Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационные методы






 

Беседа. Метод беседы предполагает работы педагога с обучающимися с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих обучающихся к усвоению системы фактов, понятий или закономерностей.

Возможны беседы, в ходе которых обучающиеся вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, выискивают новые примеры использования в жизни изученного ранее явления, закона и пр. такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны на использование ранее усвоенных знаний, активизации памяти обучающихся.

Бригадное обучение. Цель применения данного метода - содействовать формированию межпредметных связей, развивать у обучающихся способность решать комплексные проблемы.

Метод используется при организации лекций, семинаров, если в них обсуждаются комплексные проблемы или конкретные случаи.

Метод реализуется сразу несколькими преподавателями (чаще всего двумя) – специалистами в данных областях. Например, в разборе темы «Организация социалистического соревнования» в вузе или в системе последипломного образования могут участвовать специалист по управлению и психолог, как педагог.

В процессе модульного обучения межпредметные связи полностью реализуются в модульной программе, поэтому данный метод используется редко, например, для анализа конкретных случаев.

Демонстрация. назначение метода – передача информации путем показа конкретных объектов, процессов или их изображений. Демонстрируются:

1) натуральные объекты (материалы, оборудование, растения, животные и т.п., а так же их модели);

2. изображения натуральных объектов (фотографии, картины, рисунки), если показ самих объектов невозможен, а без их демонстрации обучающимся трудно сформировать представление о них;

3) символы объектов – карты, чертежи, диаграммы, графики, схемы, таблицы;

4) опыты.

Метод демонстрации используется для иллюстрации разбираемого на занятиях материала.

При использовании данного метода прежде всего выясняется цель наблюдения демонстрируемого объекта, затем показывается комплекс подлежащих наблюдению явлений, акцентируются главные.

Иллюстрационный материал до демонстрации обычно не показывается. На одном занятии рекомендуется демонстрировать не более 4-6 иллюстраций, так как чересчур большое их количество затрудняет понимание сути, рассеивает внимание обучаемых.

При реализации метода демонстрации педагоги часто пользуются техническими средствами обучения (ТСО). По назначению ТСО группируются следующим образом:

1) специфические, используемые при преподавании отдельных предметов (микроскопы, оборудование для лабораторных работ и т.п.);

2) аудиовизуальные (патефоны, магнитофоны, видеомагнитофоны, фильмоскопы, эпидиаскопы, кодоскопы, кино, радио, телевидение);

3) обучающие машины (на базе ЭВМ).

Одна из многочисленных разновидностей рассматриваемого метода – «аудиолента». Этот метод используется для активизации лекций, стимулирования обучаемых к дискуссии во время семинара или для облегчения усвоения содержания модуля. Магнитные ленты или кассеты готовятся заранее, во время лекции или семинара их включает преподаватель или сами обучающиеся под его руководством. В ходе лекции преподаватель просит комментировать отдельные отрывки ленты, а для обсуждения ее содержания при самостоятельном усвоении модуля организует «группы шума».

Содержанием магнитной ленты могут стать короткие радиопрограммы, драматический сюжет, телефонный разговор и т.п.

В процессе модульного обучения широко применяется метод демонстрации с использованием различных ТСО, кроме того его эффективность резко повышается при использовании видеомагнитофонов и ЭВМ. Содержание модульной программы (в виде комплекса модулей) можно полностью ввести в память ЭВМ, проблемные ситуации представить в виде видеозаписей, а их подбор и включение видеомагнитофона в нужный момент поручить ЭВМ. С помощью компьютера можно проводить входной контроль знаний и умений обучающихся, а на его основе – индивидуализацию содержания обучения в виде индивидуализированной структуры модулей, а также выходной контроль знаний и умений.

Консультирование. Метод применяется в целях выяснения отдельных вопросов и проблем и уточнение плана дальнейшей самостоятельной работы обучающегося. Консультирование может проводиться в группе или индивидуально.

В процессе модульного обучения, при котором усвоение содержания модульной программы осуществляется обучающимся с высокой степенью самостоятельности, особенно важны индивидуальные консультации. Для выяснения неясных моментов обучающийся дома готовит вопросы (лучше всего в письменном виде), Существует практика представления таких вопросов преподавателю заранее, до консультации, но это можно сделать и в ее ходе. Если вопросы касаются решения проблемы, выходящей из предметной сферы преподавателя, он может пригласить консультанта или заранее приготовиться сам.

Важным этапом консультирования является уточнение преподавателем дальнейшего плана самостоятельной работы обучающегося; в конце каждого очередного этапа планируется консультация.

Лекция. Лекция как один из словесных методов обучения предполагает устное изучение учебного материала, отличающейся от рассказа большей емкостью, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, охватывает все занятие. в то время как рассказ занимает лишь его часть. В последние годы, в результате реформы средней, высшей школы и системы последипломного образования резко изменились задачи использования лекции как метода.

