Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кинематограф дореволюционной России.






Русский кинематограф дореволюционного периода

Первые демонстрации кинематографа в России состоялись в 1896 г.: вначале в Москве и Петербурге, затем на Всероссийской ярмарке в Н. Новгороде. В 1896 г. произведены также первые любительские киносъёмки (В. Сашин, А. Федецкий, С. Макаров и др.). Кинематограф получал распространение чрезвычайно быстро, зрителей поражала " живая фотография". Это был общий для всех стран " аттракционный период" в развитии кино. До 1907 г. фильмы в Россию завозились главным образом из Франции (фирмы " Пате" и " Гомон"), а также Англии, Италии, Германии. Во многих русских городах открывалась стационарные кинотеатры, утверждался отечеств, кинопрокат. Наряду с " царской хроникой" производились документальные съёмки видных деятелей русской культуры Л. Толстого, В. Давыдова и др.

Первые попытки организовать отечественное кинопроизводство относятся к 1907 г. Петербургский фотограф А. Дранков объявил об открытии киноателье и выпустил в 1908 г. фильм " Стенька Разин и княжна" (" Понизовая вольница"), положивший начало русской художественной кинематографии. Ранние годы кино в России связаны с петербургским и, особенно, с Введенским народными домами в Москве, откуда пришли первые актёры, режиссёры, художники (И. Мозжухин, А. Гончарова, А. Громов, В. Гончаров, П. Чардынин и др.). Наибольшее развитие кинопроизводство получило в Москве и было неотделимо от деятельности А. Ханжонкова, основавшего 1-ю в России кинофабрику.

Русский кинематограф с момента возникновения утверждался как самобытное национальное искусство. В поисках русской темы пионеры кино обращались к народным песням, к произведениям А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Н. Некрасова, А. Островского, Л. Толстого. Несмотря на иллюстративность и несовершенство постановочных средств, ранние экранизации облагораживали репертуар, формировали художественный вкус и мастерство зачинателей отечеств, кино (" Песнь про купца Калашникова", 1909 г., " Коробейники", " Вадим", оба в 1910 г. и др.).

Большое место занимали фильмы, построенные на историческом материале, - примитивные иллюстрации к учебникам по истории государства Российского, киноинсценировки популярных исторических романов, легенд, песен. События чаще всего истолковывались в духе официальной историографии (" Смерть Иоанна Грозного", 1909 г., " Воцарение дома Романовых", 1913 г., и др.). Особое внимание уделялось выдающимся историческим личностям (" Ермак Тимофеевич- покоритель Сибири", " Жизнь и смерть Петра Великого", " Наполеон в России" - все в 1910 г.). Лучшие из этих лент имели некоторое просветительское значение (" Ломоносов", 1912 г.); масштабностью отличалась киноэпопея " Оборона Севастополя" (1911 г., реж. Гончаров, Ханжонков) - первый русский полнометражный игровой фильм, построенный на документальном материале.

Начало 1910-х гг. характеризовалось бурным ростом производства отечественных фильмов: в 1910 г. их было 30; в 1911 г. - 73; в 1912 г. - 101; в 1913 г. - 128; в 1914 г. - 330. Подавляющее большинство этих лент (часто короткометражных) было типичной продукцией буржуазного кинорынка. Своей практикой кинематография царской России подтверждала справедливость слов В. И. Ленина, относящихся к 1907 г.: "...Кино до тех пор, пока оно находится в руках пошлых спекулянтов, приносит больше зла, чем пользы, нередко развращая массы отвратительным содержанием пьес". Однако, имели место и прогрессивные тенденции.

Судьба нарождающегося искусства беспокоила многих передовых людей России, в т. ч. Л. Толстого, М. Горького, Л. Андреева, К. Станиславского и др. Несмотря на запрет дирекции императорских театров, в фильмах стали сниматься видные театральные актёры: Е. Рощина-Инсарова, В. Пашенная, В. Максимов и др.; они несли в кинематограф высокую культуру русской сцены. Фильмы с их участием (" Анфиса", " Гроза", " Бесприданница" - все в 1912 г.) были значительным художественным явлением своего времени.

