Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Водный транспорт Республики Беларусь

Из современных видов транспорта Республики Беларусь внутренний водный — наиболее древний. Его история берет начало с возникновением восточнославянского государства — Киевской Руси, а затем связана с формированием единого централизованного государства и развитием экономики России. С образованием в IX в. Киевской Руси, в состав которой входили Туровское и Полоцкое княжества, ранее сформировавшиеся на территории современной Беларуси, реки приобретали роль транспортных путей сообщения в торговом обмене между странами. Именно в этот период по территории Беларуси по реке Днепр проходил великий торговый путь " из варяг в греки", соединявший Балтийское море с Черным — путь от Скандинавии до Византии, и другие водные пути сообщения, сыгравшие большую роль в развитии экономики. Из Беларуси в Россию по водным путям вывозили лен, пеньку, растительное масло, мед, воск, на Украину транспортировался лес и продукты лесного хозяйства, а в обратном направлении — пшеница, табак, скот [6].

Потенциальные возможности речного транспорта и его инфраструктуры в последние годы оказались невостребованными. Судоходными путями республика связана со всеми пограничными с ней государствами. Наибольшее значение в перевозках грузов и пассажиров имеют реки Днепр, Припять, Березина, Сож, Западная Двина, Неман, а также Днепро-Бугский канал. По своим возможностям интеграции в мировую транспортную судоходную сеть представляют коммерческий интерес только реки Припять и Днепр, позволяющие выполнять перевозку экспортно-импортных грузов (калийные удобрения, поваренную соль, руду, уголь, сапропель) в придунайские страны и черноморские порты. Изолированность бассейнов и отсутствие между ними искусственных водных соединений неблагоприятно сказываются на организации коммерческой деятельности и делают речные перевозки менее эффективными (по маневренности, скорости), чем перевозки другими видами транспорта.

Общая протяженность эксплуатируемых водных путей республики составляет менее 2 тыс. км, которые полностью используются для судоходства транспортом общего пользования в течение всей навигации. По габаритам судового хода около 700 км водных путей относятся к магистральным участкам рек. Остальные участки рек с притоками относятся к малым рекам. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям с освещаемыми и светоотражательными знаками навигационного оборудования протяженностью менее 500 км.

Основными факторами, сдерживающими наращивание объемов перевозок речным транспортом, являются недостаточные габариты судового хода и ступенчатость его глубин. Особенно характерно колебание гарантированных глубин для основной речной транспортной магистрали республики — Днепро-Бугского водного пути, по которому выполняется более 70% грузооборота. Ступенчатость рек республики отрицательно сказывается на развитии перевозок в транзитном сообщении между портами Украины и Беларуси, поскольку исключает прямое сквозное движение судов с низовьев Днепра до Бреста. Кроме того, лимитирующими судоходство остаются и габариты камер судоходных шлюзов Днепро-Бугского канала, что даже при существующих путевых условиях приводит к недоиспользованию полезной грузоподъемности флота порядка 300 т в каждом рейсе.

Виды сообщений:

♦ внутреннее водное – в границах одного речного пароходства;

♦ прямое внутреннее водное – в границах двух или несколько смежных речных пароходств;

♦ прямое водное – с участием речных и морских пароходств;

♦ прямое смешанное (железнодорожно-водное, водно-автомобильное).

Размеры партий: судовая, сборная, мелкая.

Судовая партия – это груз одного наименования, сдаваемый по одной накладной, а также однородные грузы, сдаваемые по двум или более накладным, следующие в один пункт назначения в количестве, достаточном для полной загрузки отдельного судна до его технической нормы.

Сборная партия состоит из груза массой свыше 20 т, предъявляемого к перевозке в количестве:

1) недостаточном для загрузки одного судна;

2) достаточном для загрузки одного судна, но адресуемого в разные пункты назначения или в один пункт назначения разным получателем, что вызывает необходимость отделения одного груза от другого.

Мелкой считается партия груза, предъявляемая к перевозке по одной накладной в количестве, не превышающем 20 т,

На речном транспорте в зависимости от срочности доставки различают большую скорость и грузовую скорость.

Скорость движения на речном транспорте подразделяется на большую и грузовую.

