Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аннотация теоретической части задания






Методические рекомендации

При составлении конспекта внеклассного мероприятия придерживайтесь следующей схемы:

- тема;

- форма проведения;

- продолжительность мероприятия (в часах или минутах);

- цель;

- задачи (3-4);

- целевая аудитория;

- материалы и оборудование;

- технологии, методы, приемы обучения;

- этапы и их содержание (организационно-мотивационный, основной, заключительный (рефлексия)).

При составлении списка методик диагностики воспользуйтесь табличной формой:

№ п/п Название методики диагностики Цель методики диагностики Автор Литературный / интернет- источники
         

При характеристике процедуры проведения диагностической методики придерживайтесь следующего плана:

1. Название методики диагностики;

2. Автор методики диагностики;

3. Цель методики диагностики;

4. Адресат;

5. Материалы и оборудование;

6. Инструкция;

7. Обработка результатов диагностики;

8. Интерпретация результатов;

9. Особые указания (если есть) по проведению, обработке и интерпретации результатов методики.

 

При составлении списка литературы рекомендуется пользоваться журналами «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психологическая наука и образование» и др.

 

Пример библиографического оформления статьи:

Алгоритм аналитического библиографического описания журнальной статьи:

Фамилия первого автора, инициалы. Название статьи / Сведения об ответственности (если авторов 2-е – 3-е) // Название источника. – год выпуска. – номер. – С.*** - **.

Абраменко, Н. Как рассказать детям о духовной музыке? [Текст] // Мир психологии. – 2015. - № 1. – С.4-7.

Никитин, П. Мониторинг в образовании [Текст] / П.Никитин, М. Мирошниченко // Вестник образования.- 2014. – № 5.- С.3-10.

Если авторов 4 и более:

Активизация познавательной деятельности на уроках внеклассного чтения [Текст]/ А.М. Додин [и др.]// Нар. Образование. – 2001. - №7.- С.36-42.

Аннотация теоретической части задания

Определения и виды (формы) девиантного поведения. Определение аддиктивного поведения как формы девиантного поведения. Виды аддиктивного поведения, характеристика каждого вида. Факторы риска (социальные, психологические, медико-биологические, возрастные). Этапы формирования аддикции, механизм формирования. Определение, характеристики форм профилактики (организация социальной среды, информирование, активное обучение социально важным навыкам, организация деятельности альтернативной девиантному поведению, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов и т.д.).

