Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Да здравствуют различия!






Одной из самых приятных моих обязанностей в про­грамме «В фокусе — семья» является работа с записями телефонных звонков, с бумажной и электронной коррес­понденцией, в изобилии поступающей в наши офисы. Я не могу ознакомиться со всеми сообщениями, поскольку за месяц их число превышает 250 000. Но я, тем не менее, регулярно просматриваю состоящие из дословных вы­держек и комментариев сводки, которые готовят для ме­ня наши сотрудники. Среди них встречаются такие чуде­сные послания от родителей и детей, которые окрашива­ют для меня весь день в светлые (а иногда в печальные) тона. Одно из самых ценимых мной писем пришло от де­вятилетней девочки — Элизабет-Кристины Хейз, при­славшей мне свою фотографию и составленный ею спи­сок, где сравниваются мальчики и девочки. Она и ее мама позднее дали мне разрешение опубликовать ее замеча­тельное письмо, что я и делаю.
Дорогой Джеймс Добсон!
Надеюсь, вам понравится мой список, чем девочки лучше мальчиков. Вы славный малый. Я Кристина. Я люблю Иисуса.Любящая Элизабет-Кристина Хейз
Р. S. Пожалуйста, не выбрасывайте мой список.
Девочки лучше мальчиков

· Девочки жуют с закрытым ртом.

· У девочек лучше почерк.

· Девочки лучше поют.

· Девочки больше одарены.

· Девочки лучше умеют причесываться.

· Девочки закрывают рот, когда чихают.

· Девочки не ковыряют в носу.

· Девочки элегантно ходят в умывальную комнату.

· Девочки быстрее учатся.

· Девочки добрее к животным.

· Девочки не пахнут так плохо.

· Девочки более сообразительны.

· Девочки чаще получают то, чего хотят.

· От девочек не бывает столько зловония.

· Девочки спокойнее.

· Девочки так не пачкаются.

· Девочки чище.

· Девочки более привлекательны.

· Девочки не так часто чешутся.

· У девочек элегантнее походка.

· Девочки не так прямолинейны.

· Девочки сидят более элегантно.

· Девочки изобретательней.

· Девочки выглядят лучше, чем мальчики.

· Девочки лучше изобретают прически.

· Девочки тщательней подстригаются.

· Девочки чаще пользуются дезодорантом.

· У девочек не такой сильный запах тела.

· Девочки не любят, когда их волосы взлохмачены.

· Девочки предпочитают больше загара.

· У девочек лучше манеры.

Я был так восхищен творчеством Элизабет-Кристины, что включил ее список в очередной наш ежемесячный бюллетень и разослал его примерно 2 300 000 адреса­тов. Отклики, пришедшие как от мальчиков, так и от де­вочек, были захватывающими — и забавными. Не все, впрочем, остались довольны, включая одну рассержен­ную мамашу, которая сочла, что мы оскорбили ее сына. Она написала: «А рискнули бы вы опубликовать анало­гичное письмо, озаглавленное " Мальчики лучше девочек"?», и добавила: «Сомневаюсь; ведь это не было бы политкорректно». Что ж, впервые в жизни меня обви­нили в том, будто бы я политически корректен! Получив такой вызов, я просто обязан был восстановить справед­ливость. В очередном ежемесячном бюллетене я предло­жил мальчикам присылать мне свои письменные отзы­вы о девочках. Вот избранные пункты из множества пе­речней, полученных мною в течение следующих двух недель.
Почему мальчики лучше девочек

· Мальчики могут честно посмотреть весь фильм ужасов и ни разу не зажмуриться.

· Чтобы сходить, мальчикам не надо каждый раз присаживаться.

· Мальчиков не так легко смутить.

· Мальчики могут сходить в умывальную комнату даже в лесу.

· Мальчики лучше залезают на деревья.

· Мальчиков реже укачивает в автомобиле.

