Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ конкретных составов преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта






Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК)

Предусмотренные этой статьей преступления ограничены сферой применения транспортных средств, названных в ее диспозиции. Они и определяют особенность характеристики основного непосредственного объекта таких преступлений, в качестве которого следует понимать общественные отношения по безопасному функционированию железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта. Обязательным дополнительным объектов является жизнь и здоровье человека.

Железнодорожный транспорт включает в себя механический рельсовый транспорт независимо от своей принадлежности. Это локомотивы (электровозы, тепловозы, паровозы), дрезины и другой подвижной состав. К нему также нужно отнести железные дороги, подъездные пути, дистанции и др.28 Городской рельсовый электротранспорт (трамвай) к железнодорожному транспорту не относится. Однако метро, являясь его разновидностью, в силу прямого нормативного указания (постановление Совета Министров СССР от 21.05.1975 г.), рассматривается как железнодорожный транспорт.

Если механический рельсовый транспорт используется в пределах территории предприятий (заводов, шахт) для обеспечения производственного процесса (вагонетки, электровозы и т.п.), и в результате неправильных действий лиц, ими управляющих, происходят несчастные случаи с людьми, то такие действия не рассматриваются по данной статье УК, и в зависимости от обстоятельств дела могут оцениваться как преступление против личности.

Воздушный транспорт охватывает воздушные суда гражданской авиации, а также иные средства воздухоплавания (самолеты, гидросамолеты, вертолеты, аэростаты, дирижабли, планеры, дельтапланы, воздушные шары и т.п.). Исключение сделано лишь для военных летательных аппаратов. Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных воздушных судов рассматривается как преступление против военной службы и квалифицируется по ст. 351 УК

Водный транспорт (морской и речной) охватывает различные типы судов, передвигающихся по воде или под водой, и обладающих самоходностью за счет энергетических источников движения, как механических так и естественных. Их видовая характеристика разнообразна. Сюда входят, например, пассажирские, транспортные и рыболовные суда, перерабатывающие плавзаводы, буксиры, ледоколы, спортивные парусные яхты, суда на воздушной подушке или подводных крыльях.. Обязательный признак всех морских и речных транспортных средств — наличие качества самоходности. Маломерные суда29 (моторные катера и лодки, водные мотоциклы и др.) также следует отнести к предмету этого преступления. Несамоходные транспортные средства (баржи, обычные весельные лодки) в предмет рассматриваемого преступления не входят.

Военные надводные корабли и подводные лодки относятся к транспортным средствам, однако за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации на них ответственность наступает по ст. 352 УК РФ.

По своей конструкции состав рассматриваемого преступления материальный, и поэтому объективная сторона преступления включает характеристику деяния, общественно опасные последствия и причинную связь между ними.

Деяние выражается в нарушении, путем действия или бездействия, правил безопасности движения и (или)30 эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.

Нарушением правил безопасности движения нужно считать невыполнение или ненадлежащее выполнение каких-либо правил управления транспортным средством, либо совершение действий, запрещенных ими. Например, проезд поезда на запрещающий сигнал семафора, превышение машинистом скорости движения; несоблюдении пилотом воздушного судна маршрута, высоты, коридора полета или ошибочное указание авиадиспетчером взлетной полосы; превышение капитаном морского или речного судна скорости движения на подходах к портам, при расхождении со встречным судном и т.п.

Нарушением правил безопасности эксплуатации транспортных средств является отступление от технических требований по обслуживанию таких средств, установленных с целью обеспечения безопасности их функционального использования. Например, нарушение правил посадки и высадки пассажиров, отступление от правил технического обслуживания механизмов транспортных средств, использование таких средств с неисправной сигнализацией и т.п.

В диспозиции ст.263 УК правила движения и эксплуатации транспорта только называются, но не раскрываются. Для того, чтобы установить, какие правила были нарушены и в чем конкретно такое нарушение выражается, нужно обращаться к ведомственным правовым актам. Они весьма разнообразны, и принимаются применительно к отдельным видам транспортных средств.

Так, к числу основных нормативных актов, регламентирующих функциональное использование железнодорожного транспорта, например, относятся: Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003. №18-ФЗ и Федеральный закон от 10.01.2003. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте»; Правила технической эксплуатации железных дорог РФ от 23.04.1993. (с изменениями на 29.03. 1999).31

Применительно к воздушному транспорту у числу основных актов можно отнести: Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г; Положение о Федеральной авиационной службе России от 13.08.1996 г.32

Функционирование водного транспорта регламентируется с учетом специфики его разновидностей. В частности, работа морского транспорта основана на Кодексе торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 г; Уставе о дисциплине работников морского транспорта от 23.05.2000 г. и др.

Кроме перечисленных актов, нужно учитывать ряд международно-правовых актов, действующих в России. Например, Международные правила предупреждения столкновения судов 1972 г., Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения 1993 г.33 Наконец, немало правил движения и эксплуатации содержится в многочисленных ведомственных инструкциях и наставлениях.

Общественно-опасные последствия дифференцируют ответственность за преступление, предусмотренное ст. 263 УК. По части первой этой статьи к ним относится тяжкий вред здоровью, по части второй - смерть человека, по части третьей - смерть двух и более лиц. Таким образом, причинение иных последствий, например, легкого или средней тяжести вреда здоровью исключает уголовную ответственность по этой статье.34

В случае причинения крупного ущерба при совершении деяния, предусмотренного ст.263 УК, виновное лицо при соответствующих условиях может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 168 УК (уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с источниками повышенной опасности).

О причинной связи как обязательном признаке объективной стороны рассматриваемого состава преступления подробно было сказано выше (§ 2 данной главы).

Субъективная сторона включает только один признак: вину в форме неосторожности. Лицо, нарушившее правила безопасности движения и эксплуатации, предвидело возможность наступления последствий своих действий (бездействия), предусмотренных в ст.263 УК, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение (легкомыслие), или хотя и не предвидело наступление таких последствий, но при достаточной внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность).35 В случае умышленного причинения вреда здоровью потерпевшего или отношениям собственности в связи с нарушением таких правил, ответственность наступает по статьям, предусмотренным в других главах УК.

Другие психические моменты отношения лица к совершенному преступлению, т.е. осознанное или неосознанное нарушение правил безопасности движения и эксплуатации, мотивы допущенного нарушения, должны получить свою оценку в рамках учета степени общественной опасности личности преступника и влиять на индивидуализацию наказания.

