Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика методов исследования






Анализ научно-методической литературы. Исследовательская работа включает обобщение уже имеющейся информации. Изучение литературы должно начинать­ся еще в процессе выбора темы дипломной работы. Студенту по литературным источникам необходимо ясно себе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме.

При рабо­те с литературой кроме книжных изданий можно пользоваться еще и периодическими. Материалы журналов и сбор­ников содержат более свежие данные, чем книги и монографии, однако в монографиях и книгах материал излагается более подробно.

Проработанная по теме литература служит основой для написания главы дипломной работы «Анализ литературных источников по теме исследования», которая предшествует изложению собствен­но теоретического материала.

Анализ документальных и архивных материалов является мето­дом сбора фактических данных содержащихся в педагогической документации и архивных материалах: планах и дневниках тре­нировок, протоколах соревнований, отчетах спортивных организаций, учебных планах и программах, журналах учета успеваемо­сти и посещаемости, личных делах и медицинских карточках, стати­стических материалах и т. п.

Педагогическое наблюдение. Методы педагогического наблюдения позволяют путем непосредственного восприятия качественных и количественных характеристик изучать различные явления, события, процессы. В области физического воспитания и спорта с помощью наблюдений изучают особенности организации учебного и тренировочного процесса, педагогический опыт отдельных преподавателей и тренеров, особенности поведения занимающихся в процессе выполнения различных тренировочных заданий, применяемые средства физического воспитания и их место в занятиях, характер и величину тренировочных нагрузок, некоторые элементы техники выполнения движений и тактических действий и т. д.

Объектами наблюдений могут быть отдельные учащиеся, спорт­смены, тренеры и преподаватели, различные классы в школе, отделения ДЮСШ, группы спортсменов различной подготовлен­ности (новички, разрядники, сборный коллектив), разного воз­раста и пола, а также условия занятий (в зале или на воздухе), сроки занятий (продолжительность, периоды тренировочного про­цесса) и т.д.

В методике проведения педа­гогических исследований могут использоваться различные виды наблюдений, классифицирующиеся:

– в зависимости от условий проведения наблюдения (клинические, естественные);

– в зависимости от способа записи и регистрации данных (с графической регистрацией, с цифровой регистрацией, осциллографические, фото- и кинонаблюдения, комплексные);

– в зависимости отдлительности наблюдения (длительные, одномоментные);

– в зависимости от объекта и формы организации наблюдения (индивидуальные, групповые, командные);

– в зависимости от способа взаимоотношений наблюдателя и наблюдаемого (обычные, включенные, участвующие);

– в зависимости от способа наблюдения (визуальные, приборные, самонаблюдения).

Техника прове­дения наблюдения, его содержание зависят от многих обстоятельств и главным образом от су­щества и особенностей изучаемой проблемы, от конечной цели и задач исследования, от условий, в которых находятся предмет изучения и ис­следователь, от оснащенности вспомогательными средствами, от опыта и других личных качеств ведущего наблюдение и от количества участников исследовательской работы. Когда учтены все перечисленные обстоятельства со­ставляется план наблюдений. В плане необходимо предусмотреть задачи, выделить объекты и содержание наблюдения, определить методику анализа собранного материала, примерную продолжи­тельность и время проведения наблюдений.

Для регистрации результатов наблюдений могут использовать­ся самые разнообразные способы и приемы, как с применением технических средств, так и без них. Наиболее простым и доступ­ным можно считать протоколирование, которое обычно ведется на заранее подготовленных бланках.

Процедура конкретного наблюдения не зависит от его типа, а также применяемых средств и методов и предусматривает четыре этапа.

На первом этапе необходимо подготовиться к проведению на­блюдений, а именно: сформулировать цель и задачи наблюдения, составить план наблюдения, подобрать средства и методы регист­рации исследуемых показателей, подготовить место проведения наблюдения, провести инструктаж помощников и наблюдаемых, подго­товить протоколы и бланки для записи наблюдаемых характеристик.

На втором этапе осуществляется само наблюдение. Здесь очень важно следить за правильным ходом наблюдения, за правиль­ностью заполнения протоколов и бланков, за исправностью приме­няемой аппаратуры.