· Мальчики не волнуются из-за «такой диеты» и «сякой диеты».

· Мальчики лучше ездят на тракторе, чем девочки.

· У мальчикоф лучише почирк.

· Мальчики лучше строят крепости, чем девочки.

· Мальчики лучше терпят боль, чем девочки.

· Мальчики намного хладнокровней.

· У мальчиков меньше припадков.

· Мальчики не проводят свою жизнь в галантерее.

· Мальчики не боятся ящериц.

· Мальчики больше подстригаются, чем девочки.

· Мальчики не допускают всех этих вихляндий при ходьбе.

· Мальчики не царапаются.

· Мальчики не заплетают косички друг другу.

· Мальчики не корчут иссибя всезнаик.

· Мальчики не плачут и не сожалеют, если прибьют муху.

· Мальчики не тратят столько дезодоранта.

· Мальчики были созданы раньше.

· Мальчики быстрее учатся издавать веселые звуки с помощью своих подмышек.

· Мальчики лучше завязывают узлы — особенно из девчоночьих косичек.

· Мальчики здорово лучше взрывают всякие штуки.

· Без мальчиков не было бы детей [Вот свежая мысль! ].

· Мальчики едят от всей души.

· Мальчики НЕ ХНЫКАЮТ.

· Мальчики лучше жужжат.

· Мальчики гордятся тем, как пахнут.

· Мальчики не плачут над сломанным ногтем.

· Мальчикам не надо спрашивать указаний.

· Мальчики способны правильно написать фамилию доктора Добсона.

· Мальчики не банальны.

· Мальчики не висят на телефоне.

· Мальчики не свихнулись на магазинах.

· Мальчики, когда рыбачат, сами насаживают наживку.

· Мальчики не завешивают всю ванную своими колготками.

· Мальчики не просыпаются непричесанными.

· Мальчики не пахнут [Что-что? ].

· Мальчикам не надо два миллиона лет, чтобы собраться.

· Мальчиков абсолютно не волнует Барби.

· Мальчикам не надо 21 пару обуви (по три на каждый день недели!!!).

· Мальчикам не нужно все время подкраши­ваться.

· Мальчики не переживают из-за не идеальной формы своего носа.

· Мальчики уважают все и всех, в том числе ДЕВОЧЕК!

