Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудоемкость и аттестация по дисциплине

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА по направлению

050100 «Педагогическое образование»

«Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде»

 

Квалификация (степень) выпускника – магистр

 

Утверждено на заседании кафедры Художественного образования ребенка Протокол № ____ от ______ 2011 г. Зав. кафедрой ­­_Барышева Т.А.   Утверждено на заседании Совета Института детства Протокол № ___ от _______201 1 г. Директор Института детства Ноткина Н.А.

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

 

Дисциплина «Этностудия в поликультурной образовательной среде»

Место дисциплины в структуре ООП: М.2.15 Профессиональный цикл, вариативная часть, дисциплина по выбору студента

Трудоемкость и аттестация по дисциплине

Дисциплина (учебные курсы) / семестр Трудоемкость Аудиторная нагрузка, часы: Форма итоговой аттестации / семестр
Всего кредитов / из них на экзамен Всего часов на теоретическое обучение из них: Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Этностудия в поликультурной образовательной среде /4                
Итого               Зачет/4

Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: формирование у студентов компетенций в области культурно-просветительской деятельности:

· способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

· способность формировать художественно-культурную среду (ПК-21).

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:

Знали:

· особенности и закономерности поликультурного образования, его роль в формировании общекультурной компетентности, свойств патриотизма и толерантности личности,

· культурологические и психолого-педагогические основы поликультурного образования

Умели:

· анализировать культурные традиции разных народов, особенности их искусства, религии,

· разрабатывать программы и циклы занятий этнокультурного содержания, проводить их с детьми, проектировать художественно-культурную среду в образовательных учреждениях, этнокультурных студиях, центрах,

· интегрировать приобретенные знания в практику профессиональной педагогической, культурно-просветительской и научно-исследовательской деятельности;

Владели:

· технологиями поликультурного образования

· практическими навыками и опытом освоения различных видов народного искусства, их презентации, опытом сравнения разных этнических традиций, взаимодействия этнокультур между собой, с профессиональной культурой, с традиционными и современными формами.

· диагностическими методиками поликультурного образования.

 

- Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

Дисциплина «Этностудия в поликультурной образовательной среде»

№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
  Понятие поликультурной образовательной среды.Понятия этноса, этнической культуры. поликультурного образования. Поликультурная образовательная среда: специфика, структура, функции, актуальность. Полиэтническое образование как компонент системы образования. Плюрализм культур и принцип междисциплинарности в их изучении          
  Этнокультурная и поликультурная компетентность как результат образования. Сущность и виды этнокультурной компетентности. Структура этнокультурной и поликультурной компетентности. Показатели и критерии оценки уровня сформированности этнокультурной и поликультурной компетентности. Их роль для успешной коммуникации. Связь формирования поликультурной компетентности с воспитанием этнической толерантности. Этнотолерантность как свойство личности, необходимое для достижения межэтнического взаимопонимания и взаимодействия.          
  Этностудия как средство развития толерантных качеств личности.Освоение традиционной культуры разных народов как средство повышения поликультурной компетентности и толерантности. Диагностики толерантности.Методы работы по развитию толерантности. Тренинг.          
  Этностудия как средство развития художественно-творческих способностей личности.Освоение комплекса видов художественного народного творчества (словесного, музыкального, хореографического, игрового, драматического) в этностудии. Тренинг..          
  Освоение изобразительных видов народного художественного творчества в этностудии. Декоративно-прикладное искусство разных народов и методика его освоения. Тренинг.          
  Традиции народов мира в учебных программах общего и дополнительного образования.Литературные и музыкальные традиции народов России и мира в образовательных программах. Ремесла народов мира и материальная народная культура в образовательных программах. Виртуальные путешествия детей по странам и регионам в комплексе видов народного творчества и социокультурных традиций.          
  Этнокалендарь в поликультурной образовательной среде.Праздники традиционного календаря народов России. Светские и государственные праздники в России. Праздники народов мира. Детское творчество в освоении празднично-обрядовых традиций. Принципы сценарной драматургии праздников в школе.          
  Фестиваль национальных культур как педагогическая форма. Знакомство с этнокультурными традициями как средство приобщения к социальному опыту народов. Конкурсы национальных культур: песни, танца, ремесел, национальной кухни.. Методика создания энциклопедий национальных культур.          
  Методика организации и работы этностудии.Методика и проблемы отбора репертуара, этнографического контекста, комплексного представления и освоения традиционной культуры разных народов.. Знакомство с опытом освоения традиций народов мира в этноцентре “Китеж-град. Знакомство с деятельностью детских этностудий Санкт-Петербурга..          
Итого          

-

- Интерактивные формы занятий:

№ темы Формы
1/1. Беседа
1/2. Микроисследование. Сотрудничество в группах
1/3. Микроисследование. Тренинг
1/4. . Тренинг
1/5. Тренинг. Дискуссия
1/6. Семинар
1/7. Тренинг. Творческий проект
1/8. Творческий проект. Тренинг
1/9. Микроисследование. Творческий проект

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам дисциплины «Этностудия в поликультурной образовательной среде»