В предвоенные годы появились фильмы на современные темы (" Крестьянская доля", 1912 г., реж. Гончаров; " Немые свидетели", 1914 г.; реж. Е. Бауэр, " Женщина завтрашнего дня", 1914 г., реж. Чардынин). Капиталистическая действительность в этих фильмах критиковалась с буржуазно-либеральных позиций, однако в сравнении с декадентскими фильмами они имели известное прогрессивное значение. Начал формироваться жанр кинокомедии (" Домик в Коломне", 1913 г., реж. Чардынин, по А. Пушкину).

 

В 1912 режиссер В. Старевич разработал оригинальную технику трюковой съёмки и создал первые в мире объёмные мультипликации (" Прекрасная Люканида", 1912 г., " Авиационная неделя насекомых", 1912 г., " Стрекоза и муравей", 1913 г., по басне И. Крылова). Кинофабрика Ханжонкова систематически выпускала научные и учебные ленты.

Игровое кино в России, возникнув на 10-12 лет позднее, чем во Франции, Англии, Германии, США, к 1914 г. по художественному уровню не уступало кинематографии этих стран. Начало империалистической войны привело к резкому сокращению импорта фильмов; ослабление иностранной конкуренции обусловило рост кинопроизводства в России (фирмы И. Ермольева, Е. Венгерова, Д. Харитонова и др.). Начался массовый выпуск шовинистической хроник и агитационно-игровых лент. Неудачи России на фронтах 1-й мировой войны привели к изменениям кинорепертуара. Наибольшей популярностью пользовались салонно-психологические мелодрамы, на которых отчётливо сказалось отрицательное влияние декадентства (" Умирающий лебедь", 1917 г., " Пляска смерти", 1916 г., " Смерч любовный", 1916 г., и др.).

Настроения отчаяния и душевной опустошённости в этих фильмах отражали пессимизм класса, обречённого революцией на гибель. Многосерийные авантюрно-приключенческие фильмы " Сонька - золотая ручка" (1914-15 г., 1-6-я серии), " Антон Кречет" (1916 г., 1-4-я серии) были призваны отвлечь массового зрителя от политической жизни. Пошлые, скроенные по образцу бульварной литературы киноподелки составляли подавляющую часть репертуара военных лет. В 1916 русские фирмы выпустили 500 фильмов из 2000, созданных за все годы дореволюционного кино (этому способствовал спекулятивный ажиотаж). Число прогрессивных фильмов было невелико, но их роль в развитии национального кинематографа была значительна.

В " золотой фонд" искусства кино вошли лучшие экранизации русской классической литературы: " Дворянское гнездо" (1915 г., по И. Тургеневу, реж. В. Гардин), " Пиковая дама" (1916 г., по Пушкину) и " Отец Сергий" (1917-18 г., по Л. Толстому, оба реж. Я. Протазанов), " Наташа Ростова" (1915 г., по Толстому, реж. Гардин, Протазанов), " Снегурочка" (1914 г., по А. Островскому, реж. Старевич) и др.

Режиссеры Протазанов и Гардин, опираясь на художеств, традицию реалистической литературы и театра, утвердили в русском кино т. н. " психологическое" направление, выдвинули ряд талантливых актёров (Мозжухин, В. Орлова, Н. Лисенко, О. Гзовская, О. Преображенская и др.). Глубокое проникновение в авторский замысел, добротность драматургии, слаженность актёрского ансамбля, искусство перевоплощения отличали их лучшие фильмы. Одним из наиболее значительных был фильм " Цветы запоздалые" (1917 г., по одноимённому рассказу А. Чехова, реж. Б. Сушкевич, в фильме снимались актёры МХТ).

Зачинателем " изобразительно-постановочного" направления в русском кино был режиссер Бауэр, придававший большое значение живописному оформлению фильмов, композиции кадра, кинематографической выразительности мизансцен и актёрской игры. В его фильмах успешно снимались " звёзды" русского кино, в т. ч. В. Холодная, В. Полонский, В. Коралли, И. Перестиани (" Жизнь за жизнь", " Гриф старого борца", оба в 1916 г., " Революционер", 1917 г.). Под руководством Бауэра начинал работать художник Л. Кулешов, в дальнейшем один из пионеров советского новаторского киноискусства.

