Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аннотация теоретической части задания. Психолого-медико-педагогическая комиссия






Психолого-медико-педагогическая комиссия. Понятие. Структура - состав ПМПК: педиатр, детский психиатр и невропатолог, медсестра (на постоянной основе), офтальмолог, отоларинголог, ортопед и др. (на условиях совместительства или почасовой оплаты), представители органов образования и т.д. Цель: определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с отклонениями в развитии; определение вида психического дизонтогенеза и способов устранения отклонений в развитии ребенка. Функции: экспертно-диагностическая; информационно-аналитическая; организационная; методическая; консультативная функция; функция сопровождения; просветительская. Задачи: достоверная диагностика отклонений в развитии детей и подростков, определение специальных образовательных потребностей детей и подростков с отклонениями в развитии, определение специальных условий получения образования детьми и подростками с отклонениями в развитии в соответствии с диагностированной структурой дизонтогенеза, контроль эффективности разработанных рекомендаций.. Специфика работы. Документация. Взаимодействие учителей, педагога-психолога с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического(ой) консилиума/комиссии. Направления деятельности ПМПК: прием населения (экспертно-диагностическая, консультативная, аналитическая функции); организационно-методическая деятельность на рабочем месте и в рамках всей системы ПМПК (организационная, методическая, информационная функции); просветительская деятельность (просветительская, организационная, информационная функции); контроль эффективности рекомендаций ПМПК, или обратная связь (организационная, экспертно-диагностическая, аналитическая функции, функция сопровождения). Формы деятельности: диагностическое обследование (методы: наблюдение, беседа, эксперимент, тестирование, изучение результатов деятельности); консультирование (психологическое, педагогическое, медицинское); кратковременное диагностическое обучение и/или диагностическое лечение; аналитико-статистическая обработка материалов (анализ, обобщение, описание, графическое представление); лекции, семинары, тренинги; подготовка публикаций (статьи, монографии, методические рекомендации); выступления на радио и телевидении, выход с информационными сообщениями в Интернет; организация «родительских школ», профессиональных клубов. Зависимость выбора форм деятельности от профессиональной подготовки специалиста и индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Инициаторы обращения в ПМПК: родители (законные представители), работники учреждений и ведомств, сотрудничающих с ПМПК, обнаружившие показания к направлению ребенка на ПМПК, обращение самих детей и подростков. Показания к направлению детей и подростков на ПМПК: отклонения в развитии, препятствующие их пребыванию, адаптации, развитию и образованию (обучению, воспитанию) в учреждениях системы образования, в семье, в социуме. Документы, запрашиваемые ПМПК при первичном приеме ребенка. Этапы приема ребенка на ПМПК: первый этап: а) анализ первичной информации; б) сбор информации о социальных условиях жизни ребенка; в) сбор анамнестических сведений; г) формирование запроса в другие учреждения, ведомства по недостающей информации (при необходимости); д) коллегиальное планирование обследования ребенка специалистами ПМПК. Второй этап: а) медицинское обследование; б) психологическое обследование; в) педагогическое обследование (по показаниям: обследование педагогом-дефектологом, учителем-логопедом, учителем-методистом начального образования; при наличии специалистов — сурдо-, тифлопедагогом).

