Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее равновесие и эффективность






Назовите условия существования, единственности и стабильности конкурентного равновесия. Как звучит закон Вальраса?

Как выглядит ящик Эджуорта?

Как определить общую экономическую эффективность.

Определите общее равновесие производителей в экономике с двумя факторами производства и двумя товарами. Линия эффективного производства: определение, экономический смысл, вывод аналитической формулы для изоквант нормального вида.

Общее представление о несостоятельности рынков.

Понятие несостоятельности («провалов») рынков. Виды несостоятельности

рынков: рыночная власть, неполнота информации, внешние эффекты,

общественные блага.

Внешние эффекты экономической деятельности

Определение и виды внешних эффектов экономической деятельности.

Положительные и отрицательные внешние эффекты. Внешние эффекты в

производстве и в потреблении товаров и услуг.

Потери общественного благосостояния в условиях рынка с внешними эффектами. Недопроизводство и перепроизводство товара. Представление рынка с внешними эффектами в виде моделей частичного и общего равновесия.

Способы решения проблемы внешних эффектов. Модель интернализации внешнего эффекта путем интеграции предприятий в единую фирму. Налог Пигу. Принудительное ограничение производства. Теорема Коуза. Торговля правами на внешний эффект.

Назовите примеры положительных, отрицательных внешних эффектов

Эффективность и теория общественное благосостояние

Что такое общественные блага.

Свойства общественных благ. Классификация общественных благ. Примеры общественных благ. Проблема общих ресурсов.

Проблема «безбилетника» на рынках общественных благ. Формирование цен Линдаля. Теоретическое решение проблемы «безбилетника»: налог Кларка. Трудности в осуществлении этого решения на практике.

Что такое общественный выбор?

Как общественный выбор связан с индивидуальным выбором?

Какова роль государства в рыночной экономики.

Что такое политическая рента?

Что такое «провалы» государства.

Основы экономической теории благосостояния

Как решается компромисс общества между эффективностью и равенством?

Каковы критерии оптимального распределения ресурсов. Критерии Парето, Калдора-Хикса, Ситовского.

Поняти3е “второго наилучшего решения”. Области применения концепции квазиоптимальности.

Каковы критерии оптимальности общественного благосостояния. Эффективность и справедливость.

 

Тесты

Размещены на сайте: «Управление современных информационных технологий в образовании» Оренбургского государственного университета.

 

Задачи

1 (15баллов) Функция полезности домохозяйства описывается формулой U(С, С)= С С, где С - потребительские расходы в текущем году (тыс. руб.), С - потребительские расходы в будущем году (тыс.руб.).Располагаемый доход домохозяйства в текущем и будущем годах составит 33 тыс. руб. Ставка процента по депозитам (и кредитам) – 10%.

А) Будет ли домохозяйство в текущем году сберегать или пользоваться кредитом, и в каком объеме? (5 баллов)

Б) Определите реакцию домохозяйства, эффект дохода и эффект замещения по Слуцкому при повышении ставки процента до 20% годовых (10 баллов)

2. (20 баллов) Фирма, производящая товар с нулевыми издержками, продает товар на двух рынках, спрос на которых описывается формулами: на первом рынке – Q =100-Р; на втором рынке –Q =50 – Р.

а) определите цены, объем продаж и прибыль фирмы, осуществляющей ценовую дискриминацию в том случае, если рынки абсолютно изолированы (5 баллов);

б) представим себе, что покупатели приобрели возможность арбитража, не сопряженного с дополнительными затратами. Как изменятся объем продаж и прибыль фирмы, а также выигрыш потребителей на рынке, если фирма назначила цены такие, как мы определили в пункте а)? (5 баллов)

в) пусть арбитраж возможен, однако сопряжен с транзакционными издержками в размере 10 на единицу продукции. Ответьте на вопрос пункта а) с учетом изменившихся условий (5 баллов)

г) определите зависимость объема продаж на рынках и цены товаров от уровня транзакционных затрат, сопряженных с арбитражем. (5 баллов).

3. (25 баллов). Спрос на товар на внутреннем рынке описывается формулой Q = 120 –12Р, а предложение отечественных производителей – Q = 4Р –8. На отечественный рынок проникает зарубежная фирма, обладающая преимуществом в издержках (средние издержки производстватовара постоянны и равны 3, транспортные издержки считаем равными нулю), и начинает играть доминирующую роль. Определите объем продаж фирмы-импортера и отечественных производителей и уровень благосостояния на внутреннем рынке если:

а) государство проводит либеральную внешнеторговую политику; (5 баллов)

б) государство вводит импортный тариф в размере 2 единицы; (5 баллов)

в) государство вводит импортный тариф в размере 4 единицы; (5 баллов)

рассчитайте показатели общественного благосостояния в каждом из трех представленных случаев и сделайте вывод о влиянии протекционизма на благосостояние в условиях несовершенной конкуренции (10 баллов).

