Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В БОРЕНЬЯХ






С ТРУДНОСТЬЮ

СИЛАЧ

НЕОБЫЧАЙНЫЙ"


" В бореньях с трудностью силач необычайный", — так дважды в своих письмах повторяет Пушкин, имея в виду Василия Андреевича Жуковского — поэтическую " кормилицу нашу", по его определению. И шутливым, обязательным в дружеском обществе " Арзамас" прозвищем Жуковского было СВЕТЛАНА — не только по одноименной балладе, но по мягкости ещё, по светоносности самой личности поэта,

Судьба навсегда свела их. Запись в лицейском дневнике Пушкина в ноябре 1815 года: " Жуковский дарит мне свои стихотворенья". Великий Жуковский — неизвестному лицеисту... Разгадка проста. В том же году автор " Светланы" делится необычайной радостью с поэтом Петром Вяземским: " Я сделал ещё приятное знакомство! С нашим молодым чудотворцем Пушкиным... нам всем надо соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт".

Через десять лет Пушкин, блестяще оправдавший предвидение Жуковского, чётко обозначает его место на русском Парнасе: " Я не следствие, а точно ученик его и только тем и беру, что не смею сунуться на дорогу его, а бреду просёлочной. Никто не имел и не будет иметь слога, равного в могуществе и разнообразии слогу его".

Девятого февраля 1837 года в скорбной квартире на Мойке Жуковский и Даль приняли последний вздох Пушкина. До конца дней Жуковский берёг и отстаивал память своего великого современника и друга.

Есть странные совпадения: день гибели Пушкина был днём рождения Жуковского, родился Василий Андреевич в 1783 году. Широко мыслящий, европейски образованный поэт никогда не забывал своей Оки, родного Мишенского близ старинного Белёва в Тульской губернии. Среди его рисунков, а он был хорошим рисовальщиком — сохранился вид уютной поднимающейся в гору окраинной улицы Белёва. Но слишком большая дорога уводила из города детства.

" Необыкновенный критик", по Баратынскому, Иван Киреевский выделил целую эпоху в литературе XIX века, средоточием которого после Карамзина и до Пушкина " была муза Жуковского".

Характер нашего издания не позволяет полнее проследить отношения Жуковского с Пушкиным, Далем, Шевченко и другими, через которых он как бы опосредованно связан с историей Оренбургского края. Но один из зачинателей русской психологической лирики имеет и прямое отношение к Оренбуржью.

Летом 1837 года, сопровождая наследника — своего воспитанника, будущего Александра II — в его путешествии по России и Западной Европе, Жуковский проехал по необозримым просторам губернии — южной границе Российского государства. От тех дней в архиве поэта остались лишь отрывочные дневниковые записи " для памяти", полностью опубликованные в журнале " Русская старина" за 1902 год. Сейчас, через полтора века, эти короткие назывные фразы приобрели значение, выходящее далеко за рамки этнографии.

На пути из Сибири экспедиция достигла верховьев Урала и мимо казачьих крепостей и станиц двинулась на юг.

Вот запись от 10 июня: " Переезд из Верхнеуральска. Начало степи. Конвой. Спасская крепость. Прекрасное впечатление степи: необъятность, зелень, по всему пространству пение птиц. Облака. Пост сторожевой. Инвалидные (старослужащие,В. К.) казаки. Магнитная станица (нынешний Магнитогорск,В. К.). Слева отдельные реки за Уралом. Справа за горизонтом голубая гряда гор. Вероятно, Губерлинские горы в большом отдалении; дорога ровная, усыпанная мелким хрящом (песком с галькой,В. К.), Два ряда кольев. Степь, прерываемая возвышениями, покрытыми травой. В одном месте к голым горам примкнуто несколько прекрасных березовых рощ..." " Обедали в Сыртинской с ужасным множеством мух. Ночевали в Таналыкской (нынедно Таналыкского залива Ириклинского водохранилища,В. К.) с великим множеством тараканов".

На следующий день: " Переезд из Таналыкской до Ильинской... Кочевье киргизских пастухов. Обедали в Орской крепости. Партии казаков. Дорога вся в порядке... Между Хабарской и Губерлинской как будто в малом виде большие горы со всеми их деталями. Но ни куста, ни капли воды. Всё покрыто ковылём и пусто. Взволновавшаяся и окаменевшая пустыня. Чудный вид с высокого пункта, который я срисовал".

Продолжение в тот же день: " Переезд из Верхнеозёрной в Оренбург. Крутой спуск при выезде. Степь ровная, но более плодоносная, разнообразие трав... прекрасная дорога но крутому берегу Урала. Приезд в Оренбург в три часа пополудни: тотчас с Далем на берег. Роща за Уралом..." Можно уверенно предположить, что главной темой этих бесед патриарха русской поэзии и великого лексикографа была их общая боль — Пушкин.

Живущий широко просвещенный военный губернатор Василий Алексеевич Перовский сделал всё, чтобы поразить воображение именитых гостей.

13 июня Жуковский внёс в свой дневник детали " экзотических" представлений, устроенных в их честь: "...После обеда азиатский праздник. Киргизское кочевье (кибитка)... Скачки вокруг холма. Скакали лошади некованые и некормленые... Скачки на верблюдах. Пляска башкирская. Борьба башкир с киргизами. Музыка башкирская. Музыкант: курайчи; инструмент: курай — или чебызга. Юрлаучи — певец. Баксы или колдун киргизский; змеи, прыганье на саблю, исступление. Чай в кибитке. Театр в галерее. Возвращение домой и разговор с Далем".

Заметки от 15 и 16 июня напоминают о переезде в Уральск, входивший тогда в состав Оренбургской губернии. Дальше: " 17 июня. Переезд из Уральска в Бузулук... Дорога прекрасная. Дождь. Холодный день. Степь сменяется небольшими возвышенностями. Бузулук — бедный город с большой площадью, на которой находятся полуразрушенные присутственные места... Удвоенное население уезда от переселенцев, коих состояние бедственное".

О пути из Бузулука: " Приятная дорога. Богатые поляны, зелёные горы. Дубы и берёзы. Сурковые бугры... Обед в Бугурслане. Живописное местоположение на полугоре на берегу Кинеля..."

Жители бывшей станицы Ильинской до сих нор показывают краеведам " царскую дорогу". В одном месте путь сжимается между почти отвесной стеной — выходами горных пород — и вытянутым озером. Место это получило название " Перила". Перед проездом державных гостей местные власти обследовали дорогу и нашли это место опасным. Лошади могли понести и опрокинуть карету в воду. Так появилась каменная стена — " перила" полутораметровой высоты. Кое-где от неё остались отдельные камни. Так легко мы растаскиваем по камешку свою историю...

Кроме нескольких десятков рисунков, не осталось художественного отображения увиденного и почувствованного Жуковским в Оренбургском крае. Но уже сами его дорожные записи говорят о силе впечатлений от вольных просторов степи в нору её цветения, от горных ландшафтов " в малом виде" на востоке края, от многочисленною этнографического разнообразия губернии. Все это не могло не питать воображения лирического поэта, не могло не сказаться на его " творческом самочувствии".

Последние двенадцать лет жизни В. А. Жуковский провёл в Германии. Вернуться в Россию не позволяла болезнь жены. Решённому уже было отъезду помешала собственная полная слепота.

Скончался Жуковский в Баден-Бадене двенадцатого апреля 1852 года. Отпала одна из главных подпор " золотого века" русской поэзии.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.