Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация управления природоохранной деятельностью в Санкт-Петербурге






В соответствии с федеральным законом «Об охране окружающей среды» - контроль в области охраны окружающей среды(экологический контроль) это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды Лопатин В.Н. Экологическая безопасность проблемы конституционной законности //Экологическая безопасность России: проблемы правоприменительной практики. Сборник научных трудов / Под ред. доктора юридических наук В.Н. Лопатина. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2007 - С.283.

Органы, осуществляющие государственный экологический контроль. Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок устанавливает постановление Правительства РФ от 27.01.2009 № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)».

Согласно Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды(федеральный государственный экологический контроль). Постановлением Правительства РФ от 25.09.2008 № 716 определены должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды).

Согласно Положения о Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 6 апреля 2006 года №530, Комитет осуществляет государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории Санкт-Петербурга, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от31 марта 2009 года N 285.

Права государственных инспекторов в области охраны окружающей среды. В соответствие с требованиями федерального закона «Об охране окружающей среды»государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

осуществлять иные определенные законодательством полномочия Кушнаренко И.А. Перспективы усиления природоохранной функции государства и права / Рукопись депонирована в ИНИОН РАН. М., 2007..

Обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды. Федеральные государственные инспектора и государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды обязаны:

предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;

соблюдать требования законодательства.

Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация и осуществление государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованьях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от18 мая 1998 года №461 определен особый порядок организации и осуществления государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованьях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности. Этот особый порядок в первую очередь, касается порядка допуска уполномоченных должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль на объекты Вооруженных Сил Российской Федерации.

Предмет проверки государственного экологического контроля. Предметом проверки государственного экологического контроля в общем случае является:

соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы;

своевременность и полнота внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду;

организация и проведение производственного контроля, в том числе аналитического (инструментального) контроля, и наличие лиц, ответственных за его проведение;

исполнение ранее выданных предписаний об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации.

Мероприятия по контролю. В рамках мероприятий по контролю осуществляется:

натурный осмотр объекта (объектов);

запрос документов, в том числе в порядке, установленном ст.26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

камеральная работа с представленной документацией (изучение, анализ, формирование выводов и позиций).

Для решения вопросов охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования в 1992 г. на территории Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации было создано Управление по охране окружающей среды, преобразованное в соответствии с законом Санкт-Петербурга «О структуре Администрации Санкт-Петербурга», в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности является отраслевым органом исполнительной власти Санкт-Петербурга, созданным для осуществления государственного управления и проведения государственной политики в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, а также для координации деятельности в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга, а также Положением о Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.04.2004 № 530.

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.

Комитет проводит государственную политику в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также координирует деятельность иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в этой сфере. Комитет подчинен Правительству Санкт-Петербурга.

Рис.1.Направления деятельности комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

Основными задачами Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности являются:

- осуществление государственного управления в области охраны окружающей среды, а также в сфере использования и охраны природных ресурсов;

- осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории Санкт-Петербурга, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

- координация деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также подведомственных Комитету государственных унитарных предприятий и государственных учреждений в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также безопасности гидротехнических сооружений;

- участие в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;

- организация сбора, вывоза, переработки и утилизации промышленных отходов.

В систему управления водными ресурсами входит также ГУП «Водоканал».

В 90-е годы ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» была разработана и реализована новая для России концепция стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Важнейшим шагом в деле реализации этой концепции на предприятии стало создание системы управления на основе планирования корпоративного развития.

Именно реализация концепции стратегического планирования обеспечила устойчивое развитие ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». В 1992 году предприятие смогло перейти на самоокупаемость и привлечь необходимые инвестиции для реконструкции и развития. В 2004 году была разработана Программа реконструкции и развития систем водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга на 2004-2011 годы.

Наряду со строительством новых сооружений, где применялись самые современные технологии, проводилась комплексная реконструкция существующих станций аэрации. К 2006 году были ликвидированы три «горячих точки», расположенных в зоне водосборного бассейна Балтийского моря. В 2007 году была реконструирована Центральная станция аэрации, что позволило добиться не просто выполнения - перевыполнения - установленных ХЕЛКОМ нормативов по удалению биогенов. С началом работы в 2007 году двух новых заводов по сжиганию осадка сточных вод на Северной станции аэрации и Юго-Западный очистных сооружениях Петербург стал первым мегаполисом, в котором полностью решена проблема утилизации осадка сточных вод.