Кроме множества таких списков дети прислали мне несколько собственноручно написанных ими посланий. Очевидно, дискуссия о мальчиках и девочках вызвала оживленные семейные пересуды по всей Северной Аме­рике. Вот несколько примеров из нашей почты:
Мне очень понравилась страничка насчет «девочки лучше мальчиков». Я влюбилась в нее, потому что шла мимо стола, и мой взгляд упал на слово «девочки». Я верю в каждое слово на этом клочке бумаги. Я убежда­ла мою подругу Ленни, что девочки лучше мальчиков, а теперь я это доказала. ЧУР, НЕ ОБИЖАТЦА! Спаси­бо, что не выбросили это, а напечатали. Мне сейчас во­семь лет, почти девять. Фейс, 8 лет
Большинство парней на самом деле не волнует спи­сок, который сделала Элизабет. Мальчиков больше занимает спорт, веселая жизнь, и не заботит, как они выглядят (если они не идут на какой-нибудь прият­ный вечер). Я такой человек, который должен был на­писать это письмо. Большинство мальчиков не любят писать. Майкл, 12 лет
Элизабет не понимает главного. Энтони, 8 лет
Мы сегодня получили ваш бюллетень с этим списком под названием «Девочки лучше мальчиков». Не ду­маю, что там все правильно. Просто я думаю, что это верно только отчасти, потому что мой брат причесы­вается лучше, чем я. Стефани, 9 лет
Меня очень обрадовало письмо Элизабет-Кристины Хейз к вам. Особенно мне понравилась ее 31 причина, почему девочки лучше мальчиков. Мои родители предложили мне прочитать эти причины моим брать­ям. Два старших брата смеялись от начала и до конца. Ясно было, что они не согласны. Но когда я кончила, мой четырехлетний братик сказал: «Так значит, де­вочки лучше, чем мальчики». Сара, 15 лет
Мне восемь лет. Я прочитал письмо Элизабет Хейз о том, что девочки лучше мальчиков. По-моему, в этом списке все неправильно. У меня два брата, и они та­кие же нестандартные, как я. В Библии есть стих, где Бог говорит: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16: 7). Мы все должны постараться смотреть на других людей так, как Господь смотрит на нас. Елисей, 8 лет
Я все прочел [в вашем бюллетене] и нашел список, тридцать одну причину, почему девочки лучше маль­чиков. Знаете, что я с ним сделал? Я его растоптал! Ваш друг Пейтон [возраст не указан]. Р.Б. Можете это напечатать.
Разве вас не восхищают детская непосредственность и творческое вдохновение? У мальчиков и девочек прояв­ляется такой свежий взгляд практически на все в мире, и, как мы убедились, они смотрят на жизнь с противопо­ложных сторон этого мира. Даже ребенку понятно, что мальчики и девочки отличаются друг от друга. К сожа­лению, то, что очевидно для большинства детей и взрос­лых, стало предметом горячей полемики в 1970-х гг., когда в общественном сознании пустила корни одна бре­довая идейка. Маленькая, но шумная компания феми­нисток принялась убеждать всех, будто бы мужчины и женщины, за исключением их репродуктивных орга­нов, вполне идентичны, и будто бы любые отличитель­ные особенности в характере или поведении есть прямое следствие патриархальных искажений в нашей культу­ре. Это была радикальная концепция, лишенная, одна­ко, серьезного научного обоснования, — если отказаться от тенденциозности и политической ангажированности. Тем не менее, пропагандистская кампания охватила всю культурную среду. Неожиданно ученые и специалисты, вместо того чтобы сказать свое веское слово, стали ки­вать головами в знак согласия. Мол, никаких сомнений.
Категории мужского и женского пора упразднить за не­надобностью. Родители неправильно относились к сво­им детям на протяжении, как минимум, пяти тысяч лет. Средства массовой информации ухватились за эту докт­рину, и слово юнисекс (англ. unisex — «однополость», унификация полов. — Примеч. пер.) прочно вошло в сло­варь просвещенного человечества. Каждый, кто оспари­вал новоявленную догму, как это сделал я в 1975 году в своей книге «Что, на взгляд жен, их мужьям следовало бы знать о женщинах» (What Wives Wish Their Hus­bands Knew about Women), был заклеймен как тендер­ный шовинист, если не что-нибудь похуже.
