Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогический потенциал народной художественной культуры






Осмысление нхк в контексте духовно-нравственных ценностей и идеалов позволяет раскрыть её педагогический потенциал.

Под ценностями в педагогике подразумеваются элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые выражаются в личностных установках, свойствах и качествах, определяющих его отношение к обществу.

Термин «духовность» имеет разные значения, в том числе и религиозное. В энциклопедическом словаре понятие «духовность» рассматривается как «специфическое человеческое качество, идеальная потребность к познанию», «духовное познание», характеризующее мотивацию и смысл поведения личности». Духовно-нравственные ценности отражены во всём многообразии нхт закреплены в образах-идеалах русского народа и в произведениях искусства, основанного на фольклорных традициях.

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта (Коменский, Выгодский, Ушинский, Макаренко и т.д.). Народный педагогический потенциал стал основой изучения науки – этнопедагогики. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

В ходе этих исследований были выявлены духовно-нравственные ценности русской традиционной культуры, которые актуальны сегодня для решения проблем развития личности:

1.Ценостное отношение к матери, как главной святыни и к материнству как единству природного и духовно-нравственного начала.

2.Ценность семьи и традиционных семейных отношений, основанных на почитании предков.

3.Ценностное отношение к природе, которое отразилось в мифах, преклонение перед стихиями в культе растений и животных.

4.Ценность Родины, родной земли. Понимание земли, как кормилицы и главной святыни, которую необходимо беречь, охранять и защищать.

5. Ценность созидательного труда, как основы жизни и благополучия.

6.Ценность здорового образа жизни и одухотворённой красоты (понимание категорий добра, совести, стыдливости, милосердия, справедливости, целомудрия).

7. Ценностное отношение к человеку, воплощенное в идеалах на примере сказочных образов.

8. Ценности родного дома как связующего звена с родными, с землёй, родиной, окружающим миром.

Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизовал наиболее эффективные средства воздействия на личность. Поражает воображение дифференциация воспитательных средств, связанных с формированием вполне определенных черт личности. Обратимся, например, к загадкам, пословицам, песням, сказкам, играм, праздникам как средствам воздействия на личность ребенка.

Основная цель загадок - умственное воспитание, пословиц и песен - нравственное и эстетическое воспитание. Сказки же призваны содействовать совокупному решению задач умственного, нравственного и эстетического воспитания, сказка - синтетическое средство. Празднично-игровая культура - своего рода педагогика в действии, где все средства использовались в гармоничном единстве, в слаженной системе, где все элементы взаимосвязаны. В играх применялись и песни, и загадки, и сказки. Игра - это самая эффективная практическая педагогика, материализованная сказка.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из самых различных областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и качества; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать этому предмету всестороннюю характеристику. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. В то же время загадки о доброй славе, лжи, сплетне, горе, о жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, так или иначе призывающий молодежь к совершенствованию своих нравственных качеств. Высокопоэтическая форма загадок содействует эстетическому воспитанию. Таким образом, загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве с другими сторонами формирования совершенной личности.

То же самое следует сказать о пословицах и песнях.Цельпословиц - нравственное воспитание, песен - эстетическое.Одновременно пословицы призывают к труду, развитию ума и укреплению здоровья, но это делается опять под видом призыва к выполнению нравственного долга. Песни являются средством воздействия на чувства и сознание, но в них встречаются загадки и пословицы; кроме этого, есть и самостоятельные загадки-песни.

В охарактеризованных жанрах устного народного творчеств усматривается единство содержания и формы, цели и средства: в загадках умное - цель, прекрасное - средство, в пословицах нравственность - цель, прекрасное и умное - средство, в песнях прекрасное - цель, умное - средство. Сказки же, как было сказано выше, призваны привести в систему

Многочисленные весенние молодежные праздники были своеобразными формами эстетического воспитания и самовоспитания, средством проверки уровня и результатов этого воспитания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.