4. (15 баллов) Рыночный спрос описывается уравнением Q = 96- 2Р. В отрасли действуют 10 одинаковых фирм, 6 из которых объединяются в картель. Предельные издержки каждой фирмы в долгосрочном периоде зависят от выпуска как MC= q+3. Объединенные в картель фирмы приобретают роль ценового лидера на рынке. В свою очередь, фирмы, не входящие в картель, не могут повысить свою прибыль путем ценовой конкуренции с членами картеля и друг с другом.

а) определите оптимальный объем выпуска картеля и некартелированных фирм и цену, которая складывается на рынке. (7 баллов).

б) сравните прибыль фирмы, входящей и не входящей в картель. Сделайте выводы об устойчивости картеля (8 баллов).

5. (15 баллов) На рынке безалкагольных напитков два крупнейших продавца: “Пепси-Кола” и “Кока-Кола”. В течение нескольких последних лет цена и объем продаж продукции фирм стабильны, фирмы делят между собой сумму прибыли, составляющую А. Компании должны принять решение- рекламировать или не рекламировать свою продукцию. Будем считать, что реклама влияет не на общий объем спроса, а только на распред еление рынка между компаниями. Если обе компании выбирают одинаковую стратегию(рекламировать или не рекламировать), они делят рынок (и рпибыль) пополам. Если одна компания рекламирует свою продукцию, а другая –нет, то первая получает 70% всего рыночного спроса и соответствующую долю прибыли, а вторая –30%. Издержки на рекламу составляют С.

а) выпишите нормальную (матричную) форму игры.При каких величинах А и С в игре возникает “дилемма заключенного”? (5 баллов)

б) Предположим, А=100, с=10. Что будет равновесием по Нэшу в неповторяющейся игре? В повторяющейся игре? Покажите, как зависит выбор доминирующей стратегиив повторяющейся игре от дисконтирующего множителя(дисконтирующий множитель служит показателем межвременных предпочтений, определяется как d=1/ (1+i), где i – ставка банковского процента. (10 баллов).

6. Ваша компания занимается производством кофейных кружек. Ежемесячный выпуск составляет 200 единиц. Постоянные издержки равны $500. При данном объёме выпуска MC=ATC = $10. Вам также известно, что при производстве 150 кружек MC = AVC = $6. Рыночная цена сложилась на уровне 8$. Если вашей целью является максимизация прибыли (минимизация издержек), то как следует изменить объём производства? Следует ли покинуть рынок?

7. На рынке действуют 8 фирм. Для 5 из них MC = 5q, а минимальное значение AVC = 15. У оставшихся 3-х функция предельных издержек имеет вид: MC = 4q, а минимальное значение AVC = 20. Определите функцию общего рыночного предложения в коротком периоде (зависимость объёма производства от цены товара). Изобразите график этой функции.


Итоговая аттестация и примерные экзаменационные вопросы

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является экзамен. Экзамен проводится по билетам, которые включают два теоретических вопроса и одну задачу по всему курсу.

Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения задач;

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения;

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические задачи или не справляется с ними самостоятельно. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится магистрам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по дисциплине.

Примерные экзаменационные вопросы:

1. Микроэкономика как структурный уровень экономической теории. Предмет и функции экономической теории. Понятие «экономический закон».

2. Метод микроэкономики и ее структура. Показатели микроэкономического анализа: потоки и запасы, номинальные и реальные величины, общие, средние, предельные, относительные и абсолютные.

3. Основные этапы развития экономики.

4. Потребности, блага и экономические интересы.

5. Роль экономических ресурсов в хозяйственной деятельности. Понятие производительных сил и производственных отношений.

6. Основная проблема экономического развития. Альтернативный выбор в экономике. Кривая производственных возможностей.

7. Характеристика натурального хозяйства и становление товарного хозяйства. Основные черты товарного хозяйства.

8. Товар и его свойства. Двойственный характер труда, создающий товар. Закон стоимости.

9. Эволюция форм стоимости и возникновение денег.

10. Функции денег и закон денежного обращения. Сущность инфляции.

11. Капитал и прибавочная стоимость. Заработная плата. Рабочая сила как товар.

12. Собственность в системе общественных отношений. Собственность как экономическая и юридическая категория.

13. Теория прав собственности. Понятие трансакционных издержек и теорема Коуза.

14. Субъекты и объекты собственности. Формы собственности и их эволюция.

