Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания. Имеется в виду второй подвиг Геракла, когда Еврисфей послал его убить Лернейскую гидру — чудовище с телом змеи и девятью головами дракона






Имеется в виду второй подвиг Геракла, когда Еврисфей послал его убить Лернейскую гидру — чудовище с телом змеи и девятью головами дракона, имевшими свойство вновь отрастать, будучи отрубленными. Но помощник Геракла Иолай зажег часть ближней рощи и горящими стволами деревьев прижигал гидре шеи, с которых Геракл сбивал своей палицей головы, от этого у гидры перестали вырастать новые головы, и Геракл смог победить ее.

Т. е. взятыми из Писания, а не из языческой мифологии.

См.: Исх. 7: 10–12.

См.: Исх. 7: 20–22; 8: 6–7, 17–18.

Исх. 8: 9–11.

Палама подразумевает здесь малолетнего царя Иоанна V Палеолога, его мать Анну Савойскую и блюстителей трона — патриарха Иоанна Калеку и наварха Алексия Апокавка. (Примечание издателя.)

2 Петр. 2: 19.

Имеется в виду Ирина (в монашестве Евлогия) Хумнена, вдова царевича Иоанна, сына Андроника II.

Ср.: 1 Езд. 4: 35–41.

1 Кор. 8: 7.

Имеется в виду произведение «????» от «???????».

Глаголы «бежать» и «жечь» (????? и??????), к которым свт. Григорий Богослов возводит слово «????», являются относительными, т. к. бежать можно только куда–или откуда–либо, а не вообще, так же как и жечь можно только что–то.

Григорий Богослов, Слово 30, 18, PG 36, 125С–128А.

Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 4, 1, с. 78.

Василий Великий, Послание 234, 1, PG 32, 869А.

Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 4, 13, с. 334.

Максим Исповедник, Схолия на трактат «О божественных именах», 2, 5, с. 258.

Григорий Богослов, Слово 31, 32, PG 36, 169В.

См.: он же, Письмо 101, PG 37, 192В.

Григорий Нисский, Против Евномия, 1, 1, PG 45, 416ВС.

Григорий Богослов, Слово 40, 5, PG 36, 365А.

Он же, Слово 31, 14, PG 36, 149А.

Афанасий Александрийский, Orationes tres contra Arianos, 1, 28, PG 26, 69B.

Он же, Epistula ad episcopos Aegypti et Libyae, PG 25, 573A; Epistula ad Afros episcopos, PG 26, 1036C; De incarnatione contra Apollinarium, PG 26, 1157D. Ср.: Ин. 1: 3.

Василий Великий, Против Евномия, 4, PG 29, 689С.

Там же, 5, PG 29, 772D.

Он же, Послание 234, 1, PG 32, 869А.

Там же.

Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 8, PG 75, 101D.

Там же, PG 75, 104A.

Иустин Философ (псевдэпиграф), Quaestiones Christianorum ad gentiles, 1, 3, PG 6, 1432.

Там же, 2, 6, PG 6, 1433.

Там же.

См.: Григорий Нисский, К Авлавию о том, что не три бога, PG 45, 124D–125A. Свт. Григорий Палама вместо цитаты дает здесь вольный пересказ мысли св. Григория Нисского.

Там же.

Там же, PG 45, 128В.

Максим Исповедник, Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 2, 2; 2, 3, PG 90, 1125CD.

Т. е. отрешенное — свободное от связи с чем–либо иным, мыслимым им.

Там же, 3.

Там же, 2.

Там же.

Он же,??????????????????????????????????, PG 91, 485C.

См.: он же,???????????, PG 91, 200С.

Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 15 (59) // De Gruyter (ed.) Die Schriften des Johannes von Damaskos, vol. 2, Berlin, 1973 (Patristische Texte und Studien, 12), 59, 132–134.

Максим Исповедник,???????????????????, 8, PG 90, 121C.

Он же,???????????, PG 91, 200В.

Он же,?????????????, PG 91, 96В.

Иустин Философ (псевдэпиграф),????????????????????????????????, 3, PG 6, 1428D.

Там же, PG 6, 1429А.

Император Юлиан,????????????????????????????????, 20, Lacombrade, С. (editor), L'empereur Julien. Oeuvres complutes, vol. 2. 2, Paris, 1964, p. 17.

Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 77 (15), PG 91, 1237В.

Он же, Диспут с Пирром, PG 91, 341 А.

Он же,???????????, PG 91, 200А.

Пс. 72: 8.

Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 3, 17, op. Cit., 61, 16–21.

Имеется в виду VI Вселенский собор 681–682 г.

См.: Октоих, канон Троичен 2–го гласа, песнь 5.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564B.

См.: Минея, Месяца августа в шестый день на утрени по полиелеи седален вторый на Слава, и ныне: «Сокровенную молнию… существа Твоего, Христе, и божественнаго благолепия на святей показал еси горе» Кол. 2: 9.

Т. е. что он, не будучи безначальным, впервые возник на Фаворской горе.

Кол. 2: 9.

Иоил. 3: 1–5.

См.: Ин. 20: 22.

Василий Великий, О Святом Духе, 9, 22, PG 32, 108С.

См.: Еф. 3: 10.

В разных своих трудах св. Григорий приписывает эту цитату то преп. Максиму, то свт. Афанасию Великому; а в трактате «О том, что Варлаам и Акиндин являются дихотомитами» весьма похожий пассаж приведен как принадлежащий свт. Кириллу Александрийскому. Однако дословно она не обретается в творениях этих святых. Впрочем, похожее место есть в «Толковании на молитву Господню» св. Максима (PG 90, 884ВС).

Хотя основное значение слова «?????» — «век», «вечность», но, в отличие от «????????», означающего вечность как вневременную категорию, его нередко следует понимать скорее как большой или неопределенный временной отрезок. Поэтому мы и перевели «???????» не как «в вечности», но «во времени».

Максим Исповедник, К Марину, PG 91, 96А.

Григорий Нисский, К Евномию, 2, 1, 678, W. Jaeger, 1, р. 364; PG 45, 461АВ.

Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 7, с. 264–266.

Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 31, PG 75, 448D.

Василий Великий, Против Евномия, 2, 29, PG 29, 640С.

Григорий Богослов, Слово 38, 7, PG 36, 317D — 320А; Слово 45, 3, PG 36, 628В.

См.: Василий Великий, Против Евномия, 4, PG 29, 680В.

Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 61, PG 90, 637D.

Дионисий Ареопагит, Послание 2, с. 768–770.

Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 61, PG 90, 637D.

Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 61, схолия 16, PG 90, 644D.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13, PG 96, 564D.

Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 25 (5, 21), PG 91, 1141AB.

Мф. 13: 43.

Григорий Богослов, Слово 41, 11, PG 36, 444В.

Ин. 14: 23.

См.: Иоанн Златоуст, Беседа на псалом 44, 2–3, PG 55, 186.

См.:????????????????????????????, 24–25,?.???????,?.?,?. 434–436.

46 Откр. 3: 1; 4: 5.

Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 4, с. 254. См. также: О мистическом богословии, 5, с. 762.

Ин. 4: 24.

Максим Исповедник, Главы о богословии, 1, 49, PG 90, 1101А.

1 Кор. 6: 15.

Ср.: 2 Петр. 1: 4.

Василий Великий, Против Евномия, 4, PG 29, 689С. В тексте св. Василия стоит не «самоипостасная» (????????????), как у Паламы, но «воипостасная» (???????????).

Т. е. Савеллий говорил, что в Боге есть лишь сущность, которая в разных

случаях называется Отцом, Сыном и Святым Духом.

Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 25 (5, 21), PG 91, 1141А.

См.: Григорий Богослов,???????? 101, PG 37, 192В

2 Петр. 2: 10, 2: 14.

Т. е. древнегреческому.

Анагирис — зловонный кустарник Anagyris foetida из семейства мотыльковых, запах листьев и вкус плодов которого вызывает сильную тошноту. От этого произошла античная поговорка: «не шевели анагирис».

