Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психические расстройства при наркомании






 

Человек всегда искал способ избавиться от боли, улучшить свое настроение, обмануть голод, укрепить силы, побороть страх, найти путь к собственному счастью. Так люди стали потребителями различных трав или химических препаратов, оказывающих успокаивающее или тонизирующее действие.

 

Истоки возникновения и проявления наркомании

В специальной литературе говорится (Д. Бабоян), что первые сведения о наркотических препаратах пришли в Европу из Южной Америки, где растет диковинный кустарник, листья которого бодрят и веселят, когда их жуют. Этот кустарник назывался «кокой». Традиция кокады настолько давняя и безоговорочная, что дозами комочка «коки» измерялось все: расстояние между селениями, рабочий день, оплата. В Европу кустарник «коки» впервые попал в 1750 г., листья кустарника были подвергнуты исследованию и выявлено действие сока, который поступает в организм человека при жевании. В 1839 г. было обнаружено анестезирующее действие кокаина. В 1840 г. французский психиатр М. Моро издает большой труд, раскрывающий сущность наркотических препаратов, которые, наряду с обезболивающим действием, при использовании больших доз вызывают галлюцинации и умственные расстройства.

К обезболивающим веществам было привлечено внимание во второй половине XIX в. и начато фабричное их изготовление. В России первые наркотические вещества (хлороформ и эфир) были использованы И.П. Пироговым в 1870 г. во время Крымской войны для проведения сложных операций. После операции больному необходимо было вводить малые дозы обезболивающих препаратов для снятия послеоперационного болевого синдрома. К таким препаратам относились производные опиума – «опиаты». На первых этапах обезболивающие препараты широко использовались в хирургической, терапевтической и неврологической клиниках для снятия болевого шока. В экспериментальных случаях (один из них провел 3. Фрейд) при употреблении кокаина ощущалась повышенная работоспособность, хорошее настроение. Но длительное употребление кокаина привело к тому, что человек уже не мог обходиться без наркотического препарата.

С этого времени ученые начинают углубленно изучать действие различных наркотических препаратов и выявляют различные как положительные (успокоение, обезболивание, повышение тонуса), так и отрицательные качества (привыкание к препаратам). Было доказано, что все вещества, в зависимости от воздействия на организм человека, можно разделить на две группы:

1) вызывающие возбуждение и эйфорию (хорошее настроение);

2) вызывающие депрессию (пониженное настроение).

Каждая группа отличалась большим разнообразием вариантов.

Во второй половине XX в. количество людей, употребляющих наркотические препараты, резко увеличилось. Причиной этому являются военные травмы, различные заболевания, социальная неустроенность, стрессы, большие физические и психические нагрузки. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает такое определение. «НАРКОМАНИЯ – это патологическое влечение к некоторым веществам и химическим препаратам, возникающее в результате злоупотребления ими. Сущностью наркомании является изменение реактивности организма по отношению к наркотическому веществу. У больных появляется болезненное влечение, определяющееся потребностью в постоянном или периодически возобновляемом приеме препарата для получения удовольствия или облегчения тягостного психического или физического состояния».

Наряду с наркотическими препаратами для улучшения настроения используются психоактивные вещества, употребление которых вызывает привлекательное психическое состояние, а при систематическом употреблении – психическую зависимость. Эти вещества обладают теми же свойствами, что и наркотик, но в официальный список не включены, так как их социальная опасность не велика. Нередко эти средства называют токсическими. Примером могут быть успокаивающие (транквилизирующие) лекарства: сибазон, элениум или ингаляторы: бензин, ацетон, эфир, растворители лака и красок, различные виды клея и др. Токсикомания – заболевание, проявляющееся психотической (а иногда и физической) зависимостью от психоактивного вещества, не включенного в официальный список наркотиков.

В Европе и в России встречаются четыре типа наркомании:

1) опийная наркомания (злоупотребление опием, входящими в него алкалоидами и синтетическими заменителями морфина);

2) гашишизм (злоупотребление теми сортами конопли, которые содержат достаточное количество химического вещества);

3) наркомания, вызванная стимуляторами;

4) наркомания, обусловленная некоторыми снотворными средствами, относящимися к наркотикам.