Третий этап – обработка результатов. Сюда входит первич­ная обработка данных, включающая в себя уточнение и восстанов­ление выпавших данных и вычисление производных характеристик (отношений, разности, суммы, процентов и т.п.) и статистическая обработка результатов (расчет средней арифметической, стандарт­ных отклонений, вариаций и т.п.).

И, наконец, на четвертом этапе осуществляется описание, интерпретация и обсуждение подученных результатов. Этап предус­матривает: анализ полученных результатов, описание исследуемо­го процесса, обсуждение материалов наблюдения, формулировки выводов, разработку практических рекомендаций, предложения по внедрению результатов наблюдений в практику, планирование новых наблюдений.

Несмотря на ряд положительных сторон и возможностей мето­да педагогических наблюдений, можно говорить и об известной его ограниченности, так как во многих случаях ему доступны лишь внешние проявления процесса. Можно, например, видеть дей­ствия учителя или тренера, ответные действия занимающихся, измерить пространственные, временные и динамические параметры выполняемых упражнений, но в то же время нельзя с помощью наблюде­ния раскрыть мотивы деятельности, эмоциональное состояние участников педагогического процесса, величину испытываемого интеллектуального и физического напряжения. Поэтому применение со­ответствующих приборов и технических средств значительно рас­ширяет применение этого метода. Ис­пользование в методике проведения наблюдений все более совре­менных регистрирующих устройств, диапазон применения и зна­чение этого метода в исследованиях в области физического вос­питания и спорта расширяются.

Методы сбора мнений. Методы сбора мнений служат для получения информации о субъективном мире людей, их поведении, мотивах, поступках и т.д. Выделяют две группы методов – методы опроса и методы экспертных оценок. В исследованиях, проводи­мых в области физического воспитания и спорта, так же, как и в исследованиях по педагогике, психологии и социологии, опросные методы пользуются широ­кой известностью. В зависимости от методики проведения такого опроса можно выделить беседу, ин­тервью и анкетирование.

Беседа применяется как самостоятельный метод или как до­полнительный в целях получения необходимой информации или разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Как и наблюдение, она проводится по заранее наме­ченному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. Беседа ведется в свободной форме, без записи ответов собеседни­ка. Во избежание преднамеренного искажения ответов участники не должны догадываться об истинных целях исследования. Для беседы важно создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, соблюдать при этом педагогический такт. Поэтому благоприятной обстановкой является привычная и естественная среда: спортзал, стадион, бассейн, место прогулки и т. п. Готовясь к беседе, нужно определить также способ фиксирования ее результатов. Можно, например, для этой цели использовать скрытый магнитофон, диктофон, что позволит потом тщательно проана­лизировать текст беседы и выявить необходимые признаки изучаемого явления, получить новые факты. Эффективность беседы во многом зависит от опыта исследователя, степени его педагогической и особенно психологической подготовки, уровня его тео­ретических знаний, от искусства ведения беседы и даже от лич­ной привлекательности.

Разновидностью беседы можно считать интервьюирование. Интервью – это метод получения информации путем устных ответов респондентов. В отличие от беседы, где и респонденты, и исследователь выступают активными сторонниками, при интервьюировании вопросы, построенные в определенной последовательности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них.

В зависимости от характера информации, которую необходи­мо получить, различают:

– свободное интервью (в форме длительной беседы для полу­чения поверхностной информации общего характера);

– клиническое интервью (в форме целенаправленного опроса для получения более глубоких сведений о собеседнике и об еговнутреннем мире);

– фокусированное интервью по узкой проблеме ( изучение оп­ределенных концепций в отношении тренировочного процесса, изу­чение характера нервно-психических состоянии в зависимости от различных условий соревнований и т.п.).

Кроме того, интервью можно проводить с группой лиц – груп­повое интервью (в форме беседы с командой для получения дефор­мации о группе в целом), и с отдельными лицами – индивидуаль­ное интервью (в форме беседы с конкретным человеком, информа­цию о котором необходимо получить).

Во всех случаях интервью проводят по определенному плану и оно предусматривает непосредственный контакт интервьюера с интересующими его людьми (респондентами).

