Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Завоз китайцев?






Многие российские аналитики расценивают иммигрантскую рабо­чую силу из Средней Азии и других стран Азии как компенсацию общепризнанной нехватки рабочей силы в Сибири. Так, например, члены Совета по внешней и оборонной политике в докладе по Сиби­ри и Дальнему Востоку утверждали: «Предотвратить превращение гигантских территорий Сибири и Дальнего Востока в безлюдное место можно единственным способом - посредством иммиграции, которая в свою очередь является единственным способом улучше­ния половой и возрастной структуры населения. Принимая во вни­мание тот факт, что иммигранты уже прибывают из Азиатско-Ти­хоокеанского региона, главным образом из Китая, эту иммигра­цию следует рассматривать как социально значимую, и государст­ву должно ее приветствовать... Учитывая то, что иммиграция из Китая... неминуема, нужно развернуть целенаправленную инфор­мационную и пропагандистскую кампанию для того, чтобы изме­нить общественное мнение, унять страхи перед «желтой угрозой» и сформировать позитивный образ иммигрантов из Азии»42.

Упоминание иммиграции из Китая вызывает интересные во­просы. Действительно, некоторые российские политики опасаются массового наплыва китайских рабочих и возможных поселенцев на российском Дальнем Востоке, а местные власти заявляют, что сот­ни тысяч уже просочились через российские границы, в то время как еще миллионы из «перенаселенных» северных провинций Ки­тая готовы последовать за ними. И все же иммиграция из Китая не столь значительна, как принято полагать43.


Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя ______________________

В 1990-е годы российские аналитики утверждали, что уже 2, 5 миллиона китайцев живут и работают в России. Даже самые ос­торожные подсчеты выводят на цифру в 200 000 - двадцатикратное увеличение с 1989 года, когда во всем СССР было зарегистрировано только 11 000 этнических китайцев44. Согласно официальным дан­ным китайского правительства, напротив, выходило, что количе­ство китайских граждан, работавших в 2002 году на всей террито­рии бывшего Советского Союза (не только одной России) составля­ло 300 000 человек. Опрос китайских мигрантов, проведенный в Москве, Хабаровске и Владивостоке, показывает, что лишь немно­гие мигранты хотели бы остаться в России на постоянной основе45. Представление о китайской миграции на российский Дальний Вос­ток далеко от реальности46. И все же такое ложное представление о наплыве китайцев льет воду на мельницу негативной реакции на иммиграцию неэтнических русских во все уголки Российской Фе­дерации, делая эту тему все более актуальной на бытовом уровне.

По результатам своего изучения миграции в Российской Феде­рации Тимоти Хелениак пришел к выводу, что российское лобби противников миграции сейчас «на подъеме»47. В то время как неко­торые российские политики выступают за увеличение числа иност­ранных работников в Сибири и на российском Дальнем Востоке, большинство настаивает на том, что после развала СССР Россию за­полонило уже слишком много иностранцев. Они настаивают на еще больших ограничениях по отношению к беженцам и иммигрантам и требуют дальнейшего ужесточения требований к получению рос­сийского гражданства48. Федеральная миграционная служба Рос­сии, основанная в начале 1990-х годов для содействия миграции и руководства ею, была упразднена в 2000 году и в мае 2002 года от­несена к компетенции Министерства внутренних дел. В декабре 2002 года российская Государственная дума приступила к обсуж­дению нового проекта национальной миграционной политики, пер­воначально разработанного в 1998 году, который обязывал бы кон­тролировать как легальную, так и нелегальную иммиграцию49.

Помимо попыток навязывания еще большего политического контроля над ними, иностранным рабочим в России уже приходит­ся сталкиваться с открытой эксплуатацией со стороны региональ­ных работодателей, а также с недовольством местных властей и на­селения. В 2002 году было несколько сообщений об убийствах на расовой почве рабочих-иммигрантов из Средней Азии50. В дальней­шем такие случаи участились. Один из наиболее поразительных примеров эксплуатации нелегальных рабочих-иммигрантов из Средней Азии был приведен в репортаже российского радио в ноя­бре 2002 года (см. блок 9-1).


Глава 9. Преемственность идеологии

Блок 9-1. Узбекские рабы освобождены из российской овощеводческой фермы в Сибири

«Новосибирская милиция освободила пятьдесят рабов из Узбекистана, про­ведших шесть месяцев, работая на овощеводческой ферме. До наступления моро­зов они жили практически под открытым небом. Детали - от нашего корреспонден­та Александра Ерахтина:

«Освобожденные рабы сказали, что сперва все было похоже на то, что их бе­рут на работу. Прошлой весной одна женщина из Новосибирска побывала в Фер­гане и Намангане, где она сколотила группу из пятидесяти узбеков для выращи­вания моркови. Им пообещали платить по сто долларов в месяц, посадили в авто­бус и доставили в Новосибирск. По дороге у них отобрали паспорта, якобы для оформления.

По прибытии выяснилось, что работать и жить придется за городом, под от­крытым небом. Они разбили что-то вроде бивуака в поле. Обещанных денег им не выплачивали. Кормили в основном горохом. Узбеки быстро поняли плачевность своего положения и то, что без денег и документов им будет очень трудно вернуть­ся домой. Большинство из них сумели убежать и разыскать своих соотечественни­ков на городских рынках. Оставшиеся шестеро были увезены предпринимателями, и их заставили работать на складе на сортировке овощей, где они и были освобож­дены новосибирской милицией.

Как мне сообщили в пресс-службе региональной милиции, в ходе операции были арестованы два надсмотрщика. Оба они студенты, один - юридического учеб­ного заведения. Следствие продолжается».

Источник: Радио «Маяк», прямое вещание. 2002. 21 ноября.

Отвлечемся несколько от негативной реакции на иммигра­цию на бытовом и политическом уровнях и отметим, что в связи с использованием нелегальных иммигрантов в качестве «рабской рабочей силы» на сибирской овощеводческой ферме возникает один немаловажный вопрос, который так и остается без ответа во всех российских дискуссиях по миграции и нехватке рабочей си­лы в Сибири: существует ли там в самом деле нехватка рабочей силы? Нам кажется, что не существует. Российским политикам не следует заниматься поисками рабочей силы или рабов, кото­рых можно посадить на зарплаты, достаточно низкие для того, чтобы сделать свои частные фермы или действующие предприя­тия прибыльными. Вместо этого надо сосредоточить внимание на попытках создания новых выгодных отраслей промышленности, которые могли бы задействовать уже имеющуюся в наличии рос­сийскую рабочую силу за приличную зарплату, без принужде­ния - и, скорее всего, не в Сибири. К несчастью, Россия обманыва­ет себя, стараясь сохранить ценность унаследованных от ГУЛАГа и СССР материальных активов.


Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя _________________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.