Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество Гете – завершающий этап европейского просвещения.






Гете – бюргер, получил хорошее образование. В 70-е годы – сближение со штюрмирами. 1 период – штюрмирство 1 пол. 70-х годов. Влияние Гердера, французских просветителей (Дидро, Руссо), увлекает понятие природы, чувственное начало (чувственность и чувствительность). Влияние фольклора, Лессинга, Спинозы – материалист, идеи пантеизма. Увлекается естественными науками. Гете усваивает материалистические взгляды и идею диалектики. Философия Гете двойственна: человек передовых взглядов, но недостатки 3 сословия в мировоззрении. В этот период – лирические жанры, новаторство лирики. Жанры: ода, сонет, баллада. Новаторство: лирика субъективных переживаний, которые передаются непосредственно (связано с традицией фольклора). У Гете: ритмика, звук, приемы инверсии, контраста, синтаксис тяготеет к простоте. Лирика несмотря на ясность обладает философским содержанием: осмысливается жизнь в движении. В этот период – образ бунтаря (стихотворение «Песнь странника в бурю», баллада «Дикая розочка», «Майская песня», «Свидание», «Разлука»). Поэма о Прометее (незаконченная), задумка Фауста. «Гец фон Берлихинген» - историческая драма о национальной истории, крестьянская война 16в, реальное историческое лицо, ставит его во главу восстания. Проблема насилия, тирании, насилие должно быть законным. В отличие от штюрмеров у Гете социальная проблематика: Германия – болото, конфликт крестьян и феодалов. Черты реализма, 1 реалистическое произведение Гете. «Страдания юного Вертера» - сентиментальный роман. Эпистолярный жанр, письма Вертера другу Вильгельму, исповедальный характер. Психологическое: изображение чувств, психология любви, чувства в динамике. Своеобразие: черты сентиментализма и реализма. Черты автобиографии (хочет забыть любовь). Социальный роман: реалистический принцип среды. Принцип типический: конфликт молодых бюргеров, конфликт между талантливой личностью и общественными устоями. Вертер – чувственный герой, разочарован в жизни, осознает бесперспективность стремлений. Встречает Шарлотту. Любовный треугольник в психологическом и социальном ракурсе. Чувствам героев нельзя реализоваться, Шарлотта должна выйти замуж. Ее жених Альберт – бюргер, пассивен, рационален, Вертер – бунтарь, чувственный. Альберт удовлетворен жизнью, собой, своим положением. Вертер покидает город, отправляется на службу. Служа в министерстве, он проявляет талант, работоспособность, но относятся к нему как к человеку низшего сословия. Покидает службу. Карьера не удалась из-за условий цивилизации. Эти устои губят и его любовь (Шарлотта не может разорвать помолвку). Общество влияет на чувства – крестьянский парень влюбляется в хозяйку. Вертер разочарован, не находит места в жизни, кончает жизнь самоубийством (любовь+социальные причины). Оценка самоубийства: 1) Вертер – слабый герой, пошел на поводу у обстоятельств, 2) не всегда самоубийство – слабость. «Гете создал человека, не умеющего гнуться» (Станиславский). Цветаева: 1 прочел и стреляется, другой прочел и потому, что Вертер стреляется, решает жить дальше». Гете: трагедия Вертера – трагедия вынужденного бездействия. Восприятие читателей: во Франции-призыв к бунту, в германии-волна самоубийств. Гете: в жизни каждого молодого человека бывает период, характерный для Вертера; Вертер воспринимается так, как будто выписан для него самого.

2 период – с сер. конца 70-х годов – Веймарский период. Политические реформы в Веймаре не удались. Период классицизма, идея красоты. Прекрасная форма воспитывает представление о красоте, моральных качествах (путь мирного воздействия). Меняется характер лирики («Арфист», «Божественное», «Ночная песнь странника»). Идея не бунта, а гармонии, покоя. Две песни странника: меняются идеи, герои. Концепция античной красоты (путешествие по Италии), драмы «Эгмонт», «Ифигения в Тавриде», «Торквато Тассо». «Ифигения в Тавриде» - идея красоты. Обработка античного мифа. Ифигения – духовная красота. «Торквато Тассо» - образ итальянского поэта. Торквато – бунтрарь, талантлив, ненавидит произвол, но необузданное бунтарство. Антонио – воплощение мудрости. Анархический бунт приводит к плохим последствиям. Сборник «Римские элегии», выражает эротический чувственный элемент. Гете женился на плебейке. «Элегии» связаны с классицизмом, ритмика и форма классицизма (гекзаметр), античные образы. Концепция красоты: духовная и телесная красота, чувственное начало. Веймарский классицизм включает тенденции: поиски идеальной красоты, наличие язычески чувствительного, материалистического мировосприятия. Ведущий жанр – баллада («Лесной царь», «Коринфская невеста»). «Альманах муз» - журнал Гете и Шиллера. В целом проблема в классицизме связана с проблемой: возможен ли в Германии революционный путь. Путь насильственного переворота для Германии неприемлем. События Великой французской революции Гете воспринял холодно, но осознавал ее историческую значимость – уничтожение феодального режима. Понимал неизбежность якобинского террора. В годы Вел.франц.революции пишет «Герман и Доротея». Противопоставляет революционным событиям картину мирной жизни в Германии.

