Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведущее противоречие, порождающее функцию социальной организации






5.1. Субъектность родового общества – «брахманы». Рассогласование многообразия новых условий природы с инстинктивными биологически заданными схемами деятельности

6. Ведущая деятельность общества

6.1. Освоение новых биосферных ниш, адаптация жизни людей к логике разных условий природы

6. Ведущая функция социальной организации деятельности

Благодаря групповой жизни предков людей, была возможность распределять особо сложную деятельность между разными индивидами. При освоении новых форм деятельности такое ее распределение значительно сократило физическую и психическую нагрузку на членов группы, от каждого человека потребовалось выполнять лишь компонент групповой деятельности. Распределение деятельности между членами группы оказалось тем более несовместимым с передачей по наследству жесткой зависимости активности субъекта от воздействий природной среды, обеспечивающей животным логику их жизни в биосфере.

Возникла новая функция организации жизни биологического вида – общественное регулирование деятельности каждого индивида. Организацию деятельности людей стало определять не воздействие сигналов окружающей среды на врожденные инстинктивные схемы реагирования, а само человеческое сообщество, получившее благодаря новой субъектной функции принципиально новый статус. По отношению к осваиваемым природным ситуациям общество стало вырабатывать соответствующие этим ситуациям формы деятельности, закрепляя логику деятельности в структуре социума, в культуре, в традициях, в мировоззрении людей, во всех формах общественного сознания. Функция социальной организации деятельности отличает человека от любых видов животных, включая и групповых животных (пчелы, муравьи, волки, львы, гиены и пр.), у которых организация совместной деятельности происходит за счет лишь биологических механизмов распределения функций. Вожак стаи, матка роя или какие либо иные члены стаи не занимаются организацией действий других членов группы. В социуме же функцию организации совместной деятельности, включая организацию действий отдельных индивидов, выполняют определенные сословия общества.

Организация совместной деятельности становится ведущей функцией социума на всех стадиях субъектности человека. Характер этой функции определяет главные черты организации общества, включая формирование ведущих сословий, логику взаимодействия между социальными группами и индивидами, культуру общества, мировоззрение людей, их религиозные и мифологические концепции, развитие психологических черт и способностей.

С самого начала в социальной организации субъектности вступают в противоречие две ее функции. В одних случаях, организация социальной жизни требует подавления неадекватных форм действий. Социум выполняет эту функцию, вплоть до уничтожения членов сообщества, не подчиняющихся социальным нормам поведения. С другой стороны, социальная деятельность вторична в своей организации условиям природы, которые обеспечивают жизнь и требуют соответствия активности людей логике природных процессов биосферы, детерминирующей человека. Организация деятельности требует сохранения зависимости действий человека от формирующего жизнь физического мира природы. Противоречие между социальной и природной детерминацией жизни в изменяющихся процессах биосферы, разворачивается как борьба разных векторов человеческой активности. Это противоречие проявляется в политической борьбе, в сложности личностной ориентировки каждого человека. Противоречие между социальной и природной детерминацией приводит к развитию эмоциональной и волевой регуляции жизни, требует развития воображения и целеполагания, это противоречие отражено в сюжетах и формах искусства.

В организмах животных биосферные векторы их активности фиксируются как биологические потребности животных. Врожденными схемами инстинкта их организмы встроены в логику детерминирующих их биосферных ситуаций. В силу разрушения инстинктивной связи деятельности людей с окружающими природными ситуациями, у людей исчезла способность автоматически направлять активность на создаваемые природой функции. Люди рождаются, имея лишь набор простейших рефлекторных реакций, лишенные способности инстинктивно встраиваться в логику ситуаций, определяющих организацию их жизнедеятельности. Функцию связи человека с биосферой приняло на себя общество, которое включает человека в деятельность через формирование у него схем активности, отличающихся от схем, задаваемых биологическими потребностями. При первом типе субъектности основной функцией организации субъектности людей является взаимосвязь их активности с биосферными условиями. И именно при первом типе субъектности функция адаптации человека к природным условиям проявляется наиболее явно.

7. Основание структуры социальных отношений

Первый тип субъектности в наибольшей мере определяется отношениями с природой. Здесь еще не сложность внутренней организации социальной жизни и не конфликты с соседями за жизненные условия являются главной проблемой социальной жизни. Природа все еще противостоит человеку как глобальный субъект, определяющий логику деятельности, и именно капризы и изменения природных процессов требуют согласования с ними активности людей. Естественно, что в такой проблемной обстановке организация социальной жизни предполагает постоянное согласование деятельности людей с логикой биосферы. И именно чувствительность к биосферным ситуациям остается психической и биологической способностью, определяющей успешность жизни социальной группы.

