Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарождение отечественного кино.




История отечественного кино.

Толчком к появлению русского кинематографа послужили первые сеансы синематографа братьев Люмьер. 4 мая 1896 года в Петербурге в летнем увеселительном саду " Аквариум" французский эмприссарио Рауль Гюнсберг впервые показал русской публике сеанс синематографа. В Москве показ изобретения братьев Люмьер состоялось 26 мая 1896 года в летнем театре " Эрмитаж" специально арендованном у известного театрального продюсера Михаила Лентовского. Через некоторое время синематограф ьыл представлен в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Киеве и Харькове. В Нижнем Новгороде во время всероссийской выставки были показаны фильмы, на которых побывал молодой журналист газеты " Нижегородский листок" Алексей Пешков (Максим Горький). " Этому изобретению в виду его оригинальности можно безошибочно предсказать широкое распространение" - писал Горький. Но он видит и минусы нового изобретения. Это изобретение превратится в аттракцион и последует разврату ярмочного люда. В 1896 году появляются первые хроникальные снимки, приуроченные к коронации Николая 2, которые снимал французский оператор Камил Серф, специально присланный братьями Люмьер в Петербург. Это первая съемка на территории России. И одна из первых в мире политических кинохроник. Эти съемки положили начало особому жанру - царской хронике, которая снималась русскими операторами, но спонсировалась царским двором, и поэтому только с 1908 года ее начали показывать в кинотеатрах. Крестьянин Иван Акимович Акимов - фотограф любитель в 1896 году изобрел аппарат, который он назвал стробограф, от греческого слова " стобос" - кружение, верчение. Этот аппарат, как изобретение Люмьером был снимающим и проэцирующим. В этом же году Алексей Доминикович Самарский изобрел хрониматограф. Но к сожалению эти изобретения оказались никому не нужными в России. У Самарского был изготовлен один экземпляр, у Акимова все осталось в чертежах. Первым отечественным хроникером стал Владимир Александрович Федоров, выступающий в театре под псевдонимом Сашин. Первые свои съемки он провел в 1896 году и показал друзьям и знакомым. В прессе от 1 сентября 1897 года писалось, что " он собирается снимать съемки из жизни театра и показывать их после спектаклей". Но первый публичный показ был ровно через год, когда после спектакля " Ревизор" на сцене театра он показал свои фильмы. Известны его работы " Вольная богородская пожарная команда в Москве", " Конно-железная дорога в Москве", " Игра в мяч". Есть лента, где он повторяет фильм Люмьеров и играет садовника, поливающего цветы. Но с 1898 года сведения о нем исчещли со страниц прессы, т.к он не мог конкурировать с братьями Люмьер и это стало экономически невыгодно. Съемки не оправдали труды и затраченные деньги. Позже он вернется в кино как оператор, режиссер и актер, но успеха не добьется. Другим известным деятелем стал владелец фотоателье в городе Харькове Александр Константинович Федецкий, участник многх международных фотовыставок. В 1896 году в Париже он покупает камеру и начинает снимать. Первые съемки прошли 30 сентября 1896 года. Он снял торжественную церемонию переноса чудотворной иконы в Харькове, а затем фильм " Джигитовка казаков 1-ого оренбурского казачьего полка". А также " Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на пероне начальством". Но Сашин и Федецкий не могли конкурировать с операторами Люмьеров и Патэ. В более выгодном положении оказались операторы, снимающие царскую хронику. Первым придворным кинооператором стал поляк Борислав Матушевский, который снял Николая 1 в Варшаве, а в 1897 году провел в Петербурге несколько официальных съемок. Затем он уехал и работал во Франции. Его место занял Карл фон Ган, который со своим помощником Александром Егельским снимал с разрешения двора царскую хронику. А с 1898 года начинает ее продавать. До 1897 года собственного кинопроизводства в России не было. Фильмы снимали или иностранные хроникеры, или операторы царского двора. Особенностью русского кинопроизводства было то, что кинотеатры появились раньше, чем отечественное кино. Существовало два вида кинотеатров: стационарный и передвижной. Под кинотеарты переделывали все, что имело крышу. Вышло распоряжение, что кинотеарты должны были находится друг от друге не ближе 150 метров. Первые киносеансы были добавление к концертным номерам куплетистов и цирковых артистов. Программа сеанса строилась следующим образом: фиерия (фильмы Мельеса), одна или две драмы, одна или две комедии. Сеанс шел от 50 минут до часа и обязательно сопровождался игрой топера. В зал входили в любое время. 90 фильмов были французскими. Жанры были самые разнообразными: концертно-балетные номера, путешествия, сенсации, фиерии, мелодрамы и комедии. 1896-1907 года первый период в истории отечественного кино, когда кинематограф был аттракционом. С 1907 года начинается производство русского кинематографа, появляются прокатные конторы, носящие фамилии своих хозяев, такие как " Тимман", " Рейнгард", " Ханджонков", " Еврольев", " Персей", " Дранкоф".

