Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Акцентуация и выбор профессии






 

В акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

К. Леонгард

Все профессии можно условно разделить на две большие группы. Первая - те, в которых важность технологии выходит на первый план. Вторая группа - профессии, в которых человеческий фактор несравнимо важнее технологического. События последних лет показывают, что именно этот фактор является " слабым звеном", определяющим прочность (или непрочность?) всей цепи. Чтобы укрепить слабое место, его необходимо найти. Столетний опыт профдиагностики показывает, что найти " слабое место" в человеке намного сложнее, чем в любой конструкции.

До сих пор психологи, занимающиеся профдиагностикой, руководствуются моделью, предложенной в 1908 году американским ученым Ф. Парсонсом. Он был убежден, что достаточно " просчитать" человека с помощью хитроумных тестов, узнать требования каждой профессии, а затем организовать встречу человека с " подходящей" профессией. Ученые и практики десятилетиями работали над разработкой профессиограмм - подробных описаний профессиональной деятельности. Чтобы получить идеальную модель профессионала, психологи тестировали успешных представителей различных профессии по методикам, выявляющим профессионально важные качества, а профессиональная пригодность определялась путем " наложения" имеющегося " эталона". Считалось, что вероятность успешной профессиональной деятельности тем выше, чем меньше разница между " эталоном" и полученными данными. На практике добросовестные исследователи отмечали, что большое число работников, чьи результаты не вписывались в параметры " эталонов", были успешны в профессиональной деятельности. В то же время немалое число работников, чьи результаты были близки к " эталонным", не оправдывали возлагаемых на них надежд.

В школьной профориентации модель Парсонса представлена в виде трех кругов " хочу", " могу", " надо". Ее логика безупречна: будущая профессия должны нравиться (" хочу"), соответствовать возможностям человека " могу") и быть востребованной в обществе (" надо").

Однако мы можем бесконечно говорить подросткам о том, как важно совпадение или хотя бы сближение этих сфер, но на деле хочется не того, что " можется", а надо вообще что-то иное. И самая совершенная диагностики здесь не силах помочь, потому что, во-первых, она не затрагивает мировоззрение человека, его мотивы и ценности, тот самый загадочный " человеческий фактор", не сводимый к набору профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков, но имеющий решающее значение для профессиональной успешности.

Во-вторых, диагностика - это, в лучшем случае, только констатация факта. Много ли проку от врача, который не лечит, а только ставит диагноз? Диагностика, в которой не заложен потенциал для личностного развития, бессмысленна, если не безнравственна. Наивно ждать эффекта от тестирования, в основе которого лежит плоская, упрощенная модель изучения личности, основанная в лучшем случае на изучении интересов, темперамента и мышления, без учета характерологических особенностей и мировоззрения человека.

Великий русский психолог Б.Г. Ананьев говорил о невозможности планирования и проектирования оптимальных режимов воспитания без учета особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей.

Рассматривая характерологические особенности, ограничивающие профессиональную успешность, психолог Т.В. Орлова вводит понятие " проблемное место" - личностная особенность, которая может осложнять профессиональную деятельность. " Проблемное место" плохо осознается человеком и с трудом поддается коррекции извне. Для психолога важно не только самому видеть проблемные места, но и дать возможность клиенту осознать свои личностные особенности, которые могут осложнить любую профессиональную деятельность, в том числе:

· невротический склад личности, проявляющийся в необоснованной тревожности, при которой любые препятствия на пути к цели воспринимаются как непреодолимые;

· эгоистический склад личности с отчетливой доминантой на себе, при которой другие люди воспринимаются лишь как средство достижения своих целей;

· импульсивность, которая проявляется в том, что подросток идет на поводу своих желаний, плохо переносит отсроченность их исполнения, практически не способен ставить перед собой серьезные цели и достигать их;

· ригидность установок, закрывающая доступ к новым идеям и подходам, сужающая диапазон возможностей;

· эмоциональная холодность, препятствующая полноценному межличностному взаимодействию;

· нереалистичные самооценка и уровень притязаний, основанные на искаженномсамовосприятии и ориентации на внешние оценки.

По мнению Т.В. Орловой, " акцентуация личности может быть проблемным местом для профессии, но проблемное место не обязательно является акцентуацией". Особенности влияния акцентуаций характера на выбор профессии до конца не изучены. Некоторые исследователи (Дергач А.А., Зазыкина В.Г.) считают, что характерологические особенности, относимые к акцентуациям характера, не препятствуют профессиональной успешности. По их мнению, некоторые акцентуации при условии, что они контролируются человеком, могут быть востребованы в профессиональной деятельности.