15. Понятие экономической системы, ее элементы и типы экономических отношений

16. Подходы к классификации экономических систем и модели смешанной экономики

17. Конкурентный рынок и рыночная система. Функции рынка. Структура и инфраструктура рынка. Преимущества и «провалы» рынка.

18. Сущность переходной экономики и этапы приватизации в России

19. Спрос, закон спроса, ценовые и неценовые факторы спроса. Нефункциональный спрос.

20. Эластичность спроса: экономическая и графическая интерпретация. Показатели эластичности спроса.

21. Предложение, закон предложения. Факторы, влияющие на изменение предложения. Метод сравнительной статики в определении эластичности предложения.

22. Действие рыночного механизма: достижение рыночного равновесия. Излишек покупателя, излишек продавца. Равновесие по Маршаллу, по Вальрасу.

23. Нарушение рыночного равновесия и методы их устранения: дефицит и избыток. Государственное регулирование рынка: налоги и субсидии

24. Методологические принципы теории предельной полезности. Ценность товара.

25. Правило поведения потребителя. Кривые безразличия, их свойства и линия бюджетного ограничения. Оптимум потребителя. Предельная норма замещения.

26. Эффект дохода и замещения по Слуцкому и Хиксу.

27. Предпринимательство как форма хозяйственной деятельности.

28. Теоретические подходы к определению природы фирмы. Неоклассическая, институциональная, бихевиористская. Контрактная природа фирмы.

29. Предприятие в экономике: внешняя и внутренняя среда. Организационно-правовые формы предприятий в российской экономике.

30. Понятие производства и производственной функции.

31. Производство в долгосрочном периоде. Изокоста и изокванта. Предельная норма технического замещения. Правило оптимального сочетания ресурсов.

32. Производство в краткосрочном периоде. Закон снижающейся предельной производительности.

33. Капитал как экономическая категория. Понятие, формы и теории капитала. Физический капитал.

34. Кругооборот и оборот капитала. Капиталистическое производство и обращение. Влияние оборота переменного капитала на годовую норму и массу прибавочной стоимости. Направления повышения эффективности использования капитала.

35. Структура основных фондов и оценка их стоимости. Виды износа и амортизация.

36. Функционирование фирмы в краткосрочный период. Виды издержек.

37. Капиталистические издержки производства и прибыль. Норма и масса прибыли. Факторы, влияющие на норму прибыли. Образование средней нормы прибыли. Бухгалтерская и экономическая прибыль.

38. Долгосрочный период функционирования фирмы в теории издержек. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная) и его отраслевая специфика.

39. Типы рыночных структур, их характеристика.

40. Оценка экономической эффективности совершенно конкурентной отрасли.

41. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. Определение оптимального объема производства. Правило закрытия предприятия.

42. Причины монополизации рынка. Концентрация, централизация и диверсификация капитала и производства: формы предпринимательских объединений. Барьеры входа и выхода.

43. Принятие решения о цене и объеме производства фирмы-монополиста. Ценообразование фирмы в условиях естественной монополии. Оценка экономической эффективности монопольной отрасли. Виды и значение ценовой дискриминации.

44. Показатели монополизации рынка и антимонопольное законодательство (мировой опыт и российская практика).

45. Анализ экономического поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции. Оценка эффективности отрасли монополистической конкуренции и экономическая целесообразность рекламы.

46. Поведении олигополиста, максимизирующего прибыль. Математический аппарат теории игр в нахождении оптимального решения. Ценообразование по принципу «издержки плюс».

47. Модели олигополии, ориентированные на выпуск (модель Курно и Штакельберга).

48. Модели олигополистических ценовых войн (модель Бертрана, модель ломаной кривой спроса).

49. Кооперированные олигополии: ценовое лидерство и картельное соглашение.

50. Особенности функционирования рынков факторов производства.

51. Рынок труда и его основные компоненты. Достижение равновесия на рынке труда и его нарушение. Компромисс индивида между потреблением и досугом. Формы зарплаты. Безработица.

52. Экономическая основа функционирования рынка земли. Земплепользование и землевладение. Цена земли как капитализированная рента.

53. Рынок капитала. Фактор времени и дисконтирование: чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности.

54. Понятие риска и неопределенности. Измерение риска и пути его снижения: страхование, диверсификация портфеля.

55. Внешние эффекты в действии рыночного механизма. Трансакционные издержки и ассиметричность информации.

56. Общее и частичное равновесие. Условия и предпосылки достижения общего равновесия.

57. Общее равновесие и эффективность. Понятие эффективности и справедливости. Оптимальность по Парето. Теория общественного благосостояния.

58. Общественные блага: классификация и свойства. Роль государства в рыночной экономике.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.