15 октября 1908 года - день рожение русского кино. В этот день вышел первый русский фильм " Стенька Разин или Понизовая вольница". Фильм считается русским, т.к. русский режиссер Александр Ромашков, руский оператор Никита Козловский, русский сценарист Василий Гончаров, русский композитор Михаил Ипполитов-Иванов, в основе сюжета русская народная песня " Из-за острова на стрежень", самое главное фильм снят на русские деньги, продюсировал фильм Александр Дранков. В кино Дранков обратился в 1907 году, перенеся на экран " Бориса Годунова", эпизода " Заседание Боярской думы". " Стенька Разин" - это примитивное кино, т.к. кинематограф еще аттракцион, механическая игрушка. Филтм состоял из 6 картин, в которых последовательно излагалось содержание песни. Все картины сняты общим планом и соединялись между собою титрами. Для фильма специально написана музыка, которая прелагалась вместе с фильмом. Начинался фильм с музыкального вступления, на экране под нее показывалось несколько лодок, на которых Степан Разин с персианкой, разбойниками и есаулами. Первый эпизод назывался " Разгул Стеньки Разина на Волге". Лодки пристают к берегу и начинается пир. Напившись Разин приказывает разбойникам петь песню " Вдоль по матушке, по Волге". Затем восточный танец исполняет персианка, потом танцуют разбойники и мы видим, как есаул и разбойники грозят персанке кулаком. Следующий эпизод " Заговор разбойников против княжны" наступает ночь, все спят, и мы видим заговорщиков, которые возмущены тем, что царские войска их окружают, а атаман " якшается" с бабой. Принято решение подбросить Степану анонимное письмо. Третий эпизод " Ревность заговорила" Степан находит письмо и приходит в жуткий гнев. На экране долго стоит текст письма. Прочитав письмо, Разин приказывает садиться в лодки и выплыв на середину Волги, идут титры. Топит княжну и уплывают. Снимались в фильме актеры петербургского народного дома. Особенностью русского кино было и то, что с первых шагов оно обращалось к литературе, театру и истории. Хотя все эти фильмы можно назвать кинемотографическим лубком, тем не менее интересным было обращение к русской истории. Это такие фильмы как " Ермак Тимофеевич покоритель Сибири", " Жизнь и смерть Пушкина", " Осени себя крестным знамением православный русский народ", " 300-летие царствования дома Романовых". Огромное колическтво экранизаций, чаще всего выбирали эпизоды произведений. Большой популярностью пользовались экранищации романсов. Значительным событием стало появление в 1911 году первого русского полнометражного фильма " боевик" - " Оборона Севастополя". Режиссеры Александр Ханжонков и Василий Гончаров. Василия Гончарова ценили за умение работать с массовкой, но он неумел работать с актерами. Фильм был приурочен к юбилею Крымской кампании. Гончаров был одержим этим проектом и добился невероятного для того времени. Он получил разрешение на съемки в реальных местах событий, правительство спонсировало съемки и было выделено большое количество солдат и матросов для массовки. В 1911 году пресса сообщила, что съемки будут вестись на подлинных местах события. Режиссеры очень ответственно подошли к работе. Было нацдено оборудования, реквизит, форма, оружия того времени. Летом начались съемки батальных сцен. Помогло и то, что к 50-летию крымской кампании, правительство отреставрировали бастионы и знаменитую панараму. Создатели снимали фильм по принципу исторической хроники, т.е. они подробно и достоверно реконструировали военные события того времени. Рядом с вымышленными героями действовали реальные исторические герои в исполнении актеров. Такие как адмирал Нахимов, хирург Пирогов, матрос Кошка, Наполеон 3, адмирал Корнилов. Авторы во время съемок добивались портретного сходства. Впервые в истории кино в фильме произошел синтез художественного и документального кино. В финале на экране появлялись реальные герои Севастопольской битвы, которые остались живы, они подходили к камере и отдавали честь. " Оборона Севастополя" новаторский по тем временам фильм: камера начинает двигаться, если в павильоне она не подвижна, то на натуре передвигается, применяются ракурсы и панорамирование. Пресса писала " ни один из исторических фильмов не превзошел по своей значимости " Оборону Севастополя". Одним из великих фигур русского дореволюционного кино стал Александр Александрович Хонжонков. Выходец из казачей семьи служил при дворе, сделал блистательную военную карьеру, служил в конвое имератора. Но уходит в отставку в звании полковника и занимается кино. В начале уезжает заграницу и начинает работать представителем нескольких