Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как прийти в детский дом первый раз? Что должны понять при знакомстве дети и взрослые?






Перед Праздниками весь Интернет полон просьб о сборе подарков для детей в детских домах, сообщениях о различных акциях-поздравлениях. Что стоит учесть, если вы собрались принять участие в одной из них? Что надо знать, идя в детский дом первый раз? Как поздравить детдомовца так, чтобы помочь, а не навредить ему? Комментирует Александр ГЕЗАЛОВ, выпускник детского дома, автор книги «Соленое детство», руководитель Студии социального проектирования 2 ГА (Москва), создатель социального навигатора для выпускников детских домов.

 

Как прийти в детский дом первый раз? Что должны понять при знакомстве дети и взрослые?

- Нередко воспитанники детских домов занимаются тем, что «разводят» добрых и отзывчивых людей, которые искренне пришли к ним помогать, поддерживать, наставлять. Люди вдруг начинают делать то, чего они никогда бы не сделали для своих детей. Уже дома человек понимает, что делал что-то не то, а что - не может понять. Поэтому нередко второй раз в детский дом он не приходит, интуитивно понимая, что он объект какой-то игры, технологии. Все это происходит потому, что сироты очень хорошие психологи и манипуляторы. Их умение добыть необходимое вызывает и восхищение, и грусть. Сироты обведут вокруг пальца любого психолога, они сами психологи со стажем. Делают они это достаточно естественно и просто, заглядывая в глаза, беря за руку, как будто невзначай задавая некоторые вопросы. Они прощупывают человека на его естественные слабости: жалость, неуверенность, влажные глаза, нелепые вопросы и т.д. Они умело делают это, пользуясь своим сиротским статусом. Если я назову сирот «машиной потребления», я не ошибусь, они именно так выращены в этой системе. Механизмы этой «машины» закладываются тогда, когда ребенок начинает чувствовать к себе непонятное отношение: добрые дяди и тети дают ему ни за что конфетку, при нем говорят ему, что он бедный и несчастный и так далее.

Ребенок сначала не воспринимает это всерьез, но потом, поняв, что благодаря этому можно получить «гораздо больше конфет», начинает настраивать свою «машинку потребления». Пробуя различные методы, от вопросов - а будешь ли ты моей мамой или папой, до залезания в прыжке на приходящего добровольца. Задача - стереть обычную дистанцию общения, достичь такого расстояния, с которого «жертве» будет сложно сказать: «Нет». Если Вам удалось удержать сироту на расстоянии, у Вас не будет проблем, потому что сирота будет понимать, что план не удался и нужно перестраивать свою «машинку» под Вас. Здесь уже Вы выстраиваете свои границы общения.

К 12-16 годам, этот опытный и выхолощенный «робот иждивения» безошибочно срисовывает всякого входящего в детский дом. Это отработанная система, как подойти, что сказать, что спросить. Ведь дети-сироты в течение нескольких лет «тренируются» на приходящих к ним людям (которые как раз для этого и приходят), подглядывают друг у друга наиболее удачные технологии. Среди приходящих к ним, грамотных людей крайне мало, значит все, кто приходит, дает пищу для оттачивания сиротских «технологий».

Все происходит достаточно банально. Сирота, войдя в доверие, «посиротствовав», начинает реализовывать программу вытягивания из человека ресурсов. Заводится его машинка. Будь то просьба свозить его на Красную площадь или положить на сотовый телефон денег. Это даже некая программа в голове у ребенка сироты, потребительский чип, для него естественный. Это формула, это знания.

Для того чтобы Вас не «разводили» и машинка сиротства не затягивала Вас в необратимый процесс, не спешите идти в детский дом, почитайте литературу, пообщайтесь с людьми, которые жили в детском доме или долго работали.

Не начинайте отвечать на цыганские вопросы сирот, ведь это и есть тот ключик, которым сирота пытается открыть замочек будущих благ. Начинайте задавать вопросы сами. Не давайте никаких обещаний, сразу расставьте границы, и точки над и. Покажите сироте, что Вы друг, но не вещь мешок, что Вы пришли для сотрудничества.

Если ребенок провоцирует Вас, называя папой или мамой, скажите ему о том, что у него есть свои, замечательные папы и мамы. Если он начнет говорить, что они плохие, потратьте время убедить его в обратном, потому что внутренне о родителях он думает иначе (но в детском доме это табу), и, почувствовав, что Вы не пошли на поводу, ребенок начнет сотрудничать. Возможно, первое время лучше не присаживаться на диваны и стулья, чтобы дети не залезли на Вас, пообщайтесь стоя, чтобы сохранялось необходимое расстояние. А когда дети привыкнут к вам, тогда будет проще что-либо реализовывать. Не говорите при детях о том, что они бедные и несчастные.

Не давайте обещаний, будьте строги там, где надо. Покажите, что Вы устойчивы и способны трезво мыслить, можете быть другом и партнером. Не давайте с разбегу свои номера телефонов, это сразу даст ребенку шанс начать дергать Вас за ниточки, задавая, казалось бы глупые вопросы, попросить положить денег ему на счет, чтобы якобы продолжить с Вами «приятное и благодарное общение». Не берите на себя никаких обязательств и излишних нош. Оговаривайте это при самых первых встречах, закладывайте фундамент будущих паритетных двухсторонних отношений.

Рассказывайте сиротам о том, что Вы знакомы с сиротами выпускниками, намекая на то, что Вам хорошо известен внутренний мир детского дома. В дальнейшем, это будет Вашим дополнительным ресурсом убедительности, Вы будете вплетать в общение те или иные примеры из жизни сироты, которого Вы знаете. Главное в помощи сиротам - не спешить делать бездумное добро, делайте все с разумением, и тогда Вы не будете вещмешком. Ваш замочек устойчивости не будет открыт невольно созданной потребительской машинкой сирот. Учитесь быть полезным и грамотным в любом возрасте.

