Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аннотация теоретической части задания. Понятие, признаки и основные характеристики группы в социальной психологии






Понятие, признаки и основные характеристики группы в социальной психологии. Влияние группы на индивида: социальная фасилитация, групповое давление, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления. Понятие референтной группы. Роль референтной группы в формировании социальных установок личности. Классификации групп. Социометрические процедуры в исследовании структуры школьного класса: возможности и ограничения. Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников. Развитие умений социально-психологического анализа структуры конкретного классного коллектива.

Групповые процессы: механизмы образования групп и групповая динамика. Основные элементы групповой динамики, стадии развития группы, типы групповых структур и возможности эволюции группы. Статусно-ролевые стереотипы поведения в группе. Уровень развития группы и критерии его определения. Управление групповой динамикой, повышение эффективности групповых процессов.

Социально-психологические закономерности формирования детского коллектива. Возрастные особенности межличностного взаимодействия в группе сверстников, функции и роли членов детского коллектива. Социальные и личностные детерминанты формирования детских сообществ. Роль педагога в формировании и функционировании детского коллектива. Формирование умений управления групповой динамикой классного коллектива.

Социально – психологический климат в группе и методы его изучения. Типы социально-психологического климата и его влияние на эффективность деятельности группы. Управление социально-психологическим климатом. Социально-психологический климат в классе и эффективность педагогического воздействия. Развитие умений прогнозирования и регуляции педагогом социально-психологического климата в классе.

Большие группы: основные закономерности образования и функционирования. Специфические регуляторы социального поведения: нравы, обычаи и традиции, образ жизни группы, субкультура, язык. Стихийные группы и массовые движения. Молодежная субкультура и контркультура. Социально-психологические аспекты исследования неформальных молодежных объединений. Психолого-педагогические принципы работы с молодежными группами.

Социально-психологические подходы к пониманию природы лидерства. История исследований лидерства. Теории лидерства: теории черт, ситуативные и синтетические, системные.

Лидерство как процесс самоорганизации группы. Статус лидера и условия его достижения. Функции и поведение лидера. Типологии лидерства. Критерии оценки эффективности лидера.

Групподинамические условия лидерообразования в детской группе Дифференциация детей в детском коллективе. Исследования детской популярности в среде сверстников. Факторы, влияющие на положение ребенка в группе. Проявление и развитие лидерских задатков в сюжетно-ролевой игре. Исследования вожачества и лидерства в детских сообществах. Стадии формирования и типы вожаков по Д.Б. Эльконину. Понятие организаторских способностей личности и факторы их развития в онтогенезе. Формирование умений анализа возможностей оказания влияния на процесс лидерообразования в детской группе. Управление лидерством в школьном классе.

Соотношение понятий «лидерство» и «руководство». Стили руководства: критерии выделения и условия эффективности. Специфика педагогической деятельности как руководства учебно-воспитательным процессом.

Малые группы. Критерии определения малой группы. Качественные и количественные характеристики малой группы. Основные направления в исследовании структуры межличностных отношений в малой группе: социометрическое, социологическое, шкала групповой динамики.

22. ОК-5 ОПК-7 ПКПП-2 ПКПП-4 ПКПП-6   Ознакомьтесь с выпиской из психологического заключения диагностического обследования. На основе представленных данных сформулируйте рекомендации для педагогов образовательного учреждения и других специалистов по вопросам формирования у ребенка мотивационной, интеллектуальной и волевой готовности к обучению в школе. Дайте определение понятиям готовность к обучению в школе, психологическая готовность к обучению в школе, перечислите и раскройте их компоненты и критерии. Охарактеризуйте современное состояние проблемы диагностики и развития (коррекции) психологической готовности к школьному обучению.   Выписка из психологического заключения от 10 апреля 2014 года Фамилия, имя, отчество ребенка: Михаил Б. Дата рождения: 01.01.2008 Возраст на момент обследования: 6, 3 лет Дата обследования: 23 марта 2014 Подпись психолога, проводившего психологическое обследование________ Подпись административного лица __________ Печать образовательного учреждения Психологическая готовность к обучению в школе определялась на основе характеристик сформированности мотивационной, интеллектуальной и волевой сфер ребенка. Мотивационная готовность определялась по методикам «Сказка» (Н.