Само понятие " акцентуация" и классификацию акцентуаций предложил выдающийся немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Его концепция акцентуации личности была использована и доработана А.Е. Личко и его сотрудниками для изучения характера подростков. Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и с возрастом сглаживаются. Однако подростковый возраст настолько важен для дальнейшего самоопределения человека, что оказывает влияние не только на стадии формирования профессиональных интересов и намерений, но и на дальнейшую профессиональную адаптацию. Тип акцентуации указывает на проблемные места, позволяя прогнозировать и предотвращать травмирующие ситуации, в том числе связанные с несоответствием типологических особенностей человека и выбранной профессиональной среды.

Связь между психологическим типом человека и профессиональной средой обосновал американский психолог Дж. Холланд. Согласно его подходу, существует шесть типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский и конвенциональный. Удовлетворенность своей работой, и, следовательно, ее эффективность, зависит от того, насколько выбранный вид деятельности соответствует типу личности.

Исследования взаимовлияния процессов профессионального становления и развития личностных качеств подтверждают связь между акцентуацией характера, выбором профессии и профессиональной адаптацией (Э.Ф. Зеер, С.Ф. Вакарина, И.В. Крыжановская, Н.Р. Лавренко, М.Е. Литвак, С.Н. Морозюк и др.). Корреляции устанавливались с помощью клинических методов диагностики, наблюдения, интервью, анализа объективных данных.

Признавая необходимость изучения характерологических особенностей как важнейшего фактора профессионального самоопределения, следует отметить, что использование данных методов в целях профессионального самоопределения подростков затруднительно.

Методики должны быть не только надежны, но и компактны, удобны в обработке. Интерпретация должна быть понятна самому подростку, не должна содержать терминов и оценок, иметь практическую направленность. Рассчитанная на самодиагностику, методика, тем не менее, должна давать психологу информацию, достаточную для выводов о степени акцентуации и возможностях профессиональной адаптации.

Методика " Характер и профессия" разрабатывалась с учетом всех этих требований. Она позволяет молодым людям в возрасте от 14 лет уточнить свои характерологические особенности и соотнести их с видами профессиональной деятельности.

В опроснике приводятся 24 группы утверждений, затрагивающие те сферы, в которых наиболее ярко проявляется характер человека: отношение к себе, другим, работе, вещам. По результатам диагностики выявляется выраженность каждого из восьми диагностируемых типов (демонстративный, тревожный, эмотивный, целеустремленный, педантичный, импульсивный, оригинальный), соответствующих истероидному, тревожно-мнительному, эмотивному, паранойяльному, педантичному, эпилептоидному и шизоидному типу акцентуации по К. Леонгарду и А.Е. Личко. Типы отобраны с учетом их значимости для профессиональной деятельности. Интерпретация открыта для самостоятельного ознакомления клиента. Основные характеристики каждого из восьми типов даны в поддерживающем ключе с акцентом на профессиональные склонности и учетом возможных трудностей профессиональной адаптации.

Возможности методики не ограничиваются задачами выбора профессии - психолог, знакомый с клиническими методами диагностики, в ходе индивидуальной консультации может дать более глубокую интерпретацию, оценить степень дисгармоничности личностного развития, и, в случае необходимости, предложить индивидуальные или групповые формы коррекционной работы, дать рекомендации для педагогов и родителей.

Методика " Характер и профессия" находится в стадии апробации, однако уже выявлена высокая корреляция с результатами, полученными по методикам " Определение профессионального типа личности" (Дж. Холланд) и " Опросник профессиональных склонностей" Л.А. Йовайши (модификации Г.В. Резапкиной).

Роль акцентуации при выборе профессии и в ходе профессиональной адаптации очевидна. Однако остается открытым вопрос о том, как ее оценивать - положительно или отрицательно? Какую цену платит человек, выбирая профессию в соответствии с выраженными чертами характера или вопреки им? Что лучше - идти по пути наименьшего сопротивления, углубляя русло акцентуации, или осваивать новые модели поведения, идя наперекор своей природе?

 

Опросник " ХАРАКТЕР И ПРОФЕССИЯ" (Г.В. Резапкина)

Инструкция. С помощью этой методики вы можете узнать особенности своего характера. Прочитайте утверждения и продолжите их, выбрав один из четырех вариантов - А, Б, В или Г. Отметьте выбранный вариант в бланке. Скачать опросник и бланк ответов: blank_harakt-prof.zip

Образец бланка
  I II III IV V VI VII VIII
  А   Б   В   Г  
      А Б   В Г  
  А Б     В     Г
  А Б   В   Г    
    А   Б В     Г
      А     Б В Г
  А Б   В     Г  
      А   Б   В Г
  А Б В     Г    
  А   Б В   Г    
    А   Б В     Г
          А Б В Г
  А Б   В       Г
      А   Б В Г  
    А   Б В Г    
  А   Б       В Г
    А   Б   В   Г
  А   Б   В   Г  
  А   Б В Г      
    А       Б В Г
    А   Б В   Г  
  А   Б     В Г  
      А Б В     Г
  А Б       В   Г
                 