Субъект данного преступления специальный, т.е. это лицо, достигшее 16 - летнего возраста (а фактически, старше 18 лет в силу специфики транспортных средств36), и выполняющее определенные профессиональные или служебные функции на транспорте. Т.е. к ним относятся как «профессионалы»: машинисты, пилоты, капитаны судов, лоцманы, штурманы, бортмеханики и т.п., так и работники транспорта, выполняющие функции по обеспечению безопасного управления транспортном: диспетчера аэропорта, путевые обходчики и т.п.37 Также важно подчеркнуть, что эти лица выполняют такие функции (по движению и эксплуатации) во время исполнения своих служебных обязанностей либо во время, когда должны были их выполнять.

Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК)

Преступление, предусмотренное данной статьей является самым распространенным транспортным преступлением. В количественном исчислении их объем может показаться небольшим (около 27 тыс. ежегодно в период с 2004-2006 г.), но причиняют они тяжкие и особо тяжкие последствия. На фоне происшествий на транспорте автотранспортные преступления занимают незначительную долю, но их соотношение постепенно меняется в худшую сторону. В нашей стране ежедневно совершается более 600 аварий, в которых погибает более 100 человек и не менее 700 человек причиняется вред здоровью. Динамика нарушений правил дорожного движения (ПДД) и дорожно-транспортных происшествий, т.е. происшествий, повлекших гибель или ранение людей (ДТП) неравномерна, т.к. чувствительно реагирует на изменения административного и уголовного законодательства, а также правоприменительную практику органов ГИБДД. И тем не менее она показывает интенсивный рост ее показателей, которые в абсолютном выражении исчисляются 30-40 млн. нарушений ПДД и 150-200 тыс. ДТП. Среднее соотношение нарушений ПДД и автотранспортных преступлений в России составляет 1803: 1.38

Характеристика непосредственного объекта мало отличается от ранее данной (ст.263 УК), но с поправкой, что речь идет о безопасности жизни и здоровья человека в сфере функционирования механических транспортных средств.

Предмет преступления обозначен в самой диспозиции и в примечании к ст. 264 УК. Это автомобили, трамваи, троллейбусы, трактора, мотоциклы, иные самоходные машины, а также иные механические транспортные средства. К иным самоходным машинам, согласно разъяснению Постановления Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях»39 относятся автокраны, скреперы, грейдеры, экскаваторы, автопогрузчики и т.п. Для трактовки иных механических транспортных средств нужно воспользоваться формулировкой понятия механического транспортного средства из КоАП РФ (ст.12.1) и Правил дорожного движения (п.1.2.): это транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом более 50 см3 и имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации (подвесной электротранспорт, мотоколяски, мотосани и т.п.).40

По своей конструкции состав рассматриваемого преступления материальный, и поэтому объективная сторона преступления включает характеристику деяния, общественно опасные последствия и причинную связь между ними.

Деяние выражается в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, и может быть совершено как путем действия так и бездействия.

Нарушением правил дорожного движения нужно считать превышение скорости, неподчинение сигналам светофора или жестам регулировщика, выезд на полосу встречного движения, несоблюдении очередности проезда перекрестка, неправильный обгон или маневрирование на дороге и т.п.

Нарушением правил эксплуатации является управление технически неисправным транспортным средством, перевозка людей на транспорте без специально оборудованных посадочных мест, управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и т.д. Эти правила, в отличии от предыдущих, нацелены на поддержание технического состояния транспортных средств, обеспечивающего безопасность их функционального использования.

Для того, чтобы нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств признать деянием в рамках ст.264 УК, нужно его совершить в процессе управления транспортным средством во время его движения. Президиум Пермского областного суда не согласился с приговором суда первой инстанции, признавшим гражданина Белоусова виновным в преступлении, предусмотренном ч.2 ст.264 УК РФ. Суд установил, что гражданин Белоусов в качестве пассажира находился в кабине стоявшей машины, рядом с местом водителя. С целью прогреть машину, не проверив, находится ли рычаг переключателя скоростей в нейтральном положении или автомобиль стоит на ручном тормозе, он по просьбе водителя Блохина повернул ключ зажигания. Машина резко дернулась и поехала назад, прижав задней частью водителя и грузчика, вследствие чего водитель получил смертельные повреждения и легкие телесные повреждения грузчик. За руль, как показали свидетели, Белоусов не садился, и управления автомобилем не осуществлял. С учетом этого действия Белоусова были переквалифицированы на ч.1 ст.109 УК.41

Ответственность по ст.264 УК наступает только в случае нарушения конкретного правила, непосредственно связанного с обеспечением безопасного функционирования вышеперечисленных транспортных средств. Поэтому требуется ссылка на соответствующий пункт Правил дорожного движения. Нарушения иных правил, например, технических, техники безопасности, обычных правил предосторожности, хотя бы и в процессе использования транспорта, посягают на другие объекты (жизнь, здоровье человека, безопасные условия труда) и поэтому не могут квалифицироваться по ст. 264 УК.

Чтобы установить, какие правила безопасности дорожного движения или эксплуатации нарушены, необходимо обратиться к соответствующим нормативным актам. К ним прежде всего относятся ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 2.03.1999 г, 25.04.2002 г., 22.08.2004 г.), Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства РФ 23.10.1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями), в которых содержится основной перечень правил движения и правил эксплуатации.42 Некоторые правила, регулирующие функционирование отдельных видов транспорта или регламентирующие производство конкретных видов деятельности, предусмотрены другими актами. Например, Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.43

Следующий признак объективной стороны - общественно-опасные последствия, вредоносность которых дифференцируют ответственность за преступление, предусмотренное ст. 264 УК. По части первой этой статьи к ним относится тяжкий вред здоровью, по части второй - смерть человека, по части третьей - смерть двух и более лиц. Характеристика этих последствий совпадает с ранее приведенной применительно к ст.263 УК.

Если в результате нарушения правил движения или эксплуатации транспортных средств пострадало несколько лиц, но каждому из них в отдельности причинено однородное последствие, квалификация будет проведена по той части статьи 264 УК, в которой предусмотрено такое последствие. Количество пострадавших в настоящий момент может быть учтено только в качестве обстоятельства, отягчающего наказание (п.б. ч.1 ст.63 УК). В тех случаях, когда наступили последствия различной тяжести, предусмотренные несколькими частями ст. 264 УК, но не выходящие за рамки одного преступления, содеянное необходимо квалифицировать по той части статьи, которая предусматривает ответственность за наиболее тяжкие из наступивших последствий. Совокупность преступлений, предусмотренных разными частями ст.264 УК, будет лишь в тех случаях, когда нарушения правил движения или эксплуатации были совершены в разное время.

