Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разделы дисциплины и виды учебных занятий






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Всероссийский государственный университет

кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК)»

Кафедра истории и философии

«Утверждаю»

 

________________________

Проректор по научной работе

Е.А. Русинова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по общенаучной дисциплине «История и философия науки»

по направлению «Социально-гуманитарные науки»

Отрасль науки:

 

17.00.05 Кино-, теле- и другие экранные виды искусства

 

 

Программа составлена на кафедре истории и философии ВГИК в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (Приказ Минобрнауки России № 1365 от16.03.2011 г.), на основании программы-минимума кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки», утвержденной приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007 г. № 274.

 

 

1. Цели дисциплины:

- дать представление о том, что понимается под наукой современной философией науки;

- познакомить с основными концепциями и проблемами современной философии науки;

- показать специфику и особенности гуманитарного знания.

Содержание дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
I. Общие проблемы философии науки
1. Предмет и основные концепции современной философии науки   Предмет и основные задачи философии науки. Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры. Наука, паранаука и псевдонаука. Основные задачи научного исследования. Классификация наук. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. Социологический и культурологический подходы к исследова­нию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А. Койре, Р. Мертона, М. Малкея, К. Рэндалла.
2. Наука в культуре современной цивилизации Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и религия. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной по­зиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Особенности процесса формирования российской науки. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования. Проблема научного обоснования в социальных и гуманитарных исследованиях.
4. Структура научного знания Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Понятие научного закона. Эволюция научных законов. Объяснение через научный закон. Научная теория. Структура научной теории. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Понятие научного метода. Историчность научного метода. Границы научного метода. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы ис­следования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм науки: истинность, объективность, совместимость, адекватность, критичность, открытость, воспроизводимость, практическая значимость. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онто­логия, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.
5. Динамика науки как процесс порождения нового знания Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Научное обоснование. Классификация способов обоснования. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий. Становление развитой научной теории. Классический и не­классический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в научные проблемы. Типы научных проблем. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. Научная критика. Виды научных споров.
6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности   Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как пере­стройка оснований науки. Проблемы типологии научных револю­ций. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес­ких универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необ­ходимых для освоения новых типов системных объектов. Природа научных категорий. Основные научные категории: истина, причинность, детерминизм, историзм. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенци­ально возможных историй науки. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклас­сическая, постнеклассическая наука.
7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса Главные характеристики современной, постнеклассической на­уки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Осмысле­ние связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий ис­следовательской деятельности. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд). Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
8. Наука как социальный институт Различные подходы к определению социального института на­уки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия). Научные школы. Подго­товка научных кадров. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований.
II.Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук
1. Общетеоретические подходы Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла. Зависимость социально-гуманитарного знания от социокультурного контекста. Специфические особенности наук о культуре и искусстве. Науки о культуре и искусстве в системе социальных и гуманитарных наук. Особенности формирования данных наук как особой области научной деятельности. Современная структура наук о культуре и искусстве: история культуры и искусства, теория культуры и искусства, художественная критика, музееведение; их методологические и функциональные отличия.
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания   Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в СГН. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках. Пробле-ма разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам). Методы социальных и гуманитарных наук. Вненаучное социальное знание. Отличие гуманитарных наук от вненаучного знания. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Предмет и задачи наук об искусстве и культуре. Искусство как объект социально-гуманитарного познания. Исторически изменяемые представления об искусстве и задачах его исследования. Специфика киноведения, его предмета и объекта исследования.
3. Субъект социально-гуманитарного познания Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллективный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации и «предрассудков» (Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании.
4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного мышления, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.
5. Жизнь как категория наук об обществе и культуре   Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественнонаучных методов, причинных схем. Познание и «переживание» жизни — основное содержание художественных произведений. История — одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).
6. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании   Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности «художественного хронотопа».
7. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы   Рождение знания в процессе взаимодействия «коммуницирующих индивидов». Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной природы познания. Моральная ответственность ученого за введение конвенций. Научная критика – одна из форм научной коммуникации.
8. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках   Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.
9. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках   Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение - функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как " органоне наук о духе" (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям - общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в исторических науках (киноведении).
  Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках   Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. " Встроенность" субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн). Вера и верования - обязательные компоненты и основания личностного знания, результат сенсорных процессов, социального опыта, " образцов" и установок, апробированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины - традиция, укорененная в европейской философии. " Философская вера" как вера мыслящего человека (К.Ясперс).
  Разделение СГН на социальные и гуманитарные науки Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам). Методы социальных и гуманитарных наук. Вненаучное социальное знание. Отличие гуманитарных наук от вненаучного знания. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.
  «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций   Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Изменения дисциплинарной структуры СГН, сложившейся в XIX веке. Смена лидирующих дисциплин. Переопределение парадигм и тем, появление новых областей исследования. Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания». Участие СГН и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков.
         

Разделы дисциплины и виды учебных занятий

№ п/п   Наименование темы   Всего Количество часов
Лекции Коллоквиумы Самостоят. работа
I. Общие проблемы философии науки
1. Предмет и задачи современной философии науки. Наука, паранаука и псевдонаука. Классификация наук       -  
2. Наука в контексте современной культуры. Наука и философия. Наука и искусство.          
3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции     -      
4. Структура научного знания. Особенности эмпирического и теоретического языка науки       -    
5. Структура эмпирического знания. Понятие научного факта.     -  
6. Структура теоретического знания. Понятие научного закона.     -  
7. Структура теоретического знания. Понятие научной теории.     -  
8. Понятие научного метода. Методологизм и антиметодологизм.       -    
9. Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.        
10. Научное обоснование. Научная критика. Виды научных споров.        
11. Проблемные ситуации в науке. Типы научных проблем.     -  
12. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.       -    
13. Природа научных категорий. Основные научные категории: истина, причинность, историзм.          
14. Особенности современного развития науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования.       -    
    Всего по первому разделу        
  II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук
1. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла.          
2. Основные этапы в развитии искусствознания. Формирование киноведения как искусствоведческой дисциплины.          
3. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Методы социальных и гуманитарных наук (киноведения)          
4. Субъект социально-гуманитарного знания. Роль традиций, ценностей и образцов.          
5. Природа и роль ценностей в социально-гуманитарном познании        
6. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.        
7. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании          
8. Коммуникативность в науках об обществе и культуре        
9. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках        
10. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках        
11. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках        
12. Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в современном обществе       -    
  Всего по второму разделу        
  По всему курсу        
                           

 

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература (I часть):

1. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Он же. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

2. Ивин А.А. Современная философия науки. М.: Высшая школа, 2007.

3. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.

4. Кун Т. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001.

5. Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983.

6. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.: Дом Интеллектуальной книги, 1998.

7. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.

9. Фейерабенд П. Против методологического принуждения: Очерк анархистской теории познания // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.

б) дополнительная литература (I часть):

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.

2. Косарева Л.Н. Социакультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.

3. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

4. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

5. Наука в культуре. М., 1998.

6. Поппер К. Как я понимаю философию // Поппер К. Все люди – философы. М., 2003.

7. Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996.

8. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А.. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996.

9. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

 

а) основная литература (II часть):

1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

2. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.

3. Ивин А. А. Аксиология. М.: Высшая школа, 2000.

4. Культура: теории и проблемы. М., 1995.

5. Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания - Мировоззрение - Историзм. М. 1998.

6. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

7. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

б) дополнительная литература (II часть):

1. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.

2. Бек У. Общество риска. М., 2000.

3. Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

4. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

5. Никитина И.П. Пространство мира и пространство искусства. М.: РГГУ, 2001.

6. Соколов В.С. Киноведение как наука. М.: «Канон+», 2010.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.