Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение ссылки






Ссылка несомненно наложила отпечаток на сибирскую историю. Сколько бы историки ни спорили о том, что было важнее - вольнонародная или государственно-принудительная колониза­ция, вполне очевидно, что ссылка сыграла свою роль в заселении и хозяйственном освоении Сибири.

Определить число людей, сосланных в Сибирь на протяже­нии XVII — первой половины XIX в., практически невозможно, поскольку до XIX в. государственные органы не вели никакой общей статистики. Но даже по примерным оценкам видно, что количество ссыльных постоянно возрастало. Если в XVII в. речь можно вести о тысячах, в XVIII в. — о десятках тысяч, то в XIX в. — уже о сотнях тысяч сосланных в Сибирь. Колонизационное значение ссылки росло.

Если за 1800—1825 гг. в Сибирь поступило 80 тыс. ссыльных, то с 1825 по 1861 г. — 268 тыс. человек. Удельный вес их в населении края, по самым приблизительным подсчетам, возрос с 4% в конце XVIII в. до 9% в середине XIX в. Причем в отдельных районах число ссыльных было весьма велико. Так, в 1781 г. в Каннском уезде они составляли 83% всех крестьян, в 1820-х гг. в Томском округе -24%. В Восточном Забайкалье многие деревни почти целиком были заселены ссыльнопоселенцами, бывшими каторжными и их потомками.

Велико было значение ссылки в формировании морального и культурного облика сибиряков. Здесь ее влияние было двояко. С одной стороны, Сибирь пополнялась разного рода уголовными элементами, что способствовало росту преступности и снижению нравственного уровня сибирского общества. «Черные валеты», как называли уголовников местные жители, были настоящим бедствием для крестьян и горожан. Воры, мошенники, растратчики и всякого рода авантюристы, выйдя на поселение, почти всегда возвращались к прежней своей деятельности. Рост казнокрадства и лихоимства обеспечивали отправленные в Сибирь «на исправ­ление» проворовавшиеся в центре чиновники. С другой стороны, среди ссыльных, особенно «государственных преступников», нема­ло было людей образованных, оставивших заметный след в культуре Сибири, занимавшихся ее изучением, поднимавших культурный уровень сибиряков. Уже одно общение с ними расширяло кругозор, способствовало формированию культурных запросов и литературных вкусов.

В сибирской ссылке с 1609 по 1613 г. был князь И. М. Катырев-Ростовский, а с 1622 по 1625 г. князь С. И. Шаховской, оба — видные литературные деятели первой половины XVII в. Здесь оказался донской казачий есаул Ф. И. Порошин — вероятно, автор известной «Повести об азовском осадном сидении». Около 15 лет (1661 —1676 гг.) в Тобольске провел серб Юрий Крижанич, один из виднейших публицистов и идеологов панславизма XVII в.

Весомый вклад в просвещение Сибири внесли военноплен­ные. В начале XVIII в. шведы устраивали в Тобольске, Томске, Тюмени концерты, музыкальные вечера. Они работали частными учителями, преподавая немецкий и французский языки. Шведский капитан К. Ф. фон Врех для обучения детей своих соотечествен­ников открыл в 1713 г. школу в Тобольске. В год закрытия, в 1721 г., в ней обучалось 139 учеников.

В 1770-х гг. поляки устраивали в Тобольске любительские спектакли, а осевшие на поселении привносили в сибирское земледелие новые сорта овощей и культуру огородничества. Поляки организовали в Забайкалье в середине XIX в. первые сыроваренные заводы и даже фабрику по производству сигар из местного табака, занимались частным учительством, обучая иностранным языкам, музыке, танцам.

Ссыльный П. П. Сумароков принимал деятельное участие в издании в Тобольске журнала «Иртыш», был его редактором. Два других ссыльных — гвардейский офицер А. П. Шубин и князь В. Н. Горчаков — устроили в Иркутске в 1805 г. «публичный театр».

И, конечно, в культурном просвещении Сибири неоценима роль декабристов. Устроившись на поселении, многие из них распространяли агрономические знания, развивали народное образование и изучали природные богатства края, вели его этнографическое изучение.

