Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация опалубки






Опалубку классифицируют по материалу, из которого она сделана, и конструктивным признакам.

По материалу опалубка бывает деревянной, фанерной, металлической со сплошной или сетчатой обшивкой, комбинированной (например, из дерева и металла), железобетонной и бетонной.

Деревянная и фанерная опалубки имеют малую теплопроводность по сравнению с металлической и железобетонной, что облегчает работу в условиях низких температур. Кроме того, к деревянной опалубке легко крепить различные элементы утепления (при работах в зимнее время) и другие устройства. Деревянную опалубку изготовляют из древесины местных пород деревьев, чаще всего из сосны и ели.

Недостатком деревянной опалубки является то, что под действием сырости она разбухает, в результате чего выпучивается обшивка, а под действием солнечных лучей рассыхается и в ней образуются щели, через которые может вытекать цементный раствор. С этими недостатками борются, покрывая поверхность опалубки различными смазками, не пропускающими влагу.

Деревянная опалубка меньше рассыхается, если ее готовят из лесоматериала, предварительно высушенного до так называемого воздушно-сухого или полусухого состояния. Фанерную опалубку, несмотря на ее многие положительные качества, применяют редко из-за дефицитности водостойкой фанеры.

Металлическая опалубка имеет ряд достоинств по сравнению с деревянной: она обеспечивает ровную гладкую поверхность бетона и легкость распалубливания при соответствующей смазке поверхности опалубки и имеет большую оборачиваемость.

Однако такая опалубка значительно дороже деревянной, поэтому в условиях промышленного строительства экономически целесообразно применять металлическую опалубку, если ее оборачиваемость достигает не менее 50 раз.

Комбинированную опалубку изготовляют из двух и более материалов. Например, в обычной деревянной щитовой опалубке ребра и прогоны могут быть выполнены из металла.

В качестве опалубки применяют также железобетонные плиты и бетонные блоки, свойства и назначение которых изложено ниже.

По конструктивным признакам опалубку разделяют на разборно- и подъемно-переставную, скользящую, катучую, пространственные блоки-формы, несъемную, подвесную и стационарную.

Тип опалубки выбирает проектная организация, учитывая при этом конструктивные особенности проектируемого сооружения, сроки и стоимость строительства.

Разборно-переставную опалубку, собираемую на месте укладки бетонной смеси из отдельных готовых элементов (щитов, коробов и др.), снимают после достижения бетоном требуемой прочности и переставляют на новое место бетонирования. Существуют два вида разборно-переставной опалубки: мелкощитовая (весом элементов до 60 кг) и крупнощитовая (устанавливаемая с помощью механизмов).

Мелкощитовая опалубка бывает инвентарная деревянная и унифицированная металлическая или комбинированная (из разных материалов).

Опалубку из мелких деревянных щитов применяют для конструкций, например ребристого перекрытия, с небольшими размерами опалубливаемых поверхностей: колонн, балок, прогонов, плит перекрытий.

Унифицированная (или универсальная) опалубка состоит из металлических щитов небольших размеров от 40x30 см до 100x50 см, скрепляемых болтами, клиньями и другими соединительными элементами. Из таких щитов набирают опалубку для больших и малых поверхностей. В необходимых случаях к типовым щитам добавляют щиты, изготовляемые по месту.

Щиты унифицированной комбинированной опалубки могут быть выполнены также в виде стального каркаса с обшивкой из водостойкой фанеры, сплавов алюминия и других материалов, выдерживающих многократный оборот.

Опалубку крепят ребрами и прогонами, поддерживаемыми подкосами (наружные крепления) или соединяемыми металлическими тягами или болтами (внутренние крепления).

По окончании работ на одном участке щиты опалубки демонтируют и переносят для повторной установки на следующий участок.

Крупнощитовая опалубка: бывает либо в виде щитов больших размеров в которых объединены в одно целое обшивка с поддерживающими ее ребрами и прогонами, либо в виде крупных опалубочных панелей, собранных из мелких щитов.