мелких кинофирм. В 1906 году открыл в Москве свое кинодело. В начале занимается прокатом иностранных фильмов и продажей киноаппаратов. Но с 1909 года фирма начинает производить фильмы и успешно конкурировать с зарубежными фирмами. Эмблема фирмы Хонжонкова " Пегас" стал эталоном и маркой хорошего кино. Он считал, что кино должно заниматься просвещением. В его фирме работали ведущие режиссеры такие как Евгений Бауэр, Петр Чардынин, оператор Антон Сиверс. Им были открыты звезды русского дореволюционного кино Вера Холодная, Иван Мажжухин, герой-любовник Владимир Максимов. Хонжонков первый обратил внимание на значимость сценария, в его журнале " Пегас" впервые начали печатать сценарии. В центре Москвы построил первую киностудию и первый станционный кинотеатр. В 1913 году его фирма выпускала столько фильмов, сколько все иностранные и русские фирмы вместе. Он умел открывать талантливых людей. Многие деятели русского кинематографа обязаны ему появлением. После революции остался России и стал основателем вместе с женой госфильма фонда. В 1945 году написал мемуары " Первые годы русского кинематографа", которые так и не изданы. Умер в Ялте в 1949 году. Одним из тех, кого открыл Ходжонков был основатель русской мультипликации Владислав Старевич. Вместе с женой сделали 7 полнометражных мультфильмов. Старевич делал мультфильмы на популярные в то время жанры. Так фильм " Прекоасная Люканида" или " Война усачей и рогачей" порадировал рыцарские романы. Пародией на салонные драмы стал его самый знаменитый мультфильм " Месть кинеатографического оператор". Кроме этого Старевич был создателем первых русских фильмов ужасов. Чаще всего он обращался к творчеству Гоголя и снял такие фильмы как " Вечера на хуторе близ Диканьки", " Вий" и " Страшная месть". После революции эммигрирует во Францию и становится отцом французской мультипликации. Огромный вклад внес оператор Антон Сиверс. В фильме " Драма в таборе подмосковных цыган" впервые в кино он применил панорамирование. До этого оно применялось только в документальном кино, а в художественном считалось техническим браком. Интереснейшим явлением в русском кино было творчество режиссера Евгения Бауэра. В советском кино ему был присвоен титул главы декаданского упаднического искусства в кинематографе. По мнение тогдашних критиков его творчество было соединение всех пороков русского кино. Его отец музыкант, Евгений с детства занимался музыой, увлекался театром. В кино приходит в возрасте 50 лет. Причем ради кино он отказывается от поста главного декоратора в Большом театре. Его карьера начинается у Дранкова, а затем он переходин к Ханжонкову. Не прирывая связи с театром, он за 3-4 года снимает около 80 лент, выступая в них в качестве художника, режиссера, оператора и актера. Он пишет сценарии, экспериментирует со светом, создает эскизы костюмов. К 1915 году он считается одним из самых профессиональных режиссеров русского кино. Главная задача для него заключается в разработке изобразительных средств кинематографа. Он произвел революции в области декорационного оформления, он первый из режиссеров строит, а не рисует декораци. Обычно избегал съемок на натуре, но если снимал, то делал это все очень продуманно. Его декорации были пышными, живописно построенными, художественно освещены, имели перспективу, имели первые и дальние планы. Для получения глубины пространства и эффекта объемности предметов он использовал колонны, которые скрывали осветительные приборы, использовал изломанные выступы стен, фон, дальние планы. Скрытые осветительные приборы позволяли получать сказочные эффекты, выделять светом детали обстановки, тончайшие ньюансы игры актеров, а уж потом самих актеров. И хотя он считал актеров второстепенным элементом, все отмечали, что он работал с каждым актером индивидуально, давал им творческую свободу. Он понял, что кино требует от актеров сдержанного жеста, выразительной мимики. У него актеры ведут себя естественно, выражают чувства обычными жестами и мимикой. Он первый из русских режиссеров стал применять крупный план, для показа переживаний актеров. Его самые известные фильмы " Жизнь за жизнь", " Дети века", " Немые свидетели". " Жизнь за жизнь" считается шедевром русского дореволюционного кино. Бауэр понял, что монтаж это нечто большее, чем простое склеивание пленки и чьо два поставленных рядом кадра могут создать третий несуществующий в реальности. Для нас кубанцев интерес представляет фильм " Умирающий лебедь", который полностью снят в городе Сочи. В июне 1917 года во время съемок Бауэр погиб.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.