1. Знакомясь с людьми, я ловлю себя на мысли, что тут же забываю их имена

А) часто
Б) редко
В) нет, потому что записываю их
Г) я не думаю об этом

2. Для меня очень важно, чтобы меня окружали люди

А) душевные
Б) ответственные
В) жизнерадостные
Г) дисциплинированные

3. В большой веселой компании

А) я люблю быть в центре внимания
Б) я чувствую себя неуютно
В) я обычно скучаю
Г) я с трудом подыскиваю тему для разговора

4. Публичные выступления для меня - это

А) возможность показать себя и свои способности
Б) большой стресс
В) возможностьдонести до слушателей свои идеи
Г) форма общения

5. В любом коллективе важнее всего

А) отсутствие конфликтов
Б) работа на результат
В) дисциплина
Г) возможность работать творчески

6. Нового человека я обычно воспринимаю

А) с доброжелательным интересом
Б) как потенциального союзника
В) как потенциального соперника
Г) нейтрально

7. Если мне нужно купить что-то из одежды, я выберу

А) самую модную вещь
Б) что-нибудь неброское
В) классический костюм
Г) удобную и практичную одежду

8. Мой любимый жанр кино

А) мелодрама
Б) документальное кино
В) боевик
Г) фэнтэзи

9. Мне хотелось бы провести каникулы или отпуск

А) в какой-нибудь экзотической стране
Б) в тихом, уединенном месте
В) вместе с близкими людьми
Г) путешествуя в компании друзей

10. Мне кажется, что я трачу слишком много времени

А) на себя
Б) на других людей
В) на работу, учебу
Г) на развлечения

11. Когда я прихожу в магазин, то я

А) долго не могу ничего выбрать из массы товаров
Б) точно знаю, что должен купить
В) сравниваю и оцениваю товар, прежде чем сделать покупку
Г) беру то, что попадается под руку

12. Если бы я был миллионером, то

А) приумножал бы свое богатство
Б) ни в чем бы себе не отказывал
В) не стал бы сорить деньгами
Г) поддерживал бы проекты, связанные с наукой или искусством

13. Я предпочитаю работу, на которой есть возможность

А) общаться с известными людьми
Б) ни за что не отвечать
В) принимать ответственные решения
Г) решать творческие задачи

14. Меня привлекает работа, требующая

А) способности сопереживать людям
Б) точности и аккуратности в ведении дел
В) навыков общения с разными людьми
Г) силы и решительности

15. Мне ближе высказывание

А) " Лучшее - враг хорошего"
Б) " Цель оправдывает средства"
В) " Доверяй, но проверяй"
Г) " Хочешь жить - умей вертеться"

16. Меня привлекает работа

А) аниматора
Б) врача
В) военного
Г) ученого

17. Окружающие чаще считают меня

А) идеальным исполнителем
Б) хорошим организатором
В) душой компании
Г) генератором идей

18. Моя главная черта - это

А) стремление нравиться
Б) сочувствие
В) пунктуальность
Г) вспыльчивость

19. Главное в жизни

А) слава
Б) любовь
В) власть
Г) порядок

20. Меня часто

А) беспокоит завтрашний день
Б) переполняет энергия
В) раздражают всякие мелочи
Г) посещают интересные идеи

21. Мне трудно

А) принимать решения
Б) учитывать интересы других людей
В) отступать от инструкции
Г) контролировать свои эмоции

22. День рождения для меня - это, прежде всего, возможность

А) напомнить о себе
Б) задуматься о своей жизни
В) повеселиться с друзьями
Г) получить подарки

23. В профессиональном плане меня больше привлекает

А) медицина и образование
Б) управление и бизнес
В) контроль и оценка
Г) искусство и наука

24. При выборе одежды я, скорее

А) выберу цвета, модные в этом сезоне
Б) предпочту темные тона или оттенки серого
В) выберу яркие, насыщенные цвета
Г) вообще не обращу внимания на ее цвет

Обработка результатов. Подсчитайте число отмеченных букв А, Б, В и Г в каждом столбце и запишите результаты в нижних клетках бланка.

Примечание. Отнесенность к определенному типу правомерна в случае его выраженности на фоне остальных типов (более 6 баллов). Сочетание повышенных показателей по 2-3 типам говорит о смешанных типах. Равномерное (2-4 балла) распределение баллов по всем типам может свидетельствовать об отсутствии акцентуации.

10-12 баллов – ярко выраженный тип
7-9 баллов – выраженный тип
4-6 баллов – слабо выраженный тип
0-3 баллов – тип не выражен

Отложив на каждой из восьми осей от центра, значение равное числу набранных баллов и соединив полученные точки линиями (см. рисунок), мы получим профиль характера. Как правило, у человека бывает 2-3 " пика". Чем дальше точки от центра, тем ярче выражены типы, описание которых приводится ниже.

ОПИСАНИЕ ТИПОВ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.