Константинополя.

См.: Беседы на Евангелие от Матфея, 58, 3, PG 58, 562.

2 Кор. 6: 16.

Аэтий (ум. в 367 г.) — еретик; был последовательно рабом, странствующим слесарем, золотых дел мастером, врачом, сапожником, богословом и, наконец, учителем новой церкви. Был представителем наиболее распространенной фракции внутри арианской партии; учил, что Сын не подобен Отцу —????????, иной сущности —??????????????, сотворен из ничего —??????????, вследствие чего его приверженцев называли аномианами, этерусианами или эксуконтианами. Они назывались также евномианами, по имени Евномия, ученика и друга Аэтия.

Евтихий — основатель христологической ереси евтихиан. По его учению, во Христе все человеческое было полностью поглощено божественным, и потому Христос имел лишь кажущуюся плоть. Эта ересь была осуждена Константинопольским «домашним» собором 448 г. под председательством Флавиана, патриарха Константинопольского, а Евтихий, бывший архимандритом одного из монастырей, низложен.

Диоскор — патриарх Александрийский, преемник по кафедре свт. Кирилла, поддержавший Евтихия. Председательствовал на Эфесском «разбойничьем» соборе 449 г., оправдавшем Евтихия и осудившем св. Флавиана. На Четвертом Вселенском соборе в Халкидоне, в 451 г. Диоскор был осужден — формально только лишь за насилие, примененное им во время «разбойничьего» собора в Эфесе в отношении православных оппонентов. Затем он был сослан в Пафлагонию, в Гангры, где и умер в 464 г.

Акиндин, полемизируя с Варлаамом, называл божественный свет нетварным, а полемизируя с Паламой, — тварным. При этом он пояснял, что таинственным и нетварным был только Фаворский свет, виденный тремя апостолами, а всякий иной свет — пусть и являющийся созерцателям — отличен от него и есть тварный. См.:????????????????????????????, 8,?.???????,?. 418–419 (прим. изд.).

См.:?????????????? A, PG 151, 691D–692A.

Там же, PG 151, 692А.

Там же, PG 151, 691D.

Там же, 3, PG 151, 680В.

Там же, 51, PG 151, 691С.

Там же, 52, PG 151, 691D–692A.

1 Тим. 3: 15.

Мф. 16: 18.

Варух. 4: 2.

Мал. 4: 2.

Мф. 13: 9, 43; Мк. 4: 9, 23.

2 Ин. 10: 11.

Еф. 5: 11.

Рим. 3: 23.

Откр. 3: 15–16.

Иак. 4: 7.

Цитата не идентифицируется.

Цитата не идентифицируется.

Числ. 1: 3; 3: 15; 4: 23, 27, 29, 32; Сирах. 7: 24.

Имеется в виду трактат «О божественном соединении и разделении».

О понимании термина «разделение» применительно к Богу см. прим. 1 к вышеуказанному трактату.

Ин. 10: 30.

Ин. 14: 28.

Евр. 10: 29.

Ис. 10: 1–3.

с. 93: 1.

Григорий Богослов, Письмо 101, PG 37, 181 AB.

Ср.: Минея, 6 августа, стихира самогласна, глас 5 на Полиелее утрени

Преображения Господня: «Божества Твоего, Спасе, малу зарю обнажив совосшедшим с Тобою на гору».

Мф. 25: 31.

Палама говорит здесь о третьей «Триаде в защиту священнобезмолвствующих».

Иер. 23: 18. В славянской Библии «????????????» переводится как «в совете», следуя Вульгате, где эти слова переведены как «in consilio», но словарь Lampe дает следующее значение: «???????? =????????? in sense of substance», что более соответствует настоящему контексту.

Григорий Богослов, Слово 28, 19, PG 36, 52В.

Ис. 28: 15.

Пс. 139: 3

Дан. 13: 42.

Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 5, 1, с. 402.

Мф. 13: 43.

Григорий Богослов, Слово 40, 6, PG 36, 365В. Ср. также: тропарь 9 песни канона на утрени Преображения: «да вышний Бог явишися, стоя посреде богов апостол на Фаворе» (Минея 6 августа).

Еф. 4: 6.

Григорий Нисский, О божестве Сына и Духа, PG 46, 573D.

Иоанн Златоуст, Толкование на 44–й псалом, 2, PG 55, 185D–186A.

Он же, Беседа 30 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59, 174А.

См.: 1 Кор. 6: 19.

Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 772В.

Там же, PG 29, 716В.

Мф. 5: 8.

Максим Исповедник, Диспут с Пирром, PG 91, 341 А.

Didimus Caecus, Fragmenta in Psalmos, 59 // Mbhlenberg, E. (editor), Psalmenkommentare aus der Katenenbberlieferung, vol. 1, Berlin 1975 (Patristische Texte und Studien, 15), p. 33.

Стентор медноголосый (??????????????????) — в греческой мифологии один из ахейцев, участник Троянской войны. Обладал голосом, равным по силе голосам 50 человек. Погиб, состязаясь в своем умении с богом Гермесом.??????????????? — устойчивое выражение, обозначающее очень громкий голос.

Максим Исповедник, Главы о богословии, 2, 1, PG 90, 1125А.

Цитата не идентифицируется.

См.: Он же, К Авлавию о том, что не три бога, PG 45, 124–125. Григорий Палама здесь вместо цитаты дает вольный пересказ мысли Григория Нисского.

См.: Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 772С.

Григорий Богослов, Слово 40, 5.

Ин. 14: 28.

См.: Григорий Богослов, Слово 29, 15, PG 36, 93В; Слово 40, 43, PG 36, 420ВС.

См.: Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 5, PG 75, 68BC.

Тит. 1: 1.

Мф. 25: 31.

Мф. 13: 43.

Иак. 1: 17.

Ср.: Григорий Богослов, Слово 31, 32, PG 36, 169В.

См.: Мф. 26: 65; Мк. 14: 63.

Ин. 13: 33–34.

Ин. 14: 18.

Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 772С.

Ин. 4: 24.

Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 733 С; См. также: он же, О Святом Духе, 18, 44, PG 32, 149А.

Цитата не идентифицируется.

1 Тим. 4: 2.

Тит. 1: 1.

См.: Дан. гл. 13.

177 Пс. 51: 1.

Иуд. 13.

См.: Василий Великий, Против Евномия, 2, 4–5, PG 29, 580CD; Григорий Нисский, К Евномию, 1, PG 45, 461АВ и там же, 2, PG 45, 1105В.

Василий Великий, Против Евномия, 3, 1, PG 29, 656А.

2 Тим. 2: 9.

2 Тим. 1: 12.

2 Тим. 3: 12.

2 Тим. 3: 13.

2 Тим. 2: 16.

2 Тим. 2: 18.

2 Тим. 4: 3.

Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 4, 1, с. 78.

Григорий Нисский, Слова на заповеди блаженства, 7, PG 44, 1280В.

Иоанн Златоуст, De incomprehensibili dei natura (= Contra Anomoeos, homiliae), 1, 4,: Malingrey, A. M. (editor), Jean Chrysostome. Sur l'incompmhensibilitu de Dieu, Paris, 1970 (Sources chrotiennes, 28 bis), 1, 192–198.

Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 769А.

Там же, PG 29, 772С.

Там же, PG 29, 772D.

Ин. 16: 15.

Афанасий Александрийский, In illud: Omnia mihi tradita sunt, 4, PG 25, 216B.

Цитата не идентифицируется.

Цитата не идентифицируется.

Василий Великий, Против Евномия, 3, 1, PG 29, 656А.

Афанасий Александрийский, Dialogi duo contra Macedonianos [Sp.], 1, 14, PC28, 1313А.

Он же, Против ариан, 2, 2, PG 26, 149С.

Он же, Против ариан, 3, 62, PG 26, 453В.

Ин. 16: 15.