6. ОК-4 ОК-5 ОК-10 ОК-11 ОПК-12 ПКПП-4 ПКПП-8 ПКПП-12 ПКПП-13 Ситуация Проработала учителем английского языка 9 лет. И в этом году поняла, что совершенно выдохлась и очень устала от постоянной суеты, шума и пренебрежительного отношения детей и родителей к педагогам! После работы снова приходится заниматься работой: писать планы, заполнять журнал, и еще гору бесполезных бумажек, которые требует администрация. И так каждый день! Сил уже просто нет! Хочу уйти, отдохнуть.   Дайте рекомендации по преодолению профессионального стресса у учителя, раскройте наиболее подходящие в данной ситуации приемы формирования стрессоустойчивости, навыков здорового образа жизни, методы укрепления здоровья для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Раскройте содержание понятия стресс, физиологические и психологические проявления стресса.   Методические рекомендации При решении данной задачи дайте не менее пяти рекомендации по преодолению профессионального стресса у учителя, представьте не менее пяти приемов формирования стрессоустойчивости и навыков здорового образа жизни, приведите конкретные методы укрепления здоровья для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Аннотация теоретической части задания Содержание понятия стресс: по мнению В. В. Суворовой, стресс – это функциональное состояние организма, возникающее в результате отрицательного воздей­ствия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов. Близким по смыслу является и определение П. Д. Горизоптова, кото­рый рассматривал стресс как общую адаптивную реакцию организма, раз­вивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза. В одном из учебников по курсу «Высшей первой деятельности» стресс определяется как напряжение, которое возникает при появленииугро­жающих или неприятных факторов в жизненной ситуации. Г. Селье феномен неспецифической реакции организма в ответ на разно­образные повреждающие воздействия назвал адаптационным син­дромом, или стрессом. Физиологические проявления стресса. Активация гипоталамуса, его функции в организме человека, которые имеют непосредственное отношение к стрессу. Первичные нервно-гуморальные реакции. Активность симпатической нерв­ной системы. Секреция антистрессорных гор­монов коры надпочечников. Активность симпатического отдела нервной системы. Задача симпатического отдела нервной системы. Гормональные механизмы. Возбуждение парасимпатического отде­ла нервной системы. Психологические проявления стресса. Внимание: трудность сосредоточения, повышенная отвлекаемость, сужение поля внимания. Мышление: нарушение логики, спутанное мышление, трудность принятия решений, частые сбои в вычислениях, снижение творческого потенциала. Память: ухудшение показателей оперативной памяти, проблемы с воспроизведением информации. Изменение общего эмоционального фона: мрачное настроение, ощущение постоянной тоски, депрессии, беспокойство, повышенная тревожность. Выраженные негативные эмоции: раздражительность, приступы гнева, агрессии, чувство отчужденности, одиночества. Изменения в характере: подозрительность, снижение самооценки, усиление интроверсии. Возникновение невротических состояний: невроз тревожного ожидания, астенический невроз.
7. ОК-1 ОК-5 ОПК-1 ОПК-4 ПКПП-4 Объясните предложенные явления, исходя из представлений отечественных и зарубежных ученых о ведущей потребности, о социальной ситуации развития, ведущей деятельности, новообразованиях детей младенческого периода (новорожденность и собственно младенчество).   Считается, что дети младенческого возраста часто плачут, кричат. Молодые матери стараются не брать ребенка на руки часто, так как боятся “приучить его к рукам”. Именно у таких матерей дети чаще всего и плачут, причем мать считает, что ребенок избалован и его тем более не следует брать на руки и обращать внимание на его плач. Исследованиями ученых установлено, что дети, с которыми интенсивно общаются взрослые (разговаривают с ними, улыбаются им, держат и носят детей на руках), к 4 месяцам подолгу могут оставаться одни, занимая себя каким-либо “делом” (рассматривание предметов вокруг себя, ощупывание игрушек, гуление).   Методические рекомендации При анализе ситуации, обоснуйте свой ответ, опираясь на современные представления о критериях периодизации психического развития и их содержании в младенческом возрасте: · социальной ситуации развития (понятие, особенности в младенческом возрасте); · ведущей деятельности (понятие, специфика в младенческом возрасте); · личностном и познавательном развитии в младенческом возрасте. · новообразованиях (понятие, характеристика в младенческом возрасте); · кризисе (определение, специфика, симптоматика у детей года жизни); Аннотация теоретической части задания Особенности новорожденности как промежуточного периода между внутри- и внеутробным образом жизни. Сущность и значение беспомощности новорожденного. Врожденные рефлексы и их значение. Первые условные рефлексы новорожденного. Основные новообразования и границы периода новорожденности. Социальная ситуация развития младенца. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий вид деятельности младенческого возраста. М.И.Лисина о ситуативно-личностной и ситуативно-деловой формах общения ребенка со взрослыми. Предпосылки личностного и познавательного развития младенца. Основные новообразования младенца. Кризис одного года (разрушение социальной ситуации «Мы», приобретение самостоятельности, ограниченный диапозон возможностей ребенка, гипобулические реакции (Л.С.Выготский), симптомы кризиса по М.Ю.Мещеряковой, зависимость протекания кризиса от позиции родителей, субъективация стремлений детей по К.Н.Поливановой. Представления о младенческом возрасте Э.Эриксона – базовое доверие/недоверие к миру.
8. ОК-1 ОК-5 ОПК-1 ОПК-4 ПКПП-4 Проанализируйте, какие симптомы кризиса трех лет описываются в предложенных ситуациях? Выделите закономерные причины данного возрастного кризиса, причины его тяжелого, «острого» протекания? Дайте общую психологическую характеристику психического развития в раннем возрасте.   а)“Арик Ш. (2 г. 6 мес.). Вместе с папой возвращался из яслей. Как только повернули в сторону дома, где живет бабушка, мальчик закричал: “Я не хочу к бабушке! Хочу домой! Хочу к маме! ” Слова папы о том, что мама на работе и дома никого нет, не успокоили ребенка: он продолжал капризно плакать и настаивать, чтобы шли домой. Папа решил отвлечь внимание мальчика на другие предметы и попытался таким образом успокоить его. “Смотри, какая хорошая курица бежит”, - сказал папа. “Нет, это не курица”, - сердито ответил мальчик. “Видишь, какая она белая? ” – “Нет, она черная”. – “А вот какой красивый дом”. – “Нет, это не дом”. – “Не капризничай. Ты же хороший мальчик”. – “Нет, я плохой! ””. б) Оля (2 г. 5 мес.) долго возится со шнурками, одеваясь на прогулку. От помощи категорически отказывается, но и сама справиться с делом не может. Няня, невзирая на протесты девочки, обувает ее. Оля сердито, со слезами на глазах заявляет: “Все равно я “твоими” ботинками гулять не буду, развяжу, завяжу сама и буду гулять “своими””. в) Мы с Валей (3 г. 12 мес.) пошли на улицу. Валя залезла в песочницу. Песок мокрый, а Валя на него села и промокла. Я взяла ее под руки и вытащила из песочницы. Валя подняла крик и залезла обратно. Я четыре раза забирала ее, но она снова залезала в песочницу. Причем каждый раз садилась именно так, как сидела в тот момент, когда я ее забирала. Пришлось взять Валю на руки и, кричащую, сопротивляющуюся, нести домой. Методические рекомендации При анализе ситуации, обоснуйте свой ответ, опираясь на современные представления о критериях периодизации психического развития и их содержании в раннем возрасте: · социальной ситуации развития (понятие, особенности в раннем возрасте); · ведущей деятельности (понятие, специфика в раннем возрасте); · личностном и познавательном развитии в раннем возрасте. · новообразованиях (понятие, характеристика в раннем возрасте); · кризисе (определение, специфика, симптоматика у детей трех лет); Аннотация теоретической части задания Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста. Предметная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем детстве. Предпосылки развития игровой деятельности. Развитие познавательной и личностной сферы в раннем детстве. Основные новообразования («внешнее Я сам» по Л.С.Выготскому; сознание «Я сам», личное действие по Д.Б.Эльконину; гордость за достижения по Т.В.Гуськовой; самооценка и стремление соответствовать требованиям взрослых по Л.И.Божович; развивающаяся и осознаваемая воля, способность к обособлению, рефлексивные способности по В.С.Мухиной) и кризис трех лет: сущность кризиса; симптомы (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, деспотизм, ревность); особенности поведения в кризисе по К.Н.Поливановой (появление в речи символов «хочу», «сам»; дление протестного поведения, обнаружение значения речевых символов, собственного «Я», амплификация смысла «Я хочу»).  