Перевозки экспортно-импортных грузов (калийные удобрения, поваренную соль, руду, уголь, сапропель) в Придунайские страны и Черноморские порты выполняются только по рекам Припять и Днепр. Изолированность бассейнов и отсутствие между ними искусственных водных соединений неблагоприятно сказываются на организации коммерческой деятельности и делают речные перевозки менее эффективными (по маневренности, скорости), чем перевозки другими видами транспорта.

Водный транспорт обеспечивает перевозки грузов и пассажиров на внутренних водных путях протяженностью около 3 тыс. км. Из них эксплуатируются водным транспортом 1807 км., которые разобщены на три бассейна: Верхнее-Днепровский, Западно-Двинский и Неманский. К Верхне-Днепровскому бассейну относятся реки Днепр, Сож, Березина, Припять и Днепровско-Бугский канал, к Западно-Двинскому - река Западная Двина, к Неманскому - река Неман. Верхне-Днепровский бассейн частично расположен на территории Украины и через Днепровскую воднотранспортную систему имеет выход к Черному морю. Из Черного моря существует выход на придунайский речной бассейн, через который Беларусь может иметь прямое водное сообщение со странами Западной Европы.

Система «Буг – Днепро-Бугский канал – Припять – Днепр» с выходом в Черное море включена в состав Европейских врнутренних водных путей.

Речные порты Гомель, Бобруйск, Брест, Мозырь имеют железнодорожные подъездные пути и приспособлены для обработки грузов, следующих в смешанном сообщении. Речной флот Беларуси сегодня – это современные транспортные суда и суда специального назначения.

В структуру водного транспорта входят судостроительные предприятия, которые строят и ремонтируют суда и другие плавсредства. Располагая современной производственной базой, судостроительно-судоремонтные заводы выпускают суда стальные различного назначения дедвейтом до 3000 т, суда алюминиевые пассажирские на подводных крыльях пассажировместимостью 53 человека, несамоходные суда, предназначенные для перевозки большегрузной техники и оборудования, навалочных и других грузов в труднодоступные районы.

На Речицком судостроительно-судоремонтном заводе с 1999 г. ведется строительство первого в республике судна для морского плавания. Республика Беларусь, являясь внутриконтинентальным государством, создает собственный морской торговый флот и осваивает новые грузопотоки экспортных грузов в страны дальнего и ближнего зарубежья.

Портовое хозяйство оснащено плавучими и портальными кранами, грузовыми механизированными линиями скоростной обработки судов. Технические возможности портов позволяют перевозить более 8 млн. тонн и обрабатывать 15 млн. тонн грузов в год.

Речные бассейны республики из-за построенных на территориях Литвы и Латвии, а также в городе Бресте, на границе с Республикой Польша глухих плотин не имеют прямого выхода к Балтийскому морю и на внутренние водные пути стран Западной Европы, в частности в Висла-Одерскую водную систему.

По габаритам судового хода около 700 км водных путей относятся к магистральным участкам рек. Остальные участки рек с притоками относятся к малым рекам. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям с освещаемыми и светоотражательными знаками навигационного оборудования протяженностью менее 500 км. Состояние внутренних водных путей республики, за исключением участка от г. Бреста до устья р. Припять, не позволяет классифицировать их как пути международного значения. Однако Днепровско-Бугский канал является частью воднотранспортного соединения Днепр - Висла Одер и в перспективе может служить целям развития международной торговли между Востоком и Западом. Кроме того, этот канал может сыграть значительную роль в интенсификации перевозок внутренним водным транспортом в данном регионе для внутриреспубликанских нужд.

Технико-эксплуатационные характеристики внутренних водных путей республики показывают, что для развития судоходства как во внутриреспубликанском сообщении, так и перевозки экспортно-импортных грузов представляют интерес реки Днепр, Припять, Березина, Сож и Днепровско-Бугский канал

Переработка грузов осуществляется в 10 речных портах, расположенных в бассейнах судоходных рек республики, 8 из которых имеют благоустроенные механизированные причалы (порты Брест, Пинск, Микашевичи, Мозырь, Гомель, Бобруйск, Могилев, Витебск). Порты Мозырь, Гомель, Бобруйск имеют железнодорожные подъездные пути и приспособлены для перевалки грузов с железной дороги на воду и в обратном направлении. Порт Брест имеет железнодорожные подъездные пути западной колеи, что позволяет обрабатывать грузы, следующие в страны Западной Европы в смешанном железнодорожно-водном сообщении. После прекращения перевозок железной руды в Германии эти пути портом не используются.