Афанасий Александрийский, Disputatio contra Arium [Sp.], PG 28, 473C.

См.: цитату на с. 60.

Ин. 10: 15.

Мф. 11: 27.

Василий Великий, Против Евномия, 4, PG 29, 696С.

Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 22, PG 75, 373A.

Максим Исповедник, Главы о любви, 3, 27, PG 90, 1025А.

?????????? — «баратр» — пропасть в древних Афинах, в которую сбрасывали осужденных на смерть.

Ср.: Пс. 17: 12; 80: 8.

Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 5, 2, с. 404.

Парафраз его же Послания 2, с. 768–770.

Там же, с. 768.

Григорий Богослов, Слово 30, 20, PG 36, 129В.

Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 12, 4, с. 546.

Максим Исповедник, Главы о любви, 3, 27, PG 90, 1025А.

Дионисий Ареопагит, О мистическом богословии, 1, 2, с. 740.

Т. е. с Арием.

Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 8, op. cit., 8, 67–72.

Максим Исповедник, Главы о богословии и о домостроительстве воплощения

Сына Божия, 1, 48, PG 90, 1100D.

1 Кор. 2: 13.

См.: Максим Исповедник,????????????????????????, PG 91, 200C.

Рим. 1: 22.

Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 8, op. cit., 8, 67–72.

Максим Исповедник, Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 1, 48, PG 90, 1100D.

Григорий Богослов, Слово 39, 12, PG 36, 348В.

Максим Исповедник, Главы о богословии, 1, 50, PG 90, 1101В.

???????????????,????????????????,??????????????????????????????????????????,????????,?????????. — Сложная для перевода фраза. Новогреческий перевод дает следующее прочтение: «Если их не было, когда не существовало времени, то и время по необходимости было безначальным: ведь то, чего не было, когда ничего не было, не является начавшимся». Но нам не кажется, что оно находит себе достаточное обоснование в оригинальном тексте.

См.: Максим Исповедник, Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 1, 48, PG 90, 1100D.

Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 11, 6, с. 538.

Максим Исповедник, Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 1, 48, PG 90, 1100D.

Так у Григория Паламы; у Григория Богослова — «?????????».

Григорий Богослов, Слово 29, 16, PG 36, 96А.

Григорий Нисский, К Авлавию о том, что не три бога, PG 45, 128В.

Там же, PG 45, 128С.

J. D. Mansi. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio, Venezia, 1757–98, vol. 9, p. 489.

Василий Великий, О святом Духе, 26, 63, PG 32, 184С.

В оригинале там, где мы переводим «нарекается» и «изрекается», употребляется одна и та же глагольная форма — «????????», т. к. глагол «????» имеет оба эти значения: «говорить» и «называть». Подобным образом и в церковно–славянском глаголы «рещи» и «глаголати» употребляются в обоих этих значениях (Ср.: «не ктому вас глаголю рабы» (Ин. 15: 15) и «глаголы, яже Аз глаголю» (Ин. 6: 63)), но в современном русском приходится использовать приставки, разграничивающие эти значения. Впрочем, находим близкие примеры словоупотребления и в русском, когда речь идет не о предметах, но о некоторых абстрактных понятиях. Так, можно было бы сказать: «я говорю правду и говорю слова, которыми эта правда выражается».

Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 8, op. cit., 8, 67–72.

Григорий Богослов, Слово 29, 6, PG 36, 81В.

Там же.

Ис. 29: 9.

Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 8, op. cit., 8, 67–72.

См.: Григорий Богослов, Слово 40, 6, PG 36, 365А.

Ср.: Рим. 8: 17.

Выделенные слова принадлежат св. Григорию Нисскому (Dialogus de anima et resurrectione, PG 46, 104B).

Ср.: 1 Сол. 5: 5.

1 Кор. 15: 28.

Григорий Нисский, Dialogus de anima et resurrectione, PG 46, 104AB.

1 Кор. 15: 28.

Ср.: Деян. 3: 21 — «????????????????????????» — «до лет устрое ни я».

Григорий Богослов, Слово 30, 6, PG 36, 112AB.

Буквально: «обладанию» — «????».

Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 110 (36), PG 91, 1308В.

Имеется в виду «Собеседование Феофана с Феотимом», опубликованное в предыдущем томе настоящей серии.

Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 110 (36), PG 91, 1308В.

Григорий Богослов, Слово 38, 11, PG 36, 324А.

Василий Великий, Беседа на псалом 29, 5, PG 29, 317В.

1 Кор. 13: И.

Василий Великий, О вере, 2, PG 31, 681 А.

Деян. 7: 55.

См.: Василий Великий, Беседа на псалом 44, 5, PG 29, 400CD.

Ин. 1: 18.

Ин. 1: 18.

Символ веры, чл. 1.

Откр. 2: 24.

Т. е. диавола.

Мк. 9: 1.

См.: Мф. 17: 2; Мк. 9: 3; Лк. 9: 29.

См.: Деян. 7: 55–56.

См.: Деян. 9: 3; 22: 6; 1 Кор. 9: 1; 15: 8.

«?????????????» — т. е. силой царской власти, к которой прибегал Акиндин для утверждения своего учения.

Максим Исповедник,?????????????????, 2, 86, PG 90, 1165АВ.

Там же, 2, 90, PG 90, 1168С.

Там же, 2, 93, PG 90, 1169А.

Символ веры, чл. 1.

Мф. 25: 29.

Мф. 24: 51.

Там же.

Ин. 1: 18.

1 Тим. 1: 5–7.

Символ веры, чл. 1.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 16, PG 96, 569B.

Там же, 8, PG 96, 560В.

Там же, 17, PG 96, 572В.

Там же, 12, PG 96, 564В.

В оригинале: «????????????????» — «тянешь за всякую веревку».

Ин. 1: 18.

Он же, Вопросоответы к Фалассию 61, схолия 18, PG 90, 644D–645А.

Мф. 5: 8.

Григорий Нисский, Слова на заповеди блаженства, 7, PG 44, 1275ВС.

Ин. 1: 18.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15, PG 96, 569A.

Григорий Нисский, Encomium in sanctum Stephanum protomartyrem I, PG 46, 717B.

с. 50: 4.

Иоанн Златоуст. Беседы на 1 Послание к Коринфянам, 2, PG 61, 58С.

Там же.

Иоанн Златоуст, Ad Stelechium de compunctione (lib. 2): PG47, 413D.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15, PG 96, 569A.

Ин. 1: 18.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15, PG 96, 569A.

Леонтий Византийский, In transfigurationem (homilia 14) (в древности это произведение приписывалось св. Иоанну Златоусту), С. Datema and Р. Allen (ed.),

Leontii presbyteri Constantinopolitani homiliae (Corpus Christianorum. Series Graeca 17), Turnhout: Brepols, 1987, Line 289–291.

Ин. 3: 34.

Иоанн Златоуст, Беседа 30, 2 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59, 174А.

Пс. 44: 2.

Ин. 1: 16.

Иоанн Златоуст, Толкование на 44–й псалом, 3, PG 55, 185С.

Иоил. 3: 1; Деян. 2: 17.

2 Кор. 1: 22.

Иоанн Златоуст, Толкование на 44–й псалом, 2, PG 55, 185D–186A.

Буквально: «не подставив своих ушей».

Мк. 9: 1.

Лк. 9: 32.

Т. е. упоминание о сне, как о противоположном видению состоянии, свидетельствует о том, что речь идет о телесном зрении.

Василий Великий, Беседа на псалом 44, 5, PG 29, 400CD.

Там же.

Он же, О Святом Духе, 19, PG 32, 1 56В.

Он же, Против Евномия, 3, PG 29, 660В.

Григорий Богослов, Слово 31, 4 — Barbel 224/PG 36, 137А.

В неделю утра на полунощнице, канон Троичен глас 4, песнь 8. В оригинальном пакете: «свете единоначальный» и «покажи мя, зовуща».