Наиболее распространенной формой опроса является анкети­рование, проведение которого предусматривает получение инфор­мации от респондентов путем письменного ответа на систему стан­дартизированных вопросов и заблаговременно подготовленных анкет. Для проведения анкетирования необязателен лич­ный контакт исследователя с респондентами, так как анкеты можно рассылать и по почте или раздавать с помощью других лиц. Одним из преимуществ анкетирования перед беседой можно считать возможность охвата опросом сразу всех опрашиваемых, все зависит от количества подготовленных бланков анкет. К тому же результаты анкетирования более удобно подвергать анализу мето­дами математической статистики. Структура и характер анкет оп­ределяются содержанием и формой вопросов, которые задаются опрашиваемым. Поэтому основной трудностью в построении лю­бой анкеты является методика их подбора и формулировки. Необходимо, чтобы вопросы были понятными, однозначными, крат­кими, ясными и объективными.

Различают прямое анкетирование (ответы на вопро­сы в присутствии анкетера) и заочное (ответы на вопросы самостоятельно).

Анкеты в зависимости от характера и ответов на них могут быть:

– открытыми (со свободным вариантом ответов);

– закрытыми (о жестким вариантом ответов);

– полузакрытыми (со смешанным вариантом ответов).

Интересны вопросы, содержащие набор отве­тов, позволяющих выразить интенсивность мнения респондента. Например: «Довольны ли вы тем, что для обучения выбрали специальность «физическая культура?» Варианты ответов:

очень доволен;

доволен;

безразличен;

недоволен;

очень недоволен.

Приводимые ответы расположены по убывающей, что позволяет отнести полученные результаты к порядковымизмерениям и производить соответствующую статистическую обработку.

При использования анкетного опроса очень важно правильно составитьанкету.

Анкета – это определенным образом структурно организованныйнабор вопросов, каждый из которых логически связан с цент­ральной задачей исследования. Поэтому грамотное построение анкета требует знаний теории шкалирования и определенного опы­та обработки получаемых результатов.

Общий план опросного листа (анкеты) включает в себя:

а) введение (кто и для чего проводит опрос, как будут использоваться данные, гарантия анонимности, инструкция по заполнение анкета, фамилия и инициалы исследователя);

б) вступительные вопросы с целью:

– заинтересовать респондента;

– максимально облегчить вхождение в работу (вступительные вопросы нельзя начинать о паспортных данных, нельзя задавать трудные вопросы; острые, интимные вопросы да­вать во второй части анкеты),

в) заключительные вопросы (в конце анкеты следует давать легкие вопросы, а также вопросы о паспортных данных; в самом концевыразить благодарность опрашиваемому).

В проведении анкетного опроса целесообразно соблюдать следующие правила:

– опрашиваемым необходимо разъяснить цели и практическое значение опроса;

– необходимо сохранить возможность анонимных ответов, т. не указывать фамилию и другие данные, если этого не требу? задачи исследования;

– помимо кратких ответов на уже сформулированные в анкете вопросы опрашиваемые должны иметь возможность вписывать дополнительные данные и сведения;

– количество вопросов в анкете должно быть не очень большим.

Наиболее распространенным и объективным методом в данной группе является метод экспертных оценок. Большинство педагогических явлений не имеет количественного выражения (качество выполнения гимнастических упражнений, артистизм в фигурном катании, уровень воспитанности личности и т. д.). В этом случае используете метод экспертных оценок с привлечением специалистов-экспертов. Существует несколько способов проведения экспертных оценок. Наиболее простой способ экспертизы – ранжирование – определение относительной значимости объектов экспертизы на основе упорядочения.

Эффективность данного метода во многом определяется на основе профессионального опыта и интуи­ции, а также степенью детализации опросов, позволяющих решить данную проблему. В связи сэтим, прежде чем приступить к ис­следованию по методу экспертных оценок, необходимо провести определенную подготовительную работу, важное место в которой занимают формирование экспертных групп, разработка и формиро­вание вопросов, позволяющих решить данную проблему, разработ­ка методов раскрепощения экспертов.

Метод экспертных оценок базируется на трех допущениях:

1) знания эксперта о поставленном вопросе сформулированы на основе профессионального опыта и интуиции;

2) тождественность процесса эвристического мышления и процесса решения проблемы;

3) возможность адекватного отображения изучаемого явления, объекта процесса ввиду субъективности мышления синтезируется из экспертных оценок.