Основными факторами, сдерживающими наращивание объемов перевозок речным транспортом, являются недостаточные габариты судового хода и ступенчатость его глубин. Особенно характерно колебание гарантированных глубин для основной речной транспортной магистрали республики - Днепро-Бугского водного пути, по которому выполняется более 70% грузооборота. Ступенчатость рек республики отрицательно сказывается на развитии перевозок в транзитном сообщении между портами Украины и Беларуси, поскольку исключает прямое сквозное движение судов с низовьев Днепра до Бреста. Кроме того, лимитирующими судоходство остаются и габариты камер судоходных шлюзов Днепро-Бугского канала, что даже при существующих путевых условиях приводит к недоиспользованию полезной грузоподъемности флота в каждом рейсе порядка 300 т.

Техническое обслуживание и ремонт речных судов, производится на судосгроительно-судоремнтных заводах, расположенных в городах Гомеле, Речице, Петрикове и Пинске. На Речицком судостроительно-судоремнтном заводе строятся суда смешанного (река-море) плавания по заказам иностранных судоходных компаний.

Около 80% буксирных и несамоходных судов, а также перегрузочных механизмов в портах остаются невостребованными для транспортной работы. Вместе с тем износ основных фондов с 1995 года до 2001 года увеличился с49, 7% до 50, 5 %. В 1995 году 68% судов были построены в 1970-1979 годах, а в 2001 году – уже 78.6%. Очевидна необходимость приведения количества и технического состояния судов в соответствие с объемами транспортных работ. Однако, удельный вес инвестиций в основной капитал на предприятиях водного транспорта в общем объеме инвестиций в целом по транспорту с 1995 года по 2001 год снизился с 0, 2% по 0, 1%.

В настоящее время перевозки морским транспортом для нужд экономики республики осуществляются на иностранных судах через порты Балтии, России, Украины, на которых имеется прямой выход железнодорожной сети.

Грузообразующими и грузопотребляющими пунктами для перевозок внутренним водным транспортом экспортно-импортных и внутриреспубликанских грузов могут рассматриваться следующие:

на реке Припять:

г. Пинск: отгрузка минерально-строительных материалов;

г.п. Микашевичи: отгрузка щебня для отправки потребителям республики;

г. Мозырь: отгрузка калийных удобрений, экспортируемых через черноморские порты, а также в Югославию, Румынию, Болгарию, Украину судами смешанного (река-море) плавания либо специализированными, переоборудованными судами внутреннего плавания до портов Николаев, Херсон с дальнейшей перегрузкой их на морские суда;

на реке Днепр:

г. Могилев, г. Шклов: отгрузка минерально-строительных грузов, лесных материалов;

г. Рогачев: отгрузка строительных грузов и лесоматериалов;

г. Жлобин: отгрузка металлопродукции;

г. Речица: отгрузка строительных грузов и лесоматериалов;

на реке Сож:

г. Гомель: отгрузка минеральных удобрений, строительных лесных материалов;

на реке Березина:

г. Борисов: отгрузка лесных материалов;

г. Березина: отгрузка лесных материалов;

г. Бобруйск: отгрузка минерально-строительных, лесных материалов и торфопродукции;

г. Светлогорск: отгрузка строительных и лесных материалов;

на реке Неман:

г. Гродно: отгрузка минерально-строительных материалов;

на реке Западная Двина:

г. Витебск, Полоцк: отгрузка минерально-строительных материалов и лесоматериалов;

на реке Буг:

г. Брест: отгрузка минерально-строительных материалов;

за пределами республики:

г. Херсон: перевалка грузов из морских судов на суда внутреннего водного транспорта;

г. Николаев: перевалка грузов из судов внутреннего водного транспорта на морские, погрузка зерна из Николаевской области и тарно-упакованных грузов на суда внутреннего водного транспорта;

гг. Черкассы, Днепропетровск: погрузка зерна, сахара;

г. Днепродзержинск: погрузка гранулированных шлаков;

речные порты на Дунае: отгрузка минеральных удобрений, поваренной соли, тарно-штучных грузов в контейнерах.

