Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комедии Аристофана: Лягушки, Птицы, Облака






Комедии Аристофана, помимо своего художественного значения, являются ценнейшим историческим источником, отображающим политическую и культурную жизнь Афин конца V в.

Прежде всего, хотелось бы остановиться на названии комедии — “Облака”. Она называется так потому, что ее хор составляют облака — те новые божества, которые признает Сократ, вместо прежних греческих божеств. В комедии " Облака" Аристофан критикует появившееся в V в. до н. э. учение софистов. Это было новое дело. До этого времени традиционная система воспитания афинян заключалась в следующем. Мальчики шести или семи лет начинали посещать так называемую школу муз. Поскольку музы покровительствуют различным искусствам и наукам, названная их именем школа была учреждением общего образования определенного типа, в котором дети учились считать, читать, писать, знакомились с литературой, историей, географией. Особенно много внимания здесь уделялось музыке: дети учились петь в хоре, играть на кифаре или флейте, а в некоторых школах играли на обоих инструментах. Греки вообще очень любили песни и музыку и были уверены, что она делает душу человека гармоничной, воспитывает чувство соразмерности. Во времена Аристофана в портиках гимнасиев появились софисты. Они были не афиняне, а прибывшие из других полисов странствующие популяризаторы науки, учившие астрономии, метеорологии, философии, языку и другим вещам. Хотя за обучение нужно было дорого платить, юношей особенно привлекали их уроки риторики. Аристофан нападает на софистов потому, что они учили доказывать любое положение, даже нечестное и несправедливое, разрушая тем самым традиционную мораль. Софисты учили говорить без подготовки, не лезть за словом в карман, спорить, выбивать противника из колеи, учили слабое доказательство делать сильным, то есть учили изворачиваться и нечестным способом добиваться цели. Они опирались на софистическую философию, утверждавшую, как мы уже упоминали, относительность и скептицизм. Фабула комедии основывается на том, что простолюдин Стрепсиад, всецело связанный с деревней, но живущий в городе и сбитый с толку софистами, пытается с помощью софистических ухищрений доказать своим многочисленным кредиторам, что он не обязан выплачивать им свои долги. Для этого он отправляется в мыслильню, то есть в школу Сократа, но из его обучения ничего не выходит. Тогда он направляет к Сократу своего сына Фидиппида, развратного молодого человека, который легко усваивает умение спорить у софистов, благодаря чему Стрепсиад легко разделывается с двумя кредиторами. Но во время праздничного пира отец и сын ссорятся, в результате чего Фидиппид бьет своего отца, приводя для этого заимствованные аргументы у софистов. В случае надобности он готов побить и собственную мать. Разгневанный отец в запальчивости сжигает дом Сократа.

“Облака” — это авторская насмешка над повсеместным увлечением софистикой, которое господствовало в Древней Греции в 50 – 40 гг. до н. э. Эта насмешка проходит через всю комедию Аристофана, но особенно ярко она показана в различных деталях, которые дополняют и окончательно обрисовывают образ данного философа. С точки зрения Аристофана, мыслитель предстает в комедии как преподаватель ложной мудрости и умения обманывать в спорах. Причины пороков общества Аристофан видит в войне и представителях новой философии (софистах) и литературы (комедии Еврипида), расшатывающих традиционные устои общества. В образе шарлатана, лжемудреца и наставника в пороках в «Облаках» он выводит Сократа. Облака — хор из 24 девушек — символ неясности и расплывчатости языка представителей новой философии.

Комедию " Лягушки" составляют две части: первая, в которой изображается путешествие Диониса в подземное царство, очень смешная и веселая, и вторая — более ученая, где преобладают литературные проблемы. Показывая состязание Эсхила и Еврипида, Аристофан решает вопрос, должна ли литература изображать жизнь такой, какая она есть, или ее обязанность показывать идеал, к которому должно стремиться общество. Аристофан призывает афинян объединиться в такое трудное время, больше уже не ссориться между собой, вернуть гражданские права представителям олигархов, поскольку они искупили вину, честно сражаясь в морской битве. Благодаря таким мудрым советам комедия всем очень понравилась и вскоре была сыграна второй раз. Это очень редкий случай в афинском театре, где и трагедии, и комедии ставились только один раз. Парабаза, которая тогда была очень актуальной, в настоящее время для нас уже неинтересна, и не ради нее мы сегодня читаем " Лягушек". Комедия нас инетересует потому, что решает вечный вопрос: должно ли искусство просто отражать жизнь, или оно должно указывать какую-то цель, вдохновлять, подбодрять людей.

