Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста.






С первых лет советской власти дошкольное воспитание становилось всеобщим, общественным, решался вопрос и о трудовом воспитании детей. Как один из важных факторов, отличающий советский детский сад от дореволюционного, на всех четырех Всероссийских съездах по дошкольному воспитанию (1919, 1921, 1924, 1929), проведенных по инициативе Наркомпроса РСФСР в первое десятилетие советской власти, рассматривались вопросы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Уже на I съезде по дошкольному воспитанию (1919) определились единые со школой задачи трудового воспитания, сформулированы требования к нему. Труд должен быть посильным, иметь понятную ребенку цепь и доставлять ему удовольствие, выполняться хорошо и по возможности красиво. Перед воспитателями ставились две задачи: научить детей трудиться с радостью и приучать их работать коллективно. Содержание трудовой деятельности включало в себя самообслуживание и ручной труд. Кроме того, воспитанников следовало привлекать к уборке комнаты, стирке, работе на огороде и в саду.

В этом же году (1919) на конференции по теме «О трудовом начале в дошкольном учреждении» выявилось два направления:

1) дети должны выполнять в детском саду всю работу по поддержанию чистоты в помещении, стирке белья, приготовлению пищи, выращиванию овощей и др., что может привести к отказу от технического персонала;

2) труд следует вводить как воспитательный момент, а поэтому он должен быть посильным, его не должно быть много.

Тема трудового воспитания дошкольников обсуждалась и на последующих съездах. Так, на II съезде (1921) был поставлен вопрос перед дошкольными работниками о воспитании коллективизма в сочетании с трудом детей, чтобы каждый из них чувствовал, что он выполняет частицу общего дела. Труду стало уделяться все большее внимание. III съезд (1924) потребовал пересмотра содержания работы детских садов в связи с программами единой трудовой школы. Было принято решения строить работу детских садов, исходя из того, что ребенок «продукт социальной среды». Три составляющие социальной среды - труд, природа, общество - были положены в основу содержания работы дошкольных учреждений. Предпочтение отдавалось общественному и производственному труду, подчеркивалась важность совместной деятельности детей и взрослых. Труд стал соотноситься не с игрой, а с задачами производства. На IV съезде (1929) впервые был поставлен вопрос о методах трудового воспитания детей. Однако осуществ­лялась переоценка деятельности детей в труде, сообщение сложных представ­лений о труде взрослых, недоступные производственные экскурсии. Трудовая деятельность как бы отодвигала игру на второй план. Хотя и признавалась важ­ность двух видов детской деятельности, но игра и труд противопоставлялись, рассматривались механически как приспособительная деятельность ребенка к среде. Утверждалось, что игра в дошкольном возрасте идет по линии убывающей, а труд - по линии нарастающей. Акцентируется производительный характер дет­ского труда.

В организации и проведении всех съездов активное участие принимали А.С. Суровцева, выступавшая с докладом на IV Всероссийском съезде «Принципы со­ставления программы детского сада и связь со школой», и Н.К. Крупская (зав. внешкольном отделом Наркомпроса, заместитель А.В. Луначарского).

В 30 - 40-е гг. XX в. появились новые направления в решении задач трудового воспитания. Трудовую деятельность детей стали сочетать с наблюдениями за трудом взрослых, игру - соединять с трудовой деятельностью. Исследования Р.И. Жуковской и ее книга «Игры и трудовые занятия в детском саду» (1935) показали ведущую функцию игры и подчинение ей трудовых навыков: трудовая деятель­ность детей, по мнению автора, должна быть направлена на обогащение игры.

В годы Великой Отечественной Войны труд детей стал естественной формой работы с детьми в связи с ухудшением условий жизни и необходимостью реаль­ной помощи взрослым. Но в послевоенные годы (1946 -1960) тема труда отошла на второй план. Дошкольные работники старались знакомить детей с трудом взрослых, но собственный труд детей не был объектом внимания педагогов. Од­нако в 1953 г. были проведены исследования З.Н. Борисовой - о роли дежурства в детском саду и В.Г. Нечаевой - о трудовой деятельности в дошкольном возрас­те. Они положили начало большой группе научных работ по трудовому воспита­нию. В результате в 1962 г. было определено содержание трудового воспитания детей дошкольного возраста, начиная с трех лет.

