Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 52. Творческий путь М. Шолохова. Особенности реалистического метода писателя.






 

М. Шолохов родился в хуторе Кружилин станицы Вешенской, в области Войска Донского, в семье «иногороднего», выходца из Рязани. С этими казачьими местами были связаны вся его жизнь и творчество. Учился в церковно-приходской школе, а затем до 1918 г. в гимназиях. В годы гражданской войны на Дону работал в низовых органах совет­ской власти, служил в продотрядах, был продинспектором в Ростове-на-Дону. В 1922 г. приехал в Москву, однако не задержался в ней надол­го. Через биржу труда брался за многие работы (грузчик, каменщик, счетовод и др.). С 1923 г. начал печататься в молодежных газетах и жур­налах. Но в 1924 г. вернулся на Дон и с тех пор постоянно жил в родных местах.

Первая книга М. Шолохова — «Донские рассказы» (1926). В них изоб­ражена кровавая борьба с новой властью небольших казачьих отрядов (или банд, как тогда их называли), которые после окончания гражданс­кой войны выступили против установившегося в стране режима. В вос­созданных писателем ситуациях перед читателями предстают персона­жи, действия которых определяются классовой ненавистью, вызываю­щей порой беспредельную жестокость. Писатель показывает братоубий­ственный — в буквальном смысле этого слова — характер борьбы: брат убивает брата, сын — отца, отец — сына. Страшные сцены, изображен­ные в «Донских рассказах», подчас натуралистичны, но уже в некоторых художественных приемах, в словесной фактуре рассказов виден будущий автор «Тихого Дона».

В течение пятнадцати лет работал писатель над главной книгой сво­ей жизни — романом «Тихий Дон» (печатался роман в 1928—1940 гг.). В этом романе Шолохов переосмыслил свое прежнее понимание жизни и времени, запечатленное в «Донских рассказах». Он показал подлинный трагизм раскола народа на два лагеря, трагизм судьбы личности, постав­ленной перед трудным выбором своего пути, выбором, в котором долж­но участвовать человеческое сердце. Об этом было хорошо сказано в обращении к Шолохову представителя Шведской академии при вручении ему в 1965 г. Нобелевской премии за роман «Тихий Дон»:

«Ваше грандиозное повествование о старом режиме, отчаянно от­стаивавшем свои пошатнувшиеся позиции, и о новом режиме, так же отчаянно сражающемся за каждую пропитанную кровью пядь земли, все время ставит вопрос: кто правит миром? Оно дает и ответ: сердце. Сердце человека с его любовью и жестокостью, горем, надеждами, от­чаянием, унижением и гордостью. Сердце человека, являющееся истинным полем битвы, всех побед и поражений, которые выпадают на долю нашего мира...»

Высокая трагедийность, эпический размах, неожиданное (по срав­нению с «Донскими рассказами», предшествовавшими появлению ро­мана), художественное мастерство Шолохова в «Тихом Доне» вызыва­ют время от времени споры об авторстве этого романа, которые не смог­ли поколебать славу выдающегося писателя.

Создание второго романа Шолохова «Поднятая целина» растянулось на тридцать лет (первая книга появилась в 1932 г., вторая — в 1960-м). Роман посвящен коллективизации в деревне. Его не случайно причис­ляли к достижениям литературы социалистического реализма: пафос «Поднятой целины» — в утверждении коллективизации как верного ис­торического выбора для крестьян. И хотя, как отмечают теперь в рабо­тах о Шолохове, талант писателя в этом романе сопротивлялся навязываемой схеме, но схема эта на страницах романа все-таки давала о себе знать, Шолохов осуждает перегибы и отдельные несправедливости в осу­ществлении насилия над крестьянами, однако это не меняет ведущую, идейную позицию и оценки писателя. Роман и сегодня представляет интерес для читателей благодаря писательскому мастерству в изображе­нии характеров главных героев, в бытописании казачьей жизни.

Во время Великой Отечественной войны полковник М.А. Шоло­хов был корреспондентом газеты «Правда». Он написал рассказ «На­ука ненависти» (1942), в 1943 г. начал роман «Они сражаешь за Родину», оставшийся незавершенным.

В годы «оттепели» (к либеральным тенденциям которой Шолохов отнесся неодобрительно) он опубликовал рассказ «Судьба человека» (1956), ставший поворотным во всей прозе о войне.

В последние четверть века жизни писателя в его творчестве насту­пил спад — новые произведения больше не появлялись.

Литературная биография Шолохова далеко не во всем прояснена. Многое в его облике двойственно: то он великий художник, то при­страстный, нередко односторонний, политизированный публицист. Шолохов-художник создал поразительные, насыщенные нестареющей правдой картины величайшей национальной трагедии, которая разру­шала уклад народной жизни. Сгорела в огне гражданской войны домо­витая семья Мелеховых — средоточие казачьего мироздания; другой военный ураган невиданной силы» стер с лица земли дом Андрея Со­колова. В прозе Шолохова обе войны, да и коллективизация — объек­тивно! — непрерывное жестокое сокрушение созданных веками основ народного бытия, испытание человеческой души.

Как художник Шолохов в своем литературном поведении стремился противостоять бюрократическому режиму: жил на Дону, в Вешенской, вдали от властей, избегая повседневной политической суеты. Но, как коммунист, к тому же входивший в руководящий орган партии — Центсильный Комитет, как партийный публицист, он оказывался нередко в зависимости от идеологических догм, которые влияли на его высказы­вания: и в 30-е годы, когда он поддерживал кампанию унификации язы­ка литературы, одобрял репрессии против «врагов народа» (хотя извест­но, что в конце 30-х годов против самого писателя репрессивные органы готовили «компрометирующие» материалы, которые давали в те време­на основание для ареста, и лишь прямое обращение писателя в самые высокие инстанции уберегло его); наконец, в 60-е и 70-е годы он уча­ствовал в кампаниях против Солженицына и других «инакомыслящих».

Сама судьба Шолохова стала по-своему драмой несовместимости большого таланта с тоталитарным строем, горьким доказательством зависимости художника, бессильного противостоять насилию полити­ческой лжи, вынужденного жертвовать какими-то сторонами своей личности, чтобы сохранить возможность художнической работы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.