Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Райнер- Вернер Фасбиндер






Дата рождения: 31.5.1945

Дата смерти: 10.6.1982

Биография:

Сценарист, режиссер, актер, продюсер, оператор, композитор.

" Я ищу себя, ищу, где я - в истории моей страны, поскольку я - немец." " Лучше подметать улицы в Мексике, чем быть кинематографистом в Германии." Уже в этих, вырванных наугад, фразах из интервью немецкого режиссера Райнера Вернера Фассбиндера зримо видна крайняя двойственность (чтобы не сказать - резкая противоречивость) его судьбы и творчества.

Искусству Фассбиндер посвящал себя с безумной одержимостью, признаваемой даже теми, кто не любил его. Книги и воспоминания, расплодившиеся после преждевременной смерти режиссера, назывались, к примеру: " Спать я буду, когда умру. Запыхавшаяся жизнь Райнера Вернера Фассбиндера", или " Он лишь хотел, чтобы вы его любили" (парафраз названия одного из его фильмов " Я лишь хочу, чтобы вы меня любили"). Постоянный художник и актер Фассбиндера Курт Рааб амбивалентность личности этого режиссера сформулировал в рамках одной фразы: " Он всегда испытывал тоску по любви и поэтому был злым". Фассбиндер, безусловный enfant terrible немецкого кинематографа, да и всей послевоенной Германии, был и остается загадкой для исследователей и поклонников.

Факты говорят как за него, так и против. С одной стороны, божественная работоспособность, увлеченность, талант; с другой - дьявольское прожигание жизни, которое фактически свелось к непредумышленному самоубийству. Многие назовут его биографию чередой возмутительных и лишенных логики поступков. Уже в 15 лет Райнер Вернер беззастенчиво заявил испуганному доктору, который был по совместительству его отцом, что склонен к гомосексуальности (маленький Фассбиндер жил вместе с матерью, которая, если ей необходимо было избавиться от сыночка, отправляла его в кинотеатр). Он начал ходить в подпольные бары для геев, где познакомился с Удо Киром (в ту пору - наркодельцом и мужчиной-проституткой, впоследствии актером, вышедшим благодаря Фассбиндеру на мировой экран), став его " сексуальной марионеткой". Но это не помешало Фассбиндеру дважды жениться. В первый раз на актрисе Ингрид Кавен. Их союз просуществовал чуть больше двух лет (с 26 августа 1970 года по 27 сентября 1972 года), и Кавен утверждала, что ее муж был бисексуалом. Второй женой стала Юлиане Лоренц, настолько наивная, что не додумалась даже до бисексуальности. А тем временем шафером на их свадьбе был очередной любовник Фассбиндера...

Несомненная тяга Фассбиндера к садомазохистским отношениям не только в кино подтверждается самыми разными историями. Долго страдавшая от его диктата актриса Ирм Херманн (она играла бессловесную секретаршу -" ра6ыню" в фильме " Горькие слезы Петры фон Кант") утверждает, что режиссер все время неотступно ее преследовал, а однажды даже избил до полусмерти прямо на улице. Двое его любовников покончили с собой: один повесился в тюрьме, другой же, Армин Майер, последняя большая любовь Фассбиндера, был найден мертвым в его квартире. Друзья видели тогда Фассбиндера воющим от горя и боялись, что он не сможет работать. Но кино было для него единственным спасением и единственным выходом, его единственным личным спасительным сумасшествием.

Фассбиндер говорил о себе: " Моя жизнь не определена в целом, но среди поступков, которые я сегодня способен оценить, были такие, как в романе " Берлин, Александерплац" Дёблина, рожденные в голове, во плоти, во всем существе и в душе". Другие же отзывались о нем по-разному: параноидальный, порочный угнетатель; застенчивый мальчик с гротескно толстым телом; эксплуататор чужих талантов и эмоций; харизматичный гений. Он любил шокировать зрителя, преподнося отвратительные сюрпризы. Сыграв в начале карьеры униженного и оскорбленного рабочего-иммигранта в " Катцельмахере" (в переводе с баварского слэнга " кошкотрахатель"), Фассбиндер остался им на всю жизнь.