Крупнощитовую опалубку применяют для конструкций с большими опалубливаемыми поверхностями (крупные фундаменты под оборудование, колонны больших сечений, гладкие стены, гидротехнические сооружения и т. д.).

Площадь щита или опалубочной панели бывает размером до 30 м2 а вес — от 0, 5 до 2 т. Благодаря укрупнению опалубки механизируется процесс ее установки и разборки.

Подъемно-переставная опалубка бывает двух типов: предварительно разбираемая на отдельные элементы и объемно-переставная

Предварительно разбираемую на отдельные элементы опалубку применяют для бетонирования высоких железобетонных сооружений переменного и постоянного сечения (например дымовых труб, телевизионных башен, каркасов промышленных и гражданских зданий).

Объемно-переставная опалубка состоит из каркаса и опалубочных щитов.

Применяют ее для возведения гражданских зданий с монолитными стенами и перекрытиями. Монтируют и демонтируют опалубку без разборки на отдельные элементы.

С помощью этой опалубки можно возводить здания любой этажности и протяженности с высоким качеством поверхности, получаемой сразу после формования.

Бетонирование внутренних стен, наружных торцевых стен и перекрытий осуществляется одновременно. Для наружных продольных стен здания применяют сборные навесные панели, либо стены делают монолитными с применением разборно-переставной опалубки.

Объемно-переставная опалубка может быть различной по конструкции, способу распалубливания и перестановки.

Секция опалубки имеет высоту 2, 8 м, длину 1, 4 м и ширину до 6 м (в зависимости от шага поперечных стен). Вертикальные 2 и горизонтальные 3 щиты секции закреплены на опорной раме 1. Рама, оснащенная катками, устанавливается на рельсовые пути.

Распалубливание производится при помощи горизонтальных винтовых стяжных приспособлений и домкратов, которые позволяют сдвигать и опускать секции опалубки.

После распалубливания секции опалубки выкатывают по рельсам за пределы наружной стены на монтажные подмости, смонтированные по фасаду здания. На последующую захватку секции переставляют краном.

Для возможности применения такой опалубки в зданиях с различным шагом стен опорная рама 1 выполнена с набором сменных вставок. В комплекте опалубки имеются горизонтальные щиты различного размера.

Для ускорения твердения бетона предусмотрен интенсивный контактный прогрев бетона с помощью электрических нагревательных элементов 4, устанавливаемых по внутренней стороне щитов. По нагревательным элементам устанавливают слой теплоизоляции 5, которую закрывают защитным кожухом.

Скользящую (подвижную) опалубку применяют при возведении железобетонных сооружений значительной высоты с вертикальными стенками (например, силосов, башен).

Эти сооружения при толщине стенок не менее 0, 12 м и высоте 12 м и более бетонируют в непрерывно или периодически поднимающейся вверх опалубке. Причем опалубка высотой 1-1, 2 м охватывает сразу весь контур возводимого сооружения.

Опалубку поднимают при помощи электрических или гидравлических домкратов с дистанционным управлением или винтовых домкратов, укрепленных на домкратной раме.

Применять ручные винтовые домкраты для подъема опалубки допускается лишь при строительстве небольших нетиповых сооружений. Домкраты перемещаются по домкратным стержням, закладываемым в бетон стенок.

Для строительства типовых сооружений, возводимых в массовом порядке (например, элеваторов для зерна, силосных складов цемента, угля), применяют металлическую инвентарную скользящую опалубку, имеющую многократный оборот. Нетиповые сооружения возводят в деревянной скользящей опалубке.

Скользящая опалубка дает возможность непрерывно бетонировать сооружение, что обеспечивает его монолитность и сокращает сроки производства работы.

Катучую опалубку применяют при бетонировании обделок туннелей (рис. 90), облицовок каналов, подпорных стенок набережных, тонкостенных сводов и других подобных сооружений.