На государственном учете использования вод по Санкт-Петербургу по состоянию на 01.01.2011 г. состоит 311 водопользователей. В 2010 году на государственный учет использования вод поставлено 9 предприятий. Сняты с учета 8 предприятий (закрытие производства, переключение выпусков в городскую канализацию, несоответствие критериям постановки на учет использования вод, передача водопроводных сетей на баланс другого предприятия).

Среди главных проектов, реализуемых ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»:

Программа «Прекращение сброса неочищенных сточных вод в водоемы Санкт-Петербурга»

Эта программа предусматривает, в частности, завершение строительства продолжения Главного канализационного коллектора северной части города, а также - модернизацию Северной и Центральной станции аэрации для выполнения новых требований ХЕЛКОМа (Хельсинкской комиссии по защите Балтийского моря) по глубокому удалению из сточных вод азота и фосфора.

Финансирование программы осуществляется за счет городского и федерального бюджетов, собственных средств ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», а также привлеченных внебюджетных средств.

Проект строительства продолжения Главного канализационного коллектора северной части города был утвержден еще в 1989 году распоряжением Совмина РСФСР. Потребность города в новом участке Главного коллектора длиной 12 км была продиктована необходимостью транспортировки сточных вод жилых домов и промышленных предприятий Приморского, Выборгского, Калининского, Красногвардейского, части Невского и Центрального районов на очистные сооружения Северной станции аэрации в пос. Ольгино. Первоначально строительство продолжения Главного коллектора было рассчитано на десять лет. Однако с 1993 по 2000 год стройка была законсервирована из-за отсутствия финансирования. В 2001 году началось выделение средств из бюджета Санкт-Петербурга для поддержания стройки в рабочем состоянии, но их было недостаточно для запланированных масштабных работ. В 2005 году начался новый этап в строительстве коллектора. Первая очередь продолжения Главного канализационного коллектора была пущена осенью 2008 года. Это позволило переключить в систему канализации прямые выпуски объемом 90 тысяч кубометров в сутки и вывести очистку сточных вод в Санкт-Петербурге на уровень в 88%. Последующее переключение прямых выпусков на Главный канализационный коллектор дало возможность в конце 2009 года обеспечить очистку уже 91% сточных вод, в конце 2010 года - 93%, осенью 2011 года - 94%.

Продолжение Главного коллектора - это комплекс сложнейших инженерных сооружений: две нитки основных тоннелей длиной 12, 2 км и внешним диаметром 4 м каждая, проложенные на глубине 40 - 90 м; десятки приемных и приемно-распределительных шахт; километры соединительных микротоннелей. Также в состав коллектора входит уникальный объект - Узел регулирования стоков: это мощная насосная станция, позволяющая регулировать скорости проходящих через коллектор сточных вод, тем самым предотвращая заиливание тоннелей.

Завершение переключение прямых выпусков в зоне действия продолжения Главного коллектора позволит обеспечить очистку 95% сточных вод.

Для повышения этого показателя до 98% в будущем требуется строительство тоннельного коллектора по набережной Робеспьера, переключение прямых выпусков Петроградского района, прокладка коллектора в районе реки Охты, а также строительство канализационных очистных сооружений в городе Ломоносове, поселках Металлострой и Молодежное.

Модернизация водопроводных станций города

В 2010 году было завершено строительство нового блока К-6 на Южной водопроводной станции производительностью 350 тысяч кубометров в сутки. В начале 2011 года вода с нового блока начала поступать городским потребителям.

Отличительными особенностями технологического решения, использованного при проектировании и строительстве блока К-6, являются:

- предварительное озонирование воды малыми дозами озона, обеспечивающее поверхностное окисление гуминовых соединений и улучшение последующей их коагуляции,

- отстаивание воды после коагуляции в тонкослойном пластинчатом отстойнике-осветлителе, обеспечивающем более эффективное удаление взвешенных веществ по сравнению с традиционными отстойниками,

- фильтрация воды на двухслойных фильтрах, загруженных гранулированным активированным углем и кварцевым песком, обеспечивающая дополнительное удаление растворенных органических соединений, в том числе нефтепродуктов.

Промывные воды, получаемые на блоке К-6, обрабатываются с выделением осадка, который отдельно утилизируется, что предотвращает загрязнение невской воды.

