная подготовка к ситуации, соблюдение этих условий (с учетом времени, места событий и необходимых требований). Подобное поведение можно наблюдать со стороны студентов, которые вовремя приходят на занятия, редко (практически никогда) не пропускают занятия, старательно готовятся к зачетам и экзаменам и максимально подробно выясняют вопрос о том, что и когда они должны предпринять, чтобы справиться с поставленными преподавателем задачами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.