И. Гуткина), «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур), «Отношение ребенка к обучению в школе», «Человек под дождем», «Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе» (С.А. Панков). По результатам проведенных психодиагностических методик можно сделать вывод о том, что у Михаила слабая познавательная потребность, отсутствует интерес к учебным занятиям, доминирует игровой мотив, игра носит манипулятивный характер: то за одно берется, то за другое. Отмечается психосоциальная незрелость. Завышенная самооценка (является нормой для данного возраста), слабо развитая рефлексия. Ребенок склонен к уходу от действительности, нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за свою жизнь на других людей, постоянно ожидает неприятностей. Мотивационная готовность к обучению в школе не сформирована. Интеллектуальная готовность определялась по методикам: «Вырежи фигуры», «Домик» (Н.И. Гуткина), «Да и нет» (Н.И. Гуткина), «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн), «Запомни и расставь точки», «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия), «Общая ориентация в окружающем мире и запас бытовых знаний», «Построение заборчика», «Пройди через лабиринт», «Что здесь лишнее», «Тест Керна-Йирасека», «Эталоны» (О.М. Дьяченко). В результате проведенных психодиагностических методик были получены следующие результаты. Наглядно-действенное мышление имеет низкий уровень развития, ребенок испытывает трудности в обобщении, установлении причинно-следственных связей. Образно-логическое мышление имеет низкий уровень развития, ребенок испытывает трудности в операциях анализа и обобщения. Средний уровень самоконтроля: понимает цель задания, целенаправлен, удерживает инструкцию и контролирует свои действия в ходе всей работы. Средний уровень развития восприятия, ребенок испытывает трудности при выполнении задач требующих соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами), но старается ориентироваться на образец, копирует его. Высокий уровень развития пространственного восприятия Внимание характеризуется рассеянностью и неустойчивостью, при этом, отмечается высокий объем. Память характеризуется быстротой запоминания, недолгим сохранением информации, быстрым забыванием. Высокий уровень произвольного внимания, памяти и произвольной регуляции отмечается только в том случае, если ребенок заинтересован в выполняемой работе (игровая деятельность) в ситуации учебной деятельности низкий уровень произвольности. Плохо ориентируется в окружающем мире, имеет маленький запас бытовых знаний, узкий кругозор. Интеллектуальная готовность к обучению в школе имеет низкий уровень. Волевая готовность определялась по методу наблюдения за ребенком процессе учебных занятий и в свободной деятельности. В результате можно отметить следующее: при выполнении учебных заданий ребенок проявляет эмоциональную вялость, закрыт, не способен напряженно трудиться, у ребенка отсутствует заинтересованность в выполнении учебных заданий. Активен и подвижен в свободной деятельности. Трудности в умении управлять своим поведением, самостоятельно организовывать свою работу, доминирует непроизвольное поведение. Не сформирована волевая готовность к обучению в школе. Методические рекомендации Необходимо сформулировать и обосновать не менее пяти рекомендаций учителям начальных классов по развитию (коррекции) каждого вида психологической готовности: мотивационной, интеллектуальной и волевой готовности к обучению в школе. Аннотация теоретической части задания Понятие готовности к обучению в школе, психологической готовности к обучению в школе. Подходы к классификациям видов, сторон, аспектов, критериев готовности и психологической готовности к обучению в школе (Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Н.Г.Салмина, Б.С.Волков, Н.И.Гуткина, Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова, Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков, А.Анастази, Л.А.Венгер, А.Л.Венгер и др.). Характеристика компонентов готовности к школьному обучению - физиологической, психомоторной (функциональную), интеллектуальной, личностной (эмоциональной, волевой, мотивационной, уровень самосознания), социально-психологической (коммуникативной), специальной (педагогической) готовности. Проблема диагностики психологической готовности детей к обучению в школе. Диагностические программы Н.В.Нижегородцевой, В.Д.Шадрикова, Н.И.Гуткиной, Н.Семаго, М.Семаго и др. Характеристика отдельных психодиагностических методик. Проблема развития (коррекции) психологической готовности к школьному обучению. Единство коррекционной и развивающей работы психолога в аспекте психологической готовности ребенка к обучению в школе. Ориентация психолога на зону ближайшего развития. Выбор форм коррекционно-развивающей работы. Принципы построения и этапы разработки развивающих программ. Стратегии и тактики развивающей работы психолога с разными вариантами психологической готовности ребенка к школьному обучению. Авторские развивающие программы, способствующие появлению психологической готовности к обучению в школе (Н.И.Гуткина и др.).    