Известны два пути развития болезненного пристрастия к наркотикам. В одних случаях употребление препарата происходит по неведению или при самолечении. Наиболее часто для снятия болевого синдрома (после травмы, невралгия тройничного нерва, почечной колики и др.) врачи назначают или используют опий, пантопон и морфий. Например, производное морфия – морфин – на первых этапах больному вводят 0, 01 г. Некоторые люди боятся повторения болевых, неприятных ощущений, бессонницы и других тягостных состояний, начинают употреблять успокаивающие препараты, постепенно увеличивая дозу лекарства. Так формируется привыкание к препаратам наркотического круга и человек не может без них существовать. Особенностью употребления наркотических препаратов является тот факт, что доза, к которой больной уже привык, не оказывает нужного действия, ее приходится увеличивать. Наступает привыкание к употреблению наркотических препаратов и влечению к ним – наркомания. Под влиянием длительного употребления морфина постепенно изменяется как физическое, так и психическое состояние больного: у него падает секреторная функция в желудочно‑ кишечном тракте и нарушается аппетит, появляется сухость слизистых оболочек и кожи, резко падает вес. Постепенно нарастает мышечная слабость. Нарушается сон, перед засыпанием появляются устрашающие галлюцинации, во время сна – кошмары.

Вскоре изменяется характер человека: больные становятся эгоистичными, лживыми. Интересы концентрируются на добывании наркотиков. Снижается работоспособность. Настроение характеризуется неустойчивостью: оно колеблется от раздражительности до полной апатии, от беспричинной тоски и недовольства окружающими до приступов эйфории. Для получения новых доз наркотиков наркоманы симулируют боли в животе, в поясничной области и других местах, вызывают скорую помощь, рассчитывая получить дозу препарата. В ряде случаев наркоманы приучают к этому наркотику своих близких.

Другой путь – сознательный прием наркотиков с целью получения удовольствия, веселого настроения, активизации физического или психического состояния. Эти молодые люди проводят длительное время в ночных клубах, танцах. К этому склонны эмоционально неустойчивые личности, психически незрелые, несамостоятельные, легко поддающиеся подражательным действиям, эгоистичные, интересы которых ограничиваются элементарными потребностями. Самоконтроль побуждений у таких личностей отсутствует, поэтому стремление к подражанию и опьянению не встречает внутреннего сопротивления. В этих случаях привыкание к наркотическим веществам развивается быстро, течение болезни очень тяжелое и вскоре приводит к летальному исходу в связи с передозировкой наркотика.

У подростков данной группы чаще встречается привыкание к кокаину и гашишу.

Употребление кокаина проявляется очень быстро. Через 5‑ 10 мин у людей повышается настроение, отмечается непоседливость, бурная жестикуляция, говорливость, ощущение прилива сил, бодрости. Употребление даже небольших доз создает ощущение физической легкости, потери веса, чувства времени и расстояния. У больных возникают иллюзии и галлюцинации. Чувство эйфории легко сменяется тоскливым настроением, вялостью, общей слабостью: человеку трудно передвигаться, разговаривать. Это состояние быстро исчезает при употреблении новых доз наркотика.

Гашиш (анаша, чар) – препарат индийской конопли, обладающий своеобразным запахом, горьким вкусом, по виду напоминающий смолу. Употребляется в виде курения. Гашиш обусловливает усиленную жажду и аппетит, снимает болевые ощущения и вызывает эйфорию, двигательное возбуждение, пространственные нарушения, говорливость, смешливость или плаксивость, сменяющие друг друга. При хроническом употреблении гашиша происходит изменение личности: меняется характер, появляются бредоподобные высказывания, люди становятся мнительными, подозрительными, злопамятными. Изменяется физическое состояние: человек становится вялым, апатичным и скованным.

Нередко наркомания возникает с повторных доз наркотических препаратов, употребляемых для получения приятных ощущений, вызываемых ими. В случаях отсутствия препаратов наступает тягостное состояние, чувство неудовлетворенности, навязчивая мысль о необходимости пополнить свои запасы. Так формируется пристрастие к наркотикам. По мере употребления наркотиков действие их слабеет. Для достижения той же цели или того же состояния наркоман должен увеличивать дозу наркотического вещества. Сигналом к приему наркотика, который становится уже жизненно необходимым, является физическое влечение. На первых этапах влечение к наркотику выражалось расстройством психических функций (раздражительностью, подавленным настроением, неспособностью сосредоточиться, общей слабостью). По мере привыкания к наркотикам и при их отсутствии возникает «абстинентный синдром» (ломка) – синдром наркотического голодания, проявляющийся потливостью, сердцебиением, сухостью во рту, мышечной слабостью, дрожанием рук, бледностью кожных покровов, диспептическими явлениями, болями в животе и в области сердца, расширенными зрачками, страхом смерти. В ряде случаев в связи с интоксикацией у больных развивается острый галлюциноз или судорожные приступы.