К ранее сказанному о причинной связи в транспортных преступлениях можно добавить несколько методических рекомендаций, позволяющих избежать ошибки при ее установлении, особенно в тех случаях, когда вредные последствия являются результатом взаимодействующих нарушений правил дорожного движения, допущенных другим водителем или самим потерпевшим. Во-первых, нужно установить, связано ли конкретное ДТП с участием в нем данного водителя, и предшествовало ли оно во времени наступившим последствиям. Во-вторых, следует определить, какое именно нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспорта им допущено. В-третьих, требуется оценить силу влияния на наступившие последствия этого нарушения. При этом нужно исходить из правила: сила влияния является достаточной для признания нарушения причиной наступивших последствий, если такое нарушение непосредственно повлекло эти последствия, либо создало реальную возможность их наступления, либо превратило такую возможность в действительность.44

Покажем применимость данных рекомендаций на конкретном примере. Водитель А. в темное время суток оставил свою грузовую машину на проезжей части, не включив габаритных огней и сигнала аварийной остановки, чем нарушил Правила дорожного движения. Следовавший в попутном направлении водитель Б., при объезде машины А. превысил скорость движения и выехал на полосу встречного движения. В результате произошло столкновение со встречным автомобилем, управляемым водителем С., который в результате аварии погиб. Оба водителя, А. и Б., были признаны судом виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.264 УК. Однако такой приговор в отношении водителя А. нельзя признать правильным, т.к. отсутствует причинная связь между его действиями и наступившими последствиями. Оставив на проезжей части дороги свою машину без предупредительных знаков, водитель А. допустил нарушение ПДД. В то же время водитель Б., заблаговременно увидев при свете фар своего автомобиля стоявшую машину водителя А., за 50 м. до нее включил световой указатель левого поворота и выехал на полосу встречного движения с превышением скорости движения. Следовательно, причиной аварии нужно признать действия водителя Б., который вел машину с превышением скорости, не принял своевременных мер к остановке и, хотя видел и стоявший на дороге грузовик, и свет шедшей навстречу машины водителя С., тем не менее выехал на полосу встречного движения. Действия водителя А., допустившего нарушение Правил дорожного движения, непосредственно не повлекли указанных последствий, а лишь создали абстрактную возможность их наступления. Превратили такую возможность в реальную и перевели ее в действительность противоправные действия водителя Б., ибо при данных обстоятельствах включенные габаритные огни и сигнал аварийной остановки на машине водителя А. не предотвратила бы аварии. Таким образом, указанное нарушение ПДД водителя А.. не является необходимым условием наступления смерти водителя С., и в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренного ст. 264 УК.

Констатация причинной связи между допущенным нарушений и наступившими общественно опасными последствиями еще не предрешает положительного решения о возложении на лицо уголовной ответственности. Для этого требуется установить, виновно ли оно в их наступлении. Таким образом не исключаются ситуации, когда применима ст. 28 УК (невиновное причинение вреда).

Субъективная сторона данного преступления характеризуется неосторожной формой вины в двух ее разновидностях. При легкомыслии лицо предвидит возможность наступления последствий, предусмотренных в ст. 264 УК, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, при небрежности - не предвидит возможности наступления таких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.45

Субъект рассматриваемого преступления специальный. Это лицо, достигшее 16 лет, управляющее транспортным средством, предусмотренном ст. 264 УК. При этом не имеет значения, своим или чужим транспортным средством управляло лицо, допустило ли нарушение правил дорожного движения или эксплуатации во время работы либо во внерабочее время, имеются ли у него водительские права или он был лишен их либо вовсе не имел.

Если ДТП произошло во время учебной езды, то к уголовной ответственности, как правило, привлекается не ученик а инструктор, если в его действиях имеется нарушение правил движения или эксплуатации (чаще, правил эксплуатации, если учебная езда осуществлялась на машине, не оборудованной двойным управлением). Если же будет установлено, что ученик умышленно создал аварийную ситуацию и имел намерение причинить вред жизни и здоровью, он должен отвечать не по ст. 264 УК, а за преступление против личности.

В случае бегства водителя с места ДТП и оставления при этом без помощи потерпевшего, вопрос о его ответственности решается следующим образом. Водитель, виновный в нарушении Правил дорожного движения, повлекших причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью, и заведомо оставивший без помощи потерпевшего в опасном для жизни или здоровья состоянии, будет отвечать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 264 и ст. 125 УК. Если же водитель не нарушил указанных Правил, но жизнь или здоровье потерпевшего были поставлены под угрозу в результате происшествия с управляемым им транспортным средством, то невыполнение водителем обязанности по оказанию помощи потерпевшему влечет ответственность только по ст. 125 УК. Вместе с тем эта статья УК не применяется, если смерть потерпевшего наступила мгновенно, в момент совершения аварии.

Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК).

В научной литературе высказано сомнение об отнесении магистральных трубопроводов к разновидностям транспорта, и противоправных действий при его использовании, к транспортным преступлениям. Как следствие этого, неоднозначно трактуется видовой объект данного преступления. Так, утверждается, что им являются отношения экономической и хозяйственной деятельности.46 Однако несомненно, что нахождение, например, газового или нефтепровода в постоянной среде обитания человека (в непосредственной близости от жилищных и производственных сооружений, в экологической среде) создает угрозу общественной безопасности, а в случае их разрушений или повреждений, как правило, ведет к огромному материальному ущербу. Очевидно, что никакое традиционное экономическое преступление таких угроз создать не может. Поэтому полагаем, что основным непосредственным объектом данного преступления является безопасность функционирования трубопроводного транспорта, а обязательным дополнительным объектом жизнь и здоровье человека.

Предметом преступления является лишь магистральный трубопровод, представляющий комплекс технических устройств, с помощью которых осуществляется перемещение на значительные расстояния нефти, газа, нефтепродуктов, твердых продуктов и т.п. из районов их добычи (производства) до мест потребления (нефтебаз, портов и т.п.). К составляющим элементам этого комплекса относятся: непосредственно трубы, перекачивающие установки, компрессорные станции, контрольно-измерительные приборы, резервуарные парки и т.д. Магистральный трубопровод может быть наземным, подземным, надводным и подводным. Вспомогательный (ответвляющиеся к потребителям линии) и складской (линии для постоянного или временного хранения перемещаемых продуктов) трубопровод к предмету данного преступления не относится. Нарушение правил безопасности в отношении этих видов трубопровода может влечь ответственность по другим статьям УК (против личности при нарушении правил охраны труда, против собственности при повреждении или уничтожении имущества).

По своей конструкции состав преступления материальный, поэтому объективная сторона состоит из: деяния (действия или бездействия) выраженного в нарушении правил безопасности общественно опасных последствий; причинной связи между деянием и такими последствиями.

В диспозиции говорится о трех видах правил безопасности (строительных, эксплуатационных и ремонтных), которые предусмотрены в разных подзаконных актах.47 Правила безопасности при строительстве магистральных трубопроводов представляют собой совокупность нормативных требования и положений, регламентирующих проектирование и строительство магистральных трубопроводов. Их нарушение должно создавать угрозу безопасности эксплуатации трубопровода и наступление вредных последствий. Например, применение недоброкачественных строительных материалов, несоблюдение технологии укладки труб, недоброкачественная сварка или изоляция трубопроводов и т.д.