23. ОК-1 ОК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПКПП-1 ПКПП-2 ПКПП-4 ПКПП-7 ПКПП-8 ПКПП-11 ПКПП-12 Разработайте конспект тренингового занятия со студентами, направленного на развитие профессиональной идентичности. Занятие должно позволить студентам осознать специфику своей профессии, свои собственных ценности, образ себя и образа окружающего мира, а так же создать условия для более эффективной работы над собой как в профессиональном плане, так и в процессе последующих лет обучения в ВУЗе. Дайте характеристику следующим понятиям: психологическая готовность к профессиональной деятельности, профессиональная идентичность. Раскройте структуру профессиональной идентичности. Методические рекомендации При разработке тренингового занятия необходимо опираться на такие принципы как принцип единства диагностики и развития, деятельностный принцип, принцип учета индивидуальных особенностей группы, принцип комплексности методов психологического воздействия. Тренинг состоит из трех частей: вводная часть (10 минут) направлена на создание положительного эмоционального фона в группе; основная часть (60 минут) ориентирована на формирование образа профессионала и профессионально важных качеств; заключительная часть (20 минут) происходит закрепление полученного материала, снятие психологического напряжения, подведение итога занятия, получение обратной связи, рефлексия. Содержание занятия строится с опорой на следующие психологические механизмы формирования профессиональной идентичности: становление Я-концепции; самоидентификация, социальное научение, мотив познания, рефлексия. Основными методами тренинга являются психогимнастика, релаксационные упражнения, арттерапия, рефлексия, драматизация, ролевые игры и т.д. Аннотация теоретической части задания Оценка уровня психологической готовности человека к какому-либо труду, по данным многих авторов (В.Г. Асеев, И.К. Кряжева, К.М. Гуревич, М.П. Будякина, А.А. Русалинова, Е.А. Климов и др.) должна основываться на следующих критериях: удовлетворенность трудом и взаимоотношениями в коллективе; успешность в овладении профессией или успешность в работе; психофизиологическая «цена» труда. В качестве признаков готовности человека к профессиональной деятельности можно также рассматривать степень сформированности у него основных психических регуляторов деятельности: «образ объекта» (субъективный образ профессии); «образ субъекта» (образ «Я»-самосознание); «образ субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений» (профессиональное самосознание). Профессиональная идентичность – психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу. Профессиональная идентичность детерминирована профессиональным общением и профессиональным опытом, репрезентуется через образ «Я». Профессиональная идентичность, по сути, аспект специфической интеграции личностной и социальной идентичности в профессиональной реальности. Исходным является самосознание. Профессиональная идентификация – это объективное и субъективное единство с профессиональной группой, делом, которое обуславливает преемственность профессиональных характеристик (норм, ролей и статусов) личности. Образ «Я» является способом выражения профидентичности. Профессиональная идентичность может быть построена через три составляющие, которые авторы часто определяют как совокупность установок «на себя»: когнитивная составляющая установки (профессиональные знания и профессиональные убеждения). Эмоциональная составляющая (эмоционально-оценочное отношение к профессиональным убеждениям и знаниям, к самому себе как «деятелю»). Поведенческая составляющая (соответствующая реакция, которая может выражаться в поведении. Дж. Марсия определяет четыре статуса идентичности: достигнутая идентичность, мораторий, преждевременная идентичность, диффузная идентичность. Л.Б. Шнейдер в своей работе раскрывает еще один статус – псевдоидентичность.
24. ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-9 ПКПП-4 ПКПП-9 Вы запланировали руководство исследовательской работой обучающегося старших классов - «Формирование приемов саморегуляции у старшеклассников как условие их психологической подготовки к сдаче ЕГЭ». Сформулируйте методологический аппарат исследования по теме проекта. Составьте программу исследования. Теоретически охарактеризуйте особенности организации научного исследования, вариативности его построения, понятийный аппарат исследования. Переведите на английский язык название темы исследовательского проекта.   Методические рекомендации Структура проекта исследования может включать в себя следующие компоненты: 1. Актуальность исследования 2. Противоречия, проблема исследования 3. Объект исследования 4. Предмет исследования 5. Цель исследования 6. Задачи исследования 7. Гипотеза исследования 8. Методологическая основа исследования 9. Методы исследования 10. База исследования 11. Этапы исследования 12. Практическая значимость исследования 13. Программа эмпирического исследования: · этапы эмпирического исследования с формулировкой цели каждого этапа и его краткого содержания (методики диагностики; продолжительность экспериментального воздействия и тд.); · описание выборки испытуемых (стратегии отбора и распределения по группам; характеристики выборки по полу, возрасту, психическому развитию, количеству и т.д.); · обоснование выбранного экспериментального плана исследования (зависимая и независимая переменные, количество групп испытуемых, наличие и особенности экспериментального воздействия). Опираясь на структуру исследовательского проекта, сформулируйте методологический аппарат исследования и составьте программу эмпирического исследования по теме проекта. Аннотация теоретической части задания Определение научного исследования. Типология научных исследований: теоретические и эмпирические, фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, однофакторные и комплексные и т.п.. По цели (поисковые, критические, уточняющие, воспроизводящие) (В.Н.Дружинин, Р.С.Немов). Этапы организации научного психолого-педагогического исследования: 1) постановочный этап - первичная постановка проблемы, темы; работа с научной литературой, уточнение проблемы, возникновение гипотезы и идеи плана исследования, этап подбора методов, методик или их конструирование, аппаратуры и условий исследования; выбор экспериментального плана (классические планы с двумя группами – контрольной и экспериментальной); отбор и распределение испытуемых по группам; 2) собственно-исследовательский этап – подготовка (помещение, оборудование, пилотажное исследование, уточнение инструкции); инструктирование и мотивирование испытуемых; экспериментирование; 3) интерпретационно-внедренческий – выбор методов статистической и качественной обработки данных; выводы и интерпретация результатов; оформление исследования и внедрение в научную общественность, практику (В.И.Загвязинский, Р. Атаханов, В.Н.Дружинин). Характеристики понятийного аппарата исследования: актуальность, проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, независимая, зависимая и внешние переменные, валидность и надежность методик исследования, популяция или генеральная совокупность, выборка, контрольная и экспериментальная группы; методологическая основа исследования и др.