 

" Изобразительно-постановочное" направление возникло отчасти под влиянием В. Мейерхольда, который интересно экспериментировал в фильме " Портрет Дориана Грея" (1915 г., по О. Уайльду). Среди режиссёров коммерческого кинематографа значительной была деятельность П. Чардынина. Он поставил более 100 фильмов, в т. ч. " кинобоевики" " У камина", " Молчи, грусть, молчи" (оба в 1917 г.) с участием Холодной и др. " звёзд". К числу известных постановщиков относились также Б. Светлов, А. Уральский, В. Туржанский, Н. Салтыков. Они создавали " массовый" репертуар.

Передовые режиссёры русского кино обращались к прогрессивной общественности, успешно овладевали выразительными средствами кино, применяли разнообразные приёмы композиционно-монтажного построения фильмов, овладевали специфическим опытом работы с актёрами в кино. Этому в значительной мере способствовало участие киноактёров реалистичной школы - Л. Кореневой, А. Коонен, М. Горичевой, Л. Юреневой, И. Певцова, К. Варламова, В. Гайдарова, К. Хохлова, Н. Радина, П. Орленева и мн. др. Все лучшие достижения дореволюционного кино связаны с обращением к передовым традициям русской культуры - классической литературе и живописи.

Наряду с самобытной школой режиссёров и актёров в русском кино сформировались профессиональные кадры операторов (Н. Козловский, А. Левицкий, П. Ермолов, Е. Славинский, Б. Завелев, П. Новицкий, А. Лемберг) и художников (Б. Михин, Ч. Сабинский, В. Баллюзек, В. Егоров). Они разработали новые приёмы освещения, динамической съёмки, монтажного использования крупных планов, впервые внедрили фундус - систему разборных щитовых декораций. Творчество этих мастеров было органично связано с традициями русского изобразительного искусства.

В дореволюционные годы возникло и развивалось при участии видных учёных отечеств, научно-популярное кино, главным образом в научном отделе кинофирмы Ханжонкова (" Нервная система", " Туберкулёз и меры борьбы с ним", " Пьянство и его последствия", " Электромагнитные колебания", все в 1912-13 г., и др.). Операторы этой фирмы (М. Владимирский, А. Рылло, Ф. Бремер) снимали жизнь и быт народов восточных окраин России, а также производили съёмки в Арктике.

Военно-хроникальные съёмки, монополизированные Скобелевским комитетом, не получили широкого развития: операторы не располагали портативной киноаппаратурой, свои " поправки" вносила царская цензура. После Февральской революции кинопредприниматели пытались использовать кино как средство буржуазной пропаганды. Появились агит-фильмы, пропагандирующие политику Временного правительства (" Да здравствует свободная Русь", " Родина в опасности"), псевдоразоблачительные ленты (" Предатель России Мясоедов", " Тайна дома Романовых"), декадентские реакционные драмы (" Сатана ликующий", " Жизнь, побеждённая смертью") и др. Лучшие фильмы этого периода - " Дело Софьи Перовской", " Андрей Кожухов", " Революционер" были поставлены режиссером Гардиным, Протазановым, Бауэром.

В дореволюционной России получила некоторое развитие кинопечать. Первым периодическим изданием был рекламный журнал " Синефоно" (1907-18 г.) под ред. С. Лурье. В Москве выходили также: " Вестник кинематографии" (1911 - 17 г.), " Пегас" (1915-17 г.) - изд. А. Ханжонков, " Киножурнал" (1910-18 г.) - изд. Р. Перский, " Проэктор" (1915-18 г.) - изд. Ермольев, ред. М. Алейников, А. Браиловский; в Петрограде: " Кинематограф" - изд.-ред. А. Нагель; в Ростове-на-Дону - " Южанин". Большинство из них носило рекламный характер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.