Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор поставщика.






В настоящее время поставщики и фирмы-покупатели становятся партнерами по бизнесу в рамках платформ В2В или В2С. Работая совместно, они могут совместно добиться снижения затрат и улучшения качества товаров и услуг. Поэтому выбор «правильного» поставщика является основой успешного функционирования любой компании. Это одна из наиболее важных задач закупочной логистики.

Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает из-за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики.

Процедура (алгоритм) выбора поставщика представлена на рис. 7.2.


Рис 7.2. Алгоритм выбора поставщика

1. Идентификация всех возможных поставщиков

На этом этапе определяют всех возможных поставщиков определенного вида материальных ресурсов. Важно включить в этот список фирмы-поставщики, услугами которых ранее не пользовались.

2. Предварительная оценка возможных источников материалов, сравнение предлагаемого качества МР и сервиса с требуемыми.

Сравнивается предлагаемое (рекламируемое) поставщиками качество материалов и сервиса с требуемыми. Такую оценку проводят эксперты. Оценка проводится по основным критериям: качество, надежность, цена. Установление системы критериев зависит от маркетинговой и логистической стратегии конкретной фирмы. В ряде случаев на первое место могут выходить такие, например, параметры, как время доставки, надежность поставщика, предоставление поставщиком кредита и другое. Кроме того, система выбора критериев выбора поставщиков является динамичной. В результате из большого числа поставщиков выбирается несколько.

3. Оценка оставшихся поставщиков

Для окончательного выбора используется система дополнительных количественных и качественных критериев. Часто применяется рейтинговая оценка их соответствия критериям/факторам. Здесь могут учитываться такие факторы, как

- надежность доставки

- гарантии качества

- производственные мощности

- цены

- местоположение

- технический потенциал

- финансовое положение

- наличие информационной системы связи и обработки заказов

- послепродажный сервис

- репутация и роль в отрасли

- отношение к покупателю

- оформление товара

- деловой опыт и история взаимоотношений

- деловая инициативность и др.

4. Ранжирование поставщиков и выбор главного поставщика

Системе установленных критериев может отвечать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, учитывая результаты непосредственных контактов с представителями поставщиков.

Окончательный выбор поставщика, как правило, не может быть формализован.

Главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщиков:

1. Качество

2. Надежность поставщиков

3. Цена

4. Качество обслуживания.

5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок

Учитываются также и другие факторы: производственные мощности, местоположение, упаковка товара, технический потенциал, наличие информационной системы связи и обработки заказов, финансовое положение и др.

Каждому фактору присваивается весовой коэффициент, учитывающий значимость. Каждого поставщика оценивают по всем параметрам с помощью присвоения баллов по каждому показателю.

Наиболее распространенным методом выбора поставщика можно считать метод рейтинговых оценок. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем.

Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим.

Таблица 7.1. Пример расчета рейтинга поставщика

Критерий выбора поставщика Удельный вес критерия Оценка значения критерия по 10-бальной шкале Произведение удельного веса критерия на оценку.
1. Надежность поставки 0, 30   2, 1
2. Цена 0, 25   1, 5
3. Качество товара 0, 15   1, 2
4. Условия платежа 0, 15   0, 6
5. Возможность внеплановых поставок 0, 10   0, 7
6. Финансовое состояние поставщика 0, 05   0, 2
ИТОГО: 1, 00   6, 3

Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10 – бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев

При выборе поставщика фирма также должна решить, использовать ли ей несколько поставщиков или единственного поставщика.

Закупка сырья и материалов у большого числа поставщиков имеет свои преимущества, к которым можно отнести:

- возможно более низкие цены в результате конкуренции между поставщиками;

- ниже вероятность проблем, вязанных со сбоем в поставках;

- более легкое удовлетворение меняющегося спроса;

- большая вероятность получения инноваций и усовершенствований и т.д.

Известно, что в последние годы наметилась тенденция к сокращению числа поставщиков, к образованию долгосрочных объединений и партнерств. Многие фирмы выбирают одного поставщика (single sourcing) по следующим причинам:

- приоритетная поставка (priority supply);

- возможность получения более низких цен (price and/or volume discounts);

- более низкие затраты (lower costs);

- лучше контроль качества (better quality control);

- более низкие издержки хранения запасов (lower inventory costs);

- прочные, надежные отношения могут поддерживаться только с немногими поставщиками;

- прочие выгоды, обусловленные партнерскими отношениями.

Тем не менее, использование единственного поставщика связано с существованием некоторых рисков:

- задержки во время дефицита, пожаров, забастовок и т.п.;

- повышение цен у поставщиков;

- низкий уровень качества продукции и потребительского сервиса.

Если организации хотят избежать проблем, они взаимодействуют с несколькими поставщиками. Другой способ избегнуть этого – прибегнуть к форвардным закупкам. Простейший вариант – когда фирма заказывает больше материалов, чем ей это необходимо в настоящее время и хранит излишек в запасах. Другой вариант этого подхода – заключение контрактов на доставку материалов в установленное время в будущем. Обе эти возможности гарантируют наличие материалов в течение какого-то времени в будущем и минимизируют возможность сбоев в поставках и цена на материалы фиксирована, что позволяет избежать влияния роста цен.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.