25. ОК-4 ОК-9 ОПК-2 ПКПП-3 ПКПП-4 ПКПП-9 Ряд значений: 10, 11, 11, 11, 12, 13, 14, 14, 14, 17. Вычислите меры центральной тенденции и меры разброса (изменчивости) данных в ряду значений. Теоретически охарактеризуйте обработку данных исследования как важного этапа научного исследования.     Методические рекомендации К мерам центральной тенденции в обработке результатов научных исследований относятся: выборочное среднее, медиана, мода. Наиболее используемые в психолого-педагогических исследованиях такие меры разброса (изменчивости) как среднее отклонение, дисперсия, стандартное отклонение. Вспомните формулы и алгоритм подсчета мер центральной тенденции и мер разброса данных и примените их при решении оценочного задания. Аннотация теоретической части задания Задачи, решаемые при обработке данных научного исследования. Виды обработки данных: количественная и качественная; их единство. Методы количественной обработки данных: первичные и вторичные. Методы первичной статистической обработки: вычисление мер центральной тенденции и мер разброса (изменчивости) данных. Меры центральной тенденции: выборочное среднее, медиана, мода. Меры разброса: среднее отклонение, дисперсия, стандартное отклонение. Методы вторичной статистической обработки данных. Методы выявления различий в уровне исследуемого признака: Q-критерий Розенбаума, U-критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента. Методы оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака: G-критерий знаков, Т-критерий Вилкоксона. Методы установления статистических взаимосвязей: коэффициент ранговой корреляции по Ч. Спирмену; коэффициент линейной корреляции по К.Пирсону. Виды корреляции по тесноте связи: полная; высокая; выраженная; частичная; слабая; отсутствие. Виды корреляции по направленности: положительная (прямая) и отрицательная (обратная). Виды корреляционных связей по форме: прямолинейная; криволинейная.
26. ОК-5 ПКПП-4 ПКПП-8 ПКПП-10   Составьте профессиограмму для профессии психолога образования. Охарактеризуйте метод профессиограммы как одного из основных методов психологии профессионального образования. Дайте понятие профессиограммы. С какой целью составляют профессиограммы? Методические рекомендации Профессиограмму для профессии психолога образования необходимо составлять, опираясь на следующий план: 1. Общая характеристика профессии: история профессии, общественная значимость профессии, примеры из биографий известных представителей профессии. 2. Содержание труда: описание трудового процесса, необходимые знания. 3. Требования к личности профессионала: качества обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности, качества препятствующие эффективности профессиональной деятельности. 4. Область применения профессиональной деятельности. Аннотация теоретической части задания Среди методов, направленных на изучение трудовой деятель­ности человека, широко используется метод профессиографии, описательно-технической и психофизиологической характери­стики профессиональной деятельности человека. Этот метод ори­ентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материа­ла о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон. В результате профессиограммирования составляются профессиограммы, или сводки данных (технических, санитар­но-гигиенических, технологических, психологических, психо­физиологических), о конкретном процессе труда и его органи­зации, а также психограммы профессий. Психограммы пред­ставляют собой «портрет» профессии, составленный на основе психологического анализа конкретной трудовой деятельности, и состав которого входят профессионально важные качества (ПВК) и психологические и психофизиологические составляющие, ак­туализируемые данной деятельностью и обеспечивающие ее исполнение. Важность метода профессиографии в психологии профессиональною образования объясняется тем, что он позво­ляет моделировать содержание и методы формирования профес­сионально важных качеств личности, заданных той или иной профессией, и строить процесс их развития исходя из данных науки. Профессиограмма должна содержать характеристику: — общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т. Д.); — содержания деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т. Д.); — средств деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т. Д.); — условий деятельности (санитарно-гигиенических, социально-психологических, эстетических и т. П.); — организации деятельности (вид и величина рабочей нагрузки, режим труда и отдыха и т. Д.); — субъекта деятельности (загрузка функций, функциональные состояния, коммуникативные особенности и т. Д.). Обзор психологических классификаций профессий. Многопризнаковая и многоуровневая психологическая классификация профессий (Е.А. Климов), ее структура и возможности применения в целях профориентации и профконсультации Первый ярус составляют пять типов профессий, выделя­емых по предмету труда: • биономические (человек — живая природа). • технономические (человек—техника (неживая приро­да)). • социономические (человек—человек). • сигнономические (человек—знак). • артономические. Второй ярус – по цели деятельности: • гностические; • преобразующие; • изыскательские. По признаку средств труда (третий ярус классифи­кации): • ручного труда; • машинно-ручного труда; • связанные с применением автоматизированных и авто­матических систем · функциональные. По условиям труда (четвертый ярус) • в условиях, близких к бытовым; • в неблагоприятных условиях, на открытом воздухе, в любую погоду, в условиях профессиональных вредностей; • в необычных условиях: на высоте, под водой, под зем­лей, при пониженных и повышенных температурах и т. П.; • в условиях повышенной ответственности за жизнь и здо­ровье людей и материальные ценности.
