Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткие теоретические сведения. В соответствии с ГОСТ 17527-2003 потребительская тара – предназначенная для упаковывания и доставки продукции потребителю.






В соответствии с ГОСТ 17527-2003 потребительская тара – предназначенная для упаковывания и доставки продукции потребителю.

К важнейшим типам потребительской тары относятся:

 

БУТЫЛКА (вместимость от 20 до 5000 см3) – тара, имеющая цилиндрический корпус, переходящий в узкую горловину, предусмотренную для укупоривания, с плоским или вогнутым дном. Верхняя часть горловины бутылки называется венчиком (рис. 1).

Рис. 1. Бутылки.

1 – венчик; 2 – горловина; 3 – корпус; 4 – дно.

 

Бутылки служат для упаковывания пищевой, химической, парфюмерной, косметической, фармацевтической и другой жидкой, пастообразной, а иногда сыпучей и смешанной текучей продукции.

Наиболее широкое распространение получили бутылки стеклянные и полимерные, реже встречаются керамические и металлические.

 

ФЛАКОН (вместимость 10 – 2000 см3) – тара, имеющая корпус разнообразной формы, резко переходящий в горловину, диаметр венчика которой значительно меньше диаметра описанной окружности корпуса, с плоским или вогнутым дном, укупориваемая крышкой или пробкой (рис. 2).

 
 

Флаконы отличаются от бутылок тем, что корпус у них резко переходит в узкую горловину и имеет самую разнообразную форму (цилиндрическую, плоскую, призматическую, коническую, сферическую, многогранную, комбинированную).

 

Рис. 2. Флаконы.

Разновидностью флакона является штоф.

Флаконы изготавливают из стекла, полимеров, керамики, из металлов и сплавов, композитных материалов.

Стекло для флаконов, применяемых для парфюмерной продукции обладает особым блеском и прозрачностью, в его составе отсутствуют окиси железа и других металлов.

В флаконах для фармацевтики обычно применяют натриево-кальциевое стекло или нейтральное борно-кремнеземное стекло.

Декоративные флаконы обычно не стандартизированы, имеют оригинальную форму, фирменный стиль производителя. Они стоят дороже стандартных и применяются обычно в качестве одноразовой тары для упаковывания неординарной продукции.

 

 
 

БАНКА (вместимость 25 – 10000 см3) – потребительская тара, имеющая цилиндрический корпус, с горловиной, диаметр которой равен диаметру корпуса или незначительно меньше его, с плоским или вогнутым дном (рис. 3). Банку менее 0, 025 дм3 допускается называть баночкой.

Рис. 3. Банка.

Банки изготавливают преимущественно из стекла, полимеров, металлов (белой жести и алюминия).

Стеклянные банки изготавливаются преимущественно из бесцветного стекла. Стандартная стеклянная тара является, как правило, многооборотной, имеет строго определенные конструктивные размеры и качественные показатели, выпускается в больших количествах и используется различными предприятиями для автоматизированного упаковывания в нее однотипной производимой продукции. В последнее время широкое распространение получают стеклянные банки с горловиной, венчик которой снабжён винтовой резьбой для крышек типа «twist-off», предусматривающих возможность многократного открывания-закрывания.

Полимерные банки нашли наибольшее применение для укупоривания химической, парфюмерно-косметической продукции, пищевых товаров.

Металлические банки различной конструкции и размеров (штампованные, состоящие из трёх частей - корпуса, днища и верхней крышки, с шейкой, с притёртой крышкой, для аэрозоля и т.д.) нашли широкое применение в пищевой промышленности, а также в химической и смежных с ней отраслях.

 

 
 

СТАКАНЧИК (вместимость 50 – 500 см3) – разовая потребительская тара, имеющая корпус в форме цилиндра или усеченного конуса, сужающегося ко дну, с плоским или вогнутым дном (рис. 4).

 

Рис. 4. Стаканчик.

Стаканчики бывают открытые и закрытые.