К нему быстро пришло признание на государственном уровне: он получил Бундеспремии ФРГ в 1970 году за фильм сценарий и работу художника в " Катцельмахере", то есть когда ему было всего 25 лет, и тот же приз в 1971 году за режиссуру (совместно с Михаэлем Фенглером) ленты " Почему господин Р. подвержен амоку? ". Позже он был награжден за режиссуру картин " Отчаяние", " Замужество Марии Браун" и " Лола". Таким образом, Райнера Вернера Фассбиндера можно назвать семикратным лауреатом Государственных премий ФРГ! И все-таки он не мог забыть своего одиночества в детстве и юности, когда сменил немало частных и общественных школ в Аугсбурге и Мюнхене, в результате так и не закончив обучение.

Постоянно смотрел кино - по 15 фильмов в неделю, в основном предпочитая американский кинематограф 50-х годов (см. ниже список " Лучшая десятка Райнера Вернера Фассбиндера").

" Я надеюсь жить долго, чтобы снять еще дюжину фильмов, которые представляли бы Германию во всей ее глобальности, тати, как она видится." (Из интервью французской газете " Монд" за год до смерти.) Но конец был близок. Фассбиндер, по свидетельству друзей, многие годы сознательно отвергал для себя возможность употребления наркотиков, однако в последние годы жизни не выдержал. Наркотики стали темой одной из его последних картин - " Тоска Вероники Фосс", где речь шла об актрисе, звезде немецкого кино нацистского времени, ставшей после войны морфинисткой. Счастливым прощанием с миром за 10 дней до смерти стал последний день рождения Фассбиндера, на который он пригласил всех своих друзей и врагов. Многие вспоминают этот вечер, как абсолютно беспечный, полный прекрасной еды, питья и смеха. В эти последние месяцы Фассбиндер сказал в одном из интервью: " Я боюсь умирать, а именно того, что когда все придет к концу, то, возможно, станет ясно, что все, что человек делал, было бессмысленно".

10 июня 1982 года Райнер Вернер Фассбиндер был обнаружен мертвым перед включенным телевизором.

После смерти Фассбиндера трудолюбивые исследователи его жизни и творчества раскопали в церковных записях в баварском городке Бад Вёрисхофен свидетельство о том, что появление на свет маленького Райнера Вернера на самом деле состоялось не 31 мая 1946 года, а годом ранее. Казалось бы, ерунда, случайность... Но благодаря ей все обретает совершенно иной смысл.

Получается, что Фассбиндер скоропостижно умер 10 июня 1982 года где-то между тремя и пятью часами утра в роковом возрасте 37 лет, когда умирали или погибали многие гении мировой культуры. Эта мрачная символика немаловажна. Как и то, что он оказался ровесником Новой Германии, обретшей труднопреодолимый комплекс вины перед миром.

Режиссер стремился ухватить бывший и настоящий облик Германии - и поистине успел это сделать! Не только из-за своей творческой плодовитости: за 14 лет деятельности в кино он снял 37 (опять эта мистическая цифра!) игровых фильмов, к большинству которых сочинил сценарии, нередко снимался в них как актер, поставил два телесериала, активно трудился в театре, написал 17 пьес, в том числе 8 оригинальных! Забавно - в одном из ранних интервью Фассбиндер поспешил покаяться: " Я не так уж плодовит". Кстати, на ту же тему ядовито, но точно высказался Вернер Херцог: " Фассбиндер плодовит, как кролик: в год снимает по пять картин, но одна обязательно гениальна". Хотя к тому моменту Райнер Вернер уже не снимал так " наркомански", как в первые лет семь своей кинокарьеры, ограничиваясь двумя лентами в год. И в творчестве Фассбиндера, и в том злом роке, который вел его по жизни, присутствует особого рода логика. Именно она позволила явно маргинальному режиссеру, воспевавшему столь же маргинальную жизнь, превратиться в одну из ключевых фигур послевоенного искусства XX века. Хотя никто точно не скажет, когда именно случилось это превращение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.