Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Карл Гуцков






Мутил с кружком «Молодая Германия».

«Ричард Севедж» (по биографии британского поэта) – борьба демократического поэта с аристократическим режимом. В общем, потом Гуцков писал в основном исторические драмы: о Корнеле, Мольере, Гете. Параллельно работает над пьесами с современным материалом – бытовые темы – «Вернер, или сердце и Свет». Попытка возрождения мещанской драмы, точность в изображении бюргерских нравов. Назидательно-сентиментальные тенденции в творчестве. Есть еще политические пьесы – «Коса и меч»: осмеяние деспотизма. Есть драма «Пугачев» по мотивам Пушкина - кишит неточностями.

«Уриэль акоста» - небольшой уход от собственных принципов. Но все та же идейность, персонажи характеризуются интеллектуальной природой.

 

Театр рубежа 19-го и 20-го веков (появление новой драмы, появление психологчисекого театра, про человека, про жизнь, месседж зрителю, ибсен, гауптман, стриндберг, бернард шоу, появление режиссерского театра)

Конец 19 века – это время застоя в драматургическом искусстве. В Лондоне, куда только переехал молодой Б. Шоу имела популярность либо классика – Эврипид, Гомер, Шекспир, либо так называемая «хорошо сделанная драма». Строилась она по принципу «экспозиция – конфликт – разрешение конфликта». Стоит ли говорить, что зритель думать в театре не мог, он шел туда, чтобы развлекаться, смотреть на старину, на выдуманные миры.

«Новая драма» и Генрих Ибсен

Эпоху «новой драмы» начинает норвежский драматург – Генрих Ибсен. Он впервые обращается к проблемам современности. Бернард Шоу считал себя его учеником. И в защиту Ибсена и «новой драмы» предлагает сбросить с «корабля современности» классика английской литературы – Шекспира. Шоу считает его метод порочным, идеи – банальными, а героев – ничтожными. «В наше время дяди не убивают наших отцов и не женятся на наших матерях, ради власти». Шоу понимает, что только обращение к современности может вытащить театр из того застоя, в котором он находился на тот момент. Кстати, в будущем, он практически по всех своих произведениях оставлял открытые финалы. Этим он подражал нашей жизни, в которой, как он говорил, «не может быть развития по законам драматургии, а уж тем более развязки быть не может».

Драмы Ибсена «Кукольный дом», «Пер Гюнт», «Комедия любви»

Бернард Шоу (пьесы: Пигмалион, Дом, где разбиваются сердца)

Если кратко, то драматургический метод Бернарда Шоу - это: столкновение идеалов современности и возникновение дискуссии между ними, которая сама становится действием. Кроме того, шовианский метод - это цепь парадоксов реального мира и авторские ремарки в качестве авторских рассуждений о политике и в роли пауз между сценами. Это и есть интеллектуальная драма Бернарда Шоу, благодаря которой головы зрителей начинают работать.

Натурализм – поздняя стадия развития реализма в европейской литературе конца XIX – начала XX века.

Философские истоки натурализма:

- теория эволюции Чарльза Дарвина

- философский позитивизм Конта

- эстетические воззрения Ипполита Тэна

Бурное развитие естественных наук оказало существенное влияние на натурализм. Последователи натурализма стремились переносить научные методы исследования в область литературы

Писатели-сторонники натурализма стремились к тому, чтобы превратить литературу в своего рода «человеческий документ». По их мнению, литература должна отражать действительность с фотографической точностью. Поэтому писатели-натуралисты старались изображать реальность бесстрастно и объективно. При этом натуралисты не гнушались тем, чтобы показывать на страницах своих произведений самые неприглядные стороны человеческой жизни, местом действия зачастую становились трущобы, злачные места, публичные дома.

Натуралисты уделяли большое внимание тщательному изучению быта, условий труда своих героев, клинических отчётов, медицинских трудов.

Очень важным для натуралистов было понятие социального детерминизма. Человек, его характер и все его поступки считались следствием тех социальных условий, в которых сложилась его личность, а также его физиологической природы, наследственности, материального и бытового окружения. Все человеческие поступки, по мнению натуралистов, могли быть объяснены с естественнонаучной точки зрения.

 

Первым термин «натурализм» к своему творчеству применил Эмиль Золя (1840-1902). Ему принадлежит несколько теоретических работ на эту тему: «Экспериментальный роман» (1880), «Романисты-натуралисты» (1881), «Натурализм в театре» (1881).

Так или иначе связано с традицией натурализма творчество Ги де Мопассана, Альфонса Доде, Герхарта Гауптмана, Августа Стриндберга, Теодора Драйзера, Джека Лондона и др.

 

Представители натуралистической драмы стремились к точному и правдоподобному воспроизведению действительности на театральных подмостках.

Романтическую драму натуралисты упрекали в недостатке научности. В драматургию, как и в прозу, натуралисты стремились внедрить научные методы исследования.

Главным критерием художественности для натуралистов становится степень соответствия действительности.

Одна из излюбленных проблем натуралистической драмы – проблема наследственности («Привидения» Г. Ибсена). Наследственностью натуралисты пытались объяснить трагедию современного человека.

С этой же темой связан свойственный многим натуралистическим произведениям мотив вырождения («Ругон-Маккары» Э.Золя).

Из натуралистического романа драматургия заимствует также принцип досконального изучения среды, вместе с идеей обусловленности человеческого характера и поступков социальными условиями.

Драматурги-натуралисты тщательно и дотошно изучали предстоящий предмет описания.

Обычно натуралистическая драма строится по такому принципу: в центре её ставится определённая проблема (социальная или физиологическая), вокруг которой приводились иллюстрирующие её факты.

В натуралистической драме почти нет действия. Основной интерес пьесы сосредотачивается на анализе характера, ощущения, страсти.

В отличие от романтической драмы натуралистов всё меньше интересует отдельный герой, внимание к личности сменяется вниманием к какой-либо проблеме. Главным героем произведения зачастую становится не отдельный персонаж, а целая семья или даже сама проблема.

Для раскрытия характеров некоторых персонажей в пьесу часто вводятся эпизоды, не связанные с основным действием.

Пафосные монологи становятся менее актуальными, зато важное значение приобретают немые сцены, диалоги и пантомима. От внешней украшенности речи (рифма и риторика) натуралистическая драма отказывается полностью.

Важное значение самими драматургами придаётся роли театральных декораций (отсюда – подробные ремарки с описанием мест действия).

 

Уже к 1890-м годам натуралистическая драма начинает переживать свой кризис, это было во многом связано с разочарованием в научных идеях.

Теряют свою остроту мотивы социальной жалости и критики общественного устройства, они сменяются темой пессимизма и полного разочарования. Также драматургов-натуралистов начинает интересовать идея нравственного усовершенствования личности.

Всё большее внимание в натуралистических пьесах начинает уделяться настроению, что впоследствии станет одним из наиболее важных элементов импрессионистской и символистской драмы.

К началу XX века натуралистическая драма как направление практически изживает себя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.