Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительный анализ методов






    Метод обучения Развитие
физических умений и способностей знаний умственных сил взглядов, чувств умений и способностей общения умений и способностей самосовершенствования
1.Беседа (М) - +! + +! +! +
2.Бригадное обучение (А) - +! + +! - -
3. Демонстрация (А) + + - - - -
4. Консультирование (И, П) + + - - - +
5. Лекция (А) - +! + +! - -
6. Рассказ (А) - + - + - -
7. Экзамен (Б, иногда А) - +! - - + +
8. Экспертиза (А) - + + - - -
9. Алгоритм (И) + + - - - -
10. Видеоконфронтация (М) +! + - - +! +
11. “Делай так, как я” (И, П, иногда М) +! + - - +! +
12. Лабораторные работы (И, П) +! +! + - - -
13. Самокритика (И) - - - + + +!
14. Студия случая (М) - + +! + + +
15. Метод развития инцидента (М) - + +! + + +
16. Иллюминационный анализ инцидента (М) - + +! + +! +
17. Анализ критического инцидента (М) - + +! + + +
18. Беседа по Сократу (М) - +! +! +! + -
19. Группа шума (Б, А) - + - + - -
20. Деловая игра (М) - + + + + +
21. Деловая корзина (М) - + + + - -
22. Дискуссия (М) - + + +! +! -
23. Обсуждение вполголоса (Б) - + + + + -
24. Форум (Б) - + - + - -
25. “Думай и слушай” (М) - + + - - +
26. Инновационная игра (М) - +! +! +! +! +!
27. Лабиринт действий (И) - + + - - +
28. Метод аперцепции-интеракции (М) - - + + + +!
29. Мозговая атака (М или Б) - + +! + + +
30. Панельная дискуссия (Б, иногда А) - +! +! +! - -
31. Программа саморазвития (И) - - + - - +!
32. Прогрессивный семинар (М) - + +! +! + +
33. Проектирование (И) - + + + - +
34. Реакция аудитории (А) - +! + +! - -
35. Студия активного случая (М) + + + + - -
36. Творческий диалог (И) - + - +! + -
37. Т-группа (М) - - - + +! +!
38. Тренировка в человеческих отношениях (М) - + - +! +! +
39. Фрикаделевое упражнение (аквариум) (Б) - + + + + +
40. Учение, основанное на деятельности (М) + + - + - +
41. Слушание (И) - + + + - +
42. Чтение (И) - +! + + - +
43. Учение по тексту (И) - +! +! + - +

Примечание. В таблице приняты следующие обозначения: (+!) – метод решает данную задачу очень успешно; (+) – метод решает данную задачу; (-) – метод решает данную задачу менее успешно, чем другие методы.

Цель развития знаний является комплексной и охватывает систему «передача – усвоение – применение знаний». Достижение этой цели должно рассматриваться в аспекте уровней усвоения, отображающих развитие опыта обучающегося. В. П. Беспалько выделяет пять уровней усвоения[7] (рис. 8).

 

α
IV
III
II
I
 
τ
Творчество
Применение
Воспроизведение
Узнавание
Понимание
(непредвиденные ситуации)
(нетиповые ситуации)
(типовые ситуации)
(повторное восприятие)
Рис. 8. Поэтапное восхождение по уровням усвоения: α – уровни усвоения; τ – время, отведенное на усвоение

 

 


0 уровень – понимание. Под ним подразумевается способность обучающегося выполнить действия по подведению под понятие при заданной во внешней форме всей необходимой новой информации и пооперационной методике действий. Например: Бригада состоит из 8 рабочих. Авторитет рабочего Г. признается 6 членами бригады, рабочего Д. – 4 членами. Остальные получили меньшее признание среди членов коллектива. Какой из рабочих является неформальным лидером коллектива, если неформальным лидером считается человек, авторитет которого признается максимальным количеством членов коллектива?

I уровень – узнавание объектов, свойств, процессов данной области, действительности при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними. Например: Бригада состоит из 8 рабочий. Авторитет рабочего Г. признается 6 членами бригады, рабочего Д. – 4 членами. Остальные получили меньшее признание среди членов коллектива. Какой из рабочих является неформальным лидером коллектива?