3 период – 1 треть 19 века – в Европе развивается романтизм. Сближение к романтизму, интерес к истории, востоку. «Западно-восточный диван» - стихи о быте и нравах востока, объединяет стихи тема любви. В романтизме не принимается идеализм. Метод периода – просветительский реализм. Шаг к созданию Фауста – «Вильгельм Мейстер», 1 часть – «Годы учения В.М.», 2 часть – «Годы странствия В.М.», 3 часть не окончена – «Годы мастерства В.М.». Роман воспитания, духовное воспитание. Концепция как в «Фаусте».

46-47)«Фауст» - итоговое произведение Гете. Структура, театральный пролог определяют специфику жанра, творческого метода. Поэт: нужно приближать зрителя к высокому, идеальному началу (воплощен в образе Фауста). Актер: зрителя нужно развлечь (Мефистофель). Директор: нужно использовать богатый сценический реквизит, провести через все ярусы (мистерия), средневековая концепция мироздания. Гретхен – просветительский реализм, Елена – веймарский классицизм. Черты штюрмирства, реалистические моменты, классицистическая абстракция, библейская образность, фольклорные элементы, высокий стиль сочетается с низким. Элементы мистерии, сочетает эпическое (широкое изображение жизни), лирическое (изображение любви, фольклорной песни), драматические (конфликт, драматичность, деление на акты, сцены) начала. Синтетический жанр, синтез разных методов.За прологом театральным следует пролог на небесах – экспозиция, знакомство с главными героями, конфликт Бога и Мефистофеля, Фауст – обобщение, спор о смысле жизни. Слова архангелов – концепция автора, материалистическая. За прологом на небесах формируются частные проблемы.

1 часть. Испытание наукой, любовью, вином. Вагнер – проблема истинной и ложной науки. Смысл науки в самой жизни – подсказывает Мефистофель. Гретхен и Фауст: личное и общественное в жизни человека. Судьба определяется личными и общественными мотивами. Трагедия любви закономерна. Судьба женщины в религиозно-ханжеском обществе. Через образ Гретхен – гетевская концепция образа жизни. Автобиографические мотивы: Гете-Фредерика Бриони.

2 часть. Общественные проблемы. Фауст в средневековой немецкой империи, вопрос о правомерности единоличного монархического правления, вопрос об общественной деятельности человека. Тема науки: Фалес-Анаксагор, вопрос о сущности бытия. Елена Прекрасная – творческий метод: веймарский классицизм. Вопрос о том, что есть красота и какова ее роль, вопрос о связи духовного и практического начала.

Концепция образов.