В ходе миграции людей на новые биосферные зоны природные условия изменяются, и каждое племя должно строить свою жизнь в соответствии с этими условиями. Но природные условия определяют не непосредственно активность каждого индивида, а общую логику социальной жизни. Охота, сбор плодов или обработка земли – это формы групповой деятельности. В жизни племени члены общины выполняют определенные функции в зависимости от возраста и пола. Каждый совершает действия, не связанные напрямую с его органическими потребностями. Противоречие между биологическими потребностями и социальными функциями людей приводит к подавлению чувствительности к воздействию биосферных полей. Однако логика биосферных ситуаций остается главным детерминатором деятельности племени, и организаторы социальной деятельности должны обладать высокой чувствительностью к логике природных процессов. Лидеры общин должны быть посредниками в отношениях между действиями человека и природой.

 

8. Господствующие социальные образования

В организации родовых структур проявляется биологическая природа, где главным принципом социальных связей являются родственные отношения. Как и высокая чувствительность к логике процессов природы, родовая система взаимосвязей между людьми – это тоже не новое образование в организации социума, а наше биологическое наследство. Борьба за потомство и взаимопомощь между биологическими родичами присутствует в жизни почти всех животных. Человек наследует этот принцип взаимодействия, лишь изменяя его в процессе исторического развития. На ранних стадиях организации социальных систем именно родовые связи остаются главным принципом организации совместной деятельности.

Ранние типы родовых систем организуются по женской линии, где принадлежность к социальной группе определяется не по отцу, а по матери. Это естественно в ситуации довольно свободных сексуальных связей между людьми. Как и у многих высших животных, первоначально именно женщины определяют выбор сексуальных партнеров и возможность зачатия ребенка. Право женщины вступать или не вступать в отношения с мужчиной и зачинать ребенка именно от выбранного ею мужчины сохраняется и сегодня многих у коренных народов Севера, живущих в сложных природных условиях и сохраняющих первую форму субъектности. Например, у хантов, коряков, нганасанов и других народов тайги и тундры женщины занимают главенствующее положение в отношениях с мужчинами, а родовые связи определяются по женской линии.

 

Родовые и племенные структуры, женская линия рода

О жрецах и женщинах, согласующих с логикой природы и логикой социального распределения функций.

Причина 2-3. Военно-государственные системы подавляют спонтанную агрессию родовых групп, устанавливают жесткий иерархический порядок на больших территориях и этим выполняют свою миссию. В условиях установившегося порядка снижается значимость военных сословий и религиозных мифов, построенных на образе смерти и потребности людей в защите со стороны религии и высших сил. В стабильных государственных системах проблемами жизни становятся не родовые конфликты и не угрозы нападения извне, а социальное неравенство слоев и сословные препятствия предпринимательству и творческой инициативе. Консервативные аристократические и чиновничьи иерархии мешают развитию творческой активности, нужной для развития промышленности и рыночных отношений, препятствуют прорыву деятельности на новые уровни освоения природы.

11. Основные изменения в психологической организации деятельности 2-3.

Снижение защитной роли образа Бога, церкви и государств. Чувство несправедливости социальных иерархий.

 

В основании кризиса третьего типа субъектности лежат причины биосферного, социального и психологического характера. В обществе устанавливается господство определенных финансовых и производственных групп, стабилизируется рыночная система, но при этом резко снижаются возможности личностного самоутверждения и реализации творческой активности человека. Вместо военно-аристократических иерархий формируются финансовые структуры, ограничивающие возможности адаптации жизни людей к логике детерминирующих человека сил природы.

 


[1] Функциональные системы формируются концентрацией образующих их процессов в направлении функций, создаваемых напряжениями и противоречиями космических, биосферных или социальных полей, детерминирующих формирование и активность функциональных систем.

[2] Шабельников В.К. Формирование быстрой мысли. Алма-Ата, 1982.

[3] Шабельников В.К. Функциональная психология. М., 2004, с. 190-230. Также: Шабельников В.К. Роль самоорганизации биосферы в возникновении и развитии жизни. В кн. «Современные проблемы изучения и сохранения биосферы». Т. 1. «Свойства биосферы и ее внешние связи». С-Пб, 1992.

[4] Шабельников В.К. Функциональная психология. М., 2004, сс. 511 – 545

[5] Шабельников В.К. Функциональная психология. С. 511-574. Также см.: Шабельников В.К. Психологические следствия полиэтнического и моноэтнического развития. Европа и Азия. В сб. «Национальное и интернациональное в воспитании». Алматы, 1994

[6] Шабельников В.К. Функциональная психология, с. 4.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.