Закрытые разновидности стаканчиков могут быть с крышкой, закрепляемой за счёт сил трения, сваркой, приклеиванием, пайкой.

Стаканчики изготавливают из полимеров, картона, стекла, керамики, металлов, целлюлозы.

Стаканчики нашли наибольшее применение в пищевой и химической промышленности для жидких, твердых, пастообразны продуктов.

 

ТУБА (вместимость 4 – 500 см3) – разовая потребительская тара, имеющая корпус, обеспечивающий выдавливание содержимого, с узкой горловиной, укупориваемой бушоном, и дном, закрываемым после наполнения продукцией (рис. 5).

В соответствии с ГОСТ 17527-2003 тубу недопустимо называть тюбиком.

Тубы бывают: металлические, полимерные, из многослойных материалов (ламинатные) с объемом наполнения от 4 до 500 см3, наружным диаметром корпуса от 10 до 60 мм и длиной от 35 до 300 мм.

Материал корпуса тубы должен обладать хорошими барьерными свойствами, быть инертным к упакованной продукции, обеспечивать требуемую прочность и герметичность корпуса, хорошо обрабатываться, надежно удерживать покрытия и декоративное полиграфическое оформление и, главное, легко деформироваться от малого усилия, создаваемого пальцами.

 
 

Рис. 5. Туба.

1 – горловина; 2 – плечо; 3 – корпус; 4 – дно (фальцевое или сварочное соединение); 5 - бушон

 

По производственным затратам этот вид тары является одним из самых дешевых. Главное достоинство туб заключается в том, что они обеспечивают многократно повторяющееся извлечение содержимого в любом легко дозируемом количестве. Следовательно, тубы являются не только удобной и экономичной одноразовой потребительской тарой, но одновременно и самым простым дозировочным устройством. Ни в одном другом виде упаковки пока не удалось совместить эти функции проще и эффективнее.

В тубы упаковываются в большом ассортименте пастообразная пищевая, косметическая и фармацевтическая продукция, товары бытовой химии, а также краски, смазочные материалы и многие другие товары.

 

ПРОБИРКА (вместимость до 50 см3) – потребительская тара с цилиндрическим корпусом, с плоским или выпуклым дном, с горловиной, диаметр которой равен диаметру корпуса, укупориваемая пробкой или крышкой, вместимостью до 0, 05 дм3 (рис. 6).

Рис. 6. Пробирка.

1 – буртик; 2 – корпус; 3 – дно.

 

Пробирки изготавливают преимущественно из стекла, обладающего повышенной химической стойкостью, прочностью и жаростойкостью. В последнее время пробирки стали изготавливать из полимерных материалов. Используют пробирки для укупоривания химической, микробиологической, фармацевтической, парфюмерно-косметической и пищевой жидкой, твердой продукции, а также сыпучих материалов.

Укупорочные средства для пробирок: пробки с упругими амортизаторами, пробки-затычки, притертые стеклянные.

 

АМПУЛА (вместимость 0, 1 – 30 см3) – разовая потребительская тара, имеющая цилиндрический корпус, с вытянутой горловиной, герметично запаиваемой после наполнения продукцией, с плоским или выпуклым дном (рис. 7).

Рис. 7. Ампула.

1 – горловина и стебель; 2 – корпус; 3 – дно.

 

Ампулы изготавливают также преимущественно из стекла, однако в последнее время появились ампулы, изготовленные из полимерных материалов. Используют ампулы для укупорки жидких, твердых сыпучих продуктов в химической, микробиологической и парфюмерно-косметической промышленности.

 

ПАКЕТ (вместимость до 20 дм3) – разовая потребительская мягкая тара, имеющая корпус в форме рукава, с дном и открытым верхом (горловиной) (рис. 8).

ГОСТ 17527-2003 запрещает использовать термин - мешок.

 

Рис. 8. Пакеты.