9. ОК-1 ОК-5 ОПК-1 ОПК-4 ПКПП-4 ПКПП-13 Проанализируйте предложенную ситуацию, связанную с возрастными особенностями психического развития детей дошкольного возраста. Охарактеризуйте психическое и личностное развитие детей дошкольного возраста.   Мама мальчика Вани семи лет пришла на консультацию к детскому психологу и описала особенности поведения своего сына. Ваня – мальчик физически и интеллектуально развитый, у него хорошая память, он легко запоминает стихотворения. Речь хорошо поставлена, он правильно говорит все звуки, правильно строит развернутые предложения. Может легко пересказать прочитанную ему сказку и ответить на вопросы по ней. Ваня занимается в секции дзюдо, успешно выступает на соревнованиях. Ваня любит играть в сюжетные, подвижные, настольные игры, с удовольствием берет на себя роли человека-паука и других супер-героев мультфильмов. Пока задания ему интересны и обладают новизной, он с удовольствием их выполняет, играет, но как только мама предлагает ему позаниматься счетом, чтением, Ваня не может собраться: то у него падает ручка, то он хочет в туалет, то ему захотелось попить воды, то он начинает прыгать, крутиться, не сидеть на месте. В результате уходит много времени и задание мамы очень часто до конца не выполняется. Очень часто Ваня делает вид, что не слышит маминого предложения позаниматься. Потом начинает спорить, говорит, что позанимаемся позже, при этом старается вести себя как взрослый, говорит взрослые, умные слова. Методические рекомендации При анализе ситуации, обоснуйте свой ответ, опираясь на современные представления о критериях периодизации психического развития и их содержании в дошкольном возрасте: · социальной ситуации развития (понятие, особенности в дошкольном возрасте); · ведущей деятельности (понятие, специфика в дошкольном возрасте); · личностном и познавательном развитии. · новообразованиях (понятие, характеристика в дошкольном возрасте); · кризисе (определение, специфика, симптоматика у детей семилетнего возраста); Аннотация теоретической части задания Социальная ситуация развития (ребенок → социальные отношения взрослых; взрослый как носитель общественных функций в системе общественных отношений; противоречие; опосредованная, а не прямая связь ребенка с миром). Ведущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра, как символико-молирующая социальные отношения взрослых деятельность; предмет - система человеческих отношений; общественно-исторический характер происхождения игры; структура: роль, игровые действия, правила, сюжет, содержание, игровые условия; значение игры в психическом и личностном развитии ребенка. Характеристика познавательного развития дошкольников: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания. Основные новообразования: первый схематичный абрис детского мировоззрения, первичные этические инстанции, соподчинение мотивов, произвольное поведение, личное сознание (по Д.Б.Эльконину); «внутренняя позиция» школьника (по Л.И.Божович). Кризис 7 лет: симптомы (потеря непосредственности, манерничание, симптом «горькой конфеты»); их причина (обобщение переживаний, дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка, возникновение смысловой ориентировки в поведении, по Л.С. Выготскому); разрушение прежней и формирование новой социальной ситуации развития. 14 симптомов домашнего поведения по К.Н.Поливановой.  
10. ОК-1 ОК-5 ОПК-1 ОПК-4 ПКПП-4 Проанализируйте предложенные ситуации, связанные с особенностями психического развития детей младшего школьного возраста в учебной деятельности. Охарактеризуйте психическое и личностное развитие детей младшего школьного возраста.   Митя – ученик 2-го класса, взялся за домашнее задание после дневной прогулки в положенное время. Но вот перестала писать ручка, нужно взять другую. Принес. А что задано по математике? Записи нет. Надо позвонить Вике. Куда-то подевался учебник. Наконец, нашелся. Но тут Мите захотелось попить воды, а еще выясняется, что нужен лист бумаги для черновика. На так называемую раскачку ушло 20 минут. Но вот работа закончена. Еще минут десять Митя бесцельно перекладывал тетради с места на место. Из 2-х часов Митя для выполнения домашнего задания потратил около 25 минут. Чем объясняется такое поведение Мити? Почему у Мити такой большой перерасход времени на выполнение домашних заданий?   Ваня, ученик 2-го класса, хорошо успевал в учебе и считал, что во что бы то ни стало задачу нужно решить, всеми силами добивался результата. Какие мотивы учения у Вани доминируют?   Нина, ученица 2-го класса, считала своим долгом учиться лучше одноклассников, быть всегда первой. Работала Нина на пределе своих возможностей. Какая мотивация к учению преобладает у Нины?   К Саше пришел Миша, чтобы позвать его гулять. А Ваня отвечает, что еще не сделал уроки. На что Миша возразил: «Потом доделаешь!» «Но я должен сделать сейчас, — ответил Ваня, — иначе меня будет ру­гать учительница, да и мама мной будет недовольна, за­претит смотреть телевизор». О какой мотивации к учению у Вани идет речь?   