Декабристы В. Ф. Раевский, А. Е. Розен, Д. И. Завалишин, С. Г. Вол­конский, М. А. и Н. А. Бестужевы, К. П. Торсон и другие, занявшись земледелием, делились опытом с сибирскими крестьянами. Братья А. и П. Борисовы вели исследования сибирской флоры и фауны, Н. А. Бестужев собирал этнографические сведения о бурятах, М. А. Бестужев, М. С. Лунин, В. И. Штейнгель занимались сибирской историей, Ф. В. Вольф, П. С. Пушкин, М. К. Кюхельбекер оказывали медицинскую помощь. Почти все декабристы по месту своей ссылки занимались просвещением: М. И. Муравьев-Апостол учил местных детей в Вилюйске, А. Юшневский, А. Поджио, П. Борисов — в Иркутске, братья Беляевы — в Минусинске, В. Ф. Раевский открыл школу в селе Олонки (Иркутская губерния), И. Д Якушкин — в Ялуторовске. Близкий к декабристам композитор А. А. Алябьев, сосланный в 1828 г. в Тобольск, устраивал здесь музыкальные вечера, концерты, организовал казачий оркестр из 100 музыкантов. В Тобольске, Иркутске, Ялуторовске, Кургане и других городах центрами культурной жизни становились дома декабристов.

Не менее значима была роль ссыльных и в ознакомлении образованных кругов России и Европы с Сибирью, ее историей, современным состоянием и экономическим потенциалом.

Поляк Адам Каменский-Длужик, отбыв в середине XVII в. якутскую ссылку, по возвращении домой написал книгу о своем пребывании в Сибири, о жизни и обычаях ее аборигенного и русского населения. Перу Ю. Крижанича принадлежат «Пове­ствование о Сибири» и «О китайском торге». Швед Ф. И. Табберт (Страленберг), прожив в сибирском плену 11 лет (1711 —1722 гг.), опубликовал в 1730 г. в Стокгольме книгу «Северная и Восточная часть Европы и Азии». Г. Фик, вернувшись из якутской ссылки, предоставил правительству в 1744 г. обширную записку о положении якутов и тунгусов и о злоупотреблениях ясачных сборщиков. Еще один иностранец, немец И. Л. Вагнер, опублико­вал в 1789 г. свои воспоминания, в которых знакомил читателей (иногда предвзято) с жизнью сибиряков, уделив основное внимание Мангазее, где провел три года ссылки.

Из русских ссыльных можно назвать А. Радищева, написав­шего «Письмо о китайском торге» и повесть «Ермак». Декабри­сты, еще будучи в Сибири, начали печатать в прессе свои статьи, излагая в них идеи подъема производительных сил и культурного уровня Сибири. Пребывание в Омском остроге дало Достоев­скому богатый материал для его знаменитых «Записок из мертвого дома».

Несмотря на массу неприятностей, которые доставляли местным жителям ссыльные уголовники, сибиряки все же относились к «несчастным» с добротой и состраданием. Когда партии колодников достигали какого-либо населенного пункта, его жители выходили к дороге и передавали ссыльным продукты, одежду, деньги. Нередки были случаи помощи сибиряков беглым каторжникам и их укрывательство. Все это отмечалось современ­никами. Декабрист Н. В. Басаргин писал: «Сибирь принимала всех без разбора. Когда ссыльный вступал в ее границы, его не спрашивали, за что и почему он подвергся каре законов», от ссыльного «требовалось только, чтобы на новом месте он вел себя хорошо, чтобы трудился прилежно... В таком случае по проше­ствии нескольких лет ожидало его... уважение людей...». «Наш крестьянин-старожил, — утверждал томский краевед Н. А. Кост­ров, — каждое преступление считает несчастием, каждого преступника — несчастным...». «Главные добродетели их — гостеприимство и сострадание, — замечал о крестьянах А. П. Сте­панов, — они и ссыльных называют не иначе, как несчастными, и готовы помогать бедным, бесприютным». Подобное отношение основывалось, вероятно, на христианской морали и памяти сибиряков о том, что многие из них сами ведут родословную от «несчастных» — ссыльных и беглых. Об отдельных государствен­ных преступниках слагались даже легенды и предания, как например, об А. Д. Меншикове, которого березовцы почитали за святого, о Бурхарде Минихе, которого «пелымцы долго вспомина­ли... с любовию». Память о ссыльных знаменитостях передава­лась из поколения в поколение. Особую любовь сибиряков своей бескорыстной деятельностью и безупречной жизнью снискали декабристы.

 

Выводы

С самого начала присоединения к России Сибирь преврати­лась в место ссылки для разного рода преступников. При этом правительство преследовало сугубо утилитарные цели: использо­вать ссылку как способ заселения Сибири, комплектования воинских гарнизонов, обеспечения рабочими руками промышлен­ных предприятий. В результате ссылка сыграла несомненно большую роль в колонизации Сибири. К тому же она оказала значительное влияние на формирование морального и культурно­го облика сибиряков.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.