К грузообразующим пунктам экспортно-импортных грузов для морских перевозок относятся:

на Черном море:

г. Херсон: перевалка из судов внутреннего водного транспорта на морские суда калийных удобрений;

г. Николаев: перевалка калийных и смешанных удобрений, металлопродукции из судов внутреннего водного транспорта на морские суда;

на Балтийском море:

г. Калининград: перевалка из железнодорожных вагонов на морские суда минеральных удобрений;

г. Клайпеда: перевалка из железнодорожных вагонов на морские cyдa минеральных удобрений, металлопродукции и обратно сахара-сырца;

г. Лиепая: перевалка металлопродукции;

г. Вентспилс: перевалка из железнодорожных вагонов на морские суда калийных удобрений, обратно сахара-сырца.

В других странах:

порты Алжира: экспорт удобрений, металлов;

порты Бельгии: экспорт удобрений, древесины, импорт продукции в контейнерах;

порты Бразилии: импорт сахара-сырца, экспорт калийных удобрений;

порты Великобритании: экспорт нефтепродуктов, удобрений, импорт металлов и изделий из металлов;

порты Дании: экспорт удобрений, древесины, импорт продукции в контейнерах;

порты Египта: экспорт металлопродукции, импорт тарно-штучных грузов;

порты Индии: экспорт удобрений, импорт зерна, тарно-штучных грузов;

порты Италии: экспорт нефтепродуктов, древесины, металла, импорт тарно-штучных грузов;

порты Китая: экспорт удобрений, импорт тарно-штучных грузов в контейнерах;

порты Кубы: импорт сахара-сырца, экспорт калийных удобрений;

порты Марокко: экспорт металлопродукции, удобрений, импорт тарно-штучных грузов;

порты США: экспорт удобрений, импорт зерна, тарно-штучных грузов.

С привлечением внутреннего водного транспорта могут осуществляться:

вывоз из республики в Украину, черноморские порты, страны Дунайского бассейна:

калийных удобрений;

поваренной соли;

металлопродукции;

лесоматериалов и минерально-строительных материалов;

изделий из торфа; ввоз в республику из Украины, черноморских портов:

зерна, сахара и сахара-сырца, гранулированных шлаков, тарно-штучных грузов в контейнерах.

Существующие объемы грузов, которые могут быть перевезены с участием морского транспорта республики при условии его развития представлены в таблицах 1, 2.

Ежегодно перевозится около 5 млн. тонн калийных удобрений с использованием морского транспорта. Основными портами перевалки данного груза из железнодорожных вагонов на морские суда являются порты в городах Вентспилс (70 процентов), Николаев (14 процента), Клайпеда (16 процентов).

 

Таблица 1 - Объемы перевозок морским транспортом хлористого

калия РУП " ПО " Беларуськалий"

Порт перевалки Судовая партия (тыс. тонн) Объем (тыс. тонн) Страна назначения
Вентспилс 10-65   Китай, Бразилия, США, Малайзия, Япония Корея, Пакистан, Индия, Шри-Ланка, Венесуэла, ЮАР и др.
Клайпеда 1, 7-35   Польша, Норвегия, Швеция, Бельгия, Дания и др.
Николаев 2-35   Хорватия, Индия, Марокко, Турция и др.
Всего      

 

Продукция РУП " Белорусский металлургический завод" экспортируется через порты Балтийского и Черного морей. Объемы экспорта этой продукции с использованием морского транспорта представлены в таблице 13.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь организация доставки грузов на экспорт осуществляется транспортно-экспедиционными компаниями - резидентами Республики Беларусь

Т

 

Таблица 2 - Объемы перевозок морским транспортом продукции РУП " Белорусский металлургический завод"

Порт перевалки Вид продукции Судовая партия (тыс. тонн) Объем (тыс. тонн) Страна назначения
Клайпеда, Вентспилс Лиепая Металлопро-дукция 3-20   Марокко, Тунис, Бельгия, Франция, Германия, Гонконг, Тайвань
Николаев, Одесса Металлопро- кат, метал -лопродукция 5-20   Египет, Алжир, Италия
Всего        

 

В 2001 году начаты перевозки калийных удобрений в смешанном железнодорожно-водном сообщении в южном направлении на экспорт с перевалкой с железнодорожного на внутренний водный транспорт на механизированном причале в порту Мозырь и бортовой перевалкой из речных судов в морские суда в порту Николаев. Стоимость доставки груза снизилась на 1, 5 доллара США за 1 тонну по сравнению с прямым железнодорожным сообщением.


