Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закрепление населения за местом: крепостничество и мир






В ранние эпохи российской истории могущество царизма зависело от укомплектованности армии и масштабности войн, а следова­тельно, от увеличения посредством налогов или другими способа­ми государственных доходов, необходимых для содержания ар­мии и ведения войн. Богатство шло от земли, то есть от сельскохо-

* Разговор о контроле государства над территорией и населением в этом контекс­те касается стремления государства установить контроль над жизнью граждан и предопределить за них, что им надлежит делать и где проживать в пределах тер­ритории, а не стремления государства защитить себя от внешней агрессии.


Глава 6. Разобщенная Россия

зяиственных и природных ресурсов (будь то в виде мехов, лесных богатств или металлов и минералов). Это предопределило настоя­тельную необходимость установления контроля над землей. Она олицетворяла хранилище богатства (природные ресурсы), или из нее это богатство произрастало (плодородные сельскохозяйствен­ные земли). Пока земля была источником богатства, для ее обра­ботки требовалась рабочая сила. Пока рабочая сила была в дефи­ците по сравнению с землей, насущной становилась оседлость - за­крепление сельского населения на определенном месте для работ на земле. Без оседлой рабочей силы невозможно было бы добиться активного сальдо сельскохозяйственного баланса, которое попол­нило бы государственные доходы и укрепило экономику. В такой большой стране, как Россия, простирающейся далеко за пределы евразийских степных земель, всегда можно было отыскать место, куда крестьяне могли бы сбежать и оказаться вне досягаемости го­сударства или землевладельца, - работать на себя, а не на государ­ство или кого-нибудь еще.

В таких условиях государству надо было создать или исполь­зовать некий механизм, с помощью которого можно было бы вла­ствовать над крестьянами, удерживать их (по мере возможности) на одном месте, эксплуатировать их труд и облагать их налогами. Крепостничество было одним из таких эффективных инструмен­тов, привязывающих крестьян к землевладельцу, который, по су­ществу, и распоряжался землей вместо государства в ключевых сельскохозяйственных регионах. Крепостничество в России было, фактически, современной версией более архаичных форм рабст­ва3. Его окончательное введение в XVII веке было тесно связано с необходимостью выгодного использования земли. Хотя и не все крестьяне были крепостными - то есть непосредственно и персо­нально принадлежали конкретному землевладельцу, - все они в конечном счете были привязаны к той земле, которую возделы­вали и от которой кормились4. Привязка к земле осуществлялась еще через один общественный институт, коллективную группи­ровку, называемую миром или общиной. Это было сельскохозяйст­венное крестьянское сообщество, основанное на совместном владе­нии пахотной и пастбищной землей5.

Учет крестьян в плане исполнения ими работ или несения во­инской службы, а также оплаты ими налогов велся через мир. Это привело к феномену чуть ли не абсолютной местнической замкну­тости или замкнутости в рамках общины большинства российского населения в эпоху царизма - о чем, кстати, свидетельствует тот факт, что первоначальный термин для обозначения крестьянской общины, мир, означает еще и «вселенная». Для многих россиян


Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя ______________________

мир действительно был их вселенной - в той мере, в какой он вме­щал в себя или ограничивал их совместную деятельность. До рево­люции около 80 процентов российского населения подпадали под категорию «крестьян» по государственной классификации, и, как упоминалось ранее, хотя они больше и не занимались обработкой земли и проживали в административных центрах или городах, большинство из них сохраняло связи со своими сельскими община­ми из соображений государственной службы и налогообложения6. Крестьяне, помимо всего прочего, были еще обязаны подавать про­шение миру каждый раз, когда они хотели покинуть общину на продолжительное время, а также чтобы получить разрешение жить и работать вне общины. Вплоть до 1906 года крестьянам было раз­решено свободно покидать землю и общины и искать работу и мес­то для постоянного проживания, где они пожелают.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.