Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ДИСЦИПЛИНЫ. (для студентов, обучающихся по специальности






«ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)

 

Основное содержание учебного курса

Раздел I. Введение

Тема: Предмет зоопсихологии.

Психика и поведение у животных. Методологический принцип познания психических процессов животных через анализ их поведенческой активности в конкретных условиях жизни. Определение зоопсихологии и сравнительной психологии. Необходимость изучения психики в развитии. Зоопсихология и сравнительно-психологический метод исследования. Связь зоопсихологии с другими психологическими науками и науками о биологии поведения.

 

Тема: Методы исследования в зоопсихологии.

Специфика зоопсихологического метода исследования поведения животных, его отличие от биологических методов исследования. Субъект как единица исследования в зоопсихологии. Качественные различия экспериментальных методов и метода наблюдения.

Метод наблюдения, его специфика, составные части, средства и методические приемы, необходимость овладения искусством наблюдения и протоколирования.

Метод эксперимента, его суть, содержание, психологический анализ результатов, возможности, сложности и ограничения.

Виды экспериментальных методов в зоопсихологии: лабораторный, естественный и формирующий эксперименты.

Основные экспериментальные методики, применяющиеся для изучения психики животных.

 

Тема: Истоки развития знаний о психике животных

Взгляды на психические способности животных у античных мыслителей: материалистов, идеалистов, стоиков и др. Вклад Аристотеля в развитие знаний о животных.

Изучение поведения животных в XVIII веке, работы Э.Б.Кондильяка, Ш.Ж.Леруа, Ж.Л.Бюффона и др.

Эволюционные учения Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина. Вклад этих авторов в развитие зоопсихологических знаний.

В.А.Вагнер – основоположник зоопсихологии в России, его труды и взгляды.

Исследование психики животных в XX веке в рамках различных психологических школ, а также данные смежных наук: физиологии, этологии и др.

Теоретическое и экспериментальное развитие зоопсихологии на современном этапе.

 

 

Раздел II. Основные этапы эволюционного развития психики животных

 

Тема: Проблема происхождения психики

Различные точки зрения на происхождение психики: панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм.

Условия возникновения психической формы отражения в эволюции. Анимальное питание и анималистическое движение. Возникновение чувствительности. Раздражимость и чувствительность. Чувствительность как критерий психического. Теоретическое и экспериментальное обоснование возникновения ощущения как субъективного переживания биологически нейтральных свойств объекта.

Требования организма к среде и потребности. Критерий появления потребностно-мотивационной сферы.

 

Тема: Основные направления эволюции психики

Деятельность как единица анализа развития психики в филогенезе. Основные принципы изучения развития психики в филогенезе:

1. Принцип примата функции над органом.

2. Принцип опережения развития структуры деятельности по отношению к содержанию отражения,

3. Принцип трансформации структуры деятельности и дифференциации форм регуляции деятельности в эволюции.

Развитие психического отражения в филогенезе. Дифференциация структуры деятельности и форм ее регуляции в филогенезе.

Стадии психического развития по А.Н.Леонтьеву (определение):

- элементарная сенсорная психика,

- стадия перцептивной психики,

- стадия интеллекта.

Взаимосвязь и взаимозависимость движения (локомоций, манипулирования) и психического отражения. Возможности многопланового решения задач и компенсаторные процессы в области поведения, мультифункциональность органов.

 

Тема: Инстинктивное поведение

Определение инстинкта. Состав и характеристика инстинктивных действий. Две фазы инстинктивного действия: поисковая (подготовительная) и завершающая.

Мотивация инстинктивного поведения. Внутренние факторы: отклонения гомеостаза и нарушение внутренних ритмов организма. Внешние факторы – три вида ключевых раздражителей: растормаживающие (пусковые), настраивающие и направляющие. Врожденные пусковые механизмы. Супероптимальные реакции.

Врожденные формы общения между животными. Демонстрационное поведение, ритуализованные движения и др.

Психическое отражение при инстинктивном поведении.

 

 

Тема: Научение

Определение научения. Примитивные формы научения: привыкание, зачатки ассоциативного научения.

Основная форма научения – навык: определение, характеристика. Фиксированные и лабильные навыки, сложные навыки.

Дрессировка животных. Подражание как научение в условиях общения. Понятие об облигатном и факультативном научении.

 

Тема: Стадия элементарной сенсорной психики

Низший уровень

Виды животных этого уровня, их характеристика, органеллы у простейших. Способность к движению.

Тропизмы как движения (рост) растений. Кинезы – элементарные инстинктивные движения простейших. Таксисы как врожденные механизмы пространственной ориентации двигательной активности. Виды таксисов, низшие таксисы.