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество времени, часы
  Понятие поликультурной образовательной среды. Изучение литературы по теме Микроисследование «Структура образовательной среды группы в аспекте поликультурности».  
  Этнокультурная и поликультурная компетентность как результат образования Изучение литературы по теме. Исследовательский проект: «Этнокультурная и поликультурная компетентность в конкретной образовательной среде». Презентация Составление банка диагностики этнокультурной и поликультурной компетентности  
  Этностудия как средство развития толерантных качеств личности Составление банка методик диагностики толерантности  
  Этностудия как средство развития художественно-творческих способностей личности Составление банка методик освоения разных видов народного творчества детьми  
  Освоение изобразительных видов народного художественного творчества в этностудии Составление банка методик освоения традиционной изобразительной культуры детьми  
  Традиции народов мира в учебных программах общего и дополнительного образования Исследовательский проект: «Традиционная культура в общем и дополнительном образовании». Презентация  
  Этнокалендарь в поликультурной образовательной среде. Педагогическое проектирование форм празднично-обрядовой культуры в детской среде  
  Фестиваль национальных культур как педагогическая форма Разработка и презентация креативного проекта для детей или (и) взрослых  
  Методика организации и работы этностудии. Анализ работы этностудий СПб. Разработка и защита креативного проекта  
Итого  

Содержание вариативной самостоятельной работы студентов по темам дисциплины «Детское творчество в этнокультурном образовании»:

№ п/п Содержание работы Количество времени, часы
1-9 Анализ социокультурного пространства Санкт-Петербурга по теме «Поликультурная образовательная среда Санкт-Петербурга» (с посещением музеев, театров, концертов, образовательных учреждений) индивидуально
1-9 Чтение и анализ литературы. Разработка рефератов индивидуально

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) О сновная литература:

  1. Афанасьева А.Б.Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. – СПб: Университетский образовательный округ СПб и ЛО, 2009
  2. Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика: Учеб. пособие для студ. выс. уч. заведений. – М.: Академия, 2007.
  3. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом. – М.: Сфера, 2007
  4. Козлова А.Г. Лисовская Н.Б., Игнатенко М.С. Обучающий тренинг по формированию толерантности. Тетради 1- 8. - СПб, 2010
  5. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения – М.: Академия, 2010
  6. Поштарева Т. В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: – Ставрополь: ЛИТЕРА, 2006. – 300 с.
  7. Этнотолерантность подростка: Воспитание в семье и школе: Словарь (под ред. Козловой А.Г.) – СПб: Речь, 2007

б) дополнительная литература

1. Афанасьева А.Б. Народное творчество в эстетическом развитии ребенка.// Креативный ребенок. Сост. Т.Барышева, В.Шекалов. Ростов-на-Дону, 2004..

2. Афанасьева А.Б. Полихудожественное развитие ребенка в условиях метаметодического подхода в этнокультурном образовании. – Искусство в школе. 2008.- 3– С.76-80

3. Князева О., А. Маханева М.И. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, СПб:.: Детство-Пресс, 2002

4. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: Творческий центр, 2009.

5. Мартынова М.Ю.Традиционные нормы общения и толерантность. // Толерантность и культурная традиция. М., 2002.

6. Мельникова Л., Зимина А. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях (на примере земледельческих праздников). М., 2000.

7. Науменко Г.Н. Этнография детства. М., 2002.

8. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля. М., 2001.

9..Поштарева Т.В. Этноориентированные технологии как условие формирования этнокультурной компетентности // Педагогика. — 2005. - N 3. - С. 89-72

10. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М.. 2003.

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

https://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал.

https://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml / Качественное образование. Приоретный национальный проект «Образование».

https://window.edu.ru/window / Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

https://eor.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, электронно-библиотечные системы (ЭБС)

https://lib.herzen.spb.ru/ Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И.Герцена

https://www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека

https://www.lib.ru/ Электронная библиотека открытого доступа

https://psychlib.ru/index.php/ Электронная библиотека МГППУ.

https://lib.aldebaran.ru/genre/science_root/ Библиотека Альдебаран

https://www.litportal.ru / Литературный сетевой ресурс

https://vestnik.edu.ru/ Журнал " Вестник образования"

https://pedagogika-cultura.narod.ru/ - журнал «Педагогика культуры»,

https://www.zpu-journal.ru - журнал «Знание, понимание, умение»-,

https://www.edu.ru/modules.php? page_id=6& name=Web_Links& l_op=viewlinkinfo& lid=76321 журнал «Педагогика искусства»-,

https://www.eidos.ru/, https://ru.wikipedia.org/ - сайты «Эйдос», Википедия -

https://1september.ru/ - сайт «Первое сентября»

Материально-техническое обеспечение:

  1. специально оборудованная аудитория: мультимедийный проектор, компьютер,
  2. компьютерный класс с выходом в Интернет;
  3. библиотека;
  4. кафедральные ресурсы (литература, аудио- и видеозаписи, методические материалы

 

Краткое содержание итоговой аттестации

Итоговая аттестация:

Осуществляется в форме зачета, при этом проводится оценка сформированных компетенций:

Компетенция Контрольно-измерительные материалы оценки сформированности компетенции
Способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17); Презентация «Банка диагностических методик исследования поликультурной компетентности и толерантности» Тестирование (Тест «Этнокультурные традиции народов России и мира»)  
Способность формировать художественно-культурную среду (ПК-21)   Разработка и презентация интегративных занятий, народных праздников, фестивалей этнокультурной направленности Креативный проект в сфере образования Портфолио творческих достижений

Разработчики:

             
( Институт детства, РГПУ им А.И. Герцена )   канд. искусствоведения, доцент кафедры художественного образования ребенка сор   (подпись)   Афанасьева А.Б

Эксперты:

             
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)
             
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коммос 3. | Тема 7. Плазменная обработка




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.