Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режиссерские театральные системы первой четверти 20-го века






Без сомнения, определяющей весь театральный процесс бурного двадцатого века личностью стал Станиславский. В 1898 году он вместе с Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр, который стал местом реализации новейших театральных идей как на стыке столетий, так и в последующие годы.

Уже в первые годы существования новый театр громко заявил о себе, осуществив постановки пьес А.П. Чехова: «Чайка» (изображение которой впоследствии стало символом театра), «Вишнёвый сад», «Три сестры». Стоит заметить, что предыдущая постановка «Чайки» в Александринском театре провалилась, а премьера в МХТ принесла пьесе успех.

Таким образом, Станиславскому блестяще удалось уловить потребности своего времени. Этому способствовала и созданная Станиславским система актёрского искусства, которую будут изучать и использовать все театральные звёзды столетия.

Данная система основывается на отрицании принятых ранее актёрских штампов, которые рассчитаны на стандартное и сугубо внешний показ эмоций, и призывает артиста не проигрывать, а проживать роль во время репетиций. Таким образом актёр создаёт определённый рисунок роли, который затем переносит на сцену во время спектакля.

По Станиславскому, конечной целью работы драматического актёра над собой является создание психологически достоверного образа, понятного зрителю. С этим и связана самая короткая и самая знаменитая цитата Станиславского: «Не верю!».

Именно в эту эпоху происходит становление режиссёрского театра, и двадцатый век – прежде всего век гениальных театральных постановщиков. До этого в российском театре практически отсутствовала фигура режиссёра, успех спектакля зависел от мастерства актёров, их понимания драматургического материала.

Революции 1917 года, превратив Российскую империю в Советскую Россию, не могли не преобразовать театр. Новое государство строит новую идеологию. Как и прежде, театр должен подчиняться и соответствовать государственной политике. Прежний, дореволюционный театр презрительно именуется «буржуазным» и отвергается. Даже Станиславскому немало достаётся немалая доля подобной критики.

В двадцатые годы создаются многие театры, которые на протяжении столетия будут занимать центральное место в театральной жизни страны, и приобретут мировую известность. Главная цель в начальном периоде их существования - нести в массы новую, революционно-пролетарскую культуру.

Этому соответствовал и репертуар, и даже сами названия театров. Так, в 1920 году создаётся театр революционной сатиры, спустя два года переименованный в театр Революции. Большинству современных зрителей он знаком как театр Маяковского, но это название появится гораздо позднее.

С начальным периодом жизни театра связана деятельность легендарного Мейерхольда, который руководил заведением два года. В 1923 года возникает театр Моссовета, первоначально выполняющий функцию главного московского профсоюзного театра.

Этому театру много лет отдал один из наиболее выдающихся режиссёров эпохи – Ю. Завадский. Именно здесь долго и плодотворно работала Ф. Раневская, а также такие известные в те годы киноактёры, как Р. Плятт, Л. Орлова и многие другие.

В 1921 году Е. Вахтанговым был создан театр, который уже много лет носит имя этого мастера. В 1922 году на сцене только что созданного театра состоялась премьера «Принцессы Турандот». Это спектакль стал театральной легендой Москвы, и идёт до сих пор, вот уже более восьмидесяти пяти лет!

Впрочем, за прошедшие со времени основания годы театр Вахтангова успел показать своему зрителю множество блистательных постановок, где не менее блистательно играли знаменитые актёры: М. Ульянов, Н. Гриценко, В. Этуш, В. Лановой и др.

 

Система Станиславского — теория сценического искусства, метода актёрской техники. Была разработана русским режиссёром, актёром, педагогом и театральным деятелемКонстантином Сергеевичем Станиславским в период с 1900 по 1910 год. В системе впервые решается проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли, определяются пути перевоплощения актёра в образ. Целью является достижение полной психологической достоверности актёрской игры.

В основе системы лежит разделение актёрской игры на три технологии: ремесло, представление и переживание.

Ремесло по Станиславскому основано на использовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актёр.

Искусство представления основано на том, что в процессе длительных репетиций актёр испытывает подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актёр эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли.

Искусство переживания — актёр в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене.

Система в полной мере описана в книге К. С. Станиславского «Работа актёра над собой», которая вышла в свет в 1938 году.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.