Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назовите основные логические законы и укажите, какие особенности окружающего мира в них отражаются.






2. Какой закон логики нарушается в следующих случаях (Поясните свой ответ):

А) Петров стоял ко мне спиной, а я смотрела ему прямо в лицо;

Б) Студент Волков был исключен из института за добросовестное отношение к учебе.

3. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий:

А) серость;

Б) Франция;

В) война 1914г.

4. Проведите операции обобщения и ограничения следующих понятий:

А) Мир;

Б) География;

В) автомобиль.

5. Определите характер отношений между понятиями и изобразите кругами Эйлера:

а) А – паровоз б) А – свободный

В – вагон В – несвободный

С – поезд в) А – прямая линия

Д – проводник В – кривая линия

6. Укажите на ошибки, допущенные в следующих определениях:

А) логика – это наука о мышлении

Б) фрезеровщик – это человек, работающий на фрезерном станке.

7. Проверьте правильность деления понятия:

А) Треугольники делятся на остроугольные и тупоугольные.

Б) Договоры делятся на устные, письменные и долгосрочные.

8. Приведите предложения к строгой логической форме суждения, установите вид, состав, качество и количество, распределенность терминов, изобразите кругами Эйлера отношения субъекта и предиката:

А) лишь малая часть людей способна сохранить свое детское восприятие мира (ЭРИК БЕРН)

9. Проделайте операцию превращения, обращения, противопоставления предикату со следующим суждением:

А) запретный плод сладок.

Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм неправильный, укажите ошибку.

А) Некоторые монархи были деспотами

Некоторые коммунисты были деспотами

Следовательно…

 

Б) Получение знаний – это смысл жизни

Учеба в КГТУ – это получение знаний

Следовательно…

11. Сделайте вывод из приведенных посылок. Укажите вид, состав, фигуру полученных умозаключений, распределенность терминов в посылках и выводе:

А) Все рыбы дышат жабрами

Киты не дышат жабрами

Вариант 5.

1. Логические отношения между сравнимыми понятиями и их круговые схемы.

2. Индуктивные методы установления причинной связи.

3. Практическое задание. Через «логический квадрат» установить истинность второго суждения, приняв первое суждение ложным:

1. Некоторые семьи счастливы. – Все семьи счастливы.

2. Все дороги ведут в Рим. – Ни одна дорога не ведет в Рим.

3. Все предложения являются суждениями. – Некоторые предложения не являются суждениями.

4. Некоторые государства являются федеративными. – Некоторые государства не являются федеративными.

Рекомендации. Следует разобраться в логическом квадрате и постараться понять принцип его построения. Он отражает многообразные отношения между суждениями. Каждая пара отношений имеет свои правила, их следует запомнить и уметь применить. Для выполнения логической задачи, прежде всего, надо установить, в каких отношениях находятся суждения (подчинения, субконтрарности, контрарности, контрадикторности).

Пример.

Некоторые люди являются счастливыми – Некоторые люди не являются счастливыми. Устанавливаем по квантору (некоторые), что это частные суждения. По логическому квадрату они находятся в субконтрарных отношениях. Правило гласит: суждения I-O могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложным, то есть при истинности одного из них, другое может быть тоже истинным (но может быть и ложным), а при ложности одного из них, другое необходимо истинно.

Проверяем:

I: Некоторые люди являются счастливыми (ложно по условию).

О: Некоторые люди не являются счастливыми (истинно по правилу).

4. Ответ дается на все вопросы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.