Феминистское движение затем приняло новый и опас­ный оборот. Его лидеры попытались перекроить методы воспитания детей (именно поэтому данный вопрос так тревожит нас сегодня, спустя столько лет). Ведущий те­левизионного шоу Фил Донахью и десятки подражателей изо дня в день твердили родителям, что их дочери были жертвами гнусного тендерного шовинизма, и что в воспи­тании их сыновей должно быть больше сходства с воспи­танием девочек. Их призывы были весьма категоричны. «Положение дел необходимо изменить, и немедлен­но!» — восклицали они. Феминистка Марло Томас, под­руга, а затем жена Фила Донахью, примерно в тот же пе­риод стала соавтором бестселлера «Свобода быть собой для тебя и для меня» (Free to Be You and Me), который из­датели рекламировали как «первое реальное руководство по воспитанию детей без сексизма». В нем мальчиков призывали играть с куклами и игрушечной посудой и обещали им, что они смогут стать, кем только захотят, в том числе (нет, кроме шуток!) «мамами и бабушками». Книга предлагала десятки стихотворений и рассказиков, где происходила инверсия тендерных ролей, например мамочка обивала крышу дранкой, делала в гостиной но­вые полки и работала с бетонной смесью. А папочка тем временем готовил на кухне завтрак. Была приложена масса усилий, дабы внушить детишкам, что у отцов есть все задатки, чтобы оказаться нежными мамулями, а у матерей — довольно крутыми парнями. Этой книги бы­ло продано несколько миллионов экземпляров. И движе­ние только набирало обороты.
Жермена Грир, автор книги «Женщина-евнух», про­являла еще больше радикализма. Она заявила, что тра­диционная семья «кастрирует женщин». Согласно ее убе­ждениям, матерям следует меньше нянчиться со своими дочерьми, потому что относиться к ним с добротой и лас­кой означает лишь закреплять тендерные стереотипы и культивировать в дочерях «зависимость» и женствен­ность. Грир также настаивала, что детей лучше воспиты­вают общественные институты, нежели родители. Сего­дня трудно поверить, что ее книга, выражающая эти и подобные им экстремистские взгляды, тоже фигурирова­ла на первых местах во всех списках бестселлеров. Это по­казывает, до какой степени доминировал в то время в на­шей культуре радикальный феминизм.
Вероятно, самой влиятельной из тогдашних фемини­сток была Глория Стайнем, основательница Националь­ной организации для женщин и редактор журнала «Мэ.» (в пер. с англ. мисс или миссис — госпожа. — Примеч. пер.). Вот образчики ее взглядов на брак и воспитание де­тей:
В нашей стране уже много людей, которые осмели­лись придать воспитанию своих дочерей больше сход­ства с воспитанием сыновей. И это великолепно, по­тому что это значит, что у них больше равенства... Но пока гораздо меньше людей, которые осмелились сделать воспитание своих сыновей более похожим на воспитание дочерей. И именно это необходимо сде­лать.
Мы должны прекратить воспитывать мальчиков так, чтобы они думали, будто бы им надлежит доказывать свою мужественность за счет того, чтобы захватывать контроль или не показывать своих чувств, или не упо­добляться маленьким девочкам. Вы можете спросить [мальчика]... «А что, если бы ты был маленькой дево­чкой?» Его покоробит одна мысль о том, что он мог бы быть этим низшим существом. Он уже усвоил ту идею, что ему, чтобы быть мальчиком, необходимо превосходить девочек, и в этом-то вся и проблема.
[Брак] это не равное партнерство. Я имею в виду, вы меняете свою фамилию, отказываетесь от своего кре­дитного рейтинга, меняете свой юридический адрес, а в социальном аспекте к вам относятся так, как если бы индивидуальность мужа замещала вашу. Пред­ставить себя не могу замужней женщиной. Если все должны быть замужем, то очевидно, что это тюрьма, а не свободный выбор». (Стайнем вышла замуж в 2000 году.)
Относительно всякой женщины предполагают, что она хотела бы иметь детей. Но я никогда не объявила бы о каких бы то ни было своих сожалениях.
Задумайтесь на минутку над приведенными выше цита­тами из Стайнем, Грир и других феминисток того перио­да. Большинство из них никогда не были замужем, де­тей они не любили, а по отношению к мужчинам испы­тывали чувство глубокого негодования. И все же они взялись советовать миллионам женщин, как воспиты­вать детей и в особенности как вырастить здоровых мальчиков. Не существует свидетельств того, чтобы у Стайнем или у Грир был мало-мальски заметный опыт общения с детьми того или другого пола. Не странно ли, что масс-медиа (насколько мне известно) совершенно проигнорировали эту неувязку? И разве не печально, что эти женщины получили возможность пагубно вли­ять на воспитание целого поколения детей?
