Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I____ i____ i____ i___






1910 1930 1950 1970 1990

Источники: Данные за 1897-1997 гг. - Население России за 100 лет (1897-1997). М.: Гос­комстат России, 1998; за 1998-2002 гг. - Ежегодные данные Госкомстата. *Цифры показывают численность населения на территории современной Российской Федерации.

К 1970 году общая численность населения России вписывалась в ту кривую, которую с достаточной степенью точности можно было бы экстраполировать, отталкиваясь от показателей роста 1900 года. Плановики могли бы без труда предположить по этой кривой, что к 2000 году численность российского населения достигнет 180 или 190 миллионов человек*. К несчастью, все их прогнозы и экстрапо­ляции оказались ошибочными и им не суждено было сбыться. К 1970 году, хотя общая численность населения и выглядела не­плохо с точки зрения плановых органов, ее рост уже значительно замедлился. В 1992 году, как видно из графика 5-2, численность населения стала уменьшаться. Россия стала следовать моделям

* К тому же советских планировщиков вряд ли что-то могло остановить, даже если бы численность населения РСФСР стала уменьшаться. Они занимались проектиро­ванием в масштабе Советского Союза, и у них было больше возможностей в части маневра в прогнозировании, чем нам здесь представляется при взгляде на одну только Россию. Они могли исходить из того, что у них есть возможность перемес­тить в Сибирь квалифицированных рабочих с Украины, из Белоруссии и других ча­стей СССР. В своих замыслах по индустриализации Сибири они не были связаны одной только рабочей силой РСФСР.


___________________ Глава 5. Сибирь - поле экспериментов и ошибок

старения населения других промышленных государств. Из-за из­менения возрастной структуры и снижения рождаемости снизи­лись некогда высокие темпы роста населения. В дополнение к это­му стали проявляться негативные последствия ускоренных темпов советской индустриализации и урбанизации с их напряжением и стрессами. В России уже в 70-х годах повысилась смертность из-за проблем со здоровьем, вызванных массовым промышленным за­грязнением окружающей среды, алкоголизмом, курением и произ­водственными травмами, что сильно сказалось на демографичес­ких показателях 1990-х годов.

С замедлением естественного прироста населения и сокращением его численности встала проблема ограничений, связанных с доступ­ной рабочей силой. Поэтому в 1970-1980-х годах, даже с учетом заня­тости большинства женщин трудоспособного возраста, людей для ос­воения Сибири просто перестало хватать. Да их и не могло хватить для ее освоения в соответствии со смелыми замыслами советских пла­новиков: с городами-великанами по всему региону, гигантскими за­водами, огромными плотинами и гидроэлектростанциями, крупны­ми рудниками, самыми протяженными в мире железнодорожными линиями и так далее. И хотя к тому времени крупнейшие города уже были построены, утопические схемы планирования предусматрива­ли их дальнейшее укрупнение, так как ожидалось, что приток рабо­чих в Сибирь должен возрастать. Однако этого не происходило.

Высокая стоимость жизни в Сибири в сочетании с некачествен­ным жилым фондом и недостатком коммунальных удобств (из-за по­стоянного перераспределения фондов из городской инфраструктуры в промышленность) способствовала тому, что многие мигранты пред­почитали уезжать в другие развивающиеся регионы Советского Сою­за, например, Дон и Кубань80. Хотя население Сибири и было значи­тельно моложе, чем в большинстве регионов европейской части Рос­сии, и это поднимало рождаемость на сравнительно высокий уровень, к середине 1980-х годов потери за счет миграции опередили рост чис­ленности рабочей силы за счет естественного прироста81. Как и в слу­чае с Биробиджаном, люди приезжали в Сибирь, оставались там на какое-то время и уезжали, не вписываясь в прогнозы Госплана.