Методические рекомендации При анализе ситуации, обоснуйте свой ответ, опираясь на современные представления о критериях периодизации психического развития и их содержании в младшем школьном возрасте: · социальной ситуации развития (понятие, особенности в младшем школьном возрасте); · ведущей деятельности (понятие, специфика в младшем школьном возрасте); · личностном и познавательном развитии; · новообразованиях (понятие, характеристика в младшем школьном возрасте); · кризисе (определение, специфика, протекание у детей младшего школьного возраста).   Аннотация теоретической части задания Социальная ситуация развития младшего школьника. Дифференциация системы «Ребенок-Взрослый», ее значение для психического развития. Новая позиция ученика, ее характеристика. Основные новообразования младшего школьника. Изменения в познавательной сфере. Интенсивное развитие интеллектуальной сферы (переход от конкретно-образного к словесно-логическому мышлению; способность к осознанию содержания своих действий и их оснований). Направление развития внимания: от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня. Становление восприятия из процесса узнавания, различения в наблюдение. Приобретение осмысленного характера памяти, освоение новых приемов запоминания. Особенности мотивационно-потребностной сферы и самосознание младшего школьника. Роль учебной деятельности в формировании ответственности как черты личности. Развитие самопознания и личностной рефлексии (способность самостоятельно установить границы своих возможностей). Формирование внутреннего плана действий (умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата). Произвольность и самоконтроль. Развитие высших чувств: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). Понятие учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте. Отличительные особенности учения от учебной деятельности. Предмет деятельности учения, ее объект и продукт. Изменение системы отношений ребенка с обществом (общественная по смыслу, по содержанию и по форме организации). Структура учебной деятельности к началу школьного обучения и ее формирование. Мотивы учебной деятельности младшего школьника и их изменение на протяжении всего периода (внешние и внутренние мотивы, широкие и узкие социальные мотивы). Формирование познавательных интересов. Понятие учебной задачи, ее смысл. Учебные действия и их изменение на протяжении младшего школьного возраста. Действия контроля и самоконтроля, действия оценки и самооценки и их роль в психическом развитии школьника. Основные умения учебной деятельности (выделять и удерживать учебную задачу; самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач; адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность; владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности; использовать законы логического мышления; уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности; иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности). Влияние развития учебной деятельности младшего школьника на формирование новообразований.
11. ОК-1 ОК-5 ОПК-1 ОПК-4 ПКПП-4 Проанализируйте предложенную ситуацию, связанную с физиологическими, физическими и психологическими изменениями в подростковом возрасте. С чем связан пристальный интерес подростка к своей внешности? Дайте общую психологическую характеристику психического и личностного развития в подростковом возрасте.   Володя (13 лет) стал смотреть на себя в зеркало значительно чаще и пристальнее, чем он это делал, когда учился в начальной школе. Методические рекомендации Обоснуйте ответ, опираясь на современные представления о критериях периодизации психического развития и их содержании в подростковом возрасте: • социальной ситуации развития (понятие, особенности в подростковом возрасте); • ведущей деятельности (понятие, специфика в подростковом возрасте); • личностном и познавательном развитии; • новообразованиях (понятие, характеристика в подростковом возрасте); • кризисе (определение, специфика, протекание у детей подросткового возраста). Аннотация теоретической части задания Социальная ситуация развития подростка. Неопределенность положения в обществе (уже не ребенок, но и не взрослый). Основные противоречия подросткового возраста. Чувство взрослости – психологический симптом начала периода. Физические, физиологические и психологические изменения подростка. Связь уровня социально-экономического развития общества с границами и содержанием подростничества. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая деятельность. Условия преобладания интимно-личностного и стихийно-группового характера общения. Поведенческие реакции подростка (детские реакции отказа, оппозиции, имитации, компенсации, гиперкомпенсации; реакции эмансипации, «отрицательной имитации», группирования, увлечения, обусловленные сексуальным влечением). Конструктивные и неконструктивные стратегии решения трудностей подросткового возраста. Психологические новообразования подросткового возраста. Изменения в познавательной сфере. Изменения в мыслительной деятельности (преобладает функция образования понятий). Становление восприятия избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Изменение интересов и ценностных ориентаций подростка, характеристика негативной и позитивной фазы, связанные с видоизменением в сфере интересов (по Л.С.Выготскому), группы интересов подростка («эгоцентрическая доминанта», «доминанта дали», «доминанта усилия», «доминанта романтики»). Виды взрослости (подражание внешним признакам взрослости, стремление соответствовать представлению о «настоящем мужчине», социальная взрослость, интеллектуальная взрослость). Половая идентификация подростков. Переход от оценки к самооценке (стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию).
12. ОК-1 ОК-5 ОПК-1 ОПК-4 ПКПП-4 Оцените письмо юноши с позиции социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, личностных новообразований и характера протекания возрастного кризиса.   «Кажется, стал спокойнее, не такой дерганный. Да и предки перестали «доставать». С ними даже можно посоветоваться, если на душе плохо или надо что-то важное решить. Например, планы на будущее, трудности в учебе, да и мало ли что! И как я раньше этого не понимал! Пока на улице пропадал, учебу забросил, теперь догоняю…» (Г.С. Абрамова, Е.М. Лысенко).   Методические рекомендации Обоснуйте ответ, опираясь на современные представления о критериях периодизации психического развития и их содержании в юношеском возрасте: • социальной ситуации развития (понятие, особенности в юношеском возрасте); • ведущей деятельности (понятие, специфика в юношеском возрасте); • личностном и познавательном развитии; • новообразованиях (понятие, характеристика в юношеском возрасте); • кризисе (определение, специфика, протекание у детей юношеского возраста). Аннотация теоретической части задания Юность как психологический возраст, границы юношества. Теории юности (биогенетические, психоаналитические, социологические, психологические). Социальная ситуация развития юношеского возраста, неоднозначность положения юношества в семье и обществе (разноуровневость требований). Смена внутренней позиции на основе изменений отношений к будущему (Л.И.Божович). Смена акцентов развития (от предварительного самоопределения к самореализации) – симптом перехода от ранней юности к поздней. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в раннем юношеском возрасте. Изменение мотивов учебной деятельности. Психологическая готовность к самоопределению, ее содержание (сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии; развитость потребностей: потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека – члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы; становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним). Профессиональное самоопределение юношества, его психологические факторы (осознание ценности общественно полезного труда; общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране; осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценной самореализации; общая ориентировка в мире профессионального труда; выделение дальней профессиональной цели; согласование мечты с другими важными жизненными целями: семейными, личными, досуговыми; знание о выбираемых целях; знание о внутренних препятствиях к достижению цели и др.). Характерный уровень когнитивного развития (формально-логическое, формально-операциональное мышление). Индивидуальная направленность и избирательность интересов. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов. Кризис идентичности (по Э.Эриксону), диффузия идентичности (диффузия времени, застой в работе, презрение ценностей). Выработка ценностных ориентаций (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические). Общение со сверстниками и дружба в юношеском возрасте, первая любовь.