Хронометрирование. Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогического наблюдения. Однако в отдельных случаях оно может использоваться и как самостоятельный метод. Основное содержание хронометрирования – опреде­ление времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо дей­ствий. В практике работы наибольшее распро­странение получило хронометрирование различных видов занятий физической культурой и спортом для определения общей и моторной (двигательной) плотности. С этой целью во время занятий фиксируются:

– выполнение физических упражнений;

– слушание объяснений и наблюдение за показом упражнений;

– отдых, ожидание занимающимися очередного выполнения уп­ражнения;

– действия по организации занятий, упражнений;

– простои.

Хронометрирование занятия осуществляется путем наблюдения за деятельностью какого-либо занимающегося. Для большей объективности под наблюдение следует братьнаиболее типичного для данного коллектива ученика, спортсмена. Результаты хронометри­рования записываются в специальных протоколах (приложение 1). Непосредственно на месте хронометрирования в протоколе запол­няются только первые три колонки: части урока; содержание заня­тия; время окончания деятельности. Остальные пять колонок (вы­полнение физических упражнений; слушание и наблюдение; отдых и ожидание; действия по организации и простои) заполняются после соответствующего расчета времени. Обработку результатов хро­нометрирования необходимо делать в следующем порядке. Вначале рассчитывается время по видам деятельности. Вычисление осуще­ствляется путем определения разности показаний секундомера, за­фиксированных с окончанием предыдущей деятельности, и пока­заний секундомера с завершением последующей деятельности за­нимающегося. Эти данные разносятся в соответствующие графы. Для получения общей продолжительности занятия и отдельных его ча­стей показатели столбика 3 суммируются. Таким же образом можно рассчитать общую продолжительность каждого вида деятельности.

После этого вычисляется плотность занятия в целом и его отдель­ных частей. Для расчета моторной плотности занятия необходимо суммировать все числа графы 4 (выполнение физических уп­ражнений) и проставить полученные значения в формулу: МП = ,

где МП – моторная плотность; Тфу – время выполнения физических упражнений; Тобщ – общая продолжительность занятий или его части. Показатели моторной плотности меняются в зависимости от вида, содержания урока, применяемых методов и могут варьироваться от 50% до 80%.

Для определения общей плотности урока сум­мируются показатели граф 4, 5 и 7, кроме времени на отдых, ожидание и простои (графы 6 и 8), после чего эти значения про­ставляются в следующую формулу:

ОП = ,

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100 %.

Контрольные испытания. Успешное решение задач физического воспитания и спортивной тренировки во многом зависит от возможностей осуществления своевременного и правильного контроля за подготовленностью занимающихся. В связи с этим в последние годы особенно широкое распространение получила методика контрольных испытаний, проводимых с помощью различных нормативов, проб, упражнений и тестов. Метод педагогического тестирования является доступным и в то же время достаточно объективным методом. Его суть заключается в получении количественной информации об изучаемом явлении, событии, процессе с помощью оценки результата выполнения специального двигательного задания в равных для всех условиях. В качестве подобных заданий чаще всего применяют простые и доступные с точки зрения техники выполнения физические упражнения.

Использование контрольных нормативов и тестов в области физического воспитания и спорта может решить следующие задачи:

– выявить общую тренированность с помощью комплексных методов тестирования, включающих оценку функционального состояния внутренних органов, антропометрические измерения, определение уровня развития психических и двигательных качеств;

– выявить специальную тренированность спортсмена с помощью комплексных методов тестирования, включающих оценку функционального состояния внутренних органов, определение уровня развития двигательных и психических качеств, а также степени овладения техническими и тактическими навыками;

– выявить динамику развитияспортивных результатов в про­цессе тренировки (в том числе и многолетней);

– изучить систему планирования процесса тренировки;

– изучить методы отбора талантливых спортсменов;

– рационализировать существующие системы тренировки;

– воспитывать у спортсменов самостоятельность и сознатель­ность в упражнениях и самоконтроле;

– установить контрольные нормативы для различных этапов и периодов учебно-тренировочного процесса;

– разработать контрольные нормативы по отдельным видам спорта и для спортсменов различного возраста, пола и квалифи­кации.

В зависимости от того, какую задачу предполагается решить с помощью тестов, можно выделить следующие их разновидности:

– тесты для функционального исследования сердечно-сосуди­стой системы;

– антропометрические измерения для определения зависимо­сти спортивных достижений от телосложения;

– тесты для исследования двигательной работоспособности;

– тесты для исследования физических качеств;

– тесты для определения технических и тактических навы­ков;

– тесты для определения психологической и морально-воле­вой подготовленности.