27. ОК-5 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПКПП-1 ПКПП-2 ПКПП-4 ПКПП-7 ПКПП-8 ПКПП-11 Разработайте проект тренинговой программы, направленной на профессиональное самоопределение старшеклассников. Представьте подробный конспект одного занятия из проекта (на выбор студента) тренинговой программы. Спрогнозируйте результаты и разработайте критерии и методы оценки эффективности работы по программе. Дайте определение понятиям самоопределение, профессиональное самоопределение. Охарактеризуйте профессиональное самоопределение как новообразование раннего юношеского возраста. Методические рекомендации Структура проекта тренинговой программы:
  1. Название программы тренинга (титульный лист)
  2. Содержание программы тренинга (оглавление, план)
  3. Пояснительная записка
  4. Теоретическое обоснование программы тренинга (раскрыть основные теоретические понятия)
  5. Тематический план тренинговых занятий
  6. Критерии и методики оценки эффективности программы тренинга
  7. Литература
  8. Приложения (конспекты занятий; описание методик диагностики)
  В проекте тренинговой программы обязательно раскройте название программы, пояснительную записку (цель; задачи; адресат; технологии, методы и приемы тренинговой программы; продолжительность программы); критерии и методики оценки эффективности тренинговой программы. Тематический план должен включать не менее 12 занятий, продолжительностью от 60 до 80 минут. Конспект занятия должен иметь следующую структуру: приветствие, разминка, рефлексия прошлого занятия, введение в тему сегодняшнего занятия (в основное содержание), упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, домашнее задание или «мостик» в следующую встречу, прощание. Приведите 3-5 методик для оценки эффективности программы и критерии оценки результатов. Аннотация теоретической части задания Самоопределение – это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Виды самоопределения: личностное; профессиональное. Профессиональное самоопределение не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. Это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности. Профессиональное самоопределение как новообразование ранней юности. Стадии профессионального самоопределения: фантастического выбора, пробного выбора, реалистического выбора. Модель профессионального самоопределения Н.С. Пряжникова. Факторы профессионального самоопределения: осознание ценности общественно полезного труда, общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране, осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации, общая ориентировка в мире профессионального труда, выделение дальней профессиональной цели (мечты), согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми), знание о выбираемых целях, знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели и др.
28. ОК-5 ОК-11 ОПК-6 ПКПП-4 ПКПП-5 ПКПП-6 ПКПП-12 ПКПП-13 Разработайте план-конспект семинара для педагогических работников на тему: «Психологическое здоровье обучающихся». Определите цель, задачи, форму проведения, этапы проведения семинара. Дайте определение и содержание понятия «психологическое здоровье». Методические рекомендации При составлении конспекта семинара придерживайтесь следующей схемы: - тема; - форма проведения; - продолжительность мероприятия (в часах или минутах); - цель; - задачи (3-4); - целевая аудитория; - материалы и оборудование; - технологии, методы, приемы обучения; - этапы и их содержание (организационно-мотивационный, основной, заключительный (рефлексия)). Аннотация теоретической части задания Проблема психического и психологического здоровья детей и учащихся с точки зрения врачей, психологов, педагогов, философов, социологов и других. Подходы к определению психологического здоровья И.В.Дубровиной (динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности). Психическое и психологическое здоровье как основная цель психологической службы образования. Понятие, критерии и характеристики психического, психологического здоровья. Уровни психологического здоровья: креативный, адаптивный, дезадаптивный. Понятие нормы и патологии психического развития. Основные условия нормального психосоциального развития ребенка. Классификация патологий психического развития. Нарушение эмоциональной сферы или поведения. Психические расстройства у детей.