Главной заботой феминисток была проблема, которую они формулировали как «сексизм» в детских игрушках. Как и в случае многих других дискутировавшихся в тот период вопросов, громче всех звучал голос Жермены Грир. Она заявила: «Так откуда же эти различия [между полами] возникли? Если они целиком внушены нам людьми вроде производителей игрушек, которые при­учают мальчиков ко всяким грузовикам, а девочек к кук­лам, а также учителями, родителями, работодателями и прочими порочными влияниями сексистского общест­ва, — тогда, может быть, это проблема социальная, в ко­торой необходимо навести порядок.
На компании было оказано грандиозное давление, что­бы «навести порядок». Я вспоминаю, что в тот период об­щался с одним адвокатом, попросившим моей помощи в деле о защите сети аптек-магазинов «Эау Оп» от судебно­го иска. Адвокатом противоположной стороны выступа­ла феминистка Глория Оллред, представлявшая интере­сы родителей семи маленьких девочек, которые, как ут­верждалось, получили эмоциональные травмы вследст­вие того, что в одном из магазинов им было отказано в свободном доступе к определенным игрушкам. Оллред, не моргнув глазом, заявила, что этим детям был причи­нен огромный вред из-за наличия двух надписей, «Иг­рушки для мальчиков» и «Игрушки для девочек», вися­щих в проходе на высоте в два с половиной метра. Затем некий психиатр засвидетельствовал (за что и был, я уве­рен, щедро вознагражден), что малышек глубоко и непо­правимо ранила эта «дискриминация» со стороны сети «Sav On». Никто так и не спросил, почему же родители этих детей просто не отвели их в другой магазин. Тем не менее сеть «Sav On» дрогнула и согласилась убрать «гендерно ассоциированные» надписи из своих магазинов.
После этого продавцы игрушек усвоили, что сегрега­ция товаров по половому признаку не будет терпима. Они поняли намек. Свыше двух десятилетий сеть магазинов «Toys „R" Us» осуществляла в маркетинге «гендерно-нейтральный» подход, требуемый феминистками. Он не приносил успеха. Наконец, компания провела опрос более десяти тысяч покупателей, чтобы уточнить, что предпочитают сами дети. Оказалось, что мальчики и де­вочки интересуются совершенно разными вещами. Вот так сюрприз! Вооружившись этой информацией, руково­дители «Toys „R" Us» решили, что в конце-то концов бу­дет политически безопасно выставить игрушки в двух разных секциях под названиями «Мир мальчиков» и «Мир девочек». Этот возврат на традиционный путь вы­звал бурю протестов со стороны «Women's Reproductive Health Initiative» и «Feminist Karate Union». Компания Держалась стойко, и другие продавцы игрушек последо­вали ее примеру. Глупо было бы поступить по-другому.
Кристина Хофф Соммерс обратилась к скандалу вок­руг игрушек в своей замечательной книге «Война про­тив мальчиков». Она сообщила, что компания «Hasbro Toys» пыталась приспособиться к требованиям фемини­сток, выпустив в продажу новый кукольный домик, рас­считанный на то, чтобы вызвать интерес и у мальчиков, и у девочек. Благодаря этому компания смогла бы про­дать вдвое больше наборов. Выявился, однако, неболь­шой просчет относительно того, как будут реагировать дети. Девочки склонны были «играть в домик», исполь­зуя пластмассовые предметы традиционным способом. Куклы у них выходили замуж, расставляли игрушеч­ную мебель, нянчили детей, в общем, вели себя по при­меру мам этих девочек. Мальчики тоже играли с ку­кольным домиком, но не так, как предполагалось. Дет­ские колясочки они запускали по скату крыши в космос и обычно быстро разрушали эту девчоночью игрушку. Вплоть до основания.
Итак, движение за унификацию полов господствова­ло до конца 1980-х гг., когда оно, наконец, стало жерт­вой развития медицины. Появление щадящих методов диагностики, таких как ядерный магнитный резонанс и позитронная томография, позволило врачам и физиоло­гам гораздо подробнее исследовать, как функционирует человеческий мозг. И то, что они обнаружили, сделало притязания феминисток абсолютно беспочвенными. Ла­бораторное исследование мужского и женского мозга выявляет две совершенно разные картины. В ответ на характерные стимулы у мужчин и женщин «включают­ся в работу» разные участки мозга, что отражает корен­ные различия протекающих в нем психофизиологичес­ких процессов. Оказывается, мозг у мужчин и женщин имеет разные «схемы подключения», чем — в сочетании с гормональными факторами — и объясняются специ­фические особенности поведения и психологии, тради­ционно приписываемые мужчинам и женщинам. Имен­но эту специфику феминистки пытались проигнориро­вать или поставить под сомнение. И все же можно ТОЛЬ­КО восхищаться их амбициями. Они стремились за одно поколение переделать по новому образцу добрую поло­вину рода человеческого.