19. ОК-5 ОПК-1 ОПК-5 ПКПП-1 ПКПП-4 ПКПП-7 Ситуации Витя (13 лет) успешно учится в 7 классе, в Доме техники строил модели кораблей. А к концу учебного года его работоспособность резко снизилась, появились плохие оценки, да и Дом техники перестал посещать. Интерес к кораблям исчез.   Дима (12 лет 11 мес.) на мимолетное замечание отца о том, что задачу можно решить короче, краснеет, кричит: «Вас учили так, а нас не так!». Раньше отец был авторитетом для Димы, а сейчас – сын перестал доверять ему.   Охарактеризуйте основные направления организации индивидуальной и совместной деятельности и общения подростков в соответствии с возрастными нормами их развития. Теоретически обоснуйте взаимосвязь общения и деятельности в психологии. Методические рекомендации При решении ситуаций воспользуйтесь информационной справкой по возрастным нормам развития подростков. Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10—11 до 14—15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка — стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Чувство взрослости — это психологический симптом подросткового возраста, его новообразование. Переходность подросткового возраста включает и биологический аспект. Это период полового созревания. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным. Э Эриксон рассматривал подростничество и юность как центральный период для решения задачи личностного самоопределения, достижения идентичности. Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению. Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Главная потребность периода — найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников. У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10—11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12—13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14—15 лет). В подростничестве снятие напряженности в общении, ослабление личностных проблем может повлечь улучшение успеваемости. Другая точка зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода принадлежит Д.И. Фельдштейну. Он считает, что главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Просоциальная деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное — это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности — дело, полезное для людей, для общества; структура задается целями взаимоотношений подростков. Мотив общественно полезной деятельности подростка — быть лично ответственным, самостоятельным. Главное для 10—11 -летних — получить у других людей оценку своих возможностей. Отсюда их направленность на занятия, похожие на те, которые выполняют взрослые люди, поиск видов деятельности, имеющих реальную пользу и получающих общественную оценку. Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности активизирует потребность 12—13-летнихв признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли. В 14—15 лет подросток стремится проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении. Социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо целенаправленно формировать. Специальная организация, специальное построение общественно полезной деятельности предполагает выход на новый уровень мотивации, реализацию установки подростка на систему «я и общество», развертывание многообразных форм общения, и в том числе высшей формы общения со взрослыми на основе морального сотрудничества. По мнению Фельдштейна, интимно-личностный и стихийно-групповой характер общения преобладает в том случае, если отсутствуют возможности осуществления социально значимой и социально одобряемой деятельности, упущены возможности педагогической организации общественно полезной деятельности подростков. Аннотация теоретической части задания Определения общения и деятельности. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная (Г.М.Андреева). Структура деятельности: внутренняя (потребность, предмет, мотив, цель, внутренние условия), внешняя (действия, операции) – А.Н.Леонтьев. Две позиции в социальной психологии в решении проблемы связи общения и деятельности. Противопоставление общения и деятельности (Э.Дюркгейм). Единство общения и деятельности (отечественная психология). Различия в характере единства общения и деятельности. Общение и деятельность как две стороны социального бытия человека (Б.Ф.Ломов, Р.С.Немов). Деятельность – часть общения и наоборот (А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский). Общение - особый вид деятельности (Д.Б.Эльконин, А.А.Леонтьев). Общение – средство организации и обогащения деятельности (Г.М.Андреева, Я.Яноушек). Единство общения и деятельности по структуре – внутренний диалог, формирование и осознание потребности, предмета, мотива, выбор цели, внешний процесс – экстериоризация замысла, психических особенностей, средств и способов во внешней речи, перцепция партнера, контроль за результатом через обратную связь (В.И.Бердов). Источники общения и деятельности: потребности, мотивы, влечения, интересы, взгляды, убеждения, мировоззрение (К.К.Платонов); культурные, органические, естественные, материальные, духовные (А.В.Петровский). Цели общения и деятельности: успех, власть, признание (Мак-Клелланд – Аткинсон); усвоение общечеловеческого опыта, знаний и способов деятельности, норм поведения и установок для собственного «Я», обмен информацией, адекватное взаимопонимание, выработка общего смысла, единой точки зрения или согласия, взаимопереживание, взаимовлияние (Г.М.Андреева).
20. ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-6 ПКПП-1 ПКПП-2 ПКПП-4 ПКПП-7 ПКПП-12 Составьте конспект развивающего занятия в соответствии с возрастными нормами развития в старшем дошкольном возрасте, основываясь на результатах психологической диагностики. Дайте теоретическую характеристику специфики коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.   Результаты психодиагностического обследования познавательного развития Максима К. (5 лет): 1. Методика «Назови слова» - выявлен высокий уровень запаса слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. 2. Тест на выявление развития речи – выявлен средний уровень. Речь развита нормально. 3. Методика «Узнай, кто это» - выявлен низкий уровень восприятия. 4. Методика «Исключение лишнего» - выявлен низкий уровень развития образно-логического мышления, умственной операции анализа и обобщения. 5. Методика «Нелепицы» - вывод – ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов. 6. Методика на выявление развития восприятия «Чего не хватает на этих рисунках?» - выявлен очень низкий уровень развития. 7. Методика «Нарисуй что-нибудь» - выявлен низкий уровень развития творческого воображения. 8. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках» - выявлен средний уровень развития воссоздающего воображения. 9. Методика «Расставь точки» - выявлен высокий уровень развития объема внимания. 10. Методика «Найди и вычеркни» - выявлена низкая концентрация внимания, низкая устойчивость внимания. 11. Методика «Вырежи фигуры» - выявлен средний уровень наглядно-действенного мышления. 12. Методика «Заучивание десяти слов» - выявлен высокий уровень развития процесса памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения. Методические рекомендации Развивающее занятие должно составляться на основе соотнесения данных диагностического обследования ребенка и нормативов возрастного развития. В процессе составления конспекта занятия необходимо учитывать следующие требования к занятиям: 1. Учет возраста и индивидуальных особенностей детей (ЗБР). 2. Учет основной направленности занятий (развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция поведения, развитие познавательных процессов и способностей детей). 3. Структурные части занятия: Первый этап – подготовительный: организационно-мотивационный момент (приветствие, создание мотивации, сообщение цели, формулировка проблемы). Второй этап – основной: - активизация базы знаний (задание на познание и понимание); - введение новых знаний о способах деятельности; - задание на применение полученного знания. Третий этап – обобщающий и закрепляющий достигнутые результаты, рефлексия, подведение итогов: - задание на анализ и синтез; - задание на оценку. 4. Занятие должно быть целостным с точки зрения организации активности ребенка (двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой), подчиняться логике формирования определенных умений (коммуникативных, познавательных, речевых); объединять разрозненный задания и упражнения в единый сюжет, подчиняя его общей цели. Основой для целостности занятия может быть игровой сюжет, использование метода проектирования и моделирования, педагог включает проблемные ситуации, для решения которых потребуется выполнение серии дополнительных заданий. 5. Постепенно усложнять материал, отдавать приоритет проблемным способам обучения, продуктивной деятельности, от преобладающей нагрузки на память к усилению нагрузки на мышление. 6. Менять виды деятельности через каждые 10-15 минут (для старшего дошкольного возраста), чередуя легкие и трудные задания, прогнозировать возможные затруднения в ходе занятий с целью своевременного оказания мер помощи (повторение инструкции, напоминание способа действия, действия по аналогии, показ). Аннотация теоретической части задания Понятие психологической коррекции. Объект и предмет психологической коррекции. Цель психокоррекционной работы в пространстве нормального детства. Принципы коррекционно-развивающей деятельности: единства диагностики и коррекции, нормативности развития, системности задач, приоритетности коррекции каузального типа, коррекция в деятельности, комплексности методов психологического воздействия, коррекции «сверху вниз», активного привлечения ближайшего социального окружения ребёнка. Основные направления коррекции психического развития: коррекция отклонений в психическом развитии; профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития; общеразвивающая работа. Роль Л.С. Выготского в разработке принципов коррекционно-развивающей деятельности. Положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития». Наиболее типичные трудности детей дошкольного возраста: несоответствие уровня психического развития возрастной норме; неготовность к школьному обучению, низкая познавательная мотивация; негативные тенденции личностного развития, коммуникативные проблемы; неорганизованность поведения, низкий уровень произвольной регуляции; эмоциональные нарушения поведения; дезадаптация в д/с, семье и др.. Характеристика видов психокоррекции детей дошкольного возраста по содержанию: личностная, коррекция познавательной сферы, эмоциональной сферы, волевой сферы, поведенческой сферы, игровой и учебной деятельности, коррекция отношений ребенка, коррекция умственного развития, коррекция готовности к обучению в школе, коррекция неорганизованности поведения. Методы психокоррекции с детьми: игротерапия, артерапия (изобразительная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия т.д.), поведенческая терапия (тренинги, психогимнастика), социальная терапия.
21. ОК-1 ОК-4 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-6 ПКПП-2 ПКПП-3 ПКПП-4 Обработайте и проинтерпретируйте результаты исследования, проведенного в 9-м классе (16 человек) общеобразовательной школы по критерию выбора «С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть на уроках за одной партой?» Каждый выбирал только одного товарища. Результаты испытания представлены на карточках на рисунке.
К Д  
М Б  
И В  
Г И
Э Б  
Д Е  
О Б  
Б А  
У Д  
А О  
Н Д  
Е Д  
Л Д  
З Ж  
Ж З  
В Г  

Слева указана первая буква фамилии обучающегося, который осуществляет выбор, справа – первая буква фамилии обучающегося, которого он выбирает. Согласными буквами обозначены фамилии мальчиков, гласными – девочек. Например, первая карточка может быть прочитана так: «Ученик Григорьев хочет сидеть за одной партой с ученицей Ивановой».

Как называется данная методика исследования, опишите ее цель и процедуру проведения. Постройте таблицу распределения выборов (социоматрицу). Осуществите анализ межличностных отношений в 9-м классе. Выявите уровень благополучия взаимоотношений в классе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.