29. ОК-5 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-10 ПКПП-2 ПКПП-4 ПКПП-6 ПКПП-7 ПКПП-12 ПКПП-13 Составьте план проведения психологического консультирования родителей по предложенному описанию случая. Охарактеризуйте специфику психологического консультирования.   Случай: к психологу обратилась мать младшего школьника – мальчику 8 лет – с жалобой на плохую успеваемость, нежелание ходить в школу. В семье еще есть старшая сестра (12 лет), учится в этой же школе хорошо (на 4 и 5). Мальчик в первом классе (7 лет) посещал группу продленного дня, так как мать работала. Учителя жаловались на его несобранность, неаккуратность, расхлябанность. В настоящее время мать не работает, много времени уделяет сыну: пытается делать с ним уроки, но это обычно заканчивается конфликтами и скандалом. Запрос матери – как повысить успеваемость ребенка и его интерес к обучению в школе; как наладить взаимоотношения с ребенком?   Методические рекомендации Составьте план проведения психологического консультирования по предложенному описанию случая, опираясь на следующую схему анализа: 1) планирование содержания беседы с родителями с целью получения дополнительной анамнестической информации и информации о содержании и характере проблемы. Обоснование формы беседы и последовательность вопросов (схемы интервью). 2) выдвижение гипотез о возможных причинах трудностей ребенка. Обосновать выдвинутые гипотезы (возрастно-психологическими особенностями ребенка, общими закономерностями развития в детском и подростковом возрасте, информацией, содержащейся в описании случая, ссылками на «прецендент» и т.д.). Гипотезы следует ранжировать в порядке от наиболее вероятной к наименее вероятной. Количество гипотез следует ограничить одной-тремя. 3) планирование диагностического обследования в соответствии с каждой из выдвинутых гипотез. Указать цели и задачи психологического обследования, поставив в соответствие каждой из задач конкретные методики. Определить круг используемых методик для работы с ребенком, родителями, педагогами. Обосновать последовательность диагностической работы с каждым из участников обследования и порядок предъявления методик. Дать краткую характеристику каждой из методик, включенных в пакет диагностического обследования. Обосновать целесообразность использования в конкретном случае избранной методики. Описать, какие будут свидетельствовать в пользу выдвинутой гипотезы, а какие результаты – опровергать гипотезу. Определить общее время диагностического обследования с каждым из участников. Определить количество встреч. 4) составление схемы психологического заключения. Схема заключения: заголовок; 1) причина (цель) исследования; 2) ФИО, должность диагноста; 3) сроки проведения исследования; 4) автор методики и ее название, исследуемые функции, факторы, влияющие на результаты; 5) а) результаты исследования; б) выводы по результатам; 6) рекомендации по результатам психодиагностического исследования: родителям; педагогам. Подпись с расшифровкой. 5) формулировка системы психолого-педагогических рекомендаций для оказания психологической помощи ребенку. Составить план коррекционной, профилактической и развивающей работы. Предусмотреть работу с ребенком, родителями, педагогами ребенка. Аннотация теоретической части задания Понятие о психологическом консультировании. Цели и задачи психологического консультирования. Виды психологического консультирования: контактное – дистантное, очное – заочное, индивидуальное – групповое. Этапы, фазы, техники и методы индивидуального консультирования. Специфические особенности группового психологического консультирования.
30. ОК-1 ОК-3 ОК-5 ОПК-1 ОПК-6 ПКПП-4 ПКПП-6 ПКПП-12 ПКПП-13 Познакомьтесь с ситуацией общения двух учителей. Проанализируйте её по следующим аспектам: виды (типы) общения и конфликта; средства общения; стили общения; способы воздействия; стратегии разрешения конфликта. Дайте рекомендации учителям по урегулированию их профессиональных взаимоотношений. Дайте понятия общения, педагогического общения (определения, функции, виды, средства, формы, стили, барьеры, способы воздействия, стратегии эффективного общения).   Вероника Степановна, учитель истории, недавно закончила курсы повышения квалификации учителей при Московском университете. Помимо всего прочего она там узнала об интересной методике проведения зачетов и экзаменов: ученикам позволяется во время подготовки к ответу пользоваться любыми источниками информации, даже шпаргалками. В основе этого метода лежит идея, что ученик должен не столько помнить большой объем информации, сколько уметь оперативно ее извлекать из различных источников. Вероника Степановна решила руководствоваться подобным принципом при проведении зачетных работ с учениками. Нововведение учителя истории 8 А принял с восторгом, а Женя даже воскликнул: «И почему физичка с ее миллионом формул так не спрашивает?» «Видимо, она не знакома с этой методикой», — ответила польщенная Вероника Степановна. Буквально через неделю проходила контрольная