Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. 1. Пояснительная записка






Содержание. Стр.

1. Пояснительная записка…………………………………………. 4

2. Технология опыта……………………………………………….. 7

2.1. Это нужно знать! …………………………………………. 8

2.2. Электронный баланс……………………………………… 10

2.3. Еще один метод расстановки коэффициентов……………12

2.4. Узнай, что получится! ……………………………………14

3. Результативность опыта………………………………………….17

4. Библиографический список……………………………………...18

5. Приложения……………………………………………………….

5.1. Справочные материалы……………………………………

5.2. Важнейшие окислители и восстановители……………….

5.3. Результаты олимпиад и конкурсов……………………….

5.4. Схема формирования умений……………………………..

 


Пояснительная записка

 

Два основных достояния человеческой

природы - это ум и рассуждение

Плутарх

Конечно, правильно поступают те старшеклассники, которые, выбрав один из самых сложных предметов, заблаговременно начинают готовиться к олимпиаде, экзамену, планомерно повторяют изученный материал и тренируются в выполнении заданий различного типа, самостоятельно или с помощью педагогов рассматривают вопросы школьной и вузовской программы.

По мнению одаренных школьников, образование стало занятием, не сулящим сиюминутной выгоды, но требующим значительного умственного труда.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.

Цель работы с одаренными детьми – создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, предоставляющих возможности развития одаренности.

Управление процессом развития одаренности возможно лишь при решении рада задач.

1. ускорение обучения одаренных детей через обогащение содержания образования;

2. поиск разнообразных педагогических приемов;

3. развитие инструментария получения знаний;

4. обеспечение системы обратной связи;

5. анализ результатов познавательной деятельности.

Об эффективности процесса судят по результатам участия школьников в олимпиадах, в исследовательской деятельности, по их умственным способностям, уровню знаний. Опыт показывает, что высокая результативность участия школьников в олимпиадах достигается тогда, когда учитель проявляет должную заботу о развитии мышления учащихся и вооружении их приемами умственных действий. Таким образом, можно отметить, что между обучением (передачей знаний учащимся) и развитием существует взаимосвязь: чем лучше сформировано умение учащихся, осуществлять умственные действия, тем легче они осваивают учебный материал; чем логичнее учебный материал, требующий для своего усвоения проведения различных умственных операций, тем быстрее и успешнее овладевают школьники этими операциями.

Этапы познания организуются с помощью специальных познавательных задач, которые формулируются в виде конкретных целевых установок.

При выборе оптимальных методов управления познавательной деятельностью одаренных детей педагог должен учитывать:

1. формирование первичных представлений о сложных явлениях;

2. формирование умения свободно оперировать знаниями;

3. формирование представлений об абстрактных понятиях или сложных теориях;

4. формирование определенных приемов мышления.

Решением проблемы обучения одаренных детей может оказаться поиск разнообразных педагогических приемов.

Рассмотрим некоторые приемы, используемые при изучении темы «Химическая реакция».

Материал о химических реакциях развивает у учащихся важнейшие мыслительные операции, умения использовать его для объяснения и предсказания конкретных явлений. Электронная теория позволяет проникнуть в сущность изучаемых процессов. Одним их трудных вопросов изучения реакций на электронном уровне являются окислительно-восстановительные процессы.

Основные понятия этой системы знаний: степень окисления, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель, окислительно-восстановительная реакция – сосредоточены в теме «Химическая динамика» (Учение о химических реакциях). Они должны быть опорными и должны быть прочно усвоены до формирования общего понятия об окислительно-восстановительных реакциях и закономерностях их протекания (занятие 1).

Через эти понятия раскрываются существенные признаки и закономерности этих процессов. Интегральным следует считать общее понятие «окислительно-восстановительные реакции». Оно вбирает в себя все остальные, его характеризуют многие признаки: характер и состав реагентов и продуктов реакции, их агрегатное состояние и взаимная растворимость, механизм, скорость реакции, тепловой эффект и др. Все они взаимосвязаны и имеют либо вещественный, либо энергетический, либо кинетический характер. В IX и X клас­сах их изучают и используют в совокупности. Важно определить признак реакций окисления-восстановления. В методической ли­тературе существуют три подхода к его выделению:

1. По измене­нию степени окисления.

2. По переходу электронов от одних час­тиц или атомов к другим.

3. По изменению электронной плот­ности (перераспределение плотности).

Необходимо проанализировать их и выбрать наиболее объектив­ный. Для этого следует обратиться к механизму реакций. Известно, что их механизм довольно сложный. Ф. Басоло, Р. Пирсон убеди­тельно показали, что прямой перенос электронов возможен лишь в газовых системах и то с известными ограничениями. Это подтвердили и наши ученые (Н. Н. Семенов, Н. М. Эмануэль и др.). Многие из этих реакций имеют радикальный, а не ионно-электронный механизм. Следовательно, перенос электронов не может быть общим признаком этих реакций. Тот же вывод относительно перераспределения электронной плотности, что имеет место и в электростатических процессах (обмена, гидратации и др.).

Следовательно, как важнейший признак окислительно-восста­новительных реакций должно быть выделено наличие окислите­ля и восстановителя и изменение степени окисления атомов элемен­тов реагирующих веществ. На основе этого признака раскры­вается содержание основных понятий и дается их определение.

Окислительно-восстановительная реакция — это процесс, в ходе которого происходит изменение степени окисления элементов вследствие полного или частичного смещения электронов (или переноса радикалов). Поэтому окисление сопровождается увеличе­нием, а восстановление — уменьшением степени окисления. Число смещаемых электронов и направление смещения легко определить вычитанием конечной степени окисления из исходной.

Сформированное понятие об окислительно-восстановительных реакциях необходимо ввести в общую систему знаний о химическом процессе. Необходимость оперировать понятием «окислительно-восстановительная реакция» требует формирования у учащихся умений применять язык химии. В этих целях надо установить взаимосвязь между понятиями и соответствующими умениями пользоваться символикой (приложение 5). Обобщенным будет умение полностью составить уравнение конкретной реакции. Многие учащиеся не справляются с этой задачей. Известные трудности формирования этого умения обусловлены его сложной структурой. Только расстановка коэффициентов включает 8—10 вариативных операций. Поэтому нельзя создать жесткий алгоритм этого действия.

Чтобы облегчить его формирование, необходимо следующее:

1) предварительная поэтапная отработка элементарных операций;

2) постепенное их усложнение и «свертывание»;

3) применение системы усложняющихся упражнений на определение степени окисления, на распознавание процессов окисления и восстановления, на подсчет числа электронов и лишь затем на расстановку коэффициентов;

4) использование алгоритмического предписания как некоторый ориентир действий при расстановке коэффициентов.

Практические занятия по теме «окислительно-восстановительные реакции» можно использовать не только при решении заданий различных олимпиад, но и при подготовке обучающихся к ЕГЭ, в частности при выполнении заданий части С1.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.