Т. е. таким, который сам себе приходится отцом. Здесь Палама намекает на то обстоятельство, что Акиндин в бытность свою на Афоне имел его своим духовным отцом, но не сохранил к нему верности и послушания.

2 Тим. 3: 4.

Еф. 2: 12.

Григорий Богослов, Слово 31, 29 — Barbel 268 / PG 36, 165С. В оригинальном тексте Слова: «исполняющий мир по сущности».

Деяния поместного собора против мессалиан (390) не сохранились.

Григорий Богослов, Слово 30, 21 — Barbel 214 / PG 36, 132В.

1 Тим 6: 15–16.

Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры 1, 4, op. Cit., 4, 32 / PG 94, 800ВС.

Григорий Богослов, Песнопения таинственные, Слово 4, 84, PG 37, 422А.

Андрей Критский, Слово на Преображение, PG 97, 948АВ.

Молитва «Царю Небесный».

Ср.: Рим. 1: 20.

Василий Великий, Против Евномия, 2, PG 29, 648А.

Григорий Нисский, Orationes VIII de beatitudinibus, PG 44, 1268D.

Он же, Против Евномия, 11 — Jaeger 1, 180/PG 45, 416ВС.

1 Тим 6: 16.

Григорий Нисский, Orationes VIII de beatitudinibus, Jaeger 8, 1, 187–188 / PG 46, 264D.

Григорий Богослов. Слово 30, 18, Barbel 206/PG 36, 125С.

Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры 3, 15 — PG 94, 1056С, Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 3, 15, op. Cit., 59, 128–134. Ср.: Максим Исповедник, Диспут с Пирром — PG 91, 341 ABC.

Он же, Против Евномия, 1, 8, PG 29, 528ВС.

Ин. 5: 17.

Афанасий Александрийский, Sermo in annuntiationem deiparae [Sp.], PG 28, 924B.

Анастасий Синаит, '??????, 2, PG 89, 53C.

В греческом издании указан источник цитаты: «Григорий Нисский, К Авлавию, о том, что не три бога 3, 1 — Jaeger 46 / PG 45, 124D–125A», но ни в указанном месте, ни в каком–либо другом у св. Григория Нисского, мы приведенных слов не нашли. Часть фразы кажется заимствованной из 30–го Слова св. Григория Богослова, а остальное — неизвестного происхождения.

Цитата также не поддается идентификации.

Исх. 7: 1.

Василий Великий, Письмо 189, 7–8, Courtonne 2, 140/PG 32, 693С–696А.

Григорий Нисский, Contra Eunomium: Book 2, chapter 1, section 499, line 3–8.

Там же, section 501, line 1 — section 503, line 7.

Иустин Философ (псевдэпиграф). Христианские вопрошания к эллинам, 3, 2 — PG 6, 1433В.

«????????????» — слово встречается только в указанном сочинении. Lampe дает для него перевод: «self–originate».

Там же, 3, 1 — 1428D; 1429С.

Там же, 3, 1 — 1429С.

Там же, 3, 2 — 1433В.

Там же, 3, 1 — 1432А.

Там же, 3, 2 — 1433В.

Там же, 3, 1 — 1432А.

Иустин Философ (псевдэпиграф), Ответы православным, 144 — PG 6, 1396D.

Там же.

Афанасий Александрийский (псевдэпиграф), Слово на Благовещение, 2 — PG 920В.

Цитата не идентифицируется. Ср.: Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 3, 6, op. cit., 50, 9–10.

Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 3, 14, op. cit., 58, 24–25.

Там же, 1, 4, op. cit., 4, 33–36.

1 Тим. 6: 16.

Григорий Нисский, О совершенстве 8, 1 — Jaeger 187–188 / PG 46, 264D.

Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 11, 6, с. 540 — PG 3, 953D–956A.

Григорий Нисский, О божественности Сына и Духа — PG 46, 576А.

Там же, 573D.

Имеется в виду соборное определение против Акиндина.

Рим 1: 28.

Там же.

1 Кор. 15: 44.

Максим Исповедник,????????????????, 2, 27 — PG 90, 1137В.

В точности таких слов в творениях преп. Максима не обнаружено. Ср.: Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 28 (5, 24) PG 91, 1144С.

Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 22, PG 90, 320А. Также см.: О недоумениях к Иоанну 110 (36), PG 91, 1308В.

Евр. 7: 3.

Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну 25 (5, 21), PG 91, 1141АВ.

«???????,????» — в оригинальном тексте св. Василия (по Греческой Патрологии Миня) между этими словами не стоит запятой, и поэтому их следовало бы переводить как «ангела Божия».

Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 769В.

Он же, О Святом Духе, 15, PG 32, 132В.

Он же, Против Евномия, 5, PG 29, 772В.

1 Кор 15: 48.

Афанасий Александрийский (псевдэпиграф). О спасительном явлении Христовом, против Аполлинария, 2, 16, PG 26, 1160А.

Григорий Нисский, Слова на заповеди блаженства, 7, PG 44, 1280AB.

Кол. 3: 5.

Евр. 4: 12.

Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 27–28 (5, 23–24) PG 91, 1144ВС.

Гал. 2: 20.

Григорий Богослов, Epistulae theologicae, 101, 38, 1–2.

Имеется в виду Аполлинарий. См. у Афанасия Великого в трактате «О воплощении против Аполлинария»: «Но вы говорите, что плоть стала нетварною от единения с нетварным. Это самое и показывает, что заблуждение ваше обличает само себя. Единение плоти с Божеством Слова произошло в матерней утробе, потому что Слово, снисшедшее с небес, из утробы восставило Себе плоть, не предсуществовавшую до снисшествия Слова… Итак, Христос рождается в Вифлееме иудейском, именует отцом Иосифа…, полагается в пеленах, Симеоном вносится во храм, приемлет по закону обрезание плоти и возрастает с годами… Нетварному же приписывать возрастание нечестиво. Ибо нетварное именуется по самому естеству нетварным, и не допускает ни возрастания, ни умаления. А что в общении или единении с нетварным, то именуется, хотя собственно принадлежащим нетварному, однако же, не самим нетварным» (De incarnatione contra Apollinarium libri II [Sp.], PG 26, 1097C–1100A).

Т. е. аполлинариане.

Ср.: «никакоже претерпевшаго изменения, или смешения» (Октоих, догматик 3–го гласа в субботу вечера).

См.: 2 Кор. 12: 3.

1 Кор 15: 48.

1 Кор 15: 47.

Григорий Богослов, Слово 40, 5, PG 36, 364В.

Ин. 3: 13.

Евр 13: 8.

Ин. 8: 58.

Мф 13: 41.

Мф 3: 17.

Ср.: Григорий Богослов, Слово 38, 3, PG 36, 313В.

Цитата не идентифицируется.

Ср.: Канон Богородичен в неделю на утрене, глас 3, песнь 5.

1 Кор 13: 48.

Литургическое наименование — эпитет архиереев. Ср.: 2 Тим. 2: 15.

41 2 Кор. 5: 17.

42 Григорий Богослов, Слово 30, 21, Barbel 214 / PG 36, 132В. Ср.: Иоанн Дамаскин. Изложение православной веры 4, 14 — PG 94, 1161А.

Ср.: Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 1, стр. 246.

Максим Исповедник, Диспут с Пирром, PG 91, 297А.

Он же, О недоумениях к Иоанну, 79 (17), PG 91, 1253D.

Ср.: Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна 30, 2 — PG 59, 174; Беседа 14, 1 — PG 59, 92.

Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии 3, 1, с. 70 / PG 3, 164D.

Там же, 9, 3, с. 140/ PG 3, 260D.

Максим Исповедник, К Марину PG 91, ЗЗАВ; Ср. также: О недоумениях к Иоанну 2, PG 1076С.

Буквально: «обладанию» — «????».

Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 110 (36), PG 91, 1308В; Ср.: Письмо 1, PG 91, 376АВ..

Там же, 25 (5, 21), PG 91, 1141АВ.