работа по физике, на которой Женя заявил: «Светлана Семеновна, а почему Вы не позволяете нам пользоваться книгами, как Вероника Степановна?» «Я хочу, чтобы вы учили физику, а не списывали. Каждый дурак может в учебнике подсмотреть!» — парировала Светлана Семеновна. «Да ничего подобного, — не унимался Женя, — просто Вы все по старинке, даже Вероника Степановна говорит, что Вы этого не знаете!» Остальные ученики стали поддакивать Жене, начались выкрики с мест, контрольная работа была практически сорвана. На перемене Светлана Семеновна подошла в учительской к Веронике Степановне, и между ними состоялся следующий разговор: — Вероника, ты, что себе позволяешь, ты, почему настраиваешь против меня 8 А? (Светлана Семеновна встала перед Вероникой Степановной, уперев руки в боки). — Что за ерунда, кто тебе это сказал? (Вероника Степановна поднялась со стула, на котором сидела и встала лицом к Светлане Семеновне). — А кто им заявил, что я ни черта не понимаю, что я ретроград? (Взмахивая руками, кричала Светлана Семеновна) — Ты о чем? — Да ладно, не прикидывайся, все не можешь успокоиться, что премию мне дали, а не тебе? — Светлана Семеновна, думаю нам надо спокойно во всем разобраться (Вероника Степановна взяла за руку Светлану Семеновну). Давай сядем, попьем чаю и спокойно поговорим. — Вероника, ты меня очень обидела. Это надо же, я устарела?! (Вырываясь и отталкивая руку Вероники Степановны, продолжала раздраженно кричать Светлана Семеновна)… Методические рекомендации План-схема анализа ситуации общения двух учителей 1. Виды общения по: - знаковым системам; - контактности, - способам взаимодействия; - количеству общающихся. 2. Тип (вид) конфликта. 3. Средства общения. 4. Стиль общения. 5. Способы воздействия. 6. Стратегии разрешения конфликта. 7. Рекомендации учителям по урегулированию их профессиональных взаимоотношений. Аннотация теоретической части задания Определения понятий общения, педагогического общения. Общение – внушение извне мыслей и эмоций; духовное и речевое общение как детерминанты поведения; деятельность – условие, элемент, сторона общения и их единство (Г.Тард; Э.Дюркгейм, А.Н.Леонтьев). Общение – особый вид деятельности дошкольников и подростков; - особый вид речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо, перевод) всех возрастных периодов, содержащий внутреннюю структуру деятельности; две стороны социального бытия человека; условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, средство организации и согласования деятельности – целей, задач, специфики объекта, возможностей участников (Д.Б.Эльконин, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Г.М.Андреева). Источники: потребности, мотивы, влечения, интересы, взгляды, суждения, убеждения, мировоззрение; естественные, культурные; органические, материальные, духовные (К.К.Платонов; А.В.Петровский; Н.И.Шевандрин). Структура видов общения. Коммуникативная сторона – обмен информацией; интерактивная – знания, идеи и действия; перцептивная – восприятие и познание для взаимопонимания (Г.М.Андреева). Процесс: кто, что, как, кому, с каким результатом (Г.Лассуэлл); по деятельности – внутренний диалог: формирование и осознание потребности, предмет, мотив, выбор цели, актуализация в сознании вербальных и невербальных возможных средств и способов достижения цели; внешний процесс: экстериоризация замысла, психических особенностей индивида, средств и способов во внешней речи, перцепция партнера, контроль за результатом через обратную связь (В.И.Бердов); говорение, слушание, понимание, принятие решения (Н.И.Шевандрин). Характеристики: по характеру – откровенность, открытость, доверительность, взаимопомощь, взаимный интерес, искренность и бескорыстие чувств; по межличностным отношениям – общность целей, интересов, намерений в совместной деятельности, частота встреч, совместно проводимое время, взаимопонимание, эмоциональный контакт (Л.А.Карпенко); культура общения – вежливость, тактичность, гибкость, умение слушать, отсутствие предвзятости в отношениях, ненавязывание своих мнений, суждений и вкусов, адекватность выражения эмоций и чувств. Специфика: культура общения и грамотности по организации речевого сообщения в самопредъявлении; раскрытие субъективного мира другим; самоопределение; черты характера и коммуникативные умения, сознание (ум и разум). Цели: успех, власть, признание (по Мак-Клелланду–Аткинсону); усвоение общечеловеческого опыта, знаний и способов деятельности, норм поведения и установок для собственного «Я»; обмен информацией, адекватное взаимопонимание, выработка общего смысла, единой точки зрения или согласия; взаимопереживания, взаимовлияния (по Г.М.Андреевой). Позитивные межличностные отношения, предпочтительность, глубокий эмоциональный контакт, ответные чувства, интимность, создание семьи; использование, эксплуатация партнера – разрушают общение и дружбу (Л.А.Карпенко, Э.Шостром). Средства: вербальные (речь) – языковые, невербальные, т.