13. ОК-1 ОК-5 ОПК-1 ОПК-4 ПКПП-4 Дайте психологический комментарий приведенным ниже высказываниям пожилых людей: «Ноги дрожат, когда остановишься, но об этом думать не хочется». «У нас главное событие – кот нашелся». «Я сегодня частушки сочинила». «Унывать некогда, много работы».   Охарактеризуйте особенности ведущего вида деятельности, социальной ситуации развития в старости, раскройте проблему возрастных границ и кризисов в старости, возрастные задачи развития в старости. Дайте общую психологическую характеристику психического и личностного развития в зрелом возрасте (взрослости).   Методические рекомендации Обоснуйте ответ, опираясь на современные представления о критериях периодизации психического развития и их содержании в старости: • социальной ситуации развития (понятие, особенности в старости); • ведущей деятельности (понятие, специфика в старости); • личностных и познавательных изменениях; • новообразованиях (понятие, характеристика в старости); • кризисе (определение, специфика, протекание в старости). Аннотация теоретической части задания Составляющие взрослости (ранняя взрослость - молодость, средняя взрослость, поздняя взрослость – старение и старость). Понятие взрослости и критерии достижения взрослости (меньшая степень связи с физическим ростом и быстрое когнитивное совершенствование; способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно решать противоречия и трудности; преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других; социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.). Генеративность, производительность, созидательность (по Э.Эриксону). Достижение потребности в самоактуализации (по А.Маслоу). Период взрослости как основной этап жизнедеятельности человека: сформулированность собственных социальных и психологических задач развития (по Б.Г.Ананьеву). Индивидуализация системы общественных ценностей и идеалов и универсализация (В.И.Слободчиков и Г.А.Цукерман). Периодизация взрослости (Ш.Бюлер): первая фаза (16-20 лет) – предшествие собственного самоопределения; вторая фаза (20-30 лет) – фаза проб и поиска; третья фаза (30-50 лет) – определение своего дела, создание семьи; четвертая фаза (50-70) – завершение профессиональной деятельности; пятая фаза (старше 70 лет) – обращение к прошлому и желание покоя. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости. Новообразования взрослого человека (изменение в мотивационной сфере с усиливающимся отражением общечеловеческих ценностей; возрастание интеллектуального умения планировать и практически осуществлять деяния и поступки в соответствии с названными ценностями; появление большей способности мобилизовать себя на преодоление трудностей; более объективное оценивание своих сильных и слабых сторон). Возрастные кризисы взрослости (20 лет; 28-34 года; 40-45; 55-60 лет). Старость как биосоциопсихологическое явление (возрастание уязвимости организма, увеличение вероятности смерти; выход на пенсию и изменение социального статуса, сужение социального мира; осознание происходящих изменений и приспособление к ним; обобщение опыта, знаний и личностного потенциала). Социальная ситуация развития (ожидание пенсии, отношения с родственниками, стремление воспитать и подготовить себе «достойную смену»). Ведущая деятельность (стремление «успеть» сделать то, что не успел; стремление передать свой опыт; воспитание внуков; стремление выбрать себе занятие на пенсии, старые контакты, общение с себе подобными). Основные типы личностных черт в старости (конструктивный, зависимый, защитный, агрессивно-обвинительный, самообвинительный).
14. ОК-1 ОК-5 ОПК-1 ОПК-4 ПКПП-4 Определите, соответствует ли паспортный возраст психологическому возрасту в предложенных ситуациях, обоснуйте свой ответ. Теоретически охарактеризуйте подходы к понятию и содержанию периодизации психического развития.   Недавно Артура (21 год) было сложно посадить за учебники. А теперь он записался на курсы углубленного изучения программирования. Общается на сайте с ребятами, увлеченными разработкой антивирусных программ. Просматривает новинки литературы, подолгу беседует с преподавателем информатики.   В воскресенье с утра Пете (10 лет) захотелось поиграть с мамой в прятки. Как только мама освободилась и согласилась поиграть с ним, Пете вдруг резко расхотелось играть в прятки и он начал просить маму пойти с ним погулять. Как только мама начала одевать его, чтобы выйти на улицу, Пете вдруг расхотелось гулять, и он решил порисовать, о чем сразу же поставил в известность свою маму.   Даша (15 лет) делала домашнее задание. Подошла мама и сделала ей замечание, что надо сделать это по-другому, на что девочка ответила: «Я буду делать так, потому что так сказала учительница».   Илья (17 лет) ставит перед собой мировоззренческие вопросы: «А что я значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нем?», «Каковы мои возможности?», он ищет четкие, категоричные ответы, но в своих взглядах недостаточно гибок.   Богдан (6 лет) С Богданом стало трудно справиться, ни бабушка, ни мама не могут уговорить его убрать за собой свои вещи. Он часто капризничает, требует желаемого и несколько раз поставил в неловкое положение маму, когда начал кричать и требовать купить ему робота прямо в магазине. Те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестали действовать. Родители напуганы, считают, что ситуация выходит из-под контроля. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими – все это стало типичной картиной. Методические рекомендации Обоснуйте ответ, опираясь на характеристики психологического, биологического и паспортного возрастов. Объясните, с чем может быть связана причина различий в биологическом, психологическом и паспортном возрастах. Аннотация теоретической части задания Определение понятия возраст, виды возрастов (календарный, психологический, биологический, хронологический, социальный). Критерии периодизации психического развития Л.С. Выготского. Л.С.Выготский о трех группах периодизаций. К первой группе отнесены попытки периодизации на основе «ступенчатообразного» построения процессов (Ст. Холл, А.Валлон, Р.Заззо); вторую группу составляют концепции на основе выделения одного из признаков детского развития (П.П.Блонский, З.Фрейд); третья группа основана на выделении существенных особенностей самого детского развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). Современные тенденции в решении проблемы периодизации (В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман). Понятие социальной ситуации развития, ее особенности в каждом возрастном периоде. Источник психического развития – социальная среда по Л.С.Выготскому. Понятие «социальная ситуация развития» как единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью. Две единицы анализа социальной ситуации развития – деятельность и переживание. Среда как не абсолютный показатель, а в связи с переживаниями самого ребенка. Обусловленность соотношения внутренних процессов и внешних условий динамикой развития и возникновения новообразований. Содержание социальной ситуации развития на различных возрастных этапах в периодизации психического развития Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина. Понятие ведущего вида деятельности, его особенности в каждом возрастном периоде. А.Н.Леонтьев о трех основных признаках ведущей деятельности. Д.Б. Эльконин о двух дополнительных признаках ведущей деятельности. Гипотеза периодичности в психическом развитии ребенка сформулированная Д.Б. Элькониным. Две группы деятельностей и закон их чередования по мере перехода от одной возрастной стадии психического развития к другой («ребенок – общественный предмет», «ребенок – общественный взрослый»). Понятие личностного новообразования и их особенности в каждом возрастном периоде. Динамика переходов от одного возраста к другому: стабильные и кризисные периоды. Л.С.Выготский о двух типах возрастов – критическом и стабильном. Основные характеристики кризисных возрастов (неопределенность начала и конца кризиса, трудновоспитуемость, негативный характер развития, поведенческие особенности в период кризиса). Симптоматика кризисных периодов. А.Н.Леонтьев о связи кризиса со сменой ведущей деятельности. Л.И.Божович о связи возникновения внутренней позиции и кризисов; условия бескризисного перехода от одной возрастной стадии к другой. Взгляды на кризис А.Н.Леонтьева и Л.И.Божович как поведенческий синдром. Д.Б.Эльконин о связи кризиса с переходом от мотивационно - потребностной к операционально-технической сфере. Признание критических возрастов необходимыми моментами развития, в которых происходит психологическая работа, состоящая из противонаправленных преобразований: возникновения новообразований и возникновение новой социальной ситуации развития. Это позиция Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина. Признание необходимости качественных преобразований, которые состоят в смене ведущей деятельности и одновременном переходе в новую систему отношений. Акцент делается на внешних условиях, социальных. Это позиция А.Н.Леонтьева, Л.И.Божович. Содержание возрастных кризисов: одного года, трех лет, семи лет, подростковый кризис с различных точек зрения.
15. ОК-4 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ПКПП-2 ПКПП-3 ПКПП-4 ПКПП-7 При наблюдении на уроках в 7 классе классного руководителя заинтересовали особенности внимания обучающихся и причины их частой отвлекаемости. Какими методами и методиками диагностики следует воспользоваться педагогу-психологу, чтобы выяснить причины частой отвлекаемости детей? Составьте список методик диагностики внимания (3-5) у семиклассников. Опишите процедуру проведения и обработки результатов одной психодиагностической методики из Вашего списка. Дайте понятие внимания (определение, виды, свойства, нарушения внимания, возрастные особенности и их учет в образовательном процессе).





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.