В 60 - 80-е гг. XX в. проводится углубленное изучение трудовой деятельности дошкольников: содержание труда, формы его организации, средства и методы, исследовалось влияние труда на нравственное развитие ребенка (В.Г. Нечаева, Р.И. Жуковская, Д.В. Сергеева, Г..Н. Година, Р.С. Буре и мн. др.).

В силу новых социальных условий в стране в последнем десятилетии XX и начале XXI в. произошли значительные изменения в содержании дошкольного образования. Кардинально изменились в ученом мире и взгляды на трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Современный этап, по мнению С.А. Козловой, отличается «забвением этой важной проблемы», в новых программах воспитания дошкольников задача трудового воспитания не представлена. На страницах профессиональных журналов также редко встречаются статьи по про­блеме трудового воспитания. Нет такой задачи и в концепции дошкольного воспи­тания.

После Октябрьской революции в стране, когда шли жаркие дискуссии по по­воду становления новой школы и дошкольного воспитания, значительную роль в разработке теории и создании программ воспитания детей в данных образова­тельных учреждениях сыграли основоположники советской педагогики Н.К. Круп­ская и А.С. Макаренко. Особенно остро ставились вопросы трудового воспитания детей (школьного и дошкольного возраста).

Так, Н.К. Крупская считала, что трудовое воспитание детей необходимо начи­нать с ранних лет. Она неоднократно подчеркивала, что детей нужно приучать к простейшим, доступным им видам труда, и взрослые не должны сдерживать стремление ребенка трудиться. Особенно большую роль она отводила самооб­служиванию. «Наши ребята не должны расти барчатами, которые не умеют пуго­вицы пришить к пальто», - говорила Н.К. Крупская.

В статье «Необходимые навыки» она писала, что многие трудовые навыки доступны для дошколят (участие 8 приборке, мытье посуды и т д.). К хозяйствен­ной работе нужно привлекать и мальчиков (статья «Следует ли обучать мальчиков бабьему делу»), что будет у них воспитывать уважение к женщине, желание ей помогать. Но в то же время Н.К. Крупская говорила, что труд должен быть по­сильным для ребенка и интересным. Непосильный труд, по ее мнению, вреден.

Особую роль в условиях детского сада она отводила коллективному труду: «Совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда».

Заметный вклад в теоретическую разработку проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста сделал А.С. Макаренко. Он считал, что различные трудовые качества не даются человеку от природы, а они воспитываются и начи­нать трудовое воспитание надо с раннего детства.

Первую трудовую подготовку, по его мнению, дети получают в семье. А.С Макаренко е «Книге для родителей» дает подробные консультации, как осущест­влять трудовое воспитание в семье. Он говорил, что если детей освобождают от труда, то растет эгоист, от которого сами родители, в первую очередь, будут страдать.

Он, как и Н.К. Крупская, придавал большое значение приучению детей к са­мообслуживанию, советовал давать детям поручения на длительный срок и вос­питывать умение подметить работу, нужную коллективу. Если же этого умения нет, то нужно применить способ просьбы или форму поручения, возбуждая лич­ную инициативу ребенка. Если же депо запущено, возможно применить принуж­дение, постепенно втягивая ребенка в работу.

И Н.К. Крупская, и А.С, Макаренко считали необходимым, чтобы дети были осведомлены о работе своих родителей, а когда подрастут - и о работе других людей. Их труды позволили уже в 30-х годах создать программу трудового воспи­тания детей, начиная с дошкольного возраста.

Л.Н. Толстой писал. «Важно донести до сознания ребенка, что все, чем он пользуется, не падает готовым с неба, а есть результат труда людей».

Итак, может ли трудиться ребенок дошкольного возраста? А если может, то чем отличается его труд от труда взрослых людей?

Исследования отечественных ученых показали, что детский труд отличается от труда взрослых тем, что ребенок не создает в своем труде общественно-значимых материальных ценностей. Труд дошкольников имеет обществен­ное значение.