 

Внутренние водные пути

Внутренние водные пути республики расположены в трех обособленных речных бассейнах рек Днепр, включает реки Днепр, Березина, Сож, Припять, Западная Двина, Немана.

 

Рисунок 61 – Схема внутренних водных путей Республики Беларусь

 

Общая протяженность эксплуатируемых водных путей составляет 1903 км, из них 1200 км с гарантированными габаритами пути (кроме работы навигационного оборудования на них обеспечиваются установленные глубина, ширина судового хода, радиусы закруглений). В состав внутренних водных путей входит также Днепро-Бугский канал протяженностью 244 км, который соединяет реку Муховец (г. Брест) с рекой Припять (г. Пинск).

Содержание внутренних водных путей в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта осуществляется за счет средств республиканского бюджета. В 2008 году было выделено 11, 7 млрд. руб., в 2009 году - 12, 8 млрд. руб. Общая информация о водном транспорте приведена в таблице 38.

 

Количество организаций, занимающихся деятельностью в области внутреннего водного транспорта, шт.  
в том числе подведомственных Министерству транспорта и коммуникаций, шт.  
Численность людей, работающих в организациях внутреннего водного транспорта, тыс. чел. 2, 3
Количество пассажиров, перевозимых организациями внутреннего водного транспорта в навигацию, тыс. чел.  
Объем грузов, перевозимых организациями внутреннего водного транспорта в навигацию, млн.т 5, 2
Количество судов, зарегистрированных в реестре судов Республики Беларусь, ед. - в том числе Министерства транспорта и коммуникаций. из них: транспортных ……………………………………... технических и вспомогательных …………………    
Протяженность внутренних водных путей, тыс.км. ……… в том числе эксплуатируемых ………………. 2, 8 1, 6
Себестоимость содержания 1 км пути в год Республика Беларусь (2008 г.), тыс.$ ……………………………. примеч.: Российская Федерация (2008 г.) …………………   2, 3 6, 3
Объем доходов от деятельности организаций внутреннего водного транспорта, млрд. руб.:   Более 120

Таблица – Общая информация о водном транспорте

 

Предприятия водных путей

 

Содержание внутренних водных путей осуществляют четыре республиканских унитарных предприятия водных путей, которые выполняют дноуглубление, траление, дноочищение, выправление, содержание навигационного оборудования для создания нормативных судоходных условий на обслуживаемых участках рек.

 

Республиканское унитарное Днепро-Двинское предприятие водных путей.

Расположено в городе Гомеле и обеспечивает содержание водных путей на следующих участках:

р. Днепр - от устья р. Березины до населенного пункта Любеч;

р. Сож - от г. Чечерска до устья;

р. Неман - от н.п. Комотово до н.п. Перелом (Гродненский участок); р. Западная Двина - от д. Давыдовка до д. Якубово (Витебский участок). Общая протяженность обслуживаемых водных путей составляет 606 км. Гродненский участок осуществляет местные перевозки грузов и пассажиров.

 

Республиканское унитарное Днепро-Березинское предприятие водных путей.

Расположено в городе Бобруйске и обеспечивает содержание водных путей на следующих участках:

р. Березина - от г. Борисов до устья реки;

р. Днепр - от г. Шклова до г. Быхов и от г. Рогачева до устья реки;

Заславское водохранилище (Минское море).

Общая протяженность обслуживаемых водных путей составляет 654 км.

 

Республиканское унитарное предприятие водных путей Нижне-Припятское.

Расположено в г. Мозыре и обслуживает водные пути на р. Припять от Микашевичского канала до границы с Украиной. Общая протяженность составляет 335 км. Предприятие имеет филиал (бывший Петриковский судостроительный завод), на котором осуществляется ремонт судов и изготовление металлоконструкций для сторонних организаций.