Эффективность применения контрольных испытаний зависит от:

– адекватности теста изучаемому явлению;

– подготовленности специалистов, проводящих тестирование;

– технического обеспечения тестирования;

– правильности регистрации и фиксации получаемых результатов.

В исследовательских целях могут ис­пользоваться только точные и надежные нормативы и тесты.

В методике проведения контрольных упражнений и тестов сле­дует руководствоваться следующими общими положениями:

– условия проведения тестирования должны быть одинаковы­ми для всех занимающихся, испытуемых (например, время дня, время приема пищи, объем нагрузок и т. п.);

– контрольные упражнения должны быть доступны для всех исследуемых, независимо от их технической и физической подго­товленности;

– в сравнительных исследованиях контрольные упражнения должны характеризоваться индифферентностью (независимостью по отношению к изучаемым педагогическим факторам;

– контрольное упражнение должно измеряться в объективных величинах (во времени, пространстве, числе повторений и т. п.);

– желательно, чтобы контрольные упражнения отличались простотой измерения и оценки, наглядностью результатов испытаний для исследуемых.

Процедура тестирования, как правило, предусматривает сле­дующие этапы:

1. Выбор отдельных тестов и составление батареи тестов для комплексного обследования; проверка соответствия выбранных тестов критериям стандартизации.

2. Подготовка места тестирования, необходимого оборудова­ния, определение количества помощников и их инструктаж, подго­товка протоколов, бланков и тестовых карточек для регистрации результатов, а также определение формы тестирования (массовые, групповые, индивидуальные) и разработка системы оценки резуль­татов.

3. Проведение тестирования, сбор тестовых карточек, прото­колов и бланков тестирования.

4. Обработка результатов тестирования (первичная и статис­тическая).

6. Интерпретация и обсуждение полученных данных.

 

Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки. Эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведе­ние. Для большей объективности выражения результатов педагогического эксперимента в последние годы при обработке его показателей широко используются некоторые математические мето­ды, и, прежде всего, методы математической статистики. Одним из основных мотивов педагогического эксперимента всегда является введение каких-то усовершенствований в учебно-тренировочный процесс, повыша­ющих его качество.

Необходимость проведения педагогического эксперимента может возникнуть в следующих случаях:

– когда учеными выдвигаются новые идеи или предположения, требующие проверки;

– когда необходимо научно проверить интересный опыт, педагогические находки практиков, подмеченные и выделенные ис­следователями, дать им обоснованную оценку;

– когда нужно проверить разные точки зрения или суждения по поводу одного и того же педагогического явления, уже под­вергшегося проверке;

– когда необходимо найти рациональный и эффективный путь внедрения в практику обязательного и признанного положения.

Виды педагогических экспериментов. В основу классификации педагогических экспериментов кладут различные признаки, зависящие от цели, условий проведения, способа комплектования учебных групп, схемы построения, направленность экс­перимента и т. п.

Выделяют сравнительный и независимый эксперименты.

Независимый эксперимент проводится без экспериментальных групп с контрольными.

В случае, когда в одной группе работа (обучение, тренировка) проводится с применением новой методики, а в другой – по общепринятой или иной, чем в экспериментальной группе, и ставится задача выявления наибольшей эффективности различ­ных методик, можно говорить о сравнительном эксперименте. Та­кой эксперимент всегда проводится на основе сравнения двух сход­ных параллельных групп, классов, потоков – эксперименталь­ных и контрольных.

В зависимости от принятой схемы построения сравнительные эксперименты могут быть прямыми, перекрестными и много­факторными с несколькими уровнями. Наиболее простой и до­ступной формой является прямой эксперимент, когда занятия в экспериментальных и контрольных группах проводятся парал­лельно и после проведения серии занятий определяется резуль­тативность изучаемых факторов.

В методике проведения такого эксперимента выделяют уравниваемые и варьируемые условия.

Уравниваемыми условиями проведения эксперимента на­зываются условия, обеспечивающие сходство и неизменчивость протекания эксперимента в контрольных и экспериментальных группах. Сравниваемые группы должны:

– иметь полное равенство начальных данных (со­став испытуемых в экспериментальных и контрольных группах примерно одинаковый по количеству, подготовке, разряду, воз­расту, полу и т. п.);

– равенство условий работы (одна и та же смена, исполь­зование одинакового, стандартного инвентаря, типовых залов, ста­дионов, бассейнов и т.д.);

– быть независимымиот личности преподавателя, тренера.

