Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новые концепции безопасности






Наконец, России необходимо по-новому осмыслить вопросы безо­пасности Сибири и Дальнего Востока (сквозь призму terra nullius). Аналитики, серьезно занимавшиеся проблемами миграции китай­цев на российский Дальний Восток, например Михаил Алексеев, не предвидят массового наплыва людей из Китая. Дальний Восток не слишком привлекателен для китайских мигрантов, которые зачас­тую используют его как плацдарм для дальнейшего перемещения по Российской Федерации и даже за ее пределы - хотя все это может измениться, если произойдет резкий поворот в экономике и появит­ся больше возможностей для получения временной работы и для торговли24. Необходимо учитывать и тот факт, что Россия не Канада и, в отличие от Канады, граничит с Китаем и многими другими странами (вместо одной - США), которые не всегда могут оставать­ся дружелюбными. Меры предосторожности и безопасности России действительно не следует ослаблять. Они могут включать установку датчиков, развитие новых сил быстрого реагирования и внедрение высокотехнологичных систем вооружений на дальневосточных гра­ницах, которые заменили бы развертывание и материальное обеспе­чение крупных традиционных сухопутных и морских вооруженных сил. Меры предосторожности могли бы включать в себя и новые международные соглашения с такими соседями России, как Китай и США, которые гарантировали бы территориальную целостность России и закрепляли ее суверенитет в Сибири и на Дальнем Восто­ке. Некоторые исследователи полагают, что частью этого подхода могло бы стать присвоение Сибири статуса всемирного наследия и особо охраняемой Организацией Объединенных Наций (или другой организацией) территории. Подобный статус, конечно, предусмат­ривал бы поднадзорность этой уникальной экономической зоны и всех ее ресурсов исключительно Российской Федерации25.

Заключение

Разумеется, нам не известны все подходы к российским проблемам и пути их разрешения, но в своей книге мы постарались исследовать некоторые из этих проблем и очертить круг вопросов, которые Рос­сии придется решать в грядущие десятилетия. За прошедшие де-


Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя ______________________

сять лет проблемы, связанные с экономической реформой и полити­ческим развитием России, решались исходя из ложных предпосы­лок, потому новую исследовательскую и политическую программу для российского правительства придется вырабатывать на совер­шенно иной основе пространственного размещения населения.

Чтобы это сделать, российскому правительству сначала важно было бы осознать первопричины освоения Сибири и нерациональ­ность ее использования в XX столетии и смириться с этим. Заселе­ние и индустриализация той Сибири, которую мы видим сегодня, были обусловлены множеством факторов и не были предопределе­ны исторически. Наоборот, случившееся стало результатом сочета­ния изоляционистской политики разработки ресурсов, установки на необходимость заселения пустынных территорий из соображе­ний безопасности, идеологических представлений о равномерном распределении производительных сил по всей территории страны и необходмости создания промышленности в каждом регионе, инте­ресов национальной безопасности, диктовавших потребность в пе­ремещении оборонных отраслей промышленности подальше от За­пада, а также стремления нарастить военный потенцал восточных регионов России в связи с угрозой нападения с Востока. Все эти мо­тивы были взаимосвязаны и подпитывали друг друга. При этом главным орудием реализации соответствующих установок в Сиби­ри долгое время была система ГУЛАГа.

Для того чтобы выйти на правильный путь, отказавшись от со­вершенно неверно выбранной исходной точки, России необходима активная государственная политика. Это вовсе не значит, что России нужно создавать собственную версию «антикоммунистического» централизованного планирования с целью исправления ошибок по­литики прошлого. Для достижения некого оптимального результата государству необходим активный наступательный подход. России не решить своих проблем, полагаясь на одни рыночные механизмы, по­тому со стороны государства потребуются решительные действия по устранению препятствий и максимизации мобильности.

Под этими действиями подразумевается всероссийская полити­ка, направленная на ослабление контроля, который региональные лидеры и олигархи имеют при принятии политических и экономи­ческих решений по Сибири и Северу. Под этими действиями подра­зумеваются согласованные акции правительства, направленные на то, чтобы покончить с официальными и неофициальными ограниче­ниями постоянного проживания в Москве и других городах Евро­пейской России. Эти действия потребуют формирования позитив­ных стимулов, таких как единократные выплаты или надбавки для тех, кто хотел бы переехать из сибирских регионов. Одним из спосо-


Глава 10. Долой «потёмкинщину»!

