Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью






 

Критерии сравнения Моторная алалия Интеллектуальная недостаточность
  Сущность нарушения Форма патологии речевой деятельности, результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при сохранности неязыковых психических процессов Нарушения развития речи – результат патологии познавательной деятельности
  Предречевое развитие Соответствует возрасту Задержка сроков гуления, лепета
  Динамика развития речи Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития речи •к 6-7 г. на основе подражания овладевают простым грамматическим стереотипом •по мере овладения стереотипом темп овладения речью ускоряется
  Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей Понимание обращенной речи относительно сохранно, понимает сложные синтаксические конструкции, делает попытку выражать в речи причинно-следственные связи доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь) Выражают только самые элементарные причинно-следственные связи, понимание речи затруднено
  Формально-языковые нарушения речи (грамматический строй речи) Аграмматизм (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическом уровне), трудности поиска слов, выбора морфем и установления порядка следования слов Речь логически бедная или алогичная может быть правильной в формально-языковом (грамматическом) отношении
  Запас знаний и представлений С трудом актуализируется в речи Ограничен
  Невербальное мышление Сохранно (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение) Нарушено вербальное мышление
  Степень обучаемости Высокая Низкая
  Критичность Критичны к своей собственной речи, речевой негативизм Некритичны

 

Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма (Синдром Каннера)

 

Критерии сравнения Моторная алалия Аутизм
  По определению Речевая патология Особая психическая аномалия, нарушено формирование эмоционального контакта с окружающим миром
  Раннее развитие речи Речь развивается неполноценно Раннее речевое развитие – норма, по темпу может обгонять сверстников При утрате речи разговаривает сам с собой и во сне
  Реакция на обращенную речь Сохранная постоянная реакция на речь окружающих Не реагирует на обращенную речь, но процесс понимания речи не нарушен
  Психопатологические симптомы Отсутствуют Отмечаются психопатологические симптомы, фобии и непредсказуемые реакции
  Особенности психического развития Может наблюдаться ЗПР, дифицитарное развитие Могут наблюдаться у.о. и неравномерное искажение психических процессов
  Экспрессивная речь Активно используют зачатки речи (вербальной и невербальной), состояние речи не зависит от окружающей обстановки Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний, не употребляют слова ДА и Я, стойкий Аграмматизм в незнакомой обстановке
  Мимико-жестовая речь Активно используют в общении Не использует жесты и мимику (распад)
  Эхолалия Не отмечается Встречаются непосредственные и отставленные во времени эхолалии
  Просодика Не нарушена Своеобразные нарушения просодической стороны речи – замедлений темпа, скандированное и рифмованное произношение, высокая тональность голоса
  Общение Стремление к контактам (кроме случаев речевого негативизма) Отказ от общения
  Эмоционально-волевая сфера Адекватность эмоций Неадекватность эмоциональных реакций
  Моторика Относительно сохранная (исключения) Стереотипия в движениях и действиях, своеобразие походки, ходьбы по лестнице, трудности пространственной ориентировки, потряхивания тела, самостимул.

 

< < < Часть 1: АЛАЛИЯ, (моторная алалия).


Список литературы:

1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. М., 1981. Раздел 4.
2. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи// Нарушение речи у дошкольников. М., 1972, с. 32-81.
3. Воробьева В.К. Формирование связной речи учащихся с моторной алалией. М., 1986.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.
5. Глухов В.П. Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Л., 1989
6. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов// Нарушение речи и голоса у детей/ под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. — М., 1975. С. 71-80.
7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 2001.
8. Жукова Н. С. и др. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. Кн. для логопеда. /Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатб.: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
9. Жукова Н. С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1973, 1990. – 239 с.
10. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – Л., 1985. – 88 с.
11. Левина Р.Е. Основы практики и теории логопедии. — М., 1986.
12. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. М., 1951.
13. Лалаева Р.И. Нарушение устной речи и система их коррекции у умственно отсталых дошкольников. — Л., 1968.
14. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М., 1969.
15. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.
16. Логопедия: учебник для студ. дефект. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 703 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
17. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М.. 1975.
18. Мастюкова Е.М. Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений у детей, страдающих церебральными параличами// Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. — М.: Медицина, 1972. С.222-278.
19. Мастюкова Е.М. Онтогенетичский подход к структуре дефекта при моторной алалии// Дефектология. 1981. № 6.
20. Орфинская В.К. Формы моторной алалии, связанные с избирательной неполноценностью речедвигательного анализатора // Физиологические механизмы нарушений речи. — Л., 1967. С. 129-137.
21. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). – М.: Классик-с Стиль, 2003. – 160 с.
22. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией: Уч. пособ. – Изд-во КГПИ, 1981, 2003. – 150 с.
23. Трауготт Н.Н., Кайданова С.Н. Нарушение слуха при моторной алалии и афазии. Л., 1975.
24. Хрестоматия по логопедии / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., 1977. Ч. II
25. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М., 1958.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.