е. оптико-кенетическая – (мимика, жесты), параэкстралингвистическая (диапазон, тональность, паузы интонация) системы, проксемика (пространство, время), «контакт глаз», тактильные, ольфакторные (запахи) (М. Аргайл, К.Бердвистл, Э.Холл, А.А.Ухтомский, М.Бахтин. Виды: по знаковым системам – вербальное, невербальное; контактности – непосредственное или прямое, опосредованное или косвенное; способам взаимодействия – императивное, манипулятивное, диалогическое; количеству общающихся – индивидуальное в парах, групповое, массовое (В.И.Бердов); по форме – ролевое, деловое, предметно-проблемное; содержанию информации – деятельностное, личностное; степени естественности – естественное или межперсональное, ролевое (А.У.Хараш, Г.М.Андреева, Н.И.Шевандрин). Формы: ролевое (В.Шекспир и теория ролей); деловое (связь игровой, учебной и трудовой деятельностями); предметно-проблемное (проблемная ситуация и онтогенетические виды мышления). Функции: прагматическая, формирующая, внутриличностная; организации подтверждения и поддержания межличностных отношений во взаимодействии; информационная, регуляционная, аффективно-коммуникативная (по Г.М.Андреевой, Б.Ф.Ломову); информационно-коммуникативная (прием-передача информации), регуляционно-коммуникатиная (корректировка действий, аффективно-коммуникативная (изменение своего эмоционального состояния) инструментальная (в управлении и совместном труде), синдикативная (сплочение групп), трансляционная (оценочные критерии, знания, способы), самовыражения (поиск и достижение взаимопонимания); контактная (взаимоориентированность), информационная (обмен сообщениями и т.п.), побудительная (активизация партнера), координационная (согласование действий), понимания (намерений, установок), амотивная (обмен эмоциями, установления отношений (фиксация своего листа в межличностных отношениях), оказания влияния (изменение внутреннего мира и поведения партнера). Уровни: микроуровень (ответ, рукопожатие, контакт мимический, пантомимический и т.п.), мезауровень (по содержательной теме), макроуровень (использование обычаев, традиций, отношений и т.п.); духовный. Стили: авторитарный, демократический, либеральный. Способы воздействия: психическое (эмоциональное) заражение, внушение, подражание, убеждение, приказ. Способы создания дружеского общения: прямые трансакции между «Дитя», «Взрослым» и «Родителем»; интерес к людям, улыбка, имя человека, значимость других, их интересы и рассказы о себе, умение слушать (Э.Бёрн, Д.Карнеги). Закономерности: фильтр доверия – недоверия – Б.Ф.Поршнев; фасцинация; акустика выразительности, семантика – А.А.Брудный; эмоциональное воздействие общающихся многократно усиливается – Б.Д.Парыгин; толпа – «ускоритель» цепной реакции при психическом заражении – Б.Ф.Поршнев; сходность психологических состояний и успешность коммуникации; наблюдательность на 80% эффективности общения; неадекватные социальные установки, отрицательные эмоциональные состояния и трудности общения. Правила: умение говорить, разговаривать и слушать, внимательность даже к неверному мнению другого, улыбка, чувство юмора,, бодрость духа и терпение, краткий и негромкий разговор по телефону, видение задачи, цели и перспективы, честность и порядочность, выводы из фактов и анализа деятельности, изменения в собеседнике, видеть и слышать все и кое-что не замечать, трудности и настойчивость, энергичность и успех в общении (Д.Карнеги). Имидж современного учителя. Формирование навыков использования различных средств коммуникации в профессиональной педагогической деятельности. Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с учащимися. Оценка человека человеком и факторы, влияющие на ее формирование. Стереотипы и установки учителя по отношению к учащимся. Установки учащихся в отношении учителей. Факторы оценки учителя учащимися. Развитие умений и навыков антиципации оценочных суждений учащихся. Приемы общения и их использование для решения учебно-воспитательных задач. Рефлексивный компонент педагогической деятельности. Профессиональная идентичность педагога. Самообучение педагогическому общению. Развитие социально-психологических умений анализа и решения различных педагогических ситуаций. Формирование индивидуального стиля педагогического общения. Организация взаимоотношений в учебном и воспитательном процессе. Взаимоотношения учителя с коллегами и администрацией школы. Приемы установления диалогических отношений с различными участниками образовательного процесса. Основные трудности в организации взаимоотношений у неопытного учителя.
31. ОК-4 ОК-5 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-7 ПКПП-4 ПКПП-6 ПКПП-7 ПКПП-12 ПКПП-13 Познакомьтесь с результатами психодиагностического обследования типа темперамента (опросник Айзенка) и акцентуаций характера (опросник Шмишека) обучающегося 13 лет:
Методика диагностики Цель Результаты диагностики
Опросник Айзенка Определить тип темперамента Меланхолик
Опросник Шмишека Выявить акцентуации характера Дистимичный Эмотивный Психостенический (тревожный)





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.