«Затерянные города»

Советское планирование все же сумело оставить после себя эконо­мическую структуру с высоким уровнем заселения и специализа­ции, в основном в области добывающей промышленности, в отдель­ных самых отдаленных регионах России, а следовательно и всего


Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя ______________________

мира. Поселения и промышленность были по большей части не свя­заны друг с другом, и расстояния между ними было непомерными. В Сибири не оказалось ни одного города или региона, который можно считать экономически самодостаточным. Рассмотрим вкратце прискорбную историю якутского города Мирный. В авгус­те 1958 года плановые структуры провели конференцию с целью в общих чертах наметить стратегию развития экономики Северной Сибири. Они обозначили добычу алмазов в качестве одного из про­мышленных приоритетов в части увеличения капиталовложений. В результате в 1959 году в богатом алмазами регионе Западной Якутии был запущен большой проект по строительству города Мирный, центра новой промышленности. Было запланировано строительство автомагистрали для сообщения Мирного с ближай­шим портом Мухтуй (сейчас г. Ленек), в 204 километрах от реки Лены. Ограничившись исключительно фактом физического нали­чия алмазов в недрах, плановики, к несчастью, забыли принять во внимание (или, возможно, предпочли сознательно проигнориро­вать) сдерживающий фактор климата Якутии и удаленность закла­дываемых города и порта.

Еще в начале 1960 года Константин Криптон (Constantine Krypton) писал: «Сам Мухтуй в зимнее время отрезан от внешнего мира, так как автомагистрали между Мухтуем и ближайшей желез­нодорожной станцией в Усть-Куте (южные ворота в Якутскую АССР) не существует. Грузовой транспорт, посланный из Усть-Кута в Мухтуй должен преодолевать расстояние в 1120 километров по за­мерзшей Лене в предельно сложных и временами опасных услови­ях. В настоящее время транспортировка от и до центра добычи ал­мазов (в Мирном) осуществляется главным образом самолетами»82.

Магистраль от Мирного до Ленска, которую обещали постро­ить в 1958 году, была закончена только в 1982-м. Зимой она стано­вится непроезжей. Сегодня в Мирном еще есть алмазы, но они, как и жители Мирного (37 000 человек), отрезаны от экспортных рын­ков замерзшей рекой, непроходимой дорогой и отсутствием связу­ющей ветки до железной дороги. Единственная тонкая ниточка связи города с внешним миром - авиатранспорт - тоже в большой степени зависит от метеоусловий.

Наличие огромных промышленных и «затерянных» городов, вроде Мирного, отличает Россию от всех развитых государств. Про­блемы Сибири коренятся, по существу, не в обширности ее терри­тории и не в том, что там есть люди, - они жили там и до революции в рассеянных по Сибири городах и поселках, - но в том факте, что на всей ее территории размещены огромные города, крупные предпри­ятия и отрасли добывающей промышленности. Попытка следова-


___________________ Глава 5. Сибирь - поле экспериментов и ошибок

ния пусть и модифицированной «доктрине Энгельса» и стремление распределить производительные силы по всей Сибири в целях обес­печения более или менее одинакового уровня развития каждого ре­гиона Российской Федерации обернулись грандиозным по масшта­бам неправильным размещением ресурсов, а вовсе не подъемом со­ветского или российского производства. Энгельс в своих трудах имел в виду более компактные европейские страны - Германию, Ве­ликобританию... Он считал необходимым более равномерно распре­делить обрабатывающую промышленность в пределах исторически обжитых регионов. Советские плановые органы развили эту эконо­мически сомнительную идею гораздо шире и в неверном направле­нии. Они хотели равномерно заселить огромные пустующие регио­ны. Они упорствовали в своих усилиях, даже когда выяснилось, что человеческие ресурсы не безграничны и переселение не обходится даром. Российское население оказалось не только ограниченным по численности - его содержание в условиях сибирских холодов оказа­лось весьма дорогим.

В 1974 году Солженицын утверждал, что Сибирь и Дальний Восток «предоставляют нам много места для исправления всех на­ших нелепостей в создании городов, промышленных предприятий, электростанций и дорог». В конечном счете оказалось, что правда как раз в обратном. В Сибири хватает места для глупости и ошибок в территориальном размещении людей и промышленности, каких еще не знала история. В течение более пятидесяти лет советская власть строила города, промышленные предприятия и электро­станции (зачастую и без дорог) в тех местах, где их вообще никогда не должно было быть.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.