Правила безопасности при ремонте магистральных трубопроводов представляет собой свод стандартов и нормативов, обеспечивающих восстановление функциональных возможностей трубопровода. Не имеет значения, являлся ли такой ремонт текущим или капитальным, главное, что допущенные нарушения таких правил повлияли на безопасное функционирования трубопровода и наступление соответствующих последствий. Например, установка некачественного оборудования или использование при ремонте бракованных деталей и узлов и т.д.

Правила безопасности при эксплуатации магистральных трубопроводов закреплены в специальных нормативах, обеспечивающих нормальное функционирование трубопровода. Их нарушения может выражаться, например, в превышении давления внутри трубы при перекачке нефти, несоблюдении контроля за работой измерительных приборов, допуске к работе ненадлежащих лиц и т.д.

Статья 269 УК состоит из трех частей, в которых предусмотрены в качестве обязательного признака последствия тех же видов, что и в ранее рассмотренных статьях. Если от нарушения правил безопасности при строительстве, ремонте или эксплуатации магистрального трубопровода наступили иные, менее опасные последствия, уголовная ответственность исключается, и лицо, его совершившее, может подлежать административной ответственности.

Трудным для квалификации является ситуация, когда наступил крупный ущерб при нарушении правил безопасности при строительстве магистрального трубопровода. Как известно, это последствие было исключено из диспозиции ст.269 УК в 2003 году. Но есть ст.216 УК, в которой, по мнению специалистов, содержится общая норма (по отношению к специальной, предусмотренной в ст.269 УК). Полагаем, что при такой ситуации (т.е. при наступлении крупного ущерба) и должна вменяться ст.216 УК.48

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины, т.е. лицо, нарушившее правила безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, предвидит возможность наступления последствий, предусмотренных в ст.269 УК, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие), либо не предвидит возможности наступления таких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность).

Мотивы и цели лежат за пределами состава ст.269 УК и поэтому могут учитываться только при индивидуализации наказания. Если же нарушение вышеуказанных правил было допущено с целью подрыва экономической безопасности или обороноспособности Российской Федерации, и было направлено на разрушение или повреждение магистрального трубопровода, то квалифицировать содеянное нужно по ст.281 УК как диверсию.

Субъект преступления - любое лицо, достигшее 16-летнего возраста и осуществляющее строительство, эксплуатацию или ремонт магистральных трубопроводов.

Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК)

Общественная опасность рассматриваемого преступления выражается в создании реальной угрозы наступления физического и имущественного ущерба посредством нарушения безопасности движения воздушного транспорта. Нередко совершение подобных преступлений причиняет вред иным объектам уголовно-правовой охраны, например, неприкосновенности Государственной границы РФ. Несмотря на то, что по данной статье за все время действия настоящего УК не было зарегистрировано ни одного преступления, нет оснований считать содержащуюся в ней норму «мертвой». Ее превентивное значение состоит в том, чтобы путем угрозы наступления уголовной ответственности не только предотвратить случаи нарушения правил международных полетов, но и устранить возможность совершения других более тяжких преступлений.

Непосредственным объектом является безопасность движения воздушного судна, совершающего международный полет (основной объект) и установленный порядок международных полетов (обязательный дополнительный объект).49

Предметом преступления является совершающее международный полет воздушное судно, которое может принадлежать как российской компании, так и компании иностранного государства или его гражданам. Международным признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства.50

Состав преступления сформулирован по типу формального, и поэтому им не охватываются наступившие вследствие допущенного нарушения общественно опасные последствия. Преступление признается оконченным с момента совершения деяния, т.е. несоблюдения указанных в разрешении51 параметров полета, т.е. маршрута, места посадки, воздушных ворот, высоты полета. В случае наступления общественно опасных последствий, например, тяжкого вреда здоровью или смерти одного или нескольких людей, при наличии соответствующих условий, содеянное следует квалифицировать по ст.263 УК.52

Таким образом, к признакам объективной стороны преступления альтернативно относится одно или несколько нарушений правил международных полетов: несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов, а также место совершения преступления - воздушное пространство, как в пределах территории РФ, так и за ее пределами.

Сами правила международных полетов, которые являются предметом таких нарушений, предусмотрены в различных правовых актах. К ним, в частности, относятся: Закон РФ «О государственной границе» от 1.04.1993 г. (с последующими изменениями), 53 Воздушный кодекс РФ от 19.02.1997 г., 54 Чикагская конвенция о международной гражданской авиации от 7.12.1944 г. (с изменениями, внесенными в 1962, 1972 и 1973 г.) к которой наша страна присоединилась в 1970 году, 55 Постановление Правительства РФ от 3.07.1998г. «О порядке выдачи разрешений на разовые полеты воздушных судов иностранных государств в Российской Федерации»56 и др.

Несоблюдение маршрута полета, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета выражается в отклонении от предварительно намеченного курса следования, изменении места промежуточной и конечной посадки, отступлении от параметров перемещения по воздушному коридору, увеличении или уменьшении высоты полета.

Под иным нарушением правил международных полетов нужно понимать такие нарушения, которые ставят под угрозу безопасность полета воздушного судна, например, отключение радиосвязи для обмена информацией с наземными службами, отсутствие системы опознания судна. Нарушение правил международных полетов, не связанных с такой угрозой (например, нарушение тарифов оплаты перевозки багажа и грузов), не рассматривается как преступление, предусмотренное ст.271УК.

Если нарушение правил международных полетов было вынужденным, например, под влиянием стихийного бедствия или аварии воздушного судна, пилот совершает вынужденную посадку не в международном, или ином, указанном в разрешении, аэропорту, оно признается непреступным, т.к. пилот действовал в ситуации крайней необходимости. Аналогичным образом решается вопрос, если такие нарушения допущены под влиянием физического или психического принуждения, либо при выполнении законного приказа или распоряжения (например, при захвате или угоне воздушного судна; при выполнении законного указания авиадиспетчера, ответственного за контроль соблюдения правил международных полетов).

Если нарушения правил международных полетов совершаются во время угона воздушного судна, то квалификация будет зависеть от того, кто находится «за штурвалом». Если пилотирование судна осуществляет его экипаж, допустивший нарушение правил международных полетов под угрозой расправы со стороны пассажира- угонщика, то при соответствующих условиях содеянное нужно рассматривать как посредственное причинение. Поэтому именно угонщик будут отвечать не только по ст. 211 УК, но и по ст. 271 УК как посредственный исполнитель этого преступления, а в случае наступления последствия в виде тяжкого вреда здоровью или смерти человека - по совокупности ч.3 ст. 211 УК и 271 УК. Если экипаж устраняется от пилотирования воздушного судна и оно осуществляется самим угонщиком, действия последнего должны квалифицироваться только по ст. 211 УК (угон воздушного судна).

