Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Выбор методов обучения






Оптимизация педагогического процесса, в том числе и модульного обучения, непосредственно зависит от оптимального выбора педагогами методов обучения. Именно процесс выбора и применения методов обучения, как утверждал Я.А. Коменский, позволяет не только говорить о педагогике как о науке, но и возводить ее в ранг искусства[4]. Следовательно, нельзя овладеть техникой выбора методов путем простого запоминания алгоритма принятия решения. При организации всякой деятельности, в том числе и педагогической, необходимо руководствоваться диалектическим положением о конкретности истины, о необходимости всегда учитывать конкретные условия. К творческому поиску в организации любого процесса побуждал В. И. Ленин, утверждая, что «сочинить такой рецепт или такое общее правило («никаких компромиссов»!), которое бы годилось на все случаи, есть нелепость. Надо иметь собственную голову на плечах, чтобы в каждом отдельном случае уметь разобраться[5].

Ни кто иной, как сам педагог в конкретной педагогической ситуации может выбрать оптимальный метод. Но это не значит, что не существует конкретных критериев подбора методов. Как правильно замечает Ю.К.Бабанский, такие критерии должны соответствовать критериям оптимальности процесса обучения, которые соответствуют поставленным целям и реальным учебным возможностям всех обучаемых, и соблюдения гигиенических нормативов затрат времени педагогов и обучаемых на аудиторную и самостоятельную работы[6].

Ю.К.Бабанский сформулировал требования к выбору методов обучения в конкретной педагогической ситуации. Выбор методов обучения должен определяться:

1. Закономерностями и вытекающими из них принципами обучения.

2. Целями и задачами обучения вообще и данного этапа в частности.

3. Содержанием и методами данной науки вообще и данного предмета, темы в частности.

4. Учебными возможностями обучаеющихся:

а) возрастными (физическими, психическими);

б) уровнем подготовленности (образовательной и воспитательной);

в) особенностями группы обучающихся.

5. Особенностями внешних условий (культурных, производственных и пр.).

6. Возможностями самих педагогов: их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, способностью и применение определенных методов, средств, личностными качествами и пр.

При выборе методов особенно важно учитывать цели и задачи развития личности. Взаимосвязь целей развития и сфер деятельности личности, установленная на основе исследований различных авторов, показана на рис. 7.

Сферы деятельности
Психо-моторная
Познава-тельная
Мысли-тельная
Эмоцио-нальная
Общечело-веческая
Самопоз-нание
Физические способности и умения
Знания
Умственные силы
Взгляды, чувства
Способности и умения обще-ния
Способности и умения самосо-вершенст-воваться
Цели развития личности

 


 

Рис. 7. Взаимосвязь сфер деятельности и целей развития личности

Система целей (рис. 7) ориентирована на подготовку личности к психомоторной, познавательной, мыслительной, эмоциональной, общечеловеческой деятельности и ее совершенствованию, а также на собственное самопознание. Необходимость психомоторной деятельности человека в процессе труда и в личной жизни требует развития личностных физических способностей и умений. В жизнедеятельности людей особую важность имеет познавательная сфера, которая требует развития их эмоций. Она тесно связана с мыслительной сферой деятельности, требующей развития умственных сил. Эмоциональная сфера определяет воспитание чувств и взглядов, формирование направленности личности, общечеловеческая – выдвигает цели развития способностей и умений в области общений. Человек, действую, в разных сферах деятельности, должен уметь познать самого себя, знать свои сильные и слабые стороны, корректировать свое развитие. Значение самопознания в деятельности человека так велика, что оно может выступать в качестве отдельной сферы деятельности. Процесс развития самопознания определяется целью формирования и развития умений и способностей в области самосовершенствования.

Конкретные методы обучения применяются для достижения разных целей развития с неодинаковым эффектом. Педагог, а также сам обучающийся (особенно, если он занимается саморазвитием) должны знать возможности наиболее эффективного применения методов для достижения конкретных целей развития личности. Сравнительный анализ методов с точки зрения их применения для достижения разных целей развития представлен в таблице 4, в которой учтено и то обстоятельство, что эффективность применения метода обучения может также зависеть от численности группы обучающихся. В связи с этим после названия конкретного метода приводится условное обозначение категории группы (разделение группы на категории в зависимости от их численности представлено в таблице 3), в которой можно добиться наибольшей эффективности обучения при применении данного метода.

Таблица 3

Категории групп в зависимости от численности обучаемых

Число обучаемых Категория группы Условное обозначение
3-16 17-25 > 25 Индивидуальной работы Пара Малая группа Большая группа Группа «агрегат», состоящая из отдельных групп И П М Б   А

 

Таблица 4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.