Для удовлетворения своих потребностей наркоманы совершают асоциальные поступки: воруют лекарственные препараты из лечебных учреждений, либо материальные ценности, за продажу которых на вырученные деньги можно купить новую дозу, либо идут на преступление ради получения дозы. Вводят наркотические препараты под кожу или в вену в антисанитарных условиях. На месте введения препаратов образуются абсцессы и рубцы, по которым можно узнать наркомана.

При хронических фазах болезни наступает физическое и психическое истощение. Психическое истощение определяет глубокое расстройство эмоциональной сферы: у больных развивается депрессия с наклонностями к суициду. Ослабление и истощение организма способствует возникновению различных заболеваний, в частности, туберкулеза. Наркоманов можно узнать по внешнему виду: по бесцветным глазам, затухающему взору, старческому выражению лица, адинамии или сновидному состоянию, шаткой походке, по медлительности и безразличию.

В настоящее время наркотические вещества различного происхождения употребляют подростки и дети школьного возраста, что приводит к раннему нарушению функций нервной и психической сферы, затруднению и нежеланию учиться в школе. Многие школьники проводят свободное время у игровых автоматов, где выигрывают или проигрывают деньги, тратят деньги на наркотики. В случаях отсутствия денег становятся зависимыми от наркоманов, дающих деньги или наркотики в долг.

Д. Бабоян приводит случай рождения ребенка от матери, употреблявшей наркотический препарат во время беременности. У нее родилось трое мальчиков. Двое из них были более крупными и спокойными, а один ребенок оказался слабым, с малой массой и серо‑ землистым цветом кожных покровов. Ребенок был беспокоен, все время стонал. Приглашенный к нему дежурный врач сразу определил, что у ребенка наркотическая зависимость. Пока ребенок был в утробе матери, то получал определенную дозу препарата. После рождения он лишился привычного для него лекарства, у него началась ломка. Узнав у матери, какой препарат она принимала, ребенку была введена малая доза лекарства для снятия абстинентного синдрома (синдром наркотического голодания), затем врачи начали бороться за жизнь ребенка, проводя все мероприятия, направленные на снятие интоксикации.

 

Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления летучих растворителей (ингаляционная токсикомания)

Часто, особенно среди детей и подростков, наблюдается злоупотребление психоактивными веществами наркотического круга с целью вызвать у себя изменение ясности сознания, галлюцинации, эйфорию и пр. Для этого дети используют доступные препараты бытовой химии (растворители, красители, лак, клей, ацетон, эфир, пятновыводитель, бензин) путем вдыхания их паров.

Летучие растворители угнетают ЦНС, действуя на кору головного мозга, а затем, по мере повышения их уровня в крови, на стволовые структуры. Многие летучие вещества могут оказывать эффект гипоксии, который и влияет на развитие психической симптоматики.

Клинические проявления при вдыхании токсических паров характеризуются психомоторным возбуждением, расторможенностью влечений, агрессивностью, головокружением, простыми и сложными галлюцинациями. Вскоре развивается сонливость, появляется расстройство координации движений, снижается мышечный тонус.

Заметными проявлениями употребления летучих растворителей могут служить гиперемия кожных покровов в области носа, глаз, раздражения верхних дыхательных путей (покашливание), специфический запах изо рта, следы вещества на лице, руках, одежде.

Наиболее тяжелыми последствиями хронической интоксикации ингалятами могут быть психоорганический синдром и токсическая энцефалопатия, возникающие уже через несколько месяцев регулярного употребления токсических веществ. Из психических симптомов обращают на себя внимание ухудшение памяти, трудность концентрации внимания и усвоение нового материала, снижение мыслительной деятельности.

При токсикоманиях уже через 4–6 месяцев отмечаются признаки регресса личности: исчезает чувство долга, снижается стремление к общению, сужается круг интересов, падает активность и инициативность. Интеллектуальные способности и результативность деятельности снижается.

Основная опасность применения летучих веществ – внезапная смерть от остановки сердечной и дыхательной деятельности, возникающих вторично после аритмии.