С субъективной стороны преступление предполагает вину в форме умысла (прямого) или неосторожности (небрежности). Умышленным оно будет, когда лицо осознает, что нарушает правила международных полетов и желает это сделать. Неосторожным, если лицо не осознает в процессе полета нарушения таких правил, хотя осуществляемые им функции обязывают к их соблюдению, а необходимая при этом внимательность и предусмотрительность делает это возможным. Мотивы и цели, которыми руководствовалось виновное лицо, лежат за рамками рассматриваемого состава преступления, и могут быть учтены при индивидуализации наказания.

Субъект преступления специальный, т.е. это лица, входящие в экипаж воздушного судна, 57 осуществляющего международный полет на основании выдаваемого в таких случаях разрешения, в котором предусмотрены параметры полета (пилот, штурман). Ими могут быть также и служащие наземных служб обеспечения безопасности международных полетов (диспетчер международного аэропорта).

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК).

Безопасность функционирования транспорта напрямую зависит от технического состояния, в котором находятся сами транспортные средства, пути сообщения и другое транспортное оборудование. Можно утверждать, что в большинстве аварий с тяжкими последствиями скрыто присутствует техническая неисправность транспортного средства, однако она «поглощается» грубым нарушением правил движения и эксплуатации, допущенным лицом, управляющим им. К ответственности в таких случаях, как правило, привлекается только водитель, а скрытые неосторожные сопричинители (механик, слесарь, инженер-эксплуатационник) остаются безнаказанными. Согласно официальной статистике, в России количество ДТП, обусловленных неисправностью транспортных средств, составляло в разные годы от 2 до 4%, в то время, как в зарубежных странах, где транспортные средства находятся в несопоставимо лучшем состоянии, их удельный вес находится в пределах от 10 до 20%. При этом в России постоянно снижается число регистрируемых преступлений, связанных с недоброкачественным ремонтом транспортных средств и выпуском их в эксплуатацию в технически неисправном состоянии. Например, если по ст.266 УК в 1997 г. было выявлено 70 преступлений, то в 2001 г. уже 58, а в 2005 г. только 22.58 Восьмикратное снижение за девять лет - это парадокс, который можно было бы списать на счет изменений в законодательстве под лозунгом гуманизма, если бы такое снижение, как подчеркивает В.В. Лунеев, не было «результатом нехватки сил и так называемой следственной (а не нормативной) декриминализации преступлений, которая вершится по усмотрению работников ГАИ».59 Когда в одном ведомстве сосредоточен и контроль за техническим состоянием транспорта (по крайней мере, автотранспорта) и регистрация правонарушений в связи с неудовлетворительным техническим состоянием транспорта, иной картины ожидать было бы наивно. Сегодня ситуацию с недоброкачественным ремонтом транспорта в России нужно назвать драматической, т.к. на фоне традиционного низкого качества услуг в сфере технического обслуживания увеличились масштабы выпуска в торговлю не сертифицированных (т.е. бракованных) запчастей. Поэтому реальная общественная опасность рассматриваемого преступления существенно выше той, которая показывается официальной статистикой, а сфера применения ст.266 УК искусственно сужена.

Характеристика непосредственного объекта складывается из основного - общественных отношений по безопасному функционированию всех видов транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, речного, сухопутного транспорта) и обязательного дополнительного объекта - жизнь и здоровье человека.

В качестве предмета преступления диспозиция статьи перечисляет все виды транспортных средств, а также пути сообщения, средства сигнализации или связи, иное транспортное оборудование. Характеристика видов транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, речного, автомобильного, городского электротранспорта) аналогична уже приведенной применительно к статьям 263 м 264 УК.

Пути сообщения представляют собой комплекс, состоящий из коммуникаций, устройств и сооружений, по которым осуществляется движение разных видов транспортных средств (железные дороги, взлетные полосы, каналы, автомагистрали, трамвайные пути и т.п.).

Средства сигнализации это устройства, предназначенные для подачи световой или иной визуально воспринимаемой информации, создающие безопасные условия эксплуатации транспорта (семафоры, светофоры, маяки, шлагбаумы, навигационные огни и т.п.).

Средства связи представляют собой устройства, предназначенные для приема - передачи электронной информации, обеспечивающие безопасные условия эксплуатации транспорта (телефонная, телеграфная, радиосвязь и т.п.).

Иное транспортные оборудование это вспомогательные механизмы и сооружения на путях сообщений, служащие безопасному функционированию транспорта (мосты, тоннели, виадуки, шлюзы, причалы, разделительные ограждения автомагистралей и т.п.).

Объективная сторона рассматриваемого преступления включает деяние в форме двух разнохарактерных действий, каждое из которых в отдельности образует внешние признаки преступления: а) недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, иного транспортного оборудования, и б) выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. Она также включает последствия в виде тяжкого вреда здоровью человека (часть первая ст.269), смерти одного (часть вторая ст.269) или двух и более лиц (часть третья ст.269), и причинную связь между деянием и последствиями.

Недоброкачественный ремонт представляет собой выполнение работ (как реально, так и фиктивно) по исправлению повреждений, устранению дефектов транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации, связи, иного транспортного оборудования с нарушением установленных стандартов и нормативов, не обеспечивающих их последующую безопасную эксплуатацию, включая замену вышедших из строя элементов, узлов, приборов на новые, но некачественные.

Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств60 выражается в выдаче разрешения на использование транспортного средства, имеющего заведомо технические неисправности, способные создать аварийную ситуацию. В данной статье говорится лишь о технической неисправности транспортного средства. В некоторых случаях «неисправным» может оказаться и сам водитель, допущенный к выполнению своих обязанностей, например, в состоянии алкогольного опьянения, и тем самым создающий не меньшую угрозу безопасности функционирования транспорта. К сожалению, лицо, ответственное за безопасные условия функционирования транспорта, допустившее подобного «неисправного» водителя к работе, даже в случае наступления тяжких последствий, будет оставаться безнаказанным, что является пробелом уголовного законодательства на сегодняшний день.61

Несмотря на то, что в диспозиции анализируемой статьи говорится лишь о недоброкачественном ремонте или выпуске в эксплуатацию как о конкретных фактах недобросовестного отношения лица к выполнению обязанностей по поддержанию безопасного состояния функционирования транспорта, речь все-таки должна идти о нарушении этими лицами определенных правил, предписаний, инструкций, регламентирующих такой ремонт или выпуск. Поэтому при квалификации требуется установить, какие конкретные нормативные предписания были нарушены.