Фауст. Главная черта – неудовлетворенность собой, уровнем знаний, временем. Обращается к магии – искушение знанием. Творческое начало, которое представлено в Фаусте есть и у Мефистофеля. Творческое начало сравнимо с дьявольским. Активная деятельность, чтобы перестроить мир. Дьявольское начало связано с Фаустом. Договор черта и человека: человек не боится дьявола и сам определяет условия союза. Фауст подчеркивает: он не достанется черту и аду, т.к. процесс познания бесконечен и духовный рост бесконечен. Положительный, но неидеальный человек. На его примере определяется сущность человека. Свет, добро – человек должен выйти к этому. В 1 части Фауст терпит поражение, т.к. не прошел испытание любовью. Во 2 части также поражение, т.к. не удается реформировать и изменить отношения в государстве. Центральная тема: встреча с женщиной. Античную Елену из загробной жизни достает Фауст (Гете верит в силы человека, не всегда судьба руководит волей). Прекрасная форма, духовное начало должно быть дополнено настоящим, реальным делом. Фауст строит плотину – в этом осознает смысл жизни. Идея движения и борьбы. Фауст произносит: «Остановись мгновенье, ты прекрасно». Отправляется в рай. Кольцевая композиция: пролог на небесах – рабочая комната Фауста перекликается с концовкой произведения. Фауст виновен в гибели Филимона и Бавкиды. Перестройка общества - движение, в котором неизбежна гибель виновных и невинных (так воспринимает французскую революцию). Ангелы, которые несут душу Фауста в рай: 1) любовь Гретхен, 2) высокий дух – стремится к высоким целям. Гретхен. Тураев: существо, воплощающее идею патриархальной естественности и простоты. Вильмонт: пассивна, зависит от обстоятельств. Аникст: реалистичность, типичность. Любовь к Фаусту – счастье, из-за нее она идет на грех, осуждается обществом. Внутренняя борьба. Гретхен не может переступить через общественные зыконы. Она жертва общества. Концепция образа проявляется во второй части. Она показана в раю. Гретхен и Дева Мария\\Гретхен и Беатриче. Гетевская концепция женщины – заступничество. Елена. Если Гретхен – это живой, полноценный образ, то Елена – нереальна, образ – символ поиска идеала. У Фауста появляется сын. Он соединяет красоту матери и беспокойность Фауста. Они исчезают из жизни Фауста. Гете показывает, что античный идеал в эпоху Фауста безжизненен. Духовное начало нужно, но у каждой эпохи оно свое. Вечность идеала опровергается. Мефистофель. Воплощение духа отрицания. Он не абсолютное зло, но вечный враг света. Тьма порождает свет – диалектическая идея. Сам Бог раскрывает образ Мефистофеля: он нужен, чтобы расшевелить человека от застоя. С концепцией Мефистофеля связана проблема ответственного и нравственного выбора человека. Мефистофель и Фауст – диалектическое противоборство и единство высокого и низкого. Художественный метод произведения. Подчеркивает синтез различных концепций: библейская образность, фольклор, фантастика, мифология, реалистические черты. Форма: элементы эпоса, лирики, драмы. Часто называют трагедией. Лирика: монологи Фауста, песни Гретхен. Эпос: широта охвата (ад-рай), временное пространство. Диалоги, конфликт, членение на акты – драматические принципы. Драматическая поэма. Соединяет черты, но в целом единая мысль, которая определяется просветительским содержанием. Фаустианская тема становится одной из самых популярных. В немецкой литературе становится популярным сюжет о договоре человека с дьяволом. Особое место в русской литературе: 1) переводы Гете (Фет, Огарев, Тютчев, Пастернак, Холодковский), 2) создание новых произведений («Фауст» Тургенева, Пушкина, «Человек и дьявол» Достоевского).

47. Фридрих Шиллер. 2 периода: 1. Конец 70 – 1 половина 80 годов – период скитаний, штюрмирства, «Дурные монархи», драмы «Разбойники», «Коварство и любовь». 2. Конец 80 – 90 годы – период поиска новых путей в эстетике и вопрос о переустройстве мира, период веймарского классицизма, идеи мирного пути преобразования мира, баллады, идея античности, черты просветительского реализма в оба периода.2 период. «Дон Карлос – инфант испанский». Монологи Дона и его учителя. Тема просвещенной монархии. В конце 80 годов Шиллер переезжает в Веймар, изучает историю «История 30-летней войны». В исторических драмах феодальная раздробленность лишает нацию сил. События французской революции: понял ее историческое значение, не принимает кровавых методов, отвергает идею бунта, насилия, новый путь – эстетики, искусства. Опирается на этику Канта, эстетику. «О наивной и сентиментальной поэзии» «Эстетические письма о воспитании человека» - «для решения политической проблемы нужно пойти по пути эстетики, ибо только путем красоты можно достичь свободы». Нужно воспитывать чувство красоты, тогда отпадает идея насилия. Единство прекрасной формы и содержания – красота. Форма в античности, действительность не соответствует. Прекрасная форма должна изменить убогое содержание. Философия идеалистическая (классицизм), отразилась лирике (тема искусства). «Раздел имущества», «Боги Греции», «Идеал и жизнь», «Власть песнопения». Лиро-драматический жанр – баллада. Во 2 половине 30х годов обращается к драматургии. Реалистическое начало. Жанр исторической трагедии («Мария Стюарт», «Вильгельм Телль»). Социально-историческая драма. Идея бунта одобряется, но не всякий бунт, а имеющий причины. Законный бунт. Герой не одиночка, один из многих, герой – реалистический (народ). Историческая сила – народный коллектив, близок к реализму 19 века. Коварство и любовь (84 г.) Переходный характер. Черты штюрмирства, реализма. Мещанская трагедия. Реалистическая черта – описание быта и нравов, социальный срез жизни Германии. Конфликт социальный, решается через тему любви. Дочь плебея, сын министра. Сталкиваются дворяне и низы. Действие при дворе немецкого князя. Миллеры - типичная бюргерская семья. Отец Луизы – прямодушен, защищает дочь. 3 сословие не идеализируется, мать Луизы корыстна. Герои отказываются от любви. Это закономерно. Любовь трагична в силу социальных условий. Фердинанд бунтует против законов общества, не доводит бунт до конца, герой гибнет. Шиллер – 1 романтик. Идея противопоставления мечты и действительности. Пьеса лирико-патетическая. Влияние Руссо, Шекспира. Сходства: влюбленные люди едины в своей страсти, различны эпохи. У Шекспира – детерминизм (противопоставления героев). Луиза более боязлива, неуверенна. Внимание на трагедии Луизы. Она слабая героиня, кто-то считает ее сильной. В ней и сила и слабость. Не верит в их счастливую любовь. Влияние Лессинга: по его теории трагический герой должен быть виновен и невиновен. Вина Луизы – в неискушенности, чистоте. Фердинанд – романтический герой, бросается из крайности в крайность. Шиллер угадал черты мужской психологии – собственность. Шиллер характеризует драму как сатирическое произведение. Не пропагандирует идею бунта, но воспринимается как призыв к бунту.