 

Классификация пакетов:

По используемым материалам: полимерные, бумажные и комбинированные (в том числе с фольгой);

По количеству слоёв материалов - однослойные и многослойные;

По конструктивному признаку - обыкновенные (в форме цилиндрического рукава), с продольными складками (фальцами), с плечиками, с отверстием для руки, с ручками, с застёжкой «молния», с клапанными застёжками и т.д.

По конструктивному исполнению - следующие виды (рис. 9):

• Плоские пакеты с прямым дном (рис. 9а);

• Плоские пакеты с прямым дном и клапаном (рис. 9б)

• Пакеты с формованным шестиугольным дном (рис. 9в);

• Пакеты с боковыми складками (фальцами) и прямым дном (рис. 9г);

• Пакеты с боковыми складками (фальцами) и формованным шестиугольным дном (рис. 9д);

• Пакеты с боковыми складками (фальцами) и формованным прямоугольным дном (рис. 9е).

 

а) б) в) г) д) е)

 

Рис. 9. Основные исполнения стандартных пакетов.

 

Достоинства пакетов: незначительный вес, приемлемая прочность, удобство автоматизации процессов изготовления и оформления, практичность применения, низ­кая стоимость и простота утилизации.

Основными отличительными признаками пакетов являются:

1. Материал, из которого они изготовлены;

2. Форма корпуса и дна;

3. Вид декоративного оформления;

4. Исполнение укупорочных элементов;

5. Наличие и исполнение функциональных приспособлений, например, для переноски вручную или порционного извлечения содержимого и др.

Современная технология асептического упаковывания в полужесткие пакеты основывается на том, что продукция и упаковка подвергаются стерилиза­ции по отдельности и сразу же в стерильных условиях производится наполнение тары и герметичная укупорка.

Наиболее из­вестными и ведущими в мире поставщиками упаковочного оборудования являются фирмы «Тетра Пак» (Швеция) и «ПКЛ Ферпакунгссюстеме» (Австрия).

«Тетра Пак» - полужесткие пакеты для асептического упаковывания пищевых продуктов.

На оборудовании фирмы «ПКЛ Фер­пакунгссюстеме» производится асептическое упако­вывание жидких пищевых продуктов в полужесткие пакеты типа «комбиблок».

Изготавливаются полужесткие пакеты из много­слойных рулонных комбинированных материалов на основе картона плотностью от 125 до 150 r/м2, прида­ющего упаковке необходимую упругость и жесткость.

1) Для обычной полужесткой упаковки картонная основа ламинируется с одной или обеих сторон полиэтиленом плотностью около 15 г/м2, обладающим влагонепроницаемостью и хорошей свариваемостью.

2) Комбинированные материалы, предназначенные для асептической упаковки, содержат алюминиевую фольгу толщиной около 0, 007 мм, размещаемую между картоном и внут­ренним полиэтиленовым слоем. Они обладают идеаль­ными барьерными свойствами.

Упаковывают в пакеты разнообразную мелкоштучную, сыпучую, пастообразную, жидкую продукцию различного назначения.

Используются такие пакеты в пищевой, химической промышленности.

Пакеты являются самой распространенной, простой и удобной разовой потребительской тарой, завоевавшей всеобщее призвание.

 

КОРОБКА – потребительская тара с корпусом разнообразной формы, с плоским дном, закрываемая съемной крышкой или крышкой на шарнире (рис. 10).

Коробки бывают: сборные (из разных частей); цельные (литые, отштампованные); складные (с язычками); сшивные (скобами).

 
 

Рис. 10. Коробка.

В качестве потребительской тары коробки нашли широкое применение для упаковывания пищевых товаров, продукции химической, лёгкой промышленности, машиностроения, стройматериалов.

Изготавливают коробки разной формы и размеров из различных однородных (бумага, картон, фанера, древесина, полимеры, металлы) и комбинированных материалов.

Разновидности коробок:

- Пенал – крышка охватывает корпус (коробок спичек).

- Тубус – цилиндрический пенал (помада, тушь).