Обязательным признаком объективной стороны является причинная связь, которая при совершении данного преступления носит опосредованный характер, т.е. представляет собой сложную форму по протяженности. Ближе к наступившим общественно опасным последствиям оказываются действия водителя, однако порождены эти последствия предстоящими во времени действиями лиц, допустивших недоброкачественный ремонт или выпуск в эксплуатацию. Поэтому установление причинной связи в таком преступлении будет включать следующие этапы: 1) транспортные средства или иные предметы, указанные в диспозиции статьи, прошли ремонт или процедуру выпуска, 2) были сданы в эксплуатацию, подтвержденную оформлением надлежащих документов, 3) находились в состоянии эксплуатации, т.е. использовались оператором (водителем, машинистом, пилотом и т.п.) по прямому хозяйственному назначению, 4) в процессе эксплуатации, вследствие технической неисправности, наступили предусмотренных в законе последствия.

Опосредованный характер причинной связи может создать несколько ситуаций причинения. В первой ситуации водитель на машине с технической неисправностью не допускает нарушение правил безопасности движения и эксплуатации. Здесь наступившее последствие имеет одну причину, значимую для уголовной ответственности - недоброкачественный ремонт или выпуск в эксплуатацию технически неисправного средства. Например, подъезжая к пешеходному переходу на дозволенной скорости, водитель стал притормаживать автомобиль, однако остановить его не смог вследствие отказа тормозов. В результате серьезно пострадал пешеход. Причиной ДТП нужно признать неисправность тормозной системы, которая накануне ремонтировалась механиком П. на станции технического обслуживания, и как оказалось, с существенными нарушениями установленных стандартов. Во второй ситуации, водитель допускает нарушение правил безопасности движения на автомобиле с техническими неисправностями. Здесь причиной наступивших последствий могут быть признаны действия водителя, а не лица, допустившего техническую неисправность, если конкретное ДТП произошло бы и на технически исправном автомобиле. Например, на крутом спуске водитель, нарушив ПДД, осуществлял движение на холостом ходу с выключенным сцеплением и развил скорость 100 км/час. Когда расстояние до впереди идущей машины стало критическим, он попытался совершить ее обгон, для чего выехал на правую встречную полосу движения и попытался включить передачу. Вместо повышенной передачи, он по ошибке включил передачу заднего хода. В результате машина резко затормозила, потеряла управление и ударилась в обгоняемый автомобиль. Следствием аварии стала смерть одного из пассажиров. Единственной причиной аварии нужно признать допущенное водителем нарушение ПДД, даже в случае, если коробка передач в его автомобиле была неисправной. В третьей ситуации, водитель допустил нарушение ПДД, неоднородное с технической неисправностью автомобиля. Здесь общественно опасные последствия будут следствием только технической неисправности от недоброкачественного ремонта, если бы они наступили и при отсутствии допущенного водителем нарушения ПДД. Например, водитель следуя на автомобиле с не включенными габаритными огнями в темное время суток, вследствие внезапно возникший неисправности рулевого управления не сумел предотвратить столкновение с впереди идущим автомобилем. Так как было установлено, что накануне рулевое управление машина ремонтировалось механиком В., действия последнего следует считать причиной аварии. В четвертой ситуации, нарушение водителем правил движения и техническая неисправность машины из-за недоброкачественного ремонта механика оказывают однородное воздействие на причинение общественно опасных последствий. Здесь не исключается уголовная ответственность и водителя и механика. Например, водитель А. начал движение, не включив предупредительный сигнал и не убедившись, что не создает помехи другим машинам, едущим в том же направлении. В результате произошло столкновение с одной из таких машин, т.к. у водителя А. отказали тормоза, и это произошло вследствие недоброкачественного ремонта.

Уголовная ответственность по ст.266 УК наступает только тогда, когда наступили последствия, к которым законодатель отнес тяжкий вред здоровью, гибель одного или нескольких потерпевших.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления выражается в неосторожной вине. При легкомыслии, лицо, допустившее недоброкачественный ремонт или выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, самонадеянно рассчитывает избежать предусмотренных данной статьей последствий (т.е. недооценивает факторы риска от использования технически неисправного транспортного средства или транспортного оборудования, легкомысленно полагаясь на свой личный опыт). При небрежности лицо не предвидит возможности наступления таких последствий, хотя выполняемая им работа или служебные функции обязывают его предвидеть эти последствия. Отношение к собственно факту недоброкачественного ремонта или выпуска в эксплуатацию чаще всего является осознанным. Верховный Суд применительно к выпуску в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства неоднократно подчеркивал, что ответственность за такое преступление наступает, когда техническая неисправность транспортных средств была заведомой, т.е. «если о ней известно лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств».62

Субъект данного преступления специальный. Применительно к недоброкачественному ремонту им является лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое выполнило эту работу в силу определенных обязанностей, вытекающих из трудового договора с предприятием любой формы собственности (слесарь, механик, электрик, наладчик оборудования и т.п.).

Субъектом выпуска в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств являются лица, работающие в организациях и на предприятиях любой формы собственности, ответственные за техническое состояние транспортных средств и разрешившие другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства (начальники, механики, диспетчеры гаражей и автобаз; инженеры-эксплуатационники и другие технические работники железнодорожных депо, судоремонтных заводов, аэропортов и т.д.).63 Ими могут быть также, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда СССР от 6.10.1970 г. п.16, владельцы либо водители индивидуальных транспортных средств, разрешившие другому лицу эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства.64

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК).

Оценивая динамику и характер этого преступления нужно отметить, что оно обладают высокой общественной опасностью, которая не соответствует категории преступлений, к которой отнес его законодатель. В результате совершения таких преступлений происходят крушения поездов, кораблей, авиакатастрофы, гибнут люди. Как правило, при этом дестабилизируется работа системы транспортных средств и коммуникаций, а причиняемый имущественный ущерб порой исчисляется десятками миллионов рублей.

Согласно официальной статистики, в последние годы количество таких преступлений невелико. Например, в 2002 г. было зарегистрировано 17, а в 2005 г. 20 преступлений.

Характеристика непосредственного объекта и предмета преступления совпадает с ранее приведенной применительно к ст.266 УК. Хотя в диспозиции рассматриваемой статьи говорится также о транспортных коммуникациях, под ними понимаются все те же пути сообщения, оборудованные средствами сигнализации или связи, или без таковых.

Как и в большинстве транспортных преступлений, объективная сторона этого преступления состоит из трех признаков: 1) деяния в форме разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи, другого транспортного оборудования либо в форме блокирования транспортных коммуникаций; б) последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека или причинения крупного ущерба (ч. 1), смерти одного (ч. 2) или двух и более лиц (ч. 3 ст.); в) причинной связи между деянием и последствиями.

Под разрушением понимается приведение в полную непригодность для использования по прямому хозяйственному назначению транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, другого транспортного оборудования.

Повреждение представляет собой приведение названных предметов в состояние временной непригодности для использования по прямому хозяйственному назначению, которая может быть устранена путем ремонта.

Способы и средства, используемые при разрушении или повреждении транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, другого транспортного оборудования весьма разнообразны. Например, путем взрыва, поджога, подкладыванием на рельсы посторонних предметов. Иногда они могут влиять на квалификацию. Например, использование для разрушения путей сообщения взрывных устройств требует дополнительной квалификации по ст.222 УК.

Иной способ приведения в негодное состояние названных предметов означает любые другие действия (кроме разрушения и повреждения), вследствие которых становится невозможным использование этих предметов по своему основному технологическому назначению, хотя они при этом как правило не страдают. Например, отключение электропитания маяка или семафора, перевод железнодорожной стрелки в неправильное положение, перестановка запрещающих знаков на путях сообщений и т.п.

Важно подчеркнуть, что общественно опасное деяние, выраженное в вышеперечисленных формах, совершается в тот момент, когда транспортные средства и другие предметы преступления находятся в процессе их использования по прямому хозяйственному назначению. Если же уничтожение или повреждение таких предметов, например, корабля, происходит во время его ремонта в доке, такие действия нельзя квалифицировать по ст.267 УК, т.к. транспортное средство еще не поступило в эксплуатацию. В таком случае ответственность наступает за посягательство на собственность.

В отличие от разрушений или повреждений путей сообщения, когда последние становятся непригодными для использования по назначению, блокирование транспортных коммуникаций выражается в действиях, создающих препятствия для передвижения по ним любого вида транспорта. Например, создание на транспортных коммуникациях завалов, баррикад, заграждений, перекрытие их людьми в виде «живого щита», транспортными средствами, животными и т.п.

Общественно опасные последствия, предусмотренные данной статьей (тяжкий вред здоровью человека, крупный ущерб, смерть одного или нескольких лиц), должны наступить в процессе эксплуатации непригодных для использования транспортных объектов, приведенных в такое состояние путем их разрушения, повреждения, иным способом либо блокирования транспортных коммуникаций. В результате мы имеем ситуацию, когда конститутивным последствиям, которые вторичны, практически всегда предшествуют другие, первичные последствия, поглощающие результат разрушения или повреждения транспортных объектов, и выступающие в форме уничтожения или повреждения имущества (полное уничтожение транспортного средства, повреждение рельсовых путей и т.п.). Не редко имеется даже разрыв во времени между наступлением первичных и вторичных последствий. В тех случаях, когда первичные последствия наступили, а вторичные отсутствуют, уголовная ответственность по рассматриваемой статье невозможна, хотя содеянное при соответствующих условиях можно квалифицировать как умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества (ст.167 УК).

При установлении причинной связи нужно учитывать ее сквозной характер, который соединяет в одну причинно-следственную цепочку деяние, первичное и вторичное последствие.

В части 1 анализируемой статьи, в отличии от остальных статей из главы 27, предусмотрено такое последствие как причинение крупного ущерба. В законе крупный ущерб не конкретизирован, и поэтому является оценочным понятием. При его определении следует руководствоваться следующими критериями. Во-первых, такой ущерб всегда материальный имущественный. Например, стоимость восстановительного ремонта. Во-вторых, объем ущерба охватывает последствия как первичного, так и вторичного порядка, и не может быть меньше размера значительного ущерба применительно к преступлению, состоящему в умышленном уничтожении или повреждении чужого имущества, т.е. не менее 2500 руб. В-третьих, «цена» ущерба будет включать не только имущественный ущерб, наступивший непосредственно от разрушения или повреждения транспортных объектов, предусмотренных в диспозиции данной статьи, но и последовавший вслед за ним, так называемый экологический и организационный вред. Например, ущерб от простоя вагонов, водных и воздушных судов, от загрязнения природной среды.

Субъективная сторона данного преступления учеными трактуется неодинаково. Мы разделяем позицию тех ученых, которые полагают, что это преступление с двумя формами вины.65 Лицо осознает, что путем разрушения, повреждения, блокирования транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, другого транспортного оборудования совершает умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, предвидит возможность, а часто и неизбежность, наступления имущественного ущерба, и желает либо сознательно допускает его наступление. По отношению к последствиям вторичного порядка, которые называются в ст.267 УК, лицо без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не осознавая возможности их наступления, должно было и могло исходя из характера совершенных действий их предвидеть. В целом, вина в таком преступлении является умышленной.66

Распространенными мотивами при совершении этого преступления являются хулиганские побуждения, стремление извлечь наживу, а иногда, личные побуждения (протест против неправомерных действий власти). Они не являются признаками данного состава. Однако в случае разрушения или повреждения средств связи, сигнализации на транспорте, например, с целью изъятия деталей, узлов (т.е. с корыстной целью), содеянное образует идеальную совокупность преступлений, и квалифицируется по ст.267 УК и статьям о преступлениях против собственности. Если же устанавливается цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, то действия, описанные в анализируемой статье будут квалифицироваться как диверсия.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

На практике иногда возникает вопрос разграничения статей 267 и 263, 264 УК, если имеет место разрушение или повреждение соответствующих видов транспортных средств. В научной литературе нет единой позиции по такому вопросу. Одни ученые, исходя из характеристики субъекта преступления, считают, что если это деяние совершено работником транспорта в процессе исполнения служебных обязанностей, т.е. специальным субъектом, то ст.267 вменять нельзя. Другие ученые, исходя из сравнительной оценки степени опасности преступлений, предусмотренных этими статьями, предлагают квалифицировать разрушение или повреждение транспорта, независимо от особенностей субъекта, по ст.267 УК.67 Мы полагаем, что квалификация в таких случаях должна зависеть от оценки субъективной направленности действий лица. Если при разрушении или повреждении транспортных средств путем нарушения правил движения и эксплуатации транспортных средств (здесь нарушение правил является своеобразным способом разрушения и повреждения), повлекших причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего, виновное лицо действует по неосторожности, вменяются статьи 263 или 264 УК. Если при приведении в негодность транспортных средств путем разрушения или повреждения, повлекших те же последствия, виновное лицо действует в целом умышленно, вменяется ст.267 УК.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК).

Удельный вес этого преступления в структуре транспортных преступлений небольшой (менее 1%). За последние десять лет, согласно уголовной статистике, количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 268 УК сократилось в четыре раза: в 1995 г. - 206, в 2005 г. - 53. Однако данные административной практики показывают иную картину. Например, из-за нарушений правил дорожного движения только пешеходами совершается порядка 30% всех ДТП. Они же чаще всего становятся и потерпевшими от таких происшествий. Очевидный парадокс приведенной статистики специалисты объясняют двумя причинами: высокой латентностью таких преступлений из-за стремления пешехода или иного участника дорожного движения, виновного в ДТП, скрыться с места происшествия либо «прикинуться» его жертвой. В последнем случае этому способствует по человечески понятная позиция правоохранительных органов, которые «загипнотизированные» самовредом, причиненным нарушителем правил дорожного движения, зачастую оставляют его действия безнаказанными, перенося удар уголовной репрессии на не пострадавшего в аварии водителя. 68

Непосредственный объект данного преступления состоит из основного - безопасность жизнедеятельности в сфере функционирования всех видов транспортных средств и дополнительного - жизнь и здоровье человека.

Предмет преступления включает все виды транспорта, в том числе мопеды, велосипеды, гужевой транспорт.

С объективной стороны рассматриваемое преступление состоит в нарушении правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Диспозиция данной статьи бланкетная, т.к. ней лишь сказано о нарушении действующих на транспорте правил. Сами же правила, которые регламентируют либо порядок пользования транспортом, либо поведение в местах эксплуатации транспорта, предусмотрены в различных подзаконных актах. Например, такие правила определяют провоз багажа и груза на воздушных линиях; поведение пассажиров на водных путях и водоемах, в метрополитене и т.д.

Разнообразие нарушений, образующих объективную сторону преступления, не исключает необходимости установления их правовой природы. Нельзя ограничиваться констатацией, что было допущено нарушение правил предосторожности. В каждом случае квалификации необходимо указывать, какое именно правило было нарушено, и в каком подзаконном акте оно предусмотрено.69

Типичными примерами являются следующие нарушения действующих на транспорте правил. Нарушения пешеходов - переход улицы в неустановленном месте, на запрещающий сигнал светофора или перед близко идущим транспортным средством. Нарушения пассажиров - неосторожное обращение с огнем в поезде, самолете или на судне; самовольное открывание дверей трамваев, троллейбусов, автобусов до полной их остановки и выпрыгивание на ходу; несанкционированный выход на взлетно-посадочную полосу; остановка поезда стоп-краном. Нарушения других участников движения - несоблюдение порядка выпаса и прогона скота в полосе отчуждения железной дороги или вблизи аэродромов; несоблюдение правил движения по полосам движения велосипедистами, лицами, управляющими мопедом, гужевым транспортом; проведение ремонтных работ на транспортных магистралях без специальных предупреждающих знаков; осуществление погрузо-разгрузочных работ транспорта вне специально отведенных зон.

По своей конструкции анализируемый состав преступления материальный. В части 1 предусмотрено причинение тяжкого вреда здоровью человека, в части 2 - смерти человека, в части 3 - смерти двум и более лицам. Если такие последствия отсутствуют, уголовная ответственность по ст.268 УК исключена, и лицо может подлежать административной ответственности, например, за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью.

Установление причинной связи нередко вызывает определенные трудности, если в механизм причинения включаются действия промежуточного звена - водителя транспортного средства. В таких ситуациях могут быть полезными рекомендации, которые были даны выше, при анализе ст. 266 УК.

Субъективная сторона выражается неосторожной формой вины. Лицо либо предвидит возможность наступление предусмотренных данной статьей последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит их наступления, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности могло и должно было их предвидеть.

Субъектом преступления, как указано в самой статье, являются пассажиры, пешеходы, другие участники движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264 УК), достигшие 16 летнего возраста.

Пассажирами признаются лица, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лица, входящие в транспортное средство (садятся на него) или выходящие из транспортного средства (сходят с него). Пешеходами признаются лица, находящиеся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.70 Другие участники движения - это лица, передвигающиеся на гужевом транспорте, мопедах, велосипедах, в инвалидных колясках, погонщики скота, а также лица, находящиеся на путях сообщений в связи с выполнением своих служебных обязанностей: рабочие, производящие ремонтные работы на транспортных магистралях, лица, осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы на транспорте.

Хотя из перечня субъектов этого преступления законодатель исключил лиц, являющихся работниками транспорта или управляющих им, в некоторых случаях и такие лица могут подлежать ответственности по данной статье. Например, если водитель грузовой машины с прицепом оставляет такую машину на проезжей части под запрещающим знаком стоянки транспортных средств, и в ночное время вследствие этого произойдет авария, повлекшая причинение последствий, предусмотренных ст.268 УК, то он будет отвечать по этой статье, а не по ст.264 УК.

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК).

Ответственность за такое преступление предусмотрена в большинстве стран мира с давних времен. Его можно считать международным, т.к. обязанность капитана оказывать помощь всякому лицу, даже враждебному, встреченному в море, в опасности погибнуть, зафиксирована многими международными конвенциями.71 Уголовная статистика за 2001-2005 год не зарегистрировала ни одного такого преступления в России.

Данная статья имелась и в УК РСФСР 1960 г., однако ее местоположение в настоящем кодексе изменилось, в связи с чем ученые неоднозначно трактуют ее непосредственный объект. Вызывает сомнение позиция, согласно которой таким объектом нужно считать жизнь и здоровье людей.72 Непосредственный объект должен логически вытекать из видового объекта, детализировать его. Из приведенного же мнения следует, что видовым объектом такого преступления является личность, что никак не согласуется с решением законодателя поместить анализируемую статью в главу27, в которой таким объектом является безопасность движения и эксплуатации транспорта. Поэтому правильно будет считать непосредственным объектом преступления безопасность жизнедеятельности людей на море или водных путях.73

Состав преступления формальный. К обязательным его признакам относятся: деяние в форме бездействия и место совершения преступления.

Деяние состоит в невыполнении капитаном судна правовой обязанности74 оказать помощь людям, терпящим бедствие на море или ином водном пути. Необходимыми условиями возложения на него такой ответственности являются: 1. Обнаружение терпящих бедствие людей либо получение достоверных сведений об этом; 2. Наличие реальной возможности оказать гибнущим помощь; 3. Осознание, что такая помощь может быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Обязанность капитана рисковать при оказании помощи терпящим бедствие на море не является абсолютной. Если это сопряжено с серьезной опасностью для судна-спасателя, а также для его экипажа и пассажиров, то капитан освобождается от такой обязанности. Для признания опасности серьезной нужно оценить в совокупности метеорологическую обстановку, состояние судна, профессиональные возможности экипажа и руководствоваться при этом мореходными правилами, морскими обычаями, результатами технических экспертиз. Объектами риска в таких слу






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.