Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие людей в многонациональных и многоконфессиональных обществах. Культура межнациональных отношений.






Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя объективно существующими и друг другу противоречащими тенденциями: тенденцией к объединению наций — межнациональной интеграции, — и тенденцией к самостоятельному функционированию каждой из наций — национальной дифференциации. Объективные причины межнациональной интеграции кроются в развитии экономических связей и отношений, развертывании процессов глобализации. В ходе этих процессов нации преодолевают свою замкнутость, вступают во все более тесное взаимодействие между собой. В настоящее время зримые формы процессы интеграции приобрели в Европе, где уже 25 государств являются членами Европейского Союза. В то же время дает о себе знать и вторая тенденция.

Эти две тенденции действуют постоянно, но небесконфликтно. Противоречие между ними является основным противоречием в сфере межнациональных отношений. Из основного противоречия вытекают и другие, например, противоречие интересов отдельных наций с интересами общества в целом. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, И национальной самобытностью государств и народов. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Возникают противоречия между представителями различных национальностей в трудовых и иных многонациональных коллективах. Причины обострения национальных интересов могут носить политический, экономический, демографический характер.

Там, где есть национальные конфликты, всегда пышно цветет идеология национализма и шовинизма. Национализм — это психология и идеология национального превосходства, в основе которых лежит гипертрофия национального чувства. Национализм часто смыкается с идеями избранности данного народа, предопределенности его судьбы Высшими силами. При этом для обоснования идеи национального превосходства особым образом интерпретируются факты действительной истории данного народа и специфические свойства его культуры. Национализм больших наций в наиболее крайней форме проявляется в виде шовинизма (по имени французского гренадера Шовена, восторженного поклонника завоевательной политики Наполеона, сатирического персонажа популярного в XIX в. во- девиля братьев Коньяр «Трехцветная кокарда»). Шовини́ зм — идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования «права» на дискриминацию и угнетение других народов. Шовинизм выражается в политическом, экономическом, духовном подавлении других народов, пренебрежении к их правам и национальным ценностям. Непростыми оказываются пути разрешения межнациональных проблем, но их никак нельзя разрешить исключительно силовыми, военными методами. Ничто не может заменить политического пути решения конфликтов, сколь сложным и долгим в каждом конкретном случае ни был бы такой путь.

При взаимодействии людей в многонациональном обществе легче всего в конфликтной ситуации взвалить вину за все беды на национальное меньшинство, а тому, в свою очередь, — на коренную нацию. По-видимому, гармонизация отношений между людьми в многонациональном обществе требует соблюдения таких условий, как наличие правового государства, отказ национальных меньшинств от сепаратизма, предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, признание культурной автономии территориально рассеянных национальных меньшинств. Основные принципы современной национальной политики таковы.

Гармоничное сочетание национальных и интернациональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

Это означает, во-первых, недопущение правовых норм и законов, закрепляющих национальное неравноправие; во- вторых, уважение культурных традиций и интересов всех национальных групп; в-третьих, осуждение насилия в решении национальных вопросов; в-четвертых, восстановление прав репрессированных народов.

Неприятие любых форм национального шовинизма, особая чуткость и осмотрительность во всем, что касается межэтнического общения, затрагивает национальные чувства людей.

Многонациональное общество является, как правило, и многоконфессиональным (латинское слово «конфессия» означает вероисповедание). Мирно ужиться и взаимодействовать в таком обществе люди могут, лишь руководствуясь принципами веротерпимости, свободы совести. Еще. в XVII в. английский философ Д. Локк в знаменитых письмах о веротерпимости выдвинул требования того, что государство должно признать свободу религии, предоставлять людям право религиозного самоопределения, не должно лишать своих подданных гражданских и политических прав в зависимости от их принадлежности к определенной конфессии. В XVIII в. французский писатель и философ Вольтер провозглашал, что свобода совести есть право, которое человек получил от природы, и никто не может принуждать его в вопросах веры, каждому надо разрешить молиться на свой лад, каждый вправе исповедовать ту или иную веру в согласии лишь со своей совестью. Принцип свободы совести признается всеми современными демократическими государствами, в том числе и Россией. Важно в действительности реализовать свободу совести в отношениях между людьми. С малых лет необходимо воспитывать чувства взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, между последователями разных религий.

Геноци́ д (от греч. γ έ ν ο ς — род, племя и лат. caedo — убиваю) — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

· убийства членов этой группы;

· причинения тяжкого вреда их здоровью;

· мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;

· принудительной передачи детей;

· предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

С 1948 года геноцид признаётся в ООН международным преступлением.

В истории человечества можно найти немало случаев геноцида, начиная с древнейших времён и вплоть до наших дней. Особенно это характерно для истребительных войн и опустошительных нашествий, походов завоевателей, внутренних этнических и религиозных столкновений, для образования колониальных империй европейских держав.

Геноцид признан международным преступлением. В частности, в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за геноцид как за преступление против мира и безопасности человечества (ст. 357 Уголовного кодекса).

Тем не менее, признание факта геноцида на международном уровне само по себе зачастую является проблематичным. Во многих случаях власть, которой инкриминируется акт геноцида, не желает признавать его; обратное происходит лишь в редких случаях, и то весьма часто акт геноцида признаётся уже преемниками власти, его совершившей. Нередки случаи, когда геноцид признаётся лишь отдельными третьими государствами.

 

Примеры геноцида:

Наиболее известными фактами геноцида в XX веке являются (хронологически):

· Геноцид племён гереро и нама в 1904—1907 годах

· Истребление и депортация христиан в Османской империи в 1915—1923 годах (см.: Геноцид армян; Геноцид понтийских греков; Геноцид ассирийцев).

· Истребление нацистской Германией во время Второй мировой войны евреев (см.: Холокост), цыган (см.: Геноцид цыган).

· Истребление в годы Второй мировой войны профашистским хорватским режимом Павелича сербов (см.: Геноцид сербов (1941—1945)).

· Истребление режимом Пол Пота и Иенг Сари в 1975—1979 годах в Камбодже до трёх миллионов камбоджийцев (оно часто называется геноцидом, хотя национальность жертв не имела определяющего значения, если не говорить об отдельных национальных меньшинствах). См.: Красные кхмеры, Поля смерти.

· Истребление иракскими войсками курдского населения северного Ирака — в частности, в процессе операции Анфаль 1987—1989 годов.

· Геноцид в Руанде 1994 года — массовая резня в Руанде, в результате которой представители племени хуту истребили 800 тысяч членов племени тутси.

· Резня в Сребренице (1995) — массовое убийство боснийских мусульман боснийскими сербами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.