 

4) Театр Древнего Рима

Спустя несколько веков, когда Греция, уже приходит в упадок и начинает возвышаться Рим, в театре происходят существенные изменения. Театр становится развлечением, зрители требуют от представления большей занимательности. На смену трагедии приходит так называемая «новая комедия». Она берет сюжеты из частной жизни, показывает неприхотливые бытовые сценки, иной раз просто различные анекдотические случаи.
      Римляне, завоевав во II веке до н.э. Грецию, многое позаимствовали из греческой культуры. Перенесли они на родину и театр. Уже на римской почве завершается реформа древнего театра. Это - не грандиозные сооружения, имеющие важное государственное значение. Театр в Риме - доходное предприятие с достаточно высокой платой за вход. И вмещает он не более 500-800 зрителей. Число актеров, занятых в спектакле, значительно возросло, они выступают не вместе с хором, а на особом помосте - проскениуме, сооруженном между скеной и орхестрой. Хор не вмешивается в действие, он комментирует происходящее на проскениуме и развлекает зрителей в перерывах между эпизодами.

  Римский театр изначально является профессиональным. Ему не известны обрядово-ритуальные формы древнегреческого театра. В театре Древнего Рима уже окончательно утрачивается связь с культом божества, следовательно в римской республике театр не имеет того важного общественного значения, которое было присуще ему в Греции. Публика относилась к представлениям как к развлечению, на первый план выходит зрелищность.

Актёры в Древнем Риме были не уважаемыми, а презираемыми в обществе людьми. Ими становились обычно рабы или вольноотпущенники. За плохое исполнение актёры могли быть избиты.

Спектакли ставились в честь государственных праздников или в любое другое время по инициативе знатных граждан.

Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Для представлений сооружались временные деревянные подмостки, возвышавшиеся над землёй в половину человеческого роста, которые ломались по окончании зрелища. На помост вели три узких лесенки, по которым на сцену поднимались персонажи, приехавшие по сюжету из другого города. Фоном служила задняя стена с занавеской. Для зрителей перед сценой ставились скамьи, но иногда смотреть представления разрешалось только стоя. Такая практика существовала довольно долго.

Первый постоянный каменный театр был сооружен около 55 г. до н.э. полководцем Гнеем Помпеем Великим. Это здание вмещало 17 тыс. зрителей.

К концу I в. до н.э. в Риме появилось ещё два театра, вмещавшие до 45 тыс. зрителей.

В отличие от греческого театра в Древнем Риме орхестра представляла собой полукруг. Поскольку в римских пьесах не было хора, места на орхестре занимали наиболее знатные зрители. Театр был окаймлён роскошным портиком, к которому примыкала курия (зал заседаний сената). Здание было трёхэтажным, строилось на ровном месте, поэтому амфитеатр поддерживался мощным фундаментом со сводами. От зноя и дождя зрителей защищал специальный парусиновый купол - веларий (велариум). Актёры выступали на специальной площадке - просцениуме. Зрелищность достигалась в древнеримском спектакле за счёт выведения на сцену десятков и сотен статистов в ярких костюмах, украшенных настоящими драгоценными камнями, в настоящих доспехах и с настоящим оружием.

Актёрское исполнение было достаточно примитивным. Женские роли игрались мужчинами. Во всех жанрах, кроме ателланы, актёры выступали без масок, зато активно пользовались гримом и париками. Отказ от масок был вынужденным. Актёрская профессия считалась позорной, поэтому римская молодёжь, развлекавшаяся постановками ателланы, монополизировала право играть в масках. Считалось, что актёр, получающий жалование за свою игру должен выходить на сцену без маски.