48.«Разбойники», тема – вопрос о правомерности насилия. Социально-исторический конфликт – тирана и свободолюбивой личности, рационального и чувствительного начала. Сцена гибели Амалии: Карл превращается в носителя зла. Амалия – невинная жертва. Воспринимается как призыв к революции. Конфликт в семье. Герой-бунтарь, 3 сословие, анархический бунт. Позиция Карла, направленность его бунта – в разговоре с патером о перстнях. Приходит к бунту из-за брата. Понимает бессмысленность бунта, т.к. он один (одиночка). Шиллер считает: насилие нельзя победить насилием. «Вильгельм Телль». Историческая основа – наполеоновские войны. Тема народного единства. Конфликт власти и народа. Телль – типичный герой. Карл Моор – анархический бунт, одиночка, Телль – есть цель, он не один, с ним народ.

49.Баллада – лиро-драматическое, лиро-эпическое произведение. Рассказ исторического, героического и романтического содержания. Строится на основе предания, легенды. Главная задача – в лирической сфере. Передают чувства, ощущения, впечатления героя. Сложная, напряженная ситуация. Гете. Пишет баллады в ранний период своего творчества. В 70 годы «Фиалка», «Дикая розочка», также в веймарский период. Написаны в народном духе, под влиянием Гердера обращается к народной песне. «Дикая розочка» 71 год. Песня «Розочка в поле» - источник. Прием параллелизма ответа и вопроса. Роза и мальчик. Прием повтора (рефрена), напряженность, неизбежность конфликта. Мальчик срывает розу. Живая разговорная речь, прием инверсии. Короткие, простые, нераспространённые предложения. Баллада имеет сложное содержание, которое выражено через символику. Представляет взаимоотношения мужчины и женщины. Цветок – женское начало, алая. Мальчик – мужское начало: буйный, необузданный, агрессивный. В веймарский период «Лесной царь», «Коринфская невеста», «Певец». «Лесной царь». Диалог отца и сына. Внутреннее напряжение. Фольклорные мотивы. На основе датской народной песни. Фольклор отражает представление человека о том, что человеку непонятно. 2 точки зрения на природу: 1) народное – у ребенка – множество тайн, опасностей, страхов. 2) автор – отец, страх пытается рассеять рациональными объяснениями. Страх губит мальчика. Лесной царь – символ мощных таинственных сил. Организация ритмики, баллада имитирует топот копыт. «Певец» - посвящена теме искусства. Решается классицистически. Искусство – это вечный идеал. «Коринфская невеста». Конфликт решается трагически. Философская баллада. Конфликт – уход античности и нарождение христиантства. Литературная, античная история – записан сюжет «Флегон». Гете отрицательно относится к церковному фанатизму. Любовь язычника и христианский разум. Фольклорный мотив – невеста вампира. Утверждает просветительскую идею о праве человека на счастье. Гете не закрывает глаза на жизнь. Баллады Гете, их основа: античные сюжеты, фольклорные источники. Сохраняет песенную лирику. От античности – идеал естественного человека, земного счастья, свободного искусства. Чувственность. Шиллер. Тяготеют к драме. Значителен конфликт. Использует монологи, диалоги. Источники – античные. Стиль: тяготеют к пафосу античности, нет простоты. «Ивиковы журавли», «Перчатка», «Порука», «Кубок». Сюжет восходит к средневековой легенде. Пловец-непрофессионал покоряет морскую бездну из-за любопытства, награды. Очень яркие образы. Описание при помощи метафор, сравнений. Описание бездны. Конфликт тирании. «Перчатка» - роковая красавица посылает возлюбленного на схватку со зверями. «Перстень». Мысль об античном роке. «Ивиковы журавли». Колорит древней античной эпохи. Предание о поэте Ивике (убит разбойниками). Мотив: искусство и поэт сами себя защищают. Журавли – символ (рано или поздно искусства мстит, если над ним надругались). Существует моральная правда, убийц наказали. В отличие от Гете моральный конфликт (увлечение этикой Канта), элементы дидактизма, яркая образность. Общее – тема искусства, античные образы и мотивы.