Труд детей носит воспитывающий характер - так на него смотрят взрос­лые. Сам же ребенок воспринимает свою деятельность как самоутверждение, по­знание собственных возможностей.

Отличительной особенностью труда детей является его близость к иг­ре. Например, у детей нередко в игре возникает необходимость потрудиться: вы­мыть посуду, выкупать куклу или выстирать ее испачканное белье. Такая игра по­буждает детей совершать реальные трудовые действия.

Нередко труд перемежается с игрой. Ребенок несет розетки с красками на столы. Возвращаясь к столу воспитателя, он превращает поднос в руль, гудит, изображая машину.

Для трудовой деятельности малышей характерен интерес к самому процессу действий. Например, полив растения, ребенок начинает поливать их снова.

В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться не­зависимым от взрослого, самостоятельным.

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, т.е. от его отсутствия страдает лишь формирующийся нравственный облик ребенка.

Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь в нем взрослого(В.Г. Нечаева, С.А. Козлова и др.).

Итак, трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты лю­бой деятельности (цель, мотив, план, процесс деятельности, результат труда), но их формирование и развитие в дошкольном детстве своеобразны.

^ 1. Постановка цели. Дети младшего дошкольного возраста не могут само­стоятельно ставить цель в труде, т.к. они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс труда и его результат. Действия ребенка носят не целена­правленный, а процессуальный характер, т.е. он может подметать, стоя на одном месте, или мыть чашку, просто поставив ее под струю воды. Цель не имеет для маленького ребенка смысла, он формулирует ее только для обозначения сиюми­нутного действия. Для развития способности ставить цель в труде важны осозна­ние цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе роль принадлежит взрослому.

Старшие дошкольники уже могут самостоятельно сформулировать цель своей деятельности и удерживать цель на протяжении всего процесса до получе­ния результата. Однако такие умения проявляются детьми на материале уже из­вестного труда (по самообслуживанию, уборка помещения и др.), но если ребенок встречается с незнакомым ранее содержанием труда, ему нужна, как и малышу, помощь взрослого.

Особенность данного компонента трудовой деятельности дошкольников - уча­стие взрослого. Самостоятельность детей в постановке цели и ее осознание от­носительны.

^ 2. Мотивы трудовой деятельности. При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, по­ чему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положи­тельной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрос­лым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу дру­гим), которые свойственны особенно старшим дошкольникам. Дети охотнее при­нимают участие в труде, даже не имеющем особой привлекательности, если по­нимают его значение для других.

Все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5 - 7 лет ребенок способен их формулировать.

^ 3. Трудовые действия (процесс деятельности). Младший дошкольник вы­полняет трудовые действия под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (убрать постель, подмести и т.д.) и способен обучаться трудовым действиям по словесному объяснению. Детей дошкольного возраста увлекает именно процесс деятельности. Для ребенка любого дошкольного возраста участие взрослого в процессе труда вносит особый элемент привлекательности.

4. Планирование. Это важный компонент. Он включает в себя планирование последовательности действий (организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом).

Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность, старший дошкольник осуществляет планирование с помощью взрослого. Простые и известные действия ребенок может планировать, рассказать, что и за чем он будет выполнять. Но при получении более сложного задания он испытывает за­труднения. Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует ра­боту детей сам, затем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.

5. Оценка. Эта операция сложна для детей дошкольного возраста. Младшим дошкольникам зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Ребенка старшего возрас­та интересует достижение практического, материально представленного резуль­тата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. С помощью взрослого старшие дети учатся оценивать процесс выполнения и результат своей работы. В 5-7 лет у детей уже могут появляться гордость, удовлетворение от самостоя­тельно достигнутого результата в труде.

6. Результат. Результат видят все дети. Однако младшим интересен лишь сам процесс выполнения трудовых действий, старшие стремятся к получению резуль­тата

Таким образом, говорить о трудовой деятельности у младших дошкольников преждевременно, речь может идти лишь о формировании отдельных трудовых умений, действий, У старших дошкольников при некоторой условности можно до­пустить наличие элементов трудовой деятельности, но совершаемой вместе со взрослыми и с их помощью. Тем не менее, следует отметить, большую воспита­тельную роль даже самых простых трудовых навыков. Особенности труда дошко­льников: связь с игрой, опора на помощь взрослого, отсутствие материально и общественно значимого продукта труда, нравственная мотивация труда (С.А. Коз­лова).