1 Кор. 5: 17; Гал. 6: 15.

Кол. 3: 10.

Ин. 1: 14.

Афанасий Александрийский, Против Ариан, 2, 59, PG 26, 273А.

Василий Великий. Против Евномия, 4, PG 29, 692А.

Там же.

Ин. 3: 6.

1 Кор. 6: 17.

Ср.: Дионисий Ареопагит, Послание 8, 1, с. 800.

Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 2, PG 91, 1088ВС. Эта главка сочинения святого Максима разрешает недоумение Иоанна, архиепископа Кизического, касательно Слова 14, 7 святого Григория Богослова.

Ср.: Гал. 3: 27.

Рим. 9: 5; Ср.: Еф. 4: 5.

Ин. 3: 27. В оригинальном библейском тексте вместо «с неба» — «свыше».

Ин. 3: 34.

Иоанн Златоуст, Беседа 30, 2 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59, 174А.

Цитата не идентифицируется.

Афанасий Александрийский, Против ариан 3, 40, PG 26, 409А.

Пс. 44: 3.

Иоанн Златоуст, Толкование на 44–й псалом, 2, PG 55, 186.

Там же, 185D–186А.

Лк. 4: 22.

Лк. 6: 19.

Цитата не идентифицируется.

Ин. 20: 22–23.

Цитата не идентифицируется.

Ин. 1: 16.

Деян. 9: 3.

Ср.: Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна, 30, 2, PG 59, 174; там же, 14, 1, PG 59, 92.

Ин. 1: 13.

Афанасий Александрийский, О воплощении Слова, 8, PG 26, 996С.

Григорий Нисский, Об установлении христианском, — Jaeger 8, 1, 85, 10–13.

Он же, О христианском совершенстве к Олимпию монаху, PG 46, 280АВ.

Т. е. Свое человечество.

Григорий Нисский, О христианском совершенстве к Олимпию монаху PG 46, 277С.

Ср.: Лк. 24, 49; Деян 1, 8.

Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 25 (5, 21), PG 91, 1141В.

Ин. 14: 21–23.

Диадох Фотикийский,????????, 76 — de Places 5, p. 134.

Там же, 80, p. 137.

Там же, 85, р. 144.

Лк. 24: 49.

войну явно для всех вокруг C1? 1 R1

См., например: 1 Кор. 16: 3.

Григорий Богослов, Слово 31, 30, PG 36, 168С.

Там же.

Лк. 24: 49.

Ср.: Григорий Нисский, Epistulae, 11, 5, line 3–4.

Григорий Богослов, Слово 38, 11; Слово 45, 7 — PG 36, 324А; 632В.

Его же, Слово 40, 5.

Канон Григорию Богослову. 25 янв. песнь 9.

Глас 8–й, Троичен 8–й песни канона воскресного в неделю на утрене.

Василий Великий, Homiliae super Psalmos, 44, 6 PG 29, 400D.

Мф. 13: 43.

Ср.: Пс. 81: 1.

Григорий Богослов, Слово 40, 6, PG 36, 365В.

Он же, Слово 38, 11; Слово 45, 7 — PG 36, 324А; 632В.

Григорий Богослов, Письмо 178, 11.

Ср.: Василий Великий, Homiliae super Psalmos 33, 9, PG 29, 373A.

Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 8, op. cit., 8, 67–72.

Григорий Богослов, Слово 29, 6, PG 36, 81В.

Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 31, PG 75, 444BC.

Там же.

«Из чего–то» и «от кого–то» по–гречески будет одинаково: «???????».

Ин. 8: 42.

Пс. 109: 3.

Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 716АВ.

Там же.

Ин. 3: 6.

Мф. 1: 20.

Ин. 8: 42.

Пс. 109: 3.

Ин. 3: 6.

Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 716АВ.

Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 25 (5, 21), PG 91, 1141АВ.

Т. е. «духовным» от Духа.

Василий Великий, Против Евномия, 4, 2, PG 29, 692А.

Ин. 3: 6.

Ин. 3: 15–17.

Ин. 3: 7–8.

Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 716В.

В неделю на полунощнице канон Троичный, глас 2, песнь 5, на «Слава».

Канон Троичный, глас 4, песнь 5.

Канон Троичный, глас 2, песнь 6.

Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 716В.

Василий Великий, Письмо 189, 7 — Courtonne, 140 / PG 32, 693D. Чаще это письмо теперь приписывается Григорию Нисскому (Jaeger 3, 1, 1–16).

Там же, Courtonne, 140 / PG 32, 696А

Там же.

Там же, 696В.

Там же.

Цитата не идентифицируется.

Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 772С. См. выше: Антирретик 2, 10, 37.

Там же, 5, PG 713В.

Там же, 4, PG 29, 689С; См.: также: 5, PG 29, 772С.

1, 4, 9.

Гл. 19–21.

Т. е. обладающим всеми силами.

К Афанасию Кизическому.

Антирретик 2, 10–21.

Лк. 24: 49.

Ин. 3: 5.

Тит. 3: 5.

1 Кор. 6: 17.

Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 78 (16), PG 91, 1253D.

Там же, 2, PG 91, 1076С.

Там же, 28 (5, 24) PG 91, 1144 AD.

Канон 21 января, песнь 8.

Григорий Богослов, Слово 30, PG 36, 132В.

1 Ин. 2: 27.

Афанасий Александрийский, К Серапиону, епископу Тмуисскому послание 1, 24, PG 26, 585ВС.

Т. е. христиан.

Василий Великий (псевдэпиграф), Против Евномия, 5, PG 29, 713А.

434 Прем. 7: 23.

435 Еф. 4: 30.

Максим Исповедник. Главы богословские 2, 88, PG 90, 1168В.

Пс 144, 3–5.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 8, PG 96, 560B.

Там же, 17, PG 96, 572B.

См.: 4, 14, 37; 15, 42.

Максим Исповедник, К Фалассию 61, схолия 16, PG 90, 637D; 644D.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564B.

Там же.

Иоанн Дамаскин, Беседа на Преображение, 2, PG 96, 545В.

Выражения, заимствованные из церковных песнопений о божественном свете.

Григорий Богослов, Слово 31, 24, Barbel 260 / PG 36, 160В, парафраз.

Григорий Нисский, На заповеди блаженства, 7, PG 44, 1280В.

Григорий Нисский. О божественности Сына и Духа, PG 46, 573D.

576А.

Здесь подразумевается: В защиту священнобезмолвствующих 1, 3; 2, 3.

Ин. 14: 28.

Василий Великий, Против Евномия 3, 1, PG 29, 656А.

Здесь мы глаголом «подразумевается» перевели греческое «?????????????», буквально означающее «вместе слышится». Поэтому и упоминание об ушах здесь уместно.

Существительное «??????????????», от которого образовано данное прилагательное, будет многократно встречаться на протяжении ряда страниц, и мы будем в зависимости от контекста переводить его то как «тщательное исследование», то как «любопытство», т. к. по–гречески оно имеет оба этих значения.

Григорий Богослов, Слово 31, 6, Barbel, 228/PG 36, 140В.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564B.

«????????????????????????????» — буквально: «слишком далеко направляют удар своих слов».

Буквально: «прячет за зубами».

См.: Максим Исповедник, Главы о богословии, 1, 48–50, PG 90, 1100С–1101В.

Ин. 5: 39.

Имеется в виду собор в июне 1341 г.

Ин. 5: 39.

2 Кор. 10: 4–5.

Здесь, по–видимому, неологизм самого св. Григория, т. к. это или подобное слово не встречается не только у Ареопагита, но также и у других Отцов или античных писателей. По крайней мере, оно отсутствует в электронной библиотеке «Thesaurus Linguae Graecae»

Цитата не идентифицируется.

Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 1, 1, с. 208 / PG 3, 588В.

1 Кор. 1: 21.

2 Петр. 2: 22.

Андрей Критский, Слово на Преображение, PG 97, 936CD.