Основная проблема сенсорной стадии - возникновение психики.

Характеристика психического отражения на данном уровне. Ранние формы научения: привыкание, зачатки ассоциативного научения.

Высший уровень

Виды животных этого уровня, их характеристика. Формы нервной системы у низших многоклеточных. Способность к движению.

Органы чувств у низших беспозвоночных, плюро- и унимодальность. Появление высших таксисов. Зачатки предметного восприятия.

Активный поиск положительных раздражителей.

Зачатки сложных форм инстинктивного поведения – охоты, конструктивной деятельности. Элементы общения: ритуализация, агрессивное поведение.

Научение в виде привыкания. Возможность формирования истинных условных рефлексов.

 

Тема: Стадия перцептивной психики

Низший уровень

Виды животных этого уровня, их характеристика. Способность к движению. Предметность психического отражения и ориентировка на отдельные свойства предметов. Соотношение инстинктов и научения. Положительное таксисное поведение. Развитые формы сложного инстинктивного поведения: общение, ритуализация, групповое поведение. Полноценное территориальное поведение. Способность к научению.

Характеристика животных, их образа жизни и поведения на низшем уровне перцептивной стадии развития психики на примере муравьев, пчел и головоногих моллюсков.

Высший уровень

Виды животных этого уровня, их характеристика. Способность к движению. Позы сна, покоя, комфортные движения. Сенсорные способности. Подверженность иллюзиям. Способность к зрительному обобщению. Наличие представлений. Нахождение обходных путей.

Сложность процессов общения. Средства коммуникации различных модальностей: ольфакторные, тактильные, оптические, акустические. Инстинктивные компоненты общения: ритуализация, импонирование, запугивание и др.

Соотношение инстинктивного поведения и научения. Научение в виде формирования навыков, как фиксированных, так и лабильных. Сложные навыки. Переучивание, перенос, обобщение навыка.

 

Раздел III. Особенности психической активности животных

и онтогенез их психики

 

Тема: Перинатальный период

Онтогенез, определение. Метаморфоз и онтогенез. Созревание и развитие. Эволюционные и революционные периоды в онтогенезе. Сензитивные, или критические, периоды. Периодизация онтогенеза: революционные периоды (оплодотворение, рождение, половая зрелость, смерть), эволюционные периоды (эмбриогенез, постнатальный период, ювенильный, взрослый период).

Развитие врожденных элементов поведения в эмбриогенезе. Эмбриональное научение. Возникновение первых движений зародышей. Появление сенсорных нервных элементов и рефлекторных ответов. Появление зрения и слуха.

Общая характеристика психики эмбриона.

 

Тема: Ранний постнатальный период

Зрело- и незрелорождающиеся животные. Различные формы заботы о потомстве.

Появление инстинктивных движений. Врожденное узнавание.

Облигатное научение: определение, характеристика. Запечатление (импринтинг) как вид облигатного научения. Реакция следования. Половое запечатление.

Факультативное научение: определение, характеристика.

Формирование общения у птиц, у млекопитающих, у низших позвоночных.

Исследовательское поведение. Появление элементарных ориентировочных реакций. Манипулирование.

 

Тема: Ювенильный (игровой) период

Игра. Основные теории игры (К.Гроос, Ф.Бойтендийк, Д.Б.Эльконин, К.Э.Фабри и др.).

Первые действия игрового типа. Манипуляционные игры.

Игровое общение. Виды совместных игр. Сигнализация в игровом общении.

Познавательная функция игровой активности. Игры высшего типа.

 

Раздел IV. Проблемы интеллекта животных

Мышление как один из функциональных компонентов системы психики. Различные точки зрения на критерии интеллектуального поведения (В.Келер, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Ладыгина-Котс, Л.В.Крушинский и др.). Общая характеристика интеллектуального поведения животных.

Современные данные по проявлениям мышления у животных: экстренное улавливание закономерности, реорганизация навыков, выявление алгоритма, обобщение и абстрагирование, операции логического вывода и др.

Наиболее общий и существенный признак интеллекта – оперирование мысленными представлениями об условиях задачи.

 

Раздел V. Сравнение психики животных и человека

Отряд приматов и происхождение вида Homo Sapiens в эволюции. Современные антропоиды как модель предчеловеческого уровня развития психики.

Антропогенетически значимые черты в психике и поведении животных (на примере шимпанзе).

Орудийная деятельность животных.

Основные исторические вехи становления и развития человека: изготовление каменных орудий и возникновение трудовой деятельности, начало использования огня, возникновение способности к речи, появление ритуальных и религиозных представлений, появление изобразительного искусства.

Основные отличия психики человека от психики животных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.