- Бонбоньерка – коробка для конфет.

 

ПАЧКА – разовая потребительская тара с корпусом в форме параллелепипеда, закрываемая клапанами (рис. 11).

Клапаны приклеиваются, пришиваются, вкрепляются скобами.

 
 

Пачка, по сути, является разновидностью коробки, изготавливаемой из одной заготовки, закрываемой клапанами.

 

Рис. 11. Пачка.

 

Пачку можно отнести к групповой упаковке. Пачки широко используются для упаковки пищевых (печенье, вафли) и непищевых товаров (бумага, салфетки, сигареты и т.д.). В подарочных пачках форма корпуса может быть различной.

Изготавливают пачки преимущественно из бумаги, картона, полимерных плёнок и комбинированных материалов.

 

ЛОТОК - разовая потребительская тара, имеющая корпус разнообразной формы, с плоским дном и низкими бортиками, предназначенная для упаковывания продукции, укупоривание которой проводится с помощью пленочных материалов (рис. 12).

Лотки изготавливают из полимерных материалов, картона и др.

 

Рис. 12. Лоток из вспененного полистирола.

Каким бы новым и оригинальным ни было решение упаковки, оно всегда должно подчиняться требованиям, предъявляемым к упаковываемому товару. Самой упаковке необходимо обладать определенными свойствами:

1) защитными,

2) потребительскими,

3) экологическими,

4) рекламно-эстетическими.

Защитные свойства упаковки должны обеспечить сохранность продукта с момента упаковки до момента потребления. Они предусматривают защиту продукта от механических, физических, химических, климатических, биологических воздействий и предотвращают изменения продукта сверх установленных нормативов.

Потребительские свойства упаковки характеризуют:

1) разнообразие форм и размеров упаковки,

2) степень готовности продукта к употреблению,

3) удобство обращения с упакованным продуктом,

4) удобство потребления,

5) возможность переноса упаковки,

6) наличие устройств, предотвращающих несанкционированное вскрытие упаковки и осуществляющих контроль за содержимым,

7) простоту и надежность укупорки и герметизации.

Наличие определенных экологических свойств упаковки необходимо:

1) для обеспечения минимального загрязнения среды использованной упаковкой,

2) наиболее эффективной и экономически выгодной утилизации ее отходов.

Упаковка - составная часть современной массовой культуры, продукт дизайна, поэтому она должна не только удовлетворять любые, даже изысканные эстетические потребности покупателя, но и формировать эстетический уровень массового потребителя.

Рекламно-эстетические свойства упаковки характеризуют:

1) информативность,

2) степень привлечения внимания покупателя,

3) уровень стимулирования сделать покупку.

Эти свойства продлевают коммерческую жизнь товара, выводят его на рынок, переключают покупательский спрос на обновленную продукцию.

Упаковка с расширенными потребительскими и рекламно-эстетическими свойствами необходима для упаковывания потребительских товаров, при этом часть защитных функций должна быть переложена на транспортную тару.

Важнейшимитребованиями, предъявляемыми к упаковке являются:

- оптимальность по стоимости;

- выполнение маркетинговых и производственно-торговых функций;

- соответствие размерам упаковочных товаров;

- легкость автоматизированной обработки, погрузки-разгрузки;

- возможность многоярусного штабелирования;

- способность противостоять изменению внешних факторов и условий;

- универсальность в упаковывании продукции;

- соответствие стандартам (укладка, пакетирование, перевозка и хранение);

- экологичность (безопасность для здоровья и жизни людей, безопасность для окружающей среды).

 

Кроме того, упаковка должна:

- отличаться от упаковки конкурентов, обладать чертами, заметно отличающими упакованный товар от товаров-аналогов;

- учитывать требования законов, национальных особенностей различных стран;

- помогать покупателю в поиске и выборе товара, без труда отождествлять товар с его производителем;

- придавать товару определенный имидж (привлекательность), соответствовать уровню цены товара; обеспечивать быстрый доступ к товару

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.