 

Республиканское унитарное эксплуатационно-строительное предприятие «Днепро-Бугский водный путь».

Расположено в г. Пинске и осуществляет эксплуатацию Днепро-Бугского канала. В состав канала входят 12 гидроузлов ( включают в себя водопропускную плотину и судоходный шлюз) и непосредственно канал. Общая протяженность обслуживаемых водных путей составляет 308 км. Кроме эксплуатации канала предприятие выполняет большие объемы строительных работ.

Филиал предприятия «Витебскводтранс» осуществляет перевозки грузов на р. Западная Двина. Учитывая, что филиал расположен в закрытом речном бассейне и у него нет прямого выхода к судостроительным заводам, то он имеет собственный слип для подъема судов.

 

Предприятия, осуществляющие перевозочную деятельность

 

Республиканское транспортное унитарное предприятие «Белорусское речное пароходство»

Является основной организацией, осуществляющей перевозки грузов и пассажиров водным транспортом в бассейне р. Днепр. В структуру пароходства входит управление, размещено в г. Мозыре (осуществляет управление портами) и 8 портов в статусе филиалов (непосредственно осуществляют перевозки грузов и их обработку).

 

Судостроительно-судоремонтные заводы

 

Республиканское унитарное предприятие «Пинский судостроительно-судоремонтный завод»

Производственные мощности позволяют осуществлять полный цикл строительства самоходных и несамоходных судов. Основной деятельностью завода является ремонт судов и изготовление металлоконструкций. В настоящее время на заводе ведется строительство пассажирского теплохода для Августовского канала.

 

Республиканское унитарное предприятие «Речицкий судостроительно-судоремонтный завод»

Производственные мощности позволяют осуществлять полный цикл строительства несамоходных судов, имеет цех, в котором могут строится суда до 100 метров длиной. До 2003 года завод осуществлял строительство судов на экспорт.

 

Республиканское унитарное предприятие «Гомельский судостроительно-судоремонтный завод»

С июля 2002 года по настоящее время находится в процедуре санации. Производственные мощности позволят в настоящее время осуществлять ремонт судов.

 

Прочие организации.

 

ОАО «Белсудопроект»

Расположено в городе Гомеле, основное направление деятельности -разработка проектов судов, правил и нормативов в области водного транспорта, является базовой организацией по метрологии и стандартизации.

 

Республиканское унитарное предприятие «Белорусская инспекция речного регистра»

Расположено в городе Пинске. Основное направление деятельности -контроль за техническим состоянием судов, сертификация изделий, используемых в судостроении.

 

 

Белорусская инспекция речного судоходства

Расположена в городе Гомеле. Основное направление деятельности -контроль за соблюдением правил плавания на водных путях, обеспечение безопасных судоходных условий, ведение Государственного реестра судов.

 

Морской транспорт

 

ЗАО «Белорусская судоходная компания»

Расположено в городе Минске. Основное направление деятельности -организация морских перевозок и фрахтование судов.

 

ЗАО «Белорусская транспортно-экспедиционная и фрахтовая компания»

Расположено в городе Минске. Основное направление деятельности -транспортное экспедирование, в том числе и фрахтование морских судов.

 

РУП «Белорусское морское пароходство»

Расположено в городе Минске. Создано путем переименования РУП «Интеравтотранс». Направление деятельности - освоение морских перевозок, фрахтования судов и выполнение функций оперирования морскими судами.

 

Пути повышения эффективности работы:

1) увеличить объемы перевозок минерально-строительных грузов;

2) строительство пассажирских судов с улучшенной комфортабельностью;

3) установка экономичных двигателей на судах транспортного флота;

3) осуществить реконструкцию гидроузлов ‘Кобрин’, “ Тришин”;

4) увеличить объемы гидротехнического строительства на водных объектах (гребные каналы, набережные и др.);

5) создать сеть временных причалов для удовлетворения потребностей грузополучателей по доставке грузов в приречные районы;

6) расширить сферу транспортно-экспедиционных услуг по доставке грузов с использованием морских судов;

7) развить сеть туристических и рекреационные услуги с использованием речных судов.

 


[1] Наблюдения со спутников показали, что в отдельных районах на поверхности океана имеются повышенные полосы или впадины.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международная финансовая помощь | Варка и припускание рыбы




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.