Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итоговое предложение






Для реализации бассейнового управления водными ресурсами в РБ в соответствии

с критериями ВРД необходима разработка следующих документов:

1. Положение о Бассейновом Совете по управлению водными ресурсами;

2. Регламент Работы Бассейнового Совета;

3. Положение о Секретариате и рабочих группах Бассейнового Совета

 

Подводные камни Водного кодекса [4]

Поправки, которые предлагается внести в Водный кодекс Республики Беларусь, будут способствовать уничтожению наших водных ресурсов. По сути, готовится ликвидация запретов и ограничений на деятельность в водоохранных зонах и прибрежных полосах.

Взявшись за очередное изменение Водного кодекса, Беларусь включилась в международную программу. О деятельности в рамках международной программы сообщила 27 марта 2012 года во время проведения круглого стола по теме «Управление водными ресурсами и оценка качества поверхностных вод в Республике Беларусь и Европейском Союзе» руководитель проекта ЕС/ПРООН «Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь» Ольга Чабровская.

По словам одного из тематическим консультантов проекта гидроэколога Константина Титова, «Перед Беларусью стоит амбициозная задача – в ближайшие годы реформировать водное законодательство и сблизить его с европейским». Для этого эксперты изучат международный опыт, сделают сравнительный анализ белорусского и европейского законодательств в области управления водными ресурсами и переймут самые актуальные подходы.

С участием общественности

О предполагаемых изменениях в Водном Кодексе Беларуси было сообщено на заседании общественного координационного экологического совета (ОКС) Минприроды в июне 2011 г. Общественным организациям, являющимся членам ОКС и другим заинтересованным организациям и гражданам было предложено вносить свои предложения и дополнения по Водному кодексу, обратившись в Управление регулирования воздействия на атмосферный воздух и водные ресурсы Минприроды (Завьялов Сергей Владимирович). О Водном кодексе шла речь на заседании ОКС 21 декабря 2011 г. Кроме того, министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимира Цалко предложил включить представителей общественности в рабочую группу по изменению Водного кодекса.

Обсуждение путей изменения национального водного законодательства с участием представителей экологических организации и активистов проходило на мероприятиях, организованных проектом ПРООН. Одним из таких мероприятий был семинар ПРООН «Развитие национального законодательства Республики Беларусь в области управления водными ресурсами и аспекты оценки качества поверхностных вод» в г. Гродно 23-24 мая 2012 г.

Бассейновый совет с местными особенностями

Одним из вопросов, обсуждаемых на семинаре в г.Гродно было введение в Водный кодексе Беларуси бассейнового подхода и в частности бассейновых советов.

Как сообщал в прессе тематический консультант проекта ПРООН гидроэколог Константин Титов: «В государствах Евросоюза водная политика строится в основном на Европейской Водной рамочной директиве. Она предусматривает бассейновый принцип управления речными бассейнами и многие другие аспекты. Мы также будем на нее ориентироваться. Тем более, что наши европейские соседи – Латвия, Литва и Польша – давно руководствуются этой директивой, а Украина и Россия на добровольной основе уже начали внедрять ее положения».

В настоящее время в странах СНГ бассейновые советы - это консультативный орган при государственных исполнительных органах, бассейновых управлениях. Однако, как прозвучало на семинаре ПРООН в Гродно, в Беларуси создавать подобные бассейновые управления не планируется – нет денег. Вместо этого бассейновые советы предложено создавать, как рекомендательные структуры, при областных комитетах Минприроды. Но при таком подходе к организации бассейновых советов не понятно, какой совет будет заниматься, к примеру бассейном р. Днепр, простирающимся на территории трех областей Беларуси. Общий гомельско-могилёвско-минский совет, или все три областных совета. Такой принцип организации и работы бассейновых советов дискредитирует смысл их создания и превращает в неработоспособную декорацию.

Участие общественности не обязательно

Вопреки ожиданиям некоторых чиновников, представители общественности проявили живой интерес к готовящемся переменам в Водном кодексе. Более того, они не ограничивались ролью простых наблюдателей на мероприятиях, проявили определенный уровень компетенции и знания вопроса. Не смотря на это, активного участия общественности в обсуждении представленного Минприродой проекта Водного кодекса не получилось. Объявленная проектом ПРООН встреча разработчиков кодекса и общественности не состоялась. Представители общественных организаций, подавших заявку в Минприроды на участие в рабочей группе по изменению Водного кодекса, не были в нее включены без какого-либо объяснения причины отказа.

Общественные обсуждения проекта Водного кодекса закончены. В конце июня или в июле Минприроды направит проект в Совет Министров. В нашем законодательстве не предусмотрено обязательного участия общественности в подготовке таких проектов. Можно лишь слать свои замечания, не имея никакой гарантии что их учтут.

Снятие запретов и ограничений на деятельность в водоохранных зонах узаконит эту и многие другие подобные животноводческие фермы, щедро удобряющие водоемы навозной жижей.

Опасения не напрасны, тенденция опасные

Юрист, специалист в области экологического права Григорий Федоров считает, что в последние 5-7 лет наблюдается постоянное ослабление законодательных запретов и ограничений на деятельность в водоохранных зонах и прибрежных полосах. Эта тенденция сохраняется и в предложенном проекте Водного кодекса.