Катучая опалубка туннеля
1 - опорная конструкция (на тележке), 2 - горизонтальный домкрат, 3 - горизонтальный винт, 4 - вертикальный домкрат, 5 - секция опалубочных щитов, 6 - люк для подачи бетона (пунктиром показана опалубка в транспортном положении)

Катучая опалубка состоит из секций 5 металлических или деревянных щитов, которые образуют поверхность, точно повторяющую очертания будущей конструкции.

Секция опалубки поддерживается домкратами 2 и 4, которые смонтированы на опорной конструкции 1, установленной на тележке.

При таком типе опалубки сооружения бетонируют участками. Во время укладки и твердения бетона на каждом участке катучая опалубка стоит неподвижно, как обычная инвентарная или стационарная. После достаточного затвердения бетона производят распалубливание и сложенную на тележке секцию опалубки перекатывают по рельсам на следующий участок, где ее снова неподвижно закрепляют домкратами.

Несъемная опалубка-облицовка — особый тип опалубки. Ее используют в качестве постоянной облицовки бетонных и железобетонных сооружений и устанавливают до бетонирования конструкций. Несъемная опалубка-облицовка бывает формообразующей и конструктивной.

К формообразующей опалубке относятся железобетонные, армоцементные и стеклоцементные плиты-оболочки, металлические облицовки и сетчатая опалубка.

Все эти опалубки, кроме сетчатой, используют также для защиты бетонного массива от внешних воздействий и для архитектурного оформления.

К конструктивной опалубке относятся несущие арматурные конструкции с обетонированным нижним поясом, воспринимающие давление свежеуложенной бетонной смеси; сборные железобетонные балки, образующие перекрытия; крупные арматурно-бетонные панели для образования вертикальных поверхностей, включающие и рабочую арматуру; бетонные блоки-элементы повышенного качества, образующие наружную зону бетона неармированных сооружений.

Достоинством несъемной опалубки является то, что отсутствует процесс распалубливания.

В связи с этим значительно упрощаются процессы крепления опалубки. Применение такой несъемной опалубки позволяет индустриализировать работы, снизить их стоимость и сэкономить большое количество древесины.

Однако такая опалубка имеет высокую теплопроводность и сравнительно большой вес.

Применяют несъемную опалубку главным образом при строительстве гидротехнических сооружений, где она является постоянной наружной оболочкой сооружения, а также при строительстве промышленных предприятий для химической защиты конструкций.

Подвесную опалубку применяют при бетонировании конструкций, армированных несущими арматурными каркасами с передачей на последние веса свежей бетонной смеси и производственных нагрузок. Эта опалубка не требует устройства поддерживающих лесов.

Подвесную опалубку из готовых элементов (например, щитов, коробов) заранее закрепляют на несущих арматурных каркасах балок, колонн и других железобетонных элементов и затем устанавливают на место краном.

Конструкцию из несущего арматурного каркаса с подвешенным к нему коробом опалубки называют арматурно-опалубочным блоком. В связи с большим расходом арматурной стали на несущие арматурные каркасы подвесную опалубку применяют только по указаниям проекта.

Стационарную опалубку применяют почти в каждом сложном сооружении. Например, при бетонировании массивов и фундаментов на скальном основании, как правило, всегда неровном, нижний край опалубки делают также неровным в соответствии с очертанием скалы.

Поскольку это очертание не повторится на другом фундаменте, опалубка не может быть повторно использована без переделки и потерь материала.

Стационарную опалубку применяют также при большом числе арматуры (особенно с крючками), выступающей за опалубливаемые поверхности.

Независимо от типа опалубки (кроме несъемной) поверхности ее элементов, непосредственно соприкасающиеся с бетоном, для сохранения их при распалубливании смазывают составами, предотвращающими сцепление опалубки с бетоном.

В качестве смазок для деревянной опалубки применяют известковое молоко или глиняный раствор, а для металлической - водно-цементно-масляную эмульсию и др. Во всех случаях смазка, нанесенная на опалубку, не должна оставлять на бетоне пятен или мешать последующей отделке бетонных поверхностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.