К сожалению, идеи, которые насаждались в семидеся­тых годах, а в своей измененной форме культивируются и по сей день, глубоко проникли в нашу культуру, несмотря даже на то, что особой разумностью никогда не отлича­лись. Практика воспитания детей навсегда утратила пре­жние черты. Многие родители, например, не хотят или не готовы объяснить своим сыновьям, в чем выражается тот факт, что они мальчики, а не девочки, и что это на самом деле означает. Возник и еще один источник смущения умов, подпитываемый громогласной пропагандой муж­ского и женского гомосексуализма. Ее активисты учат но­вому, революционному отношению к вопросам пола, кото­рое именуется «тендерный феминизм» и основано на той идее, что факт принадлежности человека к тому или ино­му полу не имеет значения. Якобы генетический фактор можно просто отбросить. Значение имеет только «тендер­ная принадлежность», выбранная для нас родителями, когда мы были младенцами, или та тендерная роль, кото­рую мы позднее сами выбираем для себя в жизни. Мэри Браун Парли сформулировала эту идею в журнале «Совре­менная психология»: «Пол, „приписываемый" младенцу при рождении, в такой же мере является социальным ре­шением, как и признанием биологического факта».
Еще одна активистка феминизма сказала об этом так: «Хотя многие полагают, будто бы пол мужчин и женщин суть естественная реализация генетической программы, тендерная принадлежность является продуктом челове­ческого мышления и культуры, социальным понятием, которое и формирует „подлинное естество" каждого ин­дивидуума1. Что же получается — как только мы огра­дим детей от социальных и религиозных влияний, у лю­дей появится свобода перескакивать через границы су­ществующих тендерных ролей в соответствии со своими предпочтениями? Если уж доводить это рассуждение до его противологического итога, активисты феминизма и гомосексуализма хотели бы снивелировать традицион­ные роли матери и отца, а со временем избавиться от та­ких терминов, как жена, муж, сын, дочь, сестра, брат, мужественность, женственность, мальчик, девочка, вообще мужской и женский. На смену этим указаниям принадлежности к тому или иному полу придут гендер- но-нейтральные термины, такие как значимые другие, брачный партнер, родители, дети и ребенок от тех же родителей.
Очевидно, для отцов и матерей это будет иметь самые серьезные последствия. Я призываю вас защитить своих детей от тех, кто придерживается подобных постмодер­нистских взглядов. Оберегайте как своих сыновей, так и своих дочерей от тендерного феминизма и от тех, кто стремится запутать вопрос принадлежности к тому или иному полу. Культивируйте мужественность у своих сы­новей, которым в грядущие годы предстоит выдерживать все возрастающее политическое давление. Оградите их от представлений, будто бы большинство взрослых муж­чин — это сексуальные хищники, способные только на насилие и неуважение по отношению к женщинам.
Важно также, чтобы мы, взрослые, осознавали свою половую принадлежность. Если мы сами не будем знать, кто мы, нашим детям будет вдвойне труднее разобраться, кто же они. Любые колебания, любая двусмысленность в вопросе половой идентификации должны рассматри­ваться как опасная угроза не только для наших сыновей и дочерей, но и для стабильности всего общества в долго­временной перспективе.
И наконец, я призываю вас все разъяснения по вопро­сам принадлежности к тому или иному полу основывать на Писании, где сказано: «И сотворил Бог человека по об­разу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 27). Иисус в качестве ру­ководителя иудеев, впервые призывавшего признать за женщиной ее личное и общественное достоинство, гово­рил: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале муж­чину и женщину сотворил их?», и далее: «Посему оста­вит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и бу­дут два одною плотью» (Мф. 19: 4-5). Таков был божест­венный замысел. Он не оставляет сомнений, что Творцом созданы не один пол, а два, и каждый из них устроен так, чтобы быть «соответственным» (ср. Быт. 2: 18) другому, соответствовать всем его потребностям. Любая попытка учить ребенка чему-то иному означала бы соблазн для Детской души.
Мы выяснили, чем половая самоидентификация не яв­ляется. Давайте теперь вкратце рассмотрим отличитель­ные особенности мужчин и узнаем, каким образом пони­мание этих особенностей помогает нам растить здоровых мальчиков.