 

Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления табака

Табак – листья кустарниковых растений, содержащих алкалоид, никотин. Основным механизмом психоактивного воздействия никотина является его связывание с холинэргическими и никатиновыми рецепторами в ЦНС, надпочечниках, нервно‑ мышечных синапсах и вегетативных ганглиях. Курят сигареты и папиросы, начиная с небольшого количества, доводя число выкуренных сигарет до 20. Курят мужчины и женщины, подростки. Курят на улице и в помещении. Люди, которые сами не курят, но находятся в помещении с курильщиками и вдыхают задымленный воздух, называются пассивными курильщиками. У них также, как и у активных курильщиков, может быть раздражение верхних дыхательных путей, кашель, боль в горле, головокружение, ощущение духоты и даже сердечная недостаточность.

Клинические проявления токсического действия табака характеризуются на первых этапах острой интоксикацией: тошнотой, рвотой, головокружением, повышенной возбудимостью, уменьшением чувства голода. По мере привыкания к употреблению никотина первичные симптомы (тошноты, рвоты и головокружения) исчезают, сохраняется влечение к табаку и необходимость частого его употребления. Формируется физическая и психическая зависимость.

Употребление больших доз табака приводит к сужению кровеносных сосудов, снижению коронарного кровотока, развитию остеопороза, бронхита, высокому риску развития новообразований, снижению зрения. Особенно вредно курение для женщин. Сочетание курения с алкоголем у женщин рано вызывает менопаузу, оказывает влияние на детородную функцию. Употребление табака и алкоголя во время беременности оказывает отрицательное влияние на развивающийся плод.

Синдром отмены табака проявляется головокружением, раздражительностью, тревогой, снижением кратковременной памяти, кашлем, изменением артериального давления.

Лечебно‑ педагогические мероприятия. Родители и педагоги должны обратить внимание на состояние подростка: возбуждение, расширенные зрачки, пустой взгляд, эйфорию, тревожность, раздражительность, агрессивность, депрессию, бессонницу или сонливость, утрату аппетита, иллюзии или галлюцинации, смазанную речь и другие необычные для данного подростка состояния.

Лечебно‑ педагогические мероприятия должны быть направлены на профилактику наркомании, которая складывается из социализации, самовоспитания и специального антинаркотического воспитания. Рассказывая различные случаи из жизни наркоманов и показывая школьникам фильмы, которые наглядно раскрывают вред от употребления наркотических препаратов, как разрушается нервная система и психическая деятельность, как возникают асоциальные поступки и чем они заканчиваются (гибелью подростка, закрытым учреждением). В специализированных учреждениях проводятся лечебные мероприятия различного профиля, психотерапевтические беседы, обучение грамоте или профессии. В психотерапевтических беседах принимают участие врачи, психологи и педагоги, каждый со своей стороны помогает подростку выйти из наркотической зависимости и вернуться к полноценной жизни. Педагоги и психологи должны выявлять круг друзей подростка, употребляющего наркотические препараты (или группу риска), и проводить с ними также беседы, вовлекать в общественную жизнь, занятия физкультурой. Большое значение имеет влияние семьи: домашняя обстановка, отношение к подростку (употребление алкоголя родителями, скандалы, наказания). В этих случаях педагогам и психологам необходимо проявить особенное внимание и профилактические меры воздействия по отношению детей и подростков. Необходимо подчеркнуть о вреде табакокурения, которым злоупотребляют дети, подростки и взрослые. Особенно большой вред табакокурение приносит девушкам и женщинам.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Чем обусловлена интоксикация головного мозга при алкоголизме и наркомании?

2. Опишите особенности психических расстройств при остром и хроническом алкогольном опьянении.

3. Особенности психических расстройств при алкоголизме у подростков.

4. Влияние алкоголизма родителей на психическое развитие потомства.

5. Алкогольный синдром плода. Его особенности.

6. Медицинская и педагогическая помощь детям, воспитывающимся в семьях алкоголиков.

7. Алкоголизм и наркомания. Общее и различия.

8. Характеристика наркомании. По каким признакам родители и педагоги могут выявить наркозависимость у ребенка?

9. Обозначьте фазы развития наркомании: психическую и физическую. Что понимается под понятием «патология развития»?

10. Медицинская и педагогическая помощь при наркомании.

11. Профилактика алкоголизма и наркомании.

12. Причины возникновения и проявления токсикомании.

13. Какими симптомами характеризуется абстинентный синдром?

14. Расскажите об асоциальном поведении алкоголиков и наркоманов.

15. Расскажите о вреде табакокурения в подростковом возрасте.

16. Подготовьте материалы бесед с подростками о вреде употребления наркотических веществ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.