II уровень – воспроизведение, то есть репродуктивное действие путем самостоятельного воспроизведения и применения информации о ранее усвоенной последовательности выполнения известного действия. Например: Авторитет рабочего Г. признается 8 членами бригады, рабочего Д. – 4 членами. Остальные получили меньшее признание среди челнов коллектива. Кого из рабочих Вы считаете наиболее подходящим кандидатом на должность бригадира?

III уровень – применение. Это – продуктивное действие, осуществляемое по образцу на некотором множестве объектов. В этом случае обучающимися добывается субъективно новая информация в процессе самостоятельного построения или трансформирования известной последовательности выполнения нового действия. Например: Авторитет рабочего Г. Признается 6 членами бригады, рабочего М. – тоже 6 членами бригады, рабочего Д. – 4 членами. Остальные получили меньшее признание среди членов коллектива. Кого из рабочих Вы считаете наиболее подходящим кандидатом на должность бригадира?

IV уровень – творчество. Это действие, выполняемое на любом множестве объектов путем самостоятельного конструирования новой последовательности деятельности. В процессе рассматриваемого познания добывается объективно новая информация. Например: Бригада состоит из 8 человек. Бригадир не является неформальным лидером, так как его авторитет признается только 2 членами коллектива, а авторитет рядового рабочего Г. – 6 членами, рабочего Д. – 4 членами. Составьте программу деятельности бригадира с целью его превращения в неформального лидера коллектива.

Необходимо учесть, что достижение конкретного уровня усвоения наиболее эффективно может способствовать использование конкретных методов обучения. На рис. 9 изображены конкретные методы обучения, представленные в настоящей работе, с указанием максимально возможной эффективности их применения для достижения конкретного уровня (0, I, II, III, IV) усвоения знаний. Конкретные методы изображены на рисунке в виде диаграммы, расположенной по обе стороны от вертикальной оси, означающей «нулевую» активность педагога и обучающегося. Данная диаграмма справа от «нулевой» вертикали означает активность обучающегося или обучающихся, длине диаграммы слева – активность педагога. На рис. 9 изображены еще две вертикали: с правой стороны – вертикаль максимальной активности обучающегося, с левой стороны – вертикаль максимальной активности педагога.

Близость диаграммы к правой вертикали максимальной активности обучающегося означает, что эффективное применение конкретного метода обучения активизирует обучающихся. Близость диаграммы к левой вертикали максимальной активности означает, что во время применения конкретного метода активным должен быть педагог. «Нулевая» активность педагога и «максимальная» активность обучающегося означают самостоятельное учение.

Подбирая методы обучения исходя из цели обучения – развития знаний, - необходимо учесть, что в процессе обучения происходит поэтапное восхождение по уровням усвоения (см. рис. 8). Следовательно, если опыт обучающегося характеризуется первым уровнем усвоения, выбор методов, предназначенных для усвоения и применения знаний на третьем («применение») или четвертом («творчество») уровнях, окажется малоэффективным или совсем неэффективным. В таком случае необходимо подбирать методы, нацеленные на усвоение второго уровня знаний («воспроизведение»). Только после достижения этого уровня усвоения можно организовать последовательное усвоение знаний на третьем уровне и т.д. Отсюда следует, что применение такого активизирующего метода обучения, как деловая игра, может оказаться пустой тратой времени, если знания обучающихся в соответствующей сфере деятельности характеризуются нулевым уровнем усвоения.

В процессе модульного обучения для усвоения содержания конкретного модуля необходимо подбирать целый ряд методов обучения, который составлял бы комплекс методов, применяемый в конкретной организационной схеме. Эффективность такого обучения в равной степени зависит от качества модульной программы и грамотно выбранной организационной схемы обучения. А так как в процессе модульного обучения обучающиеся в основном выступают в качестве субъектов педагогического процесса, они должны наравне с педагогами знать возможности применения разных методов обучения, целых их комплексов, целесообразность их соединения в организационные схемы обучения. От компетентного подбора и применения методов обучения педагогами и обучающимися в значительной степени будет зависеть эффективность модульного обучения.