Отечественные исследователи предлагали различные формулировки задач трудового воспитания для детей дошкольного возраста.

На основе классификации Ю.К. Бабанского, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой можно выделить две группы задач:

1 - помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью;

2 - развитие личности ребенка в труде.

Например, В. Г. Нечаева предлагает в качестве задач трудового воспитания дошкольников:

 


  • формирование трудовых умений и навыков;

  • воспитание правильного отношения детей к труду;

  • заложение основ трудолюбия;

  • воспитание нравственно-волевых качеств личности,

  • овладение навыками трудовой деятельности;

  • воспитание положительного отношения к труду взрослых.


Некоторые ученые (П.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов) предлагают непременно решать задачу раскрытия значимости создаваемых материальных ценностей для каждого человека, для семьи, государства.

Они подчеркивают, что работа эта сложная, т.к. ребенок видит в жизни и не­гативное отношение к материальным ценностям. Они рекомендуют с малых лет приучать ребенка к аккуратному обращению с игрушками, ремонтировать их вме­сте с детьми, складывать все на место. Сначала это проходит под руководством взрослых, затем дети проводят эту работу самостоятельно.

С помощью взрослых дети получают знания о труде, о том, кто и как делал игрушки, самолеты, машины и т.д. Дети не только обучаются трудовым умениям и навыкам, но и знакомятся с трудом взрослых, которое воспитывает у них уваже­ние к труду других людей, учит бережно относиться ко всему, что создано трудом человека.

Следующей важной задачей трудового воспитания дошкольников, по их мне­нию, является формирование устойчивого интереса детей к конечному результа­ту любого труда. Именно это и способствует, как они считают, воспитанию трудо­любия у ребенка. В качестве доказательства они утверждают, что ребенка при­влекает не конечная цель труда, не его результат, а сам процесс. При этом часто дети, освоив один прием трудовой деятельности, бросают работу и не доводят ее до конца. Так девочка начала стирку, выстирала одно платье куклы, а дальше стирку прекратила. Такое отношение детей к результату труда соответствует их ситуативным интересам

Ставшая традиционной, классификация основных задач трудового воспита­ния детей, предложенная в 70 - 80-е гг. XX в. Р.С. Буре, в течение многих лет бы­ла руководством к действию в трудовом воспитании детей дошкольных учреждений. Каждая из предложенных ею задач не только сформулирована, но и убеди­тельно обоснована ее значимость для трудового воспитания детей.

^ Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему. Всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Вначале ребенка привлекает сам процесс трудовых действий, движение механизмов. По­следовательное ознакомление детей с трудом взрослых сначала в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель объясняет детям, что значит трудолюбивый человек, что значит хорошо трудиться. Формируя у де­тей уважение, к трудящемуся человеку, педагог воспитывает у них бережное от­ношение к результатам труда. Задача осуществляется во всех группах.

^ Обучение детей простейшим трудовым умениям и навыкам. Знания до­школьников о труде взрослых могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей, т.к. непосредст­венно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата.

В программе раскрывается объем трудовых умений и навыков, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Содержание труда постепенно расширяется при учете возрастающего опыта детей, овладения ими навыками. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы. Задача так же осуществляется во всех возрастных группах.

^ Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности. В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно то, что им посильно, приходя на помощь в случае необходимо­сти. Не следует допускать огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом. В таких случаях может появиться неуверен­ность в своих силах и нежелание трудиться. Труд детям должен приносить ра­дость от достигнутых результатов и от своей полезности другим. Дети начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями. Как качество личности трудолюбие представляет итог трудового воспитания детей, когда они по собст­венному побуждению принимают участие в труде, проявляя активность, само­стоятельность, творчество в процессе разнообразных дел. Данная задача реша­ется во всех возрастных группах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.