Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественный мир А.Ахматовой






1912 – первый сборник «Вечер»

1914 – «Четки»

1917 – «Белая стая»

1921 – «Подорожник»; расстрел мужа

1922 – «Anno Domini»

1935-1940 – работа над поэмой «Реквием»

1942-1944 – «Ташкентские стихи», посвященные осажденному Ленинграду

1962 – закончила «Поэму без героя»(писала 22 года)

60-е – лит. Премия «Этна-Таормина»; признание на Родине; звание почетного доктора Окфордского Универа

1966 – смерть

 

Мотивы лирики:

1 ) Боль, тоска, смерть

Как у большинства молодых поэтов, у Анны Ахматовой часто встречаются слова: боль, тоска, смерть. Обычно ее стихи — начало драмы, или только ее кульминация, или еще чаще финал или окончание.

Слово «тоска» сильнее прочих в контексте ахматовских стихов говорит о жизненной силе их. Эта тоска как особое состояние, в котором совершается приятие мира.

Легко обнаруживаемые внешние приметы её (элементы просторечия, плача, заклинания или причеты) органичны и естественны потому, что они выражают глубоко национальное народное мироощущение.

Плотно сомкнуты губы сухие,

Жарко пламя трех тысяч свечей.

Так лежала княжна Евдокия

На сапфирной душистой парче.

 

И, согнувшись, бесслезно молилась

Ей о слепеньком мальчике мать,

И кликуша без голоса билась,

Воздух силясь губами поймать.

 

А пришедший из южного края

Черноглазый, горбатый старик,

Словно к двери небесного рая,

К потемневшей ступеньке приник.

2) Любовь

Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир ее поэзии, оказывается ее основным нервом, ее идеей и принципом. Это любовь. Стихия женской души неизбежно должна была начать с такого заявления себя в любви. Вся ранняя лирика Ахматовой «загнана в любовь».

«Великая земная любовь» — вот именно она заставила по-иному — уже не символистически и не акмеистически, а реалистически — увидеть мир. В состоянии любви мир видится заново. Обострены и напряжены все чувства. И открывается необычность обычного.

Но любовь в стихах Ахматовой отнюдь не только любовь-счастье, тем более благополучие. Часто, слишком часто это — страдание, своеобразная антилюбовь и пытка, мучительный, вплоть до распада, до прострации, излом души, болезненный, «декадентский». Любовь у неё почти никогда не предстает в спокойном пребывании.

Ты письмо моё, милый, не комкай,

До конца его, друг, прочти.

Надоело мне быть незнакомкой,

Быть чужой на твоем пути.

 

Не гляди так, не хмурься гневно.

Я любимая, я твоя.

Не простушка, не королевна

И уже не монашенка я —

 

В этом сером будничном платье,

На стоптанных каблуках…

 

3) Ахматова и Россия.

Каждый русский поэт имеет свой образ России, каждый на своем творческом пути так или иначе, раньше или позже, но говорит о России, включает её в свою поэзию. Любовь к родине у Ахматовой не предмет анализа, размышлений или расчетливых прикидок.

Вся суть ахматовского отношения к России — стихи эти совершенно свободны от какой бы то ни было «идеологии».

У поэтессы совсем нет стихотворений «патриотических». Даже в страшные годы войны, осады Ленинграда родина является ей всегда в образе матери, и притом почти всегда страдающей.

Родина, Россия — это реальные люди, и реально в них прежде всего их страдание. И родина — это тоже живой, свой город, о котором столько писала, который так любила Ахматова, про который в разлуке писала:

Разлучение наше мнимо —

Я с тобой не разлучима.

 

4) Вера Ахматовой.

Как и любовь, как и Россия, вера для нее светит изнутри и изнутри не только указывает, сколько погружает в какой-то таинственный смысл. Этой верой пронизан «Реквием». Она просто есть, и самая страшная бессмыслица, самое бездонное горе не способны ее поколебать. Вот вынесен приговор вот свершилось непоправимое:

И упало надменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего — я ведь была готова

Справлюсь с этим как-нибудь.

Через все поколение она пронесла, ни разу не изменив, правду и совесть, то есть то, чем всегда светила нам подлинная русская литература.

5 ) Великая Отеч.Война ( «Клятва», «Мужество»)

6) Революция +ГВ («Петроград», «Не с теми я, кто бросил землю»)

7) Исторические новеллы империалистич.войны («Утешение», «Молитва», «Июль 1914»)

8) О тайне ремесла («Муза», «Читатель», «Поэт»)

9) Пушкин

10) Град Петров

 

Художественные особенности:

  1. Впервые создан универсальный образ лирической героини (бытийного масштаба).

Лирическая героиня на первом месте: ее мысли, чувства… она может иметь разл. Маски(бродячая циркачка, крестьянка, староверка…)

  1. Тема творчества связана с мотивом музы.
  2. Чеховский психологизм через детализацию.

«…Показалось, что много ступеней…»

4. Христ.мотивы и образы

Дар-божья милость, испытание. («Пасха», «Крещение». «Венчание», «Молитва»).

  1. Мотив смерти – в христ.традициях, как закономерный этап жизни(все мы лишь гости на земле).
  2. Гражд. Мотивы («Все расхищено, предано. Рподано…»)
  3. Жанр-причитание («Реквием» - нац.трагедия)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.