См.: Иоанн Дамаскин. Homilia in transfigurationem domini, 12 — PG 96, 564B.

См.: выше, 1, 7, 14–46.

Схолия: у Василия Великого: «Красота Сильного сущего — это умопостигаемая Его и созерцаемая божественность». Ср.: Василий Великий. Толкование на 44 Пс. 5 — PG 29, 400С.

Дословно: «которые никогда не выдыхали…».

Имеются в виду андрогины. См.: Платон, Пир, 189–190.

Т. е. боги.

Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 772С.

Там же, 772CD.

1 Кор. 2: 14.

1 Кор. 2: 13.

1 Кор. 2: 9.

Ин. 14: 23.

Евр. 9: 11; 10: 1.

1 Кор. 2: 10.

1 Кор. 15: 28.

Ср.: Деян. 3: 21 — «????????????????????????» — «до лет устроения ».

Григорий Богослов, Слово 30, 6, Barbel, 148 / PG 36, 112АВ.

Еф. 1: 13–14.

Исх. 34: 29–30.

2 Кор. 3: 7.

Пс. 4: 7.

Мф. 13: 43.

Афанасий Александрийский (псевдэпиграф), О явлении во плоти Слова Бога, 15, PG 26, 1009В.

Григорий Нисский, О душе и воскресении, PG 46, 104АВ.

Рим 8: 17.

1 Кор. 15: 42–44.

Григорий Нисский, О душе и воскресении, PG 46, 157А.

Ср.: 1 Кор. 2: 9.

Григорий Нисский, О душе и воскресении, PG 46, 152А.

1 Кор. 2: 9.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15, PG 96, 569A.

Григорий Нисский, Слова на заповеди блаженства, 6, PG 44, 1265В.

Существительное «?????» может быть производным от двух глаголов — «???????» и «????» — и означать соответственно: «жребий», «удел» и «окончание», «прекращение». И хотя у Ареопагита оно, скорее всего, употреблено во втором значении, но контекст слов Паламы побуждает нас выбрать здесь первое.

Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 1, 4, с. 222–224/PG 3, 592ВС.

Мф. 25: 34.

Рим 8: 17.

Максим Исповедник,?????????????????, 2, 86, PG 90, 1165АВ.

Там же, 2, 90, PG 90, 1168С.

Там же, 2, 93, PG 90, 1169А.

2 Тим. 1: 9.

Секст, прозванный Эмпирик, и Пирон (Пиррон) — античные философы–скептики.

Эфектиками (?????????) назывались философы–скептики, предлагавшие воздержание от каких бы то ни было суждений, к числу которых принадлежал Секст.

Евр. 1: 2.

Афанасий Александрийский, Orationes tres contra Arianos, 2, 76–77, PG 26, 308B–309B.

1 Кор. 15: 28.

Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 29, PG 75, 433C.

Авва Фалассий Ливийский, Сотница 4, 81, PG 91, 1465В.

Ин. 14: 31; Мф. 26: 45.

Ср.: Молитва «Царю Небесный».

Епифаний Кипрский, Homilia in divini corporis sepulturam [Sp.], PG 43, 464BC.

Мф. 25: 34.

Иоанн Златоуст, Беседа 30, 2 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59, 174А.

Рим. 11: 33.

Григорий Нисский,????????????????????????, 3, PG 45, 604В.

Палама употребляет здесь каламбур: имя «?????????» означает «безопасный»; и противоположность этому он называет своего противника — «????????????» (многоопасный). Это ироническое прозвание вошло и в гимнографию православной церкви: «Побеждается яве и бедствует собрание Поликиндина» (Неделя вторая святых постов, на утрене, канон, песнь 8, 3–й тропарь).

Gregorius Nyssenus Theol.: Contra Eunomium: Book 3, chapter 1, section 108, line 4.

Василий Великий, О Святом Духе, 19, PG 32, 156D.

Григорий Нисский, К Евномию, 12 — Jaeger 1, 173/PG 45, 965В.

Gregorius Nyssenus Theol.: Contra Eunomium: Book 3, chapter 1, section 108, line 4

Рим. 11: 33.

1 Кор. 2: 9.

1 Кор. 9: 22.

Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 5 — PG 75, 69A.

Там же, 68С.

Там же, 65CD.

Ср.: Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 22 — PG 75, 372D –373A; Василий Великий, Против Евномия, 4 — PG 29, 696С.

Антирретики, 2, 11, 40–41.

Мф. 11: 27.

Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея 11 — PG 123, 357В.

1 Кор. 2: 10.

Ин 14: 28.

Ин 5: 36; 6: 57; 20: 21.

Ин 5: 30.

См.: Василий Великий, Против Евномия, 3 — PG 29, 656А.

Ин 16: 13–15.

Обладающий энергией.

Дионисий Ареопагит, О божественных именах 8, 2 — PG 3, 889D.

Афанасий Александрийский, Против эллинов, 42 — PG 25, 84В.

Ср.: Стихира на «Господи воззвах» на вечерне Рождества Христова.

Афанасий Александрийский, Против эллинов, 47 — 93С.

Максим Исповедник, К Марину — PG 91, 200С.

Для Одного как рождающий; для Другого — как изводящий.

Иоанн Златоуст, De incomprehensibili dei natura (= Contra Anomoeos, homiliae 1–5): Homily 1, line 194 / PG 48, 705.

Ср.: Иоанн Златоуст, In adorationem venerandae crucis [Sp.], PG 62, 754D.

Ср.: Григорий Нисский, Orationes VIII de beatitudinibus, PG 44, 1280B.

Ин. 3: 34.

Акиндин в одном месте написал «????????????????????»; поскольку в те времена прописные буквы не употреблялись, вместо «мысли Акиндина» здесь можно было прочитать: «безопасная мысль».

???????? — «благочестивый».

??????? — «благополучный».

???????? — «благославный».

???????? — «благозаконный».

Монашеское имя Акиндина — Григорий.

Ср.: Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 22 (V, 15), PG 91, 1128А.

См.: прим. 643.

Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 41 (5, 37), PG 91, 1160С.

Там же, 43 (5, 39), PG 91, 1165В.

Он же, Главы богословские и домостроительные 1, 1, PG 90, 1084А.

Палама имеет в виду соответствующие главы «Амбигв» преп. Максима.

Имеется в виду: Триады 3, 1,???????,?. 623–630.

Афанасий Александрийский, О воплощении Бога Слова, 4, PG 28, 96А.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564B.

1 Изложение православной веры 3, 15 — PG 94, 1057В.

Месяца августа в шестый день на утрени по полиелеи седален вторый на Слава, и ныне.

Григорий Нисский, Liber de cognitione dei (=?????????) (fragmenta ар. Euthymium Zigabenum, Panoplia dogmatica) [Sp.], PG130, 269D.

Ср.: Иоанн Златоуст, De Eleazaro et Septem pueris, PG63, 526A; Триады, 3, 1, 14,???????,?.?,?. 628.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564C.

Быт. 2: 9.

Григорий Богослов, Слово 38, 12, PG 36, 324С; Слово 45, 632D.

Ср.: Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13 — PG 96, 564D.

Ин. 1: 9.

1 Тим. 6: 16.

2 Кор. 4: 6.

Цитата не идентифицируется. Ср.: Григорий Нисский, Contra Eunomium: Book 3, chapter 10, section 21, line 11.

Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 43 (5, 40), PG 91, 1165D.

В издании Христу фраза после точки с запятой читается так: «?????????????????????????????????????????,?????????????????????????????????????????????,?????????????????????????????????????????????????????????????». Нам же кажется, что в таком виде она не имеет смысла, и что для осмысленного прочтения знаки препинания в ней должны быть расставлены по–другому: «????????????????,???????????,??????????????,??????????????,???????????????????????????????,????????????????????????????,?????????????????????????????????».

Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 41 (5, 37), PG 91, 1160С.

Буквально: «попирает».