Проект устанавливает крайне вольготный режим хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и даже в прибрежных полосах. Статьи 66, 67 проекта не решают ни одной нынешней проблемы водоохранных зон и прибрежных полос, а создают новые. В водоохранных зонах например можно размещать животноводческий комплекс и вносить в почву удобрения и ядохимикаты (за исключением метода с использованием авиации).

Не лучше обстоит ситуация с прибрежными полосами. Начиная с 11-го метра по горизонтали от береговой линии разрешается обработка, распашка земель, а также применение удобрений. Огромен перечень участков, для которых допустимо ограждение берегов: земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания водозаборных сооружений, объектов внутреннего водного транспорта, энергетики, рыбоводных хозяйств, рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения и иных объектов, эксплуатация которых непосредственно связана с использованием поверхностных водных объектов. В прибрежных полосах допускается возведение новых домов отдыха и санаториев, домов охотника и рыболова, детских оздоровительных лагерей, спортивных и туристических комплексов. Правда, при условии размещения сооружений для очистки сточных вод и обработки осадка сточных вод для этих объектов за пределами границ прибрежных полос.

Есть проблемы с порядком установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос. В настоящее время он устанавливается Советом Министров. Было бы правильно, чтобы Совет Министров определял лишь детали данной процедуры на практике, порядок установления водоохранных зон и прибрежных полос местными исполнительными и распорядительными органами. Непосредственно граничные размеры (минимальные и максимальные) водоохранных зон и прибрежных полос следует установить в документе более высокой юридической силы, в Водном кодексе. По словам Григория Федорова, можно признать целесообразным уменьшение водоохранных зон там, где они в настоящее время неоправданно широки. Но это должно происходить на основе не подзаконных актов, а на основе кодекса, внесение изменений в который (в отличие от изменений в постановления Совета Министров) затруднительно сделать быстро и без уведомления общественности.

Статьи проекта Водного кодекса изобилуют терминами, которые не привязаны к каким-либо конкретным срокам: «в случае невыполнения», «подлежат выносу», «подлежат ликвидации». Складывается впечатление, что вынос или ликвидация опасных загрязняющих объектов вблизи водоемов могут происходить «по плану» в течение 10-15 и более лет. И все это время водному объекту будет причиняться постоянный «узаконенный» ущерб.

Бассейновый принцип – вариант от общественности

В проекте Водного кодекса не планируется создание бассейновых управлений, как в других странах, к которым традиционно привязаны консультативные органы - бассейновые советы. Вместо этого, авторы проекта механически «привязали» бассейновые советы к областным комитетам министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Юристы уверены, что подобная модель в реальности не будет эффективной. Облкомитеты Минприроды управляют всем спектром природных ресурсов. Создание при них совещательного органа исключительно «водной» компетенции выглядит надуманно. Юрист Григорий Федоров озвучил 2 варианта предложений, как придать бассейновым советам эффективность в отсутствии бассейновых управлений.

Первый - это создание межгосударственных бассейновых комиссий с участием государственных органов, водопользователей и общественности сопредельных стран, минуя внутриреспубликанский уровень. Участие иностранных представителей повысит ответственность белорусских членов комиссии и побудит их выполнять достигнутые на заседаниях договорённости.

Второй – создание единого консультационного бассейнового совета непосредственно при Минприроды с выделением в его структуре секторов по бассейнам различных рек. В последнем случае, Минприроды на основе рекомендаций бассейнового совета может издавать ведомственные нормативные акты, т.е. использовать право, которого нет у облкомитетов Минприроды.

В жертву экономического развития

Проект Водного кодекса, представленный на семинарах ПРООН и сайте Минприроды по сути свидетельствует о готовящемся упразднении практически всех запретов на хозяйственную деятельность в водоохранных зонах.

Все возражения зеленых на такие вольготные для субъектов хозяйствования нормы отметаются чиновниками и хозяйственниками. Их аргумент не новый и уже давно порядком всем надоевший: необходимость экономического развития. А еще - у нас в стране обеспеченность водными ресурсами выше, чем в Польше и Украине и соответствует среднеевропейским показателям. Кроме того, у нас в стране якобы очень широкие водоохранные зоны.

Какого качества у нас вода, как эффективно она используется – об этом обычно не упоминается. Банальная истина: экономическое развитие может прекрасно обойтись без несколько сотен метров береговой линии – в расчет не принимается.

По данным, представленным министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимиром Цалко «Только за последние два года в Беларуси за пределы водоохранных зон было вынесено порядка 180 потенциально опасных источников загрязнения воды».

Автор: А. Раевская / для Белорусского Зеленого Портала https://greenbelarus.info/

 

Литература:

1). Водный кодекс Республики Беларусь от 15 июля 1998 года.

2). Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 1994 г. №189 «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного водного кадастра Республики Беларусь».

3). Отчет «Проведение сравнительного анализа действующего национального законодательства Республики Беларусь в области управления водными ресурсами и соответствующих правовых актов ЕС», Минск 2012. Интернет-ресурс - www.greenlogic.by

4). Интернет-ресурс - www.wildlife.by/node/17108

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.