Отсутствие маски, однако, нарушало общий условный стиль спектакля. Римская театральная маска в отличие от греческой имела более большие отверстия для глаз и рта, за счёт чего актёр мог пользоваться мимикой. Наиболее известными актёрами Древнего рима были комик Росций и трагик Эсоп (Эзоп).

Об Эсопе рассказывали, что его игра отличалась величественностью. Он тщательно обдумывал свои движения и согласовывал их с исполняемой ролью. Эзоп серьёзно относился к подбору масок и очень увлекался своей ролью. Известен эпизод, когда Эсоп, играя царя Атрея, до такой степени вошёл в роль, что убил скипетром оказавшегося рядом раба.

Росций же, по рассказам, долго репетировал свои роли, отрабатывая каждый жест. Его игра отличалась живостью и стремительностью движений. Он долго боролся за право выступать в маске, но добиться этого актёру удалось только сняв с себя бесчестие актёрского труда и отказавшись от денежного вознаграждения, которое он получал за свой труд. У Росция было много учеников.

 

5) Драматургия Древнего Рима

Самыми популярными формами были комедия, фарс и ателланы (комические сценки). Наиболее значительный период в развитии Римской драматургии относиться ко II в. до Р.Х. и связывается с творчеством таких драматургов, как Плавт и Теренций. В своем творчестве они многое заимствовали от новоаттической комедии, поэтому жанр, в котором они работали, назвался паллиата (паллий - греческий плащ). Эта драматургия широко заимствовала сюжеты из новоаттической комедии, но они обрабатывались, исходя из нравов и ситуаций римской повседневной жизни. На сцене появились такие типы как ростовщик, торговец, сводник. Действие в этих пьесах проходит динамично, все персонажи вовлекаются в интригу, при этом ведется их критика с моральных позиций. Плавт соединил в своем творчестве аттическую комедию с элементами народной римской ателланы, в частности с буффонадой, шутками, фарсом. Большое место в его пьесах отводилось пению и музыке.

Теренций почти все свои комедии заимствует у Плавта. Сюжет основывается на семейных конфликтах. Но в его пьесах нет той динамики, что у Плавта. Нет и грубых шуток, прямого обращения к публике. Теренций стремиться создать психологические персонажи, яркие жизненные образы, показать мир сложных душевных переживаний. Комедией с непосредственно национальным, римским содержанием становиться во II-I вв. до Р.Х. тогата (от «тога» - верхняя мужская одежда). Действующими лицами тогат становятся «маленькие люди» как городские так и сельские: крестьяне, сапожники, портные пекари; действие происходил обычно в италийском городке. Эти пьесы практически не сохранились, хотя в свое время высоко оценивались современниками.

Хотя Греческие и Римские трагедии исполнялись в течение этого периода, единственные и наиболее значимые из существующих трагедий I в. от Р.Х. - это трагедии Сенеки. Они были предназначены не для постановки на сцене, а для чтения, возможно потому, что интерес публики к трагедии был весьма ограничен. Его трагедии можно считать изложением своих философских взглядов в драматической форме. Сюжеты пьес основаны на греческих мифах, но имеют общую тенденцию подчеркивать сверхъестественные явления, кровавое насилие, и одержимость страстью. Форма трагедий строго выдержана: пять актов, не более трех актеров на сцене - эта структура стала весьма влиятельной в эпоху Ренессанса. Темы власти рока, пагубности страсти, ухода от общества развертываются преимущественно в песнях хора и монологах персонажей.

Поэтому пьесы лишены динамичности, в них главное не действие, а словесная ткань, характеры однолинейные. Стиль речи в трагедиях сходен со стилем прозаических произведений Сенеки: короткие фразы, связанные параллелизмами, им присущ лаконизм. Не только Сенека, но весь театр Римской империи существенно снижает роль хора, делает его незначащим.
В течение II в. от Р.Х. литературный театр снизился в популярности и был заменен зрелищем и популярными развлечением (гладиаторские бои, цирковые представления, пантомимы и т.д.). Появляющаяся церковь христиан нападала на Римский театр, таким образом, способствуя окончательному упадку и дурной репутации театра и актеров, как распущенных и безнравственных.

 

ПЛАВТ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.