бов финансировать миграцию может стать создание специального фонда за счет государственных доходов от разработки сибирских природных ресурсов. Этот специальный ресурсный фонд должен ис­пользоваться не для того, чтобы удерживать людей на месте, а что­бы помочь тем, кто хотел бы, но слишком беден, чтобы уехать26. Ко­нечно, ни одна из этих мер не сработает при отсутствии экономиче­ского роста европейской части России. В определенном смысле это классический вопрос «курица или яйцо?»: людям трудно уезжать, если негде устроиться на работу и найти жилье, но чем больше денег тратится на удержание людей в Сибири и облегчения их жизни, тем меньше средств остается для инвестиций в другие проекты.

В этом ключе российскому правительству стоит отказаться еще и от некоторых наиболее сомнительных методик выселения с обжи­тых мест и вывоза из Сибири и с Севера жителей преклонного возра­ста, потому что их содержание в Европейской России обойдется го­сударству намного дороже. Приоритет должен быть отдан переселе­нию сибирской молодежи. Молодые люди рабочего возраста могли бы применить себя с большей пользой в других регионах России. Об­ладая более высокой производительностью, они могли бы помогать в своего рода «субсидировании» пенсионеров, остающихся в Сиби­ри. В то время как сети социального обеспечения у пенсионеров тес­но связаны с цепочками неформальных, личных связей, молодежи легче порвать с ними и начать все заново. Хотя это и может пока­заться жестоким, задача содержания попавшего в беду старшего по­коления - та крайняя мера, на которую можно пойти, хотя прави­тельству, конечно, придется держать ее в поле своего зрения в бли­жайшие 20-30 лет. Многим странам приходится заниматься этой проблемой. Умирающие селения, где живут пенсионеры, - обычное явление в постиндустриальных и сельских местностях повсюду в Европе. В России со временем это может стать характерной чертой многих административных центров и городов Сибири.

Основное правило, о котором не стоит забывать: России нужно постараться улучшить взаимосвязь между наиболее продуктивны­ми (или потенциально наиболее продуктивными) регионами и наи­более продуктивным капиталом, включая людей. Осмысливая этот принцип, надо признать, что богатства Сибири - это не только ее богатства - это богатства всей России! Так получилось, что часть российских богатств - ее природных ресурсов - находится в Сиби­ри. Но Сибирь не может претендовать на них как на свою собствен­ность, хотя олигархам и местным правительственным чиновникам очень бы этого хотелось.

Это часть российской проблемы. Опыт преуспевающих рыноч­ных экономик показывает, что ресурсы нужно использовать таким


Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя __________________

образом, чтобы максимизировать уровень их добавочной стоимости для процветания государства и населения. Целью является макси­мально возможное приращение богатства всей страны, чего надо до­биваться наиболее эффективными способами, изыскивая сравни­тельные преимущества. Все иные соображения должны рассматри­ваться отдельно. Правительства многих стран пытаются обеспечить региональное равенство исходя из социальных, политических и эти­ческих соображений. При этом не существует экономического обос­нования прав какого-либо региона претендовать на доходные статьи только из-за того, что ресурсы, за счет которых были получены эти доходы, физически размещены на его территории. В то время как другие правительства могут отдавать предпочтение или иметь в этом плане политические обязательства по оказанию поддержки издревле заселенным, но отсталым регионам своих стран (как Северная Ита­лия массированно субсидирует Южную Италию), Россия вовсе не обязана этого делать. Сибирь - не тот регион, который был обжит столетия тому назад: до революции его коренные жители были мало­численны, и он был заселен и освоен в XX столетии.

Мы уже подчеркивали, что осознание этих фактов не означает, что российские лидеры окажутся перед «черно-белым» выбором: осваивать Сибирь или признать ее ненужной и отказаться от нее. Осваивать ресурсы Сибири нужно, но это следует делать, меньше опираясь на содержании огромного стационарного резерва рабочей силы в этой части страны. Разумно перейти к технологически ин­тенсивным методам добычи, временным рабочим схемам, вахтово­му методу освоения, не требующим большой численности постоян­ных жителей или мощной городской инфраструктуры.

В настоящее время освоение ресурсов Сибири обходится слиш­ком дорого. Предприятия вне топливно-энергетического сектора не способны получать прибыль, достаточную для того, чтобы платить высокие зарплаты, привлекающие новых работников или удержи­вающие наличную рабочую силу. Вместо этого людей удерживают с помощью административных, нерыночных механизмов, не пре­доставляя им возможность уехать. Сибирь, по существу, «держит­ся» за счет сохранения системы ГУЛАГа в ее смягченной форме, которая сначала заставляла людей отправляться на работу в Си­бирь, а затем насильно их там удерживала. Сибирские ресурсы не­сомненно будут способствовать будущему процветанию России, и региональная экономика в один прекрасный день может стать жиз­неспособной. Но для этого российскому правительству стоит отка­заться от попыток во что бы то ни стало сохранить гигантские «по­тёмкинские» города, заброшенные советским планированием в те суровые сибирские условия.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.