Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Единство труда и многогранной духовной жизни.






Человек живет не одним трудом. Радости труда открываются перед ним лишь тогда, когда ему доступны также и другие радости, культурные ценности и духовные блага - художественная литература, музыка, живопись, спорт, путешествия по родному краю. Возвышая человека, развивая в нем благородство души, эти блага и ценности помогают ему глубже осмыслить и пережить радость творчества, созидания. Чем больше источников человеческой культуры открыто перед разумом и сердцем в годы отрочества и ранней юности, тем в большей мере труд облагораживает человека. Поэтому мы добиваемся того, чтобы в коллективе никогда не прекращалась многогранная духовная жизнь. В частности, в летнюю пору, когда наши ученики несколько недель заняты напряженным трудом на полях, в школе проводятся литературные и музыкальные вечера, вечера науки и техники, коллективные чтения.

Успех трудового воспитания зависит от надлежащим образом подготовленной материальной базы, от правильного определения видов предлагаемой детям трудовой деятельности, а также от педагогически целесообразных форм и методов воспитательной работы.

Материальная база трудового воспитания (педагогический аспект)

Создание материальной базы, обеспечивающей раннее включение детей в труд, разносторонность трудовой деятельности, ее связь с промышленным и сельскохозяйственным производством, - это очень серьезная педагогическая проблема.

Мы ранее детально охарактеризовали нашу материальную базу трудового воспитания - рассказали о рабочих комнатах, мастерских, кабинетах, лабораториях, теплицах. Теперь кратко остановимся на педагогическом, воспитательном аспекте этого вопроса.

Вся эта материальная база рассчитана на то, чтобы уже маленькие дети могли овладевать сравнительно сложными инструментами, установками, механизмами. Перед тем как получить технические средства труда, ученик выполняет определенное задание ручными инструментами. Так, доступ к электролобзику и электропиле (дисковой, сделанной специально для маленьких детей) ученик получает только после того, как научится пользоваться ручным лобзиком, хорошо овладеет им, выполнит зачетную работу, дающую право пользоваться первым детским механизмом. Мальчики и девочки стремятся как можно лучше овладеть умениями и навыками ручного труда, необходимыми как ступенька для перехода к управлению машиной. С помощью механической дисковой пилы можно распилить дерево на бруски, доски, планки - материал для дальнейшей обработки. Узлы этого механизма сделаны так, что ребенок может самостоятельно устанавливать рабочие органы в зависимости от цели обработки материала. Рядом с электролобзиком и дисковыми пилами стоят детские строгальные станки по дереву, тоже оборудованные устройствами, исключающими возможность несчастных случаев.

Такая же последовательность и такие же стимулы в труде, связанном с обработкой металлов, с конструированием и моделированием. Рабочие места для младших школьников обеспечены специальными детскими инструментами (для 7-10-летних). Здесь же токарные и сверлильные станки по металлу, изготовленные старшими школьниками и учителями и предназначенные специально для 8-10-летних детей. Создание этих станков - решение важной педагогической проблемы. Детей привлекает в станках именно то, что это уменьшенная и несколько упрощенная копия настоящих заводских станков. И чтобы заслужить право работать на таких станках, дети терпеливо овладевают ручными инструментами. В дальнейшем же тот, кто достиг успехов в работе на токарном станке, получает право работать на детском фрезерном станке, а также на токарном станке заводского изготовления.

Ученик среднего и старшего возраста приобретает право выполнять сложные операции на токарных, сверлильных, фрезерных станках заводского изготовления только после того, как он сделает несколько сравнительно сложных деталей и узлов для маленьких детских станков. Рядом монтажные столы юных конструкторов. Рабочие места на одном столе обеспечены более сложными инструментами, другой стол предназначен для менее сложных видов работы. Начинающий юный техник трудится рядом с опытным старшим товарищем, учится у него, стремясь получить право работать более сложными инструментами, управлять механизмами.

Аналогичная зависимость между материальной базой и трудовым творчеством в электромонтажном деле и в радиотехнике. К сложным инструментам, механизмам, приборам, к детской электростанции получает доступ тот, кто своими руками сделал три действующие модели генератора (каждая последующая модель сложнее предыдущей) и соединил их с маленькими действующими моделями таких механизмов, как веялка, молотилка и др. Право монтировать радиоприемник на полупроводниках получает тот, кто смонтировал ламповый приемник.

На детской электростанции под руководством старших школьников работают 10-12-летние дети: заводят и останавливают двигатель, включают генератор, соединяют его с потребителями тока (небольшой пилой, миниатюрным металлорежущим станком, механическим лобзиком). Все это очень интересно, все влечет детей, но каждый работающий на детской электростанции мечтает о том, чтобы получить право перейти на учебную электростанцию (для среднего и старшего возраста) -здесь несколько двигателей внутреннего сгорания и генераторы разной мощности (постоянного и переменного тока)-16; 4, 5; 2; 0, 5 киловатта, преобразователь тока, установка для зарядки аккумуляторов. К работе на учебной (настоящей, как называют ее ученики) электростанции допускается лишь тот, кто овладел элементарными умениями по уходу за двигателем и генератором на детской электростанции.

Дети терпеливо овладевают умениями - это дает им право учиться управлять микролитражной автомашиной (ею управляют 8-9-летние ученики). Научившись же управлять микроавтомобилем, ученик мечтает об управлении мотоциклом, потом - настоящей автомашиной. Логика труда, логика создания и использования материальной базы ведет к тому, что у нас все ученики, оканчивающие VII-VIII классы, умеют управлять двигателем внутреннего сгорания (стационарным), микроавтомобилем, мотоциклом. Примерно 75 процентов оканчивающих VIII класс управляют автомашиной и трактором. Все ученики IX-X классов не только управляют трактором, но и работают на этой машине. И все это, повторяю, не специализация, а азбука труда, азбука технической культуры. В наши дни умение управлять трактором и автомашиной должно быть для каждого таким же обычным делом, как умение пользоваться электроплиткой.

Материальная база может по-настоящему обогащаться лишь тогда, когда для труда характерно своеобразное воспроизводство. Урожай на учебно-опытном участке, в саду и на винограднике, выращивание саженцев плодовых деревьев - все это предоставляет собой значительные материальные ценности. Часть из них мы бесплатно передаем колхозу и родителям, но часть продаем, используя этот доход для культурных потребностей детей на экскурсии, покупка музыкальных инструментов, художественной литературы), а также для дальнейшего расширения материальной базы; на полученные деньги школа приобретает электромоторы, материалы для радиотехнических кружков, двигатели внутреннего сгорания. Ученики трудятся не только для того, чтоб ы научиться работать, но и для того, чтобы создать материальные условия для более сложного, интеллектуально насыщенного труда. За счет этих средств при школе создан также коллективный фонд материальной помощи нуждающимся, этим фондом распоряжаются комитет комсомола и совет пионерской дружины школы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.