По большому счету, сироты самодостаточны в ресурсах, у них есть господдержка, пенсии, стипендии, бесплатные одежды, питание и т.д. Главное, чего у них нет - знаний жизни. Помогите разобрать и разбить им так мешающую «машинку иждивения» и отпустите в свободное плавание. Спасите их от самих себя. А Вас дома ждут родные и дети.

- Как реагировать на многочисленные просьбы в СМИ собрать что-то для нуждающегося детского дома, так чтобы не включить в детях «машинку потребления»?
- Словами о нуждах детских домов интернет исписан не хуже любого забора - густо, эмоционально, убедительно. Детским домам нужно это, и еще вот это, а также вот то... Однако о том, нужно ли «то и это» сиротам, пишут мало, да и в голову-то не всем приходит, что нужды сирот и детского дома - вещи разные. Тучи фондов и всяких иных организаций носятся, собирая помощь, открывая счета и электронные терминалы - спасают. Всех и от всего.

Откуда вообще взялась эта идея: «спасать» детей финансовыми подачками? Самый простой вариант ответа лежит на поверхности: хотя, согласно уставу, детский дом воспитывает сирот (оказывает им услуги, дает образование и т.д.) в рамках российского законодательства, чаще всего из-за недостаточного финансирования дети получают все вышеперечисленные блага в «усеченном» варианте. Часто приходится слышать, что персонал детского дома работает неважно из-за низких зарплат. Невольно возникает вопрос: а будут ли люди, не имеющие специального образования, работать лучше, если просто увеличить им зарплату? Ответ очевиден. Если учесть, что воспитательницы (я намеренно избегаю здесь мужчин, ибо их там совсем мало) только один раз в пять лет проходят образовательный «апгрейд» в институтах повышения квалификации, по сути формально отсиживая положенное время на пустых лекциях, поскольку на сиротскую тему научных разработок практически нет, а те, что есть, в большинстве своем носят туманный характер, становится понятно, что за качество работы платить некому. Тем не менее «общественность», озабоченная «помощью сиротам», часто причиняет этим детям куда больший вред, чем нищие непрофессиональные воспитательницы.

Большинство научных сообществ занимаются сиротами потому, что это модно, интересно, да и для карьеры хорошо: под разработку такой темы можно получить всякие гранты и научные звания.

Однажды некий возмущенный профессор взахлеб рассказывал мне о том, как его выгоняют из детского дома за излишнюю навязчивость, работать не дают. А у него такой проект! Они привезли на территорию детского дома 10 КамАЗов песка, потому что это, согласно его теории, должно повысить у детей мотивацию к построению карьеры. «Привезли песок с карьера для стремления к карьере» - вот такой бредовый каламбур. Мне этого профессора хотелось не то что выгнать взашей из детского дома, а отдать под суд.

А на одной конференции под странным названием «Другое детство» две кандидатки педагогических наук монотонными голосами рассказывали о проблемах адаптации детей-сирот, навязывая слушателям мысль о том, что сиротам везде нужны подушки безопасности, потому что им сложно жить. Они не осознавали, что эти подушки безопасности и есть главный источник опасности. Ученые дамы рассуждали о проблемах всех выпускников на основе исследований поведения всего лишь троих детей - одного мальчика и двух девочек. Больше им и не было надо, опыт удался.

И вот таким людям со странными идеями никто не запрещает создавать методические пособия, следуя которым, ученики всех этих профессоров и кандидатов будут набивать «подушки помощи сиротам» камнями. Вот еще один наглядный пример бездумной «помощи». Некий фонд, собирающий крупные денежные средства в поддержку всех и вся, предложил добровольцам погибнуть, став наставниками детей-сирот. Никто не предупредил добровольцев о том, что наставничество - это пожизненный крест, а не песни и танцы с выпускником детского дома. Люди хотят эффективно помогать, а им подбрасывают технологии, с помощью которых по-настоящему помогать друг другу могут только сами выпускники детских домов. Ибо специфический уровень общения, образования, жизненных ориентиров оказывается за рамками восприятия человека, выросшего в семье, будь он хоть сто раз психологом, профессором или многодетной мамой. Детский дом - это другой мир, другая планета, на которой надо вырасти и выжить, чтобы иметь право и возможность говорить от его имени.

 

 


Но людям очень хочется «добрых дел» - ведь под это дадут гранты, напихают в денежные терминалы банкнот! Плевать, что результат «помощи» будет нулевой, - главное шевелить сено проблем (пусть даже оно сгниет), что-нибудь из этого да получится! Оттого у нас столько бесполезных «круглых столов», конференций и заседаний. Ведь за «помощь сиротам» под суд никто не отдаст. Дело-то - благородное. Да и ошибок кто ж не совершает?! А платить по счетам за нашу славу, гранты, научные степени будут они - облагодетельствованные... Так что же действительно необходимо ребенку из детского дома?! Чтобы на нем не зарабатывали, не искали в нем того, чего в нем нет, не приходили к нему как к больному, не создавали условий, в которых он будет вынужден отращивать ласты вместо рук и ног. Не выдергивайте его с места, не тащите в Англию на экскурсию, ему придется жить там, где его корни и его история. Не кормите систему, в которой он живет, накормите лично его - знаниями, навыками, умениями и главное - вовремя отойдете в сторону, дайте ребенку возможность встать на ноги самостоятельно. Он с благодарностью справится, он сумеет. Он тоже человек.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.