При этом допускается, что в экспериментальных и контрольных группах занятия может вести один и тот же преподаватель или разные.

Варьируемыми условиями называются точно определяемые и сопоставимые условия, подлежащие изменению с целью экспериментального сравнения с аналогичными условиями в контрольных группах. Это то те условия, которые подлежат экспериментальной проверке и сравнению. Например, если вы выявляете эффективность использования специальных упражнений на воспитание быстроты, то именно подбор этих упражнений, интенсивность и их объем в занятиях экспериментальных групп должны и будут отличаться от контрольных групп.

В связи с тем, что полностью уравнять условия фактически невозможно, наиболее эф­фективно проведение перекрестного эксперимента, когда конт­рольная и экспериментальные группы поочередно меняются местами. В перекрестном эксперименте отпадает необходимость в созда­нии специальных контрольных групп, так как каждая из пары групп поочередно бывает то контрольной, то экспериментальной, что повышает достоверность получаемых результатов.

В зависимости от условий проведения педагогические эксперименты можно подразделить на естественные и лабораторные. При этом проведение эксперимента без нарушения хода учсбно-тренировочного процесса в обычных для занимающихся условиях, с обычным контингентом занимающихся и т. п. можно назвать естественным т. е. все происходит в естественных, в обыденных ус­ловиях. В лабораторном эксперименте допускается искусственная изоляция одного или нескольких спортсменов, учеников от ос­новной массы, постановка их в особые, специально создаваемые условия, значительно отличающиеся от обычных.

Методика проведения педагогического эксперимента. Организация педагогического эксперимента связана с планированием его про­ведения, которое определяет последовательность всех этапов рабо­ты, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полно­ценное исследование. Сюда входит подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, плани­рование наблюдения, выбор экспериментальных и контрольных групп, оценка всех особенностей экспериментальной базы и т.д.

Процедура эксперимента протекает в следующей последовательности.

1. Постановка цели и задач эксперимента.

2. Формулировка научной гипотезы. Гипотеза на­зывается научной и должна быть научной потому, что, хотя она и может содержать элемент догадки, она должна базироваться на опре­деленных научных данных, подкрепляться теоретическими дово­дами или умозаключениями.

3. Выбор типа эксперимента.

4. Планирование эксперимента (условия, место проведения).

5. Отбор испытуемых для комплектования экспериментальных и контрольных групп. Эти группы должны быть максимально идентичными по своим характеристикам.

6. Выбор тестов и контрольных испытаний.

7. Составление программы эксперимента, в которой указываются содержание и последовательность всех действий (что, где, когда и как будет проводиться, наблюдаться, проверяться, сопоставлять­ся и измеряться; какой будет установлен порядок измерения по­казателей, их регистрации; какие при этом будут применяться тех­ника, инструментарий и другие средства, кто будет выполнять работу и какую).

Одной из труднейших задач при проведении эксперимента является подведение его итогов. Выводы по эксперименту прежде всего должны быть ориентированы на выдвинутую с самого начала общую гипотезу. Они должны подтверждать гипотезу или противоречить ей. Если результаты эксперимента свидетельствуют о том, что следует ставить вопрос о необходимости внедрения в учебно-тренировочный процесс тех или иных проверявшихся средств, методов и приемов его совершенствования, студент, завершая свое исследование, может наметить некоторые пути осуществления этого внедрения. Под внедрением результатов исследования может пониматься информирование через возможные каналы (студенческие научные конференции, заселения кафедры, конференции, методические семинары, педагогическую печать и т.д.) о полученных результатах учителей, тренеров, спортсменов, преподавателей и студентов, создание методических рекомендаций и инструкций и т.п.

В целом при подведении итогов педагогического эксперимента необходимо учитывать следующее:

– соотнесение вывода и результатов с общей и частной гипотезой;

– четкое ограничение области, на которую могут быть распространены полученные выводы;

– высказывание предположений о возможности их распространения на некоторые пограничные области и указание основных направлений дальнейших исследований в этой и смежных областях;

– оценку степени надежности выводов в зависимости от чис­тоты условий эксперимента;

– практические предложения о внедрении в практику результатов проведенного исследования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.