Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аннотация теоретической части задания. Определение психодиагностики как науки, разрабатывающей методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности и направления




Определение психодиагностики как науки, разрабатывающей методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности и направления деятельности педагога-психолога. Психодиагностика как важнейшее звено, связывающее психологическую теорию и практику, ее взаимоотношения с другими отраслями психологической науки. Цели и задачи психодиагностики, области ее применения на практике: оптимизация процесса обучения и воспитания; профотбор, профконсультация; судебно-психологическая экспертиза; клинико-консультационная работа. Основные понятия психодиагностики: диагностические признаки, диагностические показатели, обследование, дифференциально-диагностическое исследование, психологическое тестирование, количественный и качественный подходы, психометрические критерии научности психодиагностических методик (валидность, надежность, репрезентативность, дискриминативность), психологический диагноз, психологический прогноз. Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Отличие психодиагностических методов от исследовательских. Область применения психодиагностических методов. Классификация основных диагностических методов. Характеристика нестандартизованных малоформализованных методик (контент-анализ, беседа и др.). Характеристика стандартизованных методик высокого уровня формализации (тесты, психофизиологические методики и др.). Функции методик и тестов: выделение и измерение. Понятие термина «проективные». Определение проективного метода. Классификация проективных методик. Методики структурирования («чернильные пятна» Роршаха и др.). Методики конструирования («тест мира» Ловенфельда и др.). Методики интерпретации (ТАТ Г.Меррея и К.Моргана и др.). Методики дополнения (закончи предложение, рассказ). Методики катарсиса (психодрама Джекоба Морено). Методики импрессии («тест цветовых предпочтений) Люшера). Графические методики (ДДЧ Дж.Бука, «автопортрет Р.Бернса и др.). Достоинства и недостатки проективных методов.

Принципы построения и организации психодиагностической деятельности школьного психолога.

37. ОК-4 ОК-5 ОПК-7 ПКПП-2 ПКПП-4 ПКПП-7 ПКПП-12 Разработайте проект коррекционно-развивающей программы (цель и возраст детей по выбору студента). Теоретически охарактеризуйте психологическую коррекцию как направление деятельности педагога-психолога; методы, средства и формы коррекционно-развивающей работы психолога. Методические рекомендации Структура проекта коррекционно-развивающей программы: 9. Название коррекционно-развивающей программы (титульный лист) 10. Содержание коррекционно-развивающей программы (оглавление, план) 11. Пояснительная записка 12. Теоретическое обоснование коррекционно-развивающей программы 13. Тематический план занятий диагностического, установочного и коррекционного блоков 14. Критерии и методики оценки эффективности коррекционно-развивающей программы 15. Литература 16. Приложения (конспекты занятий; описание методик диагностики)   В проекте коррекционно-развивающей программы обязательно раскройте название программы, пояснительную записку (цель; задачи; адресат; технологии, методы и приемы коррекционно-развивающей программы; продолжительность программы); критерии и методики оценки эффективности коррекционно-развивающей программы. Аннотация теоретической части задания Цели и задачи психологической коррекции. Основные правила постановки целей и задач коррекции (позитивная форма, реалистичность, учет дальней и ближней перспективы развития личности, длительное проявление эффекта коррекционной работы). Принципы коррекции: единства диагностики и коррекции, нормативности развития, коррекции «сверху вниз», «снизу вверх», системности развития психической деятельности, деятельностный принцип коррекции. Виды психологической коррекции: по характеру направленности (симптоматическая, каузальная), по содержанию (коррекция познавательной сферы, личности, аффективно-волевой сферы, поведения, межличностных отношений, внутригрупповых взаимоотношений, детско-родительских отношений), по форме (индивидуальная, групповая), по наличию программ (программированная, импровизированная), по характеру управления корригирующими воздействиями (директивная, недирективная), по продолжительности (сверхкороткая, короткая, длительная, сверхдлительная), по масштабу решаемых задач (общая, частная, специальная). Основные направления в психолого-педагогической коррекции. Психодинамическое направление: классический психоанализ З. Фрейда, аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера, клиент-центрированный подход К. Роджерса, логотерапия В. Франкла, экзистенциональный подход (С. Кьеркегор, Д. Буженталь, М. Бубер, М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Маслоу и Э. Гуссерл). Поведенческое направление (Д. Вольпе, А. Лазарс, Б. Скиннер, Э. Торондайк, А. Бандура, Т. Нейланс). Когнитивное направление: когнитивно-аналитическая коррекция (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Д. Келли, А. Риле), рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А. Эллиса, когнитивный подход А. Бека, реальностная терапия У. Глассера. Трансактный анализ Э. Берна. Гештальттерапия Ф. Перлза. Анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции. Принципы составления психокоррекционных программ: системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; единства коррекции и диагностики; приоритетности коррекции каузального типа; деятельностный принцип; учета возрастных и индивидуальных психических особенностей; комплексности методов психологического воздействия; привлечения социального окружения; опоры на разные уровни организации психических процессов; программированного обучения; возрастания сложности; учета объема и степени разнообразия, эмоциональной сложности материала. Виды коррекционных программ: стандартизированные, свободные. Общая, типовая, индивидуальная модели коррекции. Основные блоки психокоррекционного комплекса: диагностический, установочный, коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Основные требования к составлению психокоррекционной программы (формулирование цели; конкретизация задач; выбор стратегии и тактики, формы, методики и техники коррекции; определение времени реализации программы и др.). Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Игротерапия (игротерапия в психоанализе; игротерапия, центрированная на клиенте; игротерапия отреагирования; игротерапия построения отношений; примитивная игротерапия; игротерапия в отечественной психологической практике). Арттерапия. Музыкотерапия. Библиотерапия. Танцевальная терапия. Сказкотерапия. Куклотерапия. Психодрама (центрированная на протагонисте, центрированная на теме, направленная на группу, центрированная на группе). Методы поведенческой коррекции: систематической десенсибилизации и сенсибилизации; иммерсионные методы (наводнения, имплозии, парадоксальной интенции); методы, основанные на принципе обратной условной связи; «жетонный» метод; метод Морита; Холдинг; Имаго-метод. Групповые и индивидуальные формы работы. Индивидуальная психокоррекция: показания к индивидуальной психокоррекции, основные методы, стадии. Групповая психокоррекция: специфика групповой формы, особенности комплектования группы (возраст, пол, профессиональный состав, размер, частота и длительность встреч), групповая динамика (задачи, нормы, структура, сплоченность группы, групповые роли, групповое напряжение, фазы развития группы), руководство группой (задачи группового психолога, супервизоры, ко-тренеры, типичные ошибки руководителя, этические требования к руководителю). Виды коррекционных групп: тренинговые группы, группы встреч, гештальтгруппы, группы умений, телесно-ориентированные группы.
  ОК-5 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-10 ПКПП-2 ПКПП-3 ПКПП-4 ПКПП-6 ПКПП-7 ПКПП-12 ПКПП-13 Ситуация Молодая и малоопытная учительница начальных классов пришла на консультацию к педагогу-психологу образовательного учреждения. К ней в первый класс пришло 4 леворуких мальчика. Запрос учительницы: как организовать учебный процесс с учетом типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга обучающихся? Для решения ситуации составьте план работы педагога-психолога по запросу учителя начальных классов, в который необходимо включить диагностические мероприятия; коррекционно-развивающие мероприятия; консультации и рекомендации учителю. Теоретически охарактеризуйте проблему организации учебно-воспитательного процесса с учетом типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга обучающихся.  

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.