Вопросы и ответы

У нас растет девятилетний сын, но он совсем не похож на тот образ мальчи­ка, что вы описываете. Он спокойный, аккуратный, задумчивый и очень-очень застенчивый. Означает ли это, что он не «стопроцентный маль­чик»? Следует ли нам попытаться изменить его, сделать более напористым и агрессивным?
Замечательнейшей особенностью того, как устроены че­ловеческие существа, является их поразительное разно­образие и сложность. Все мы разные и неповторимые. Мое описание агрессивных, любящих рискнуть мальчи­ков представляет собой попытку охарактеризовать эту половозрастную группу в целом, показать, что для маль­чиков типично, и в чем они отличаются от своих сестер. Тем не менее, тысячи индивидуальных особенностей от­личают их и друг от друга. Мне вспоминается, как я одна­жды взял с собой десятилетнего сына и его друга пока­таться на лыжах. Пока мы поднимались на фуникулере на вершину горы, я решил сделать фотографию двух мальчиков на фоне расстилающегося перед нами изуми­тельного пейзажа. Райан, мой сын, улыбался и кривлял­ся перед камерой, в то время как Рикки просто сидел на скамейке. Тогда Райан предложил ему помахать рукой, немного подурачиться, так же как он сам. На что Рикки степенно ответил: «Не такой я человек». И это было прав­дой. Два мальчика находились на разных краях диапазо­на личностных характеристик. Я все-таки сделал снимок двух мальчиков — один из кожи вон лезет, а от другого веет смертельной скукой. И оба они — «стопроцентные мальчики».
Безусловно, ваш сын не так уж выделяется тем, что крайне застенчив. Согласно данным знаменитого Нью- Йоркского долговременного исследования, примерно - пятнадцать процентов детей ведут себя в яслях довольно спокойно и пассивно. Эта черта их характера имеет тен­денцию сохраняться на протяжении всего детства, да и позднее. Такие дети могут быть весьма непосредственны­ми и веселыми в уютной домашней обстановке. Однако в присутствии незнакомых людей они держат язык за зу­бами и словно бы не знают, что сказать. Некоторые дети становятся такими, потому что в прошлом получили ду­шевную травму или почувствовали себя отверженными. Более вероятное объяснение — что они просто родились такими. Иногда родителей смущает подобная интровертность их детей, и они стараются изменить положение дел. Нелепое заблуждение. Никакие уговоры и понукания ро­дителей не добавят этим детям общительности, бойкости и уверенности в себе.
Мой вам совет — плывите по течению. Принимайте своего ребенка таким, каким он рожден. Затем отыщите в своем мальчике те особые качества, которые составляют его индивидуальность и относятся к его сильным сторо­нам. Культивируйте в нем эти качества. Развивайте их. А потом дайте ему время вырасти и стать своеобразной и не­повторимой личностью, не похожей на всех других лю­дей на земле.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.