Вся очищенная на блоке вода обеззараживается с использованием гипохлорита натрия и сульфата аммония, а также проходит дополнительное обеззараживание ультрафиолетовым излучением.

В ближайшие годы также будут построены новые блоки на Главной и Колпинской водопроводных станциях.

Также запланировано строительство нового блока на Главной водопроводной станции (производительностью 500 тысяч кубометров в сутки) и на Колпинской водопроводной станции.

Создание системы управления комплексом водоснабжения

Инновационную систему управления водоснабжением Санкт-Петербург создает первым из российских городов. Это позволит автоматически корректировать параметры подаваемой воды и в режиме реального времени получать данные об объемах водопотребления.

В 2010 году были подведены итоги реализации пилотного проекта по созданию такой системы в зоне Урицкой насосной станции - на территории с населением около 140 тысяч человек.

В рамках этого проекта проведена модернизация 12 насосных станций с заменой насосного оборудования на энергоэффективное. Было установлено современное сетевое оборудование - автоматические воздушные клапаны, противоударные клапаны; определены «диктующие точки», на основании показаний которых автоматически регулируется выходное давление. На сетях появились приборы контроля качества воды. Также на сетях и у абонентов установлены современные высокоточные счетчики воды с аппаратурой передачи показаний в режиме реального времени.

Реализация проекта создания системы управления водоснабжением в Урицкой зоне позволила добиться хороших результатов. Энергопотребление сократилось почти на 43 процента. Неучтенные потери воды уменьшились на 39 процентов. Количество повреждений на сетях снизилось на 32 процента.

Сейчас система управления водоснабжением создается в масштабах Южной зоны Петербурга - с населением около 1, 5 млн человек. В дальнейшем она будет распространена на весь город.

Совершенствование методов обработки и утилизации осадка сточных вод

Сегодня весь осадок, образующийся при очистке сточных вод, утилизируется на трех заводах по сжиганию осадка. Однако в предыдущие годы (до появления заводов) осадок вывозился на специальные полигоны. В частности, полигон «Северный», расположенный в Новоселках, занимает около 83 га.

Для ликвидации негативного воздействия полигонов для хранения осадка сточных вод на окружающую среду разработан проект по переработке осадка с использованием технологии Geotube.

Данная технология предполагает использование специальных геотуб (фильтрующих геотекстильных контейнеров), где осадок подвергается обработке химическими реагентами. В результате осадок обеззараживается, обезвоживается, стабилизируется; также происходит удаление запаха. Образуется безопасная, не имеющая запаха субстанция, которая может использоваться для приготовления техногрунтов.

В 2010 году Водоканал приступил к обработке осадка на полигоне «Северный». Полностью переработать складированный на полигоне осадок сточных вод предполагается до 2017 года.

Программа «Реконструкция и развитие систем водоснабжения и канализования южных пригородов Санкт-Петербурга»

В настоящее время ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» приступило к реализации программы «Реконструкция и развитие систем водоснабжения и канализования южных пригородов Санкт-Петербурга». Эта программа включает:

Реконструкцию канализационных очистных сооружений (КОС) в п. Металлострой с увеличением производительности до 120 тыс. куб.м в сутки.

Строительство системы передачи стоков г. Ломоносова на очистные сооружения г. Петродворца.

Реконструкцию водопроводной станции (ВС) г. Колпино с увеличением производительности до 250 тыс. куб.м в сутки.

Указанные мероприятия создадут возможности для дальнейшего промышленного и жилищного строительства на прилегающих территориях, позволят прекратить сброс неочищенных сточных вод в Финский залив и обеспечат качество очистки сточных вод в соответствии с нормативами.

Реализацию указанных мероприятий решено осуществлять с использованием механизма проектного финансирования путем создания трех специальных целевых компаний, выполняющих функции заказчика и оператора.

В настоящее время для реализации вышеуказанных проектов созданы и зарегистрированы три специальные целевые компании (далее СЦК):

ООО «Юго-Восточные очистные сооружения Санкт-Петербурга»

ООО «Западные очистные сооружения Санкт-Петербурга»

ООО «Юго-Восточная водопроводная станция Санкт-Петербурга»

Единственным учредителем и собственником 100% долей СЦК является ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». СЦК будут осуществлять привлечение финансирования, реконструкцию, строительство (функции заказчика) и последующую эксплуатацию сооружений (функции оператора).

Источником финансирования мероприятий Программы являются собственные и привлеченные средства СЦК.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.