 

 

50.итальянское просвещение. Специфика Просвещения определяется обстановкой в стране. Италия, 18 век – раздробленное феодальное государство, нет национального единства, 20 самостоятельных государств, экономическая, политическая вражда. Под иноземным господством Австрии, Франции. Слабое 3 сословие, во 2 половине 18 века начинают заявлять о правах. Сильнее северные территории – Милан, Венеция, там всплеск в развитии. Главная задача Просвещения: 1) национальное объединение, освобождения от зависимости, 2) уничтожение феодальных пережитков.Специфика:

1) Итальянское Просвещение развивается под влиянием французской культуры, но имеет умеренный характер.

2) Уделяется больше внимания моральным, бытовым проблемам.

3) Драматические жанры больше развиваются (родина дель-арте – национальная традиция).

4) Роль классицизма и сентиментализма незначительна, преобладает реалистическое направление. Гальдони – новатор национальной драматургии, реформирует театр. Создают новую драматическую форму. Развивает комедию, новое просветительское содержание, отказывается от штампов дель-арте. Произведения – сценарии. «Слуга двух господ», «Банкротство» Дель-арте – импровизация. Гальдони ограничивает импрвизацию, закрепляет текст (сначала главных персонажей, потом всех), постепенно уходили маски. Маски наполнены новым содержанием. Маска доктора (пьянство, болтливость) – теперь представитель 3сословия, отец семейства. Маски слуг. Бригелла (ловкий слуга) – 3сословие, рачительность, благоразумие, честность. Арлекин (недалекий, его колотили, плохо одевали) Гальдони объединяет маски Бригеллы и Арлекина – Труффалдино (наивность, хитрость).Маски превращаются в типичные характеры. Эстетические принципы: комедия манифест. «Комический театр» - задача искусства, принцип правдивости. «Комедия – есть отражение жизни, все должно быть правдиво». Необходимо разрабатывать характер, должен быть связан с определенной средой. Опирается не только на дель-арте, но и на европейскую традицию (Мольер). Разница: франция – 1 центральный характер, италия – комедия характеров, совокупность характеров. Задача: франция – осмеивают носителя порока, порок, используются гиперболизация, гротеск, смех, италия – не отрицательные, а положительные характеры, через них утверждается новая мораль, отрицательные персонажи эпизодичны. Франция – задача – бичевание пороков. Италия – задача – воспитание людей, нужен образец. У Гальдони нет трагического подтекста, концовка хорошая (наказание, исправление отрицательных персонажей).

«Слуга двух господ». Комедия – шутка, близка к дель-арте, не является полноценной комедией характера (разрабатывается лишь центральный характер). «Трактирщица» - полноценный комедия характеров. Поучительная, нравственная. 2 персонажа: Меронтолин, Рибофрат – любовная линия. Меронтолин – маска Коломбины (ловкая, веселая служанка, устраивает любовь госпоже). Рибофрат дан в развитии, сначала женоненавистник, но меняет мнение, избавляется от тщеславия, приходит к чувствую любви. Активное начало в борьбе за любовь связана с женским персонажем. «Трактирщица» - самая популярная пьеса (40 вариантов перевода). Гальдони в пьесах отображает быт и нравы, создает типичные характеры 3сословия, даются в развитии. Повлиял на развитие европейской драматургии (у Фонвизина). Гоцци – противник Гальдони, не признавал реформы. Соблюдал традиции дель-арте. Жанр – фьяба (сказочная пьеса, фантастика).

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.