Григорий Богослов, Слово 32, 15, PG 36, 189D–192А. Ср.: Слово 40, 5, PG 36, 364В.

Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 22 (5, 18), PG 91, 1128А.

1 Кор. 2: 9.

1 Сол. 4: 17.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15, PG 90, 1169A.

Максим Исповедник, Главы богословские и домостроительные, 2, 90, PG 90, 1168С.

1 Кор. 15: 49.

Максим Исповедник, Главы богословские и домостроительные, 2, 93 — PG 90, 1169А.

Отрицания.

Ср.: Дионисий Ареопагит, О мистическом богословии, 3, PG 3, 1048В / Сочинения, с. 752–754; См. также там же Схолию 12 Максима Исповедника к главе 3.

Ср.: Максим Исповедник, Главы богословские, 1, 7, PG 90, 1085В.

Ср.: В неделю на вечерне, глас 4, стихира на стиховне: «Людие беззаконии… неблагодарнии о Благодетеле (???? …???????????????????????)».

«????????????????????» — возможно также перевести: «рассуждают о божественном с естественнонаучной точки зрения».

Символ Веры, 2; Ин. 1: 3. Палама здесь, — вероятно, по ошибке, — употребляет форму единственного числа «???????» вместо множественного «???????».

См.: Триады в защиту священнобезмолствующих, 3, 1.

Иоанн Златоуст, Eclogae ex diversis homiliis [Sp.], 21, PG 63, 700A.

Вариант: «овладением».

Максим Исповедник, Главы различные, 1, 7, PG 90, 1180С.

Схолия 18 на Вопросоответы к Фалассию, 61, PG 90, 644D — 645А.

Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 22, PG 90, 321А; Главы различные, 1, 76, PG 90, 1212А.

Он же, Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия, 1, 1, PG 90, 1083А.

Флп. 4: 7.

Василий Великий, Послание 234, 1, Courtonne 3, 42 / PG 32, 868С.

Максим Исповедник, Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия, 1, 1 — PG 90, 1083А.

Цитата не идентифицируется.

Григорий Нисский, Толкование на заповеди блаженства, 6, PG 44, 1268D–1269A.

2, 12, 45–54.

Письмо к Афанасию Кизическому 36–38; Письмо к Иоанну Гавре 4–5.

Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 58 (5, 54), PG 91, 1188АВ.

Григорий Богослов, Слово 38, 7, PG 36, 317С; Слово 45, 3, PG36, 628А.

Там же, PG 36, 320А; 628В.

См.: Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 3, 14, op. cit., 58, 24–25.

См.: Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 3, 14, op. cit., 58, 24–25.

Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 31, PG 75, 448D.

Григорий Богослов, Слово 30, 9, Barbel, 188 / PG 36, 113C.

Василий Великий, О Святом Духе 19, 48 — Bruche 199 / PG 32, 156В.

Он же, Беседа 15 о вере, 3 — PG 31, 468CD.

Цитата не идентифицируется.

Канон Троичный в неделю на полунощнице, гл. 2., песнь 5.

Ср.: Исаак Сирин, Слово 72.

Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну 58 (5, 54), PG 91, 1188А.

Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 4, op. cit., 4, 33–36.

Там, же, 1, 9, op. cit., 9, 25–26.

Т. е. с Григорием Богословом (См.: 4, 11, 24).

Там же, 11, 6, с. 540.

Там же, 12, 4, с. 546.

Максим Исповедник, Главы о любви, 4, 11 // Ceresa Gastaldo,?., Massimo confessore. Capitoli sulla carita, Rome, 1963.

Вся целиком цитата не идентифицируется.

Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 8, PG 94, 813А, ор. cit., 8, 67–72. Ср.: Кирилл Александрийский. О Троице 7 — PG 77, 1133С.

Ср.: Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 9, PG 94, 837В, op. cit., 9, 2–6.

Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 57 (5, 55), PG 91, 1188А.

Василий Великий, Против Евномия, 2, PG 29, 648А.

См.: Евномий.????????????, 28 — PG 30, 868; Василий Великий. Против Евномия 2, 32 — PG 29, 645 слл. Ср. также: Григорий Богослов. Слово 38 на Богоявление 7; Слово 45 на Святую Пасху 3 — PG 36, 317D; 628А.

Максим Исповедник, Главы о любви 1, 100, PG 90, 981D–984A.

Григорий Богослов, Слово 38, 7; Слово 45, 3 — PG 36, 317С; 628А.

Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии, 3, 4, PC 3, 429D.

Иоанн Синаит, Лествица, 7, PG 88, 813В.

Григорий Богослов, Слово 38, 11; Слово 45, 3 — PG 36, 324А; 632В.

Ин. 14: 15, 21, 23.

Григорий Богослов. Слово 39, 8 — PG 36, 344А.

Ин. 14: 23.

Ин. 14: 21.

Цитата полностью не идентифицируется. Слова «делает их другими солнцами» принадлежат Григорию Нисскому. См.: его In sextum Psalmum, McDonough (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189.

Ср.: Пс. 4: 7: «знаменася на нас свет лица Твоего, Господи».

Ин. 1: 18.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15 — PG 96, 569A.

Пс. 44: 4–5.

Василий Великий, Беседа на псалом 44, 5, PG 29, 400CD.

Иоанн Златоуст [Sp.], Eclogae I–XLVIII ex diversis homiliis, 21, PG 63, 700A.

См.: Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 41 (5, 37), PG 91, 1160С.

Максим Исповедник, К Марину, PG 91, 200С.

Откр. 1: 8; 21: 6; 22: 13.

Василий Великий. Письмо 234, 1 — Courtonne 3, 42 / PG 32, 868С.

Там же.

Василий Великий. Письмо 189, 8 — Courtonne 2, 140 / PG 32, 696А.

Иоанн Златоуст (псевдэпиграф), Беседа на Преображение — Savile 7, 339.

Там же.

Он же, Беседы на Евангелие от Иоанна, 30, 2 — PG 59, 174.

Григорий Богослов. Слово 28, 3 — Barbel 68–70 / PG 36, 29В.

1 Кор 2: 9.

2 Кор. 12: 4.

Максим Исповедник. О недоумениях к Иоанну, — PG 91, 1128А.

1 Кор. 2: 9.

Ис. 50: 4.

Иоанн Златоуст, Беседы на 1 Послание к Коринфянам, 7, 3 — PG 61, 58.

Там же.

воссияло внутри Р1

Мф. 17: 2.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13 — PG 96, 565C.

Ин. 1: 18.

Пс. 76: 11.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15 — PG 96, 569A.

Григорий Богослов, Слово 40, 5, PG 36, 364В.

1 Ин. 4: 6.

4, 5, 6.

Ср.: Василий Великий, Беседа на псалом 44, 5, PG 29, 400С.

См.: 4, 5, 6.

См.: 4, 15, 42.

См.: 4, 14, 37.

Т. е. варлаамитам и акиндинистам.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 2 — PG 96, 545B.

Ин. 1: 1.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 9 — PG 96, 560C;

Там же, 12 — PG 96, 564В.

740 Григорий Нисский, Толкование на заповеди блаженства, 6, PG 44, 1269В.

741 Имеется в виду «Триады в защиту священнобезмолвствующих», 3, 3.

См.: выше § 33.

Ср.: Иоанн Златоуст. Беседа 30 на Иоанна 2 — PG 59, 174.

Мф. 17: 2.

745 Т. е. принадлежащим верхним слоям атмосферы.

746 Мы решили последовать здесь новогреческому изданию Сакалиса, снабдившего эту главу следующим примечанием: «Текст глав 21 и 22, состоящий из двух гимнов божественному свету — один из прекраснейших текстов Паламы. Хотя он и представляет собой сводку различных текстов, его поэтический ритм очевиден». Отсюда и разбивка на строки.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13 — PG 96, 564D.

Пс. 103: 2.

Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 949В.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 16 — PG 96, 569B.

1 Kop 2: 9. Ср.: Иоанн Дамаскин, там же — 569А.

Григорий Богослов, Слово 39, 2 — PG 36, 336С.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 3 — PG 96, 549C.

Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 933С.

Макарий Египетский. О свободе ума 23 — PG 34, 957В.

Андрей Критский. Слово на Преображение — PG 97, 949С.

Там же, 949А.

Там же, 949А.

Там же, 949С; Дионисий Ареопагит, О таинственном богословии 1, 1 — PG 3, 997В.

Андрей Критский, Слово на Преображение — 949В.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini 12 — PG 96, 564B.

Там же.

Там же, 2 — 545В.

1 Кор 2, 10.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 3 — PG 96, 549C.

Пс. 17: 12.

1 Тим. 6: 16.

Пс. 103: 2.

Григорий Нисский, К Евномию, 12, 24 — Jaeger 1, 273 / PG 45, 965В.

Иоанн Златоуст, Выборки из различных слов, 21 — PG 63, 700.

Мф. 13: 43.

Пс. 28: 10.

Еф. 4: 4.

Иоанн Златоуст (псевдэпиграф), На Преображение — Savile, 7, 339.

Иоанн Златоуст. Выборки из различных слов, 21 — PG 63, 700.

См.: Минея, Месяца августа в шестый день на утрени по полиелеи седален вторый на Слава, и ныне: «Сокровенную молнию… существа Твоего, Христе, и божественнаго благолепия на святей показал еси горе».

Иоанн Дамаскин. Homilia in transfigurationem domini, 17 — PG 96, 572B.

Там же, 8 — 560В.

Василий Великий. Беседа на 29 Пс. 5 — PG 29, 317В. Ср.: Беседа на 44 Пс. 5 — PG 29, 400С, Григорий Нисский. О душе и воскресении — PG 46, 152А.

Максим Исповедник. Главы богословские и домостроительные 2, 93 — PG 90, 1169А.

Андрей Критский. Слово на Преображение — PG 97, 933В.

Максим Исповедник. К Фалассию 61 изъяснение 16 — PG 90, 644D.

Максим Исповедник. Главы богословские и домостроительные 2, 88 — PG 99, 1168АВ.

Максим Исповедник. К Фалассию 22 — PG 90, 321А, Главы различные 1, 76 — PG, 90, 1212А.

Евр. 9: 28.

Григорий Богослов. Слово 38, 11 — PG 36, 324А.

Т. е. их незнание — не просто отсутствие знания, на которое указывает отрицательная частица «? -».

Еф. 4: 13.

2 Кор. 12: 2.

Григорий Богослов. Слово 28, 3 — Barbel 68–70 / PG 36, 29В.

Пролив, отделяющий о. Евбея от Беотии. Непостоянство его течения было всем известно издревле.

Мк. 9: 1.

Лк. 9: 31; Ср.: Мф. 17: 3; Мк. 9: 4–5.

Григорий Богослов. Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181А.

Решение собора авг. 1341 — Соборный Томос, 51–53 — PG 151, 691–692.

Максим Исповедник. К Фалассию 61, изъяснение 18 — PG 90, 644D.

Ин 1: 18.

1 Тим. 6: 16.

Исх. 33: 20.

Прем. Сол. 13: 5.

Мф. 5: 8.

1 Кор 13: 12.

Мф. 18: 10, 14.

Ис. 14: 13.

На самом деле эти слова принадлежат Василию Великому: Против Евномия, 1, 12 — PG 29, 540А.

Иер. 23: 18.???????????? — в славянской Библии переведено как «в совете», но словарь Lampe дает для греческого «????????» значение «????????? in sense of substance», приводя в качестве примера цитирование данного стиха Григорием Богословом (Слово 28, 19, PG 36, 52В). Также и русские переводчики Слов св. Григория, хотя и удержав славянское «в совете», снабдили это место примечанием: «По–гречески????????????, т. е. почти то же, что " в сущности"» (См.: Творения, т. 1, с. 403).

856 Исх. 33: 20.

856 Григорий Богослов. Слово 28, 19 — Barbel 100 / PG 36, 52В.

Ис. 14: 13.

На самом деле эти слова принадлежат Василию Великому: Против Евномия, 1, 12–PG 29, 540А.

Василий Великий. Против Евномия 2, 32 — PG 29, 648А.

Там же, 648С.

Там же, 648А.

Кирилл Александрийский, Толкование на Иоанна, 10 — PG 74, 289ВС.

Ср.: Григорий Нисский, К Евномию, 3 — Jaeger 2, 40 / PG 45, 604В.

Пс. 4: 7.

Иоанн Златоуст, Толкование на псалом 9, 3 — PG 55, 125В.

Акростих Канона на Преображение — PG 96, 848А.

1 Кор. 13: 12.

Пс. 17: 12.

Григорий Богослов, Слово 32, 15 — PG 36, 192А.

Василий Великий, Письмо 234, 1 — Courtonne 3, 42 — PG 32, 868С–869А.

1 Тим. 1: 7.

Ин 1: 18.

1 Тим 6: 16.

См.: 4, 22, 57.

напр.:

Дан 7: 18.

Вариант: окончания.

1 Сол. 4: 17.

Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 1, 4 — PG 3, 592ВС.

Афанасий Александрийский (псевдэпиграф), О воплощении Бога Слова 4 — PG 28, 96А.

Григорий Богослов, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181 AB.

Ср.: 1 Сол. 5: 5; Лк. 16: 8.

Иоанн Златоуст, Увещевательное слово к Феодору, 11 — Dumortier 136–140 / PG 47, 291–292.

Он же, К молодой вдове, 3 — SC 138, 130 / PG 48, 603.

Мф. 13: 43.

Кирилл Александрийский, Толкование на Иоанна, 12 — PG 74, 716D.

Лк. 17: 21.

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 10 — PG 96, 561AB.

Ср.: 5, 6, 17.

Быт. 3: 19.

Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 932С–933В.

Там же, 930CD.

1 Петр. 2: 9.

На самом деле этот отрывок принадлежит Григорию Нисскому: Григорий Нисский, In sextum Psalmum — McDonough, J. (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189–190.

Пс. 44: 4–5.

Василий Великий, Беседа на псалом 44, 5, PG 29, 400С.

Он же, Беседа на 29, 5, PG 29, 317В.

Григорий Нисский, Надгробное слово Василию Великому — PG 46, 793С.

Деян. 9: 3.

2 Кор. 12: 2.

Схолия: «воссиянием по ипостаси здесь он называет воссияние духа, как пребывающее [неизменным]. Ибо [осияние, бывающее] посредством [открытия] смыслов, подобно молнии, бывает мимолетно, как и Григорий Богослов говорит».

Макарий Египетский, О свободе ума, 23 — PG 34, 957АВ.

Он же, О возвышении ума, 1 — PG 34, 889С; Беседа 5, 11–12 — PG 34, 516В–517В.

Он же, О свободе ума, 21 — PG 34, 956ВС.

Григорий Богослов, Слово 39, 9 — PG 36, 344В.

Пс. 17: 12; 2 Цар. 22: 12.

Григорий Богослов, Слово 32, 15 — PG 36, 189D–192A.

Иоанн Синайский, Лествица, 7, 55 — PG 88, 813АВ.

Мы исходим здесь из значения «?????» как «вырезывать». В русском переводе Исаака Сирина это место читается: «Молитва есть чистота ума, которая одна, при изумлении человека, уделяется от света Святой Троицы» (Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические, М., 1993, с. 67.), а в английском: «…, and it is terminated only by the light of the Holy Trinity» (The Ascetical Homilies of Saint Isaac the Syrian, Holy Transfiguration Monastery, Boston, Massachusetts, 1984); а новогреческий переводчик Паламы: «…???????????????????????????????????????????» (которая только одна отрывается от света Святой Троицы).

Исаак Сирин, Слово 32 —?????????,?. 140. В русском переводе — Слово 16;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.