Бригадное обучение, беседа
Демонстрация  
Консультирование
Лекция  
Рассказ
Экзамен
Экспертиза
Обсуждение вполголоса
Форум
max
max
max
max
0
0
Активность педагога
Активность педагога
Активность обучающего
Активность обучающего
Алгоритм
Видеоконференция
Делай так, как я
Лабораторные работы
Самокритика
Студия случая
Развитие инцидента
Иллюминационный анализ инцидента
Анализ критического инцидента
Беседа по Сократу
Группа шума
Деловая игра
Деловая корзина
Дискуссия
Думай и слушай
Инновационная игра
Лабиринт действий
Аперцепция - интеракция
Мозговая атака
Панельная дискуссия
Программа саморазвития
Прогрессивный семинар
Проектирование
Реакция аудитории
Студия активного случая
Творческий диалог
Т – группа
Тренировка в человеческих отношениях
Фрикаделевое упражнение
Учение, основанное на деятельности
Слушан- ние
Чтение
Учение по тексту
max
max
max
max
0
0
Активность педагога
Активность педагога
Активность обучающего
Активность обучающего
IV
III
I
II

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Активные формы и методы обучения: Сб. науч. трудов. – Горький: Горьковск.высш. школа МВД СССР, 1981. – 132 с.

2. Активные формы обучения – основа интенсификации учебного процесса в вузах. – Д.: ДФЭИ, 1980. – 121 с.

3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с.

4. Буга П. Г. Проблемы вузовского учебника // Вестник высшей школы. – 1980. - № 2. – С. 77-80.

5. Васильева М. Д. Система дидактических форм и методов в высшем образовании // Современная высшая школа. – 1983. - № 3. – С. 113-123.

6. Вергасов В. М. Проблемное обучение в высшей школе. – Киев: Вища школа, 1977. – 92 с.

7. Вооглайд Ю. Владение методами – мера профессионального преподавателя // Методы в деле повышения квалификации: Сб. – Таллин: Валгус, 1986. – Т. I. – С. 17-24.

8. Гапонов П. М. Лекция в высшей школе. – Воронеж: Изд-во Воронеж.гос. ун-та, 1977. – 93 с.

9. Каган В. М., Лати В. Я. Комплексный подход к обучению с применением конспектов-схем. – Иркутск: ИПИ, 1980. – 116 с.

10. Клингберг Л. Проблемы теории обучения. – М.: Педагогика, 1984. – 255 с.

11. Курвитс В., Пурье Х., Саулип Л. Проблемное обучение. – М.: Педагогика, 1981. – 182 с.

12. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 182 с.

13. Мочалова Н. М. Методы проблемного обучения и границы их применения. – Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 1979. – 156 с.

14. Петренко В. И. Экранные и звуковые пособия в учебном процессе вуза. – Киев: Вища школа. 1985. – 205 с.

15. Рейнгард И. А. Формы и методы преподавания в высшей школе. – Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 1973. – 73 с.

16. Стафурина Н. А., Дружинина А. Е. Интенсивные методы обучения командного состава судов морского флота с учетом психодиагностических критериев // Методы в деле повышения квалификации. – Таллин: Валгус, 1986. – Т. I. – С. 136-139.

17. Толкачева Л. А. Активизация обучения в системе высшего образования США (критический анализ): Автореф. дис.... канд. пед. наук. – Л., 1986. – 17 с.

18. Харьковский З. С., Чуракова Р. Г. Приемы и средства обучения. – М.: Знание, 1977. – 51 с.

19. Цуркава И. Д. Активные методы обучения при повышении квалификации педагогических кадров // Методы в деле повышения квалификации. – Таллин: Валгус, 1986. – Т.2. – С. 262-266.

20. Шушански Я. Методология рационализации. – М.: Экономика, 1967. – 247 с.

21. Jovaisa L. Uguymo gaires. – Kaunas: Sviesa, 1985. – 327 p.

22. Barrass N. Study: A guide to effective study, revision and examination techniques. – L.: N.Y.: Chapman, 1984. – 182 p.

23. Huсsynaki A. A. Encyclopedia of Management Development Methods. – Gower Publishing Company Limited Aldershot, Hants, England, 1983. – 339 p.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....... 3

I. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ………………………………..… 5

II. КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ………………………………………… 10

1. Информационные методы…………………………………………….……….. 10

2. Операционные методы……………………………...……………………….… 18

3. Поисковые методы……………………………………..………………………. 19

4. Методы самостоятельного учения…………………………………................. 38

III. ВЫБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ………………………….................................... 42

ЛИТЕРАТУРА………………………….................................................................... 52

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.