 

В средней школе применение лекционного метода целесообразно в следующих случаях:

- при прохождении нового материала, мало связанного или совсем не связанного с предыдущим;

- при обобщении различных отделов пройденного учебного материала (в конце изучения каждой крупной темы);

- при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей;

- при разборе сложных закономерностей с применением большого математического аппарата и ряда логических умозаключений;

- при изучении тем, характеризующимися особенно широкими межпредметными связями;

- при проведении уроков проблемного характера.

В вузах и в системе последипломного образования лекция – метод обучения, являющийся в то же время и одной из важнейших форм обучения. Из средства передачи информации она превращается в учебное занятие, основная цель которого – дать обучающимся установку и направление для самостоятельной работы. В связи с этим лекция должна планироваться таким образом, чтобы вызывать у слушателей интерес к изучаемой дисциплине (проблеме, обогащать их информацией о важнейших научных открытиях и исследованиях, прогрессивном научно-техническом опыте, освещать нерешенные проблемы в данной сфере, определять место освещаемой проблемы в смежных отраслях.

В последнее время все чаще стали отказываться от чисто классической лекции. Для объяснения и интерпретации всех трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся, дидакты предлагают использовать проблемные лекции, в которых предметом обсуждения являются непонятные вопросы. Одним из первых выдвинул идею проблемной или «сократической» лекции американский профессор У.Хетч, предлагающий начинать лекцию с вопросов, приготовленных заранее, а вести ее, руководствуясь ответами обучающихся. Советские дидакты чаще всего проблемными лекциями называют такие, в ходе которых рассматриваются ключевые. исходные вопросы преподаваемой дисциплины или цикла и широко может внедряться методика проблемного изложения.

Помимо лекций проблемного характера можно применять и их дискуссионные формы. Разрабатывающий лекционно-дискуссионную форму организации обучения Р.М. Далк считает, что в начале лекции следует предложить студентам задавать преподавателю вопросы по предыдущему лекционному материалу, затем целесообразно ответить на них, используя элементы дискуссии и постепенно вводя новый материал. В течение второй половины занятий студентам полностью объясняется новый материал, раскрываются неизвестные понятия, прослеживается связь лекционного материала с изученными ранее вопросами, указываются основные источники, содержащие материал по новой теме и упражнения для лучшего его понимания, дается задание на следующее занятие. Все занятие характеризуется совместным участием преподавателя и обучаемых в решении проблемных задач, причем преподаватель создает благоприятную для восприятия лекционного материала атмосферу, не «давит» на мнение студентов, выступая то в роли рядового участника дискуссии, то в роли лектора. Р.М. Далк рекомендует для выявления вопросов для будущих дискуссий в начале каждого лекционного курса проводить ряд контрольных работ.

Примером лекции-дискуссии может служить лекция-панель, представляющая собой особую форму дискуссии. в которой участвует крайне ограниченное количество выступающих – всегда высококвалифицированных специалистов в своей области, - высказывающих свое мнение по предложенным вопросам в ряде последовательных коротких лекций. Такие лекции, как правило, дополняются обсуждением высказанных на них мнений экспертов. Метод панели рекомендуется использовать при обучении будущих экономистов, социологов, повышающих свою квалификацию руководителей и специалистов. Обсуждение какой-то конкретной проблемы наиболее известными специалистами в данной области (в системе повышения квалификации в качестве таковых могут выступать и некоторые из слушателей) позволяет показать обучающимся ее сложность, разнообразие вариантов возможных решений. Несмотря на то, что обмен мнениями по обсуждаемому вопросу учебной программы происходит между экспертами-преподавателями, слушатели активны в выяснении (в форме вопросов) каких-то неясных для них моментов. Выступающие на такой лекции специалисты должны быть не только крупными учеными или практиками, но прежде всего людьми, умеющими изложить как можно больше информации за короткий отрезок времени, а также анализировать и синтезировать свои мысли в доступной для обучаемых форме.

Эффективность лекции заметно повышается в случае ее сочетания с методом опорного конспекта. Такой конспект обычно вручается каждому обучающемуся для использования в качестве записной книжки во время лекции. Абзацы, подзаголовки, написание слов с большой буквы – все это отражает взаимосвязь основных идей предлагаемого учебного материала. В опорном конспекте должно оставаться место для внесения дополнений, пояснений и поправок. Иногда такие конспекты заменяются картами и диаграммами – «полуфабрикатами», оформление которых завершают сами обучаемые по мере восприятия нового материала. Считается, что опорный конспект позволяет сократить лекционное время, отводимое на сообщении информации, на 15-20 %, при этом выигрывается время для методических и организационных аспектов подготовки обучающихся к самостоятельной работе, т.е. для основной цели проведения современной лекции. Опорные конспекты весьма распространены в американских вузах. В социалистических странах чаще применяются письменные программированные лекции. В первой половине такого лекционного занятия обучающиеся обычно знакомятся с определенным образом запрограммированным теоретическим материалом, во второй половине прочитанное комментируется и дополняется преподавателем, проводятся дискуссии по некоторым вопросам; в конце лекции обобщается самое существенное, намечаются направления самостоятельной работы обучаемых.

Новые возможности лекции как метода и организационной формы обучения раскрываются при ее использовании в модульном обучении. Предварительная работа обучающихся с конкретным модулем предоставляет большие возможности повышения эффективности лекции. В процессе модульного обучения лекция, как правило, занимает часть занятия и преследует цель обобщения усвоенного материала, углубления в его отдельные части или дополнения содержания модуля интересующим обучающихся материалом, подготовки слушателей к самостоятельному усвоению последующих элементов модуля. Особенность применения лекции в данном случае является то, что она может не только планироваться преподавателем, но и заказываться самими обучающимися в соответствии с их познавательными нуждами.

Необходимо помнить, что эффективное проведение всякого рода проблемных лекций возможно при ограниченном количестве слушателей, тогда как классические лекции можно читать большим группам обучаемых.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к обучающимся. Возможны несколько видов рассказов: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого – подготовка обучающихся к восприятию нового учебного материала, непосредственное усвоение которого может быть обеспечено другими методами, например, беседой. Условиями эффективного применения рассказа являются тщательное продумывание планов, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тонуса изложения.

Цели применения рассказа весьма широки, но сводятся к целенаправленной передачи учебной информации, содержание которой может быть различным. Это и пересказ художественного произведения, и рассказ о жизни и деятельности ученых, выдающихся производственников, об истории, деятельности и проблемах производственных коллективов и т.п.

В процессе модульного обучения педагог может использовать метод рассказа для представления дополнительного информационного материала, не содержащегося в модуле.

Экзамен. Метод обучения, именуемый «экзамен» отличается от экзамена как метода контроля усвоения знаний тем, что обеспечивает активное, очень самостоятельное, планомерное, без «штурмовщины» усвоение содержания обучения, а также преодоление психологической напряженности, которую люди, сдающие экзамен часто испытывают в ожидании «неизвестного ворса».

По прохождении половины курса обучения обучающимся предоставляется возможность самим подготовить список экзаменационных вопросов. Прежде всего они все вместе вырабатывают критерии «хорошего вопроса», которые удовлетворяли бы и преподавателя. После этого каждый обучающийся индивидуально составляет список вопросов по курсу. Вторая часть каждого теоретического занятия посвящается открытой защите, сравнению, уточнению составленных вопросов. Конечный результата такой работы – список из 10 вопросов, составленный каждым обучающимся. Из каждого списка преподаватель выбирает по три обязательных вопроса и таким образом формирует окончательный список вопросов к экзамену, количество вопросов в котором равно числу обучающихся в группе, умноженным на три, и который оказывается подготовленным самими обучающимися. Для того, чтобы квалифицированно защитить свои предложения и оппонировать чужим, нужно хорошо знать предмет. В процессе выбора, оценки, обсуждения, уточнения вопросов обучающиеся постоянно испытывают необходимость пересмотреть материал по всему курсу, в результате чего у них появляется потребность в постоянной учебе.

Данный метод можно удачно использовать в процессе модульного обучения, если оно завершается таким методом контроля знаний как экзамен. Специфика модульного обучения. а именно наличие необходимых модулей у каждого обучающегося, позволяет сразу, с первых же занятий, приступить к составлению и анализу вопросов.

Метод «экзамен» целесообразно применять в высшей школе и в системе последипломного образования, особенно в системе повышения квалификации, в которой обучающимися являются специалисты и руководители. Такая подготовка не только обеспечивает достижение ими определенного уровня подготовленности, но и снижает психологический дискомфорт в ожидании самого экзамена.

Экспертиза. Данный метод применяется в тех случаях, когда обучаемые не спешат обращаться к преподавателю с вопросами по разным причинам либо изучаемый материал не представляется противоречивым, не вызывает вопросов, либо им не хочется выставлять напоказ свои затруднения. Тогда преподаватель выделяет группу обучающихся, которые получают задание написать анонимные вопросы по излагаемой теме и послать их лектору. Такие вопросы помогают лектору установить обратную связь в педагогическом процессе. Чаще всего метод «экспертиза» используется. когда в качестве лектора выступает приглашенный гость – известный ученый, производственник и т.п.

В процессе модульного обучения этот метод используется не только для установления обратной связи. но и для исследования мнения обучающихся о ценности и значении модулей. В последнем случае обучающиеся записываю свое мнение о модуле или на